Напоминание

"Одун чульдьии" (Юкагирские сказки)


Автор: Миронова Алёна Николаевна
Должность: учитель юкагирского языка
Учебное заведение: МКОУ "Нелемнинская СОШ им.Н.И.Спиридонова -Текки Одулока"
Населённый пункт: Село Нелемное
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Одун чульдьии" (Юкагирские сказки)
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НЕЛЕМНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ Н.И.СПИРИДОНОВА - ТЕККИ ОДУЛОКА»

МР «ВЕРХНЕКОЛЫМСКИЙ УЛУС (РАЙОН)» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

С.НЕЛЕМНОЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка внеурочной деятельности

«ОДУН ЧУУЛЬДЬИИ»

(ЮКАГИРСКИЕ СКАЗКИ)

для учащихся 7 класса

Составитель: Миронова Алена Николаевна,

учитель юкагирского языка

МКОУ «Нелемнинская СОШ им.Текки Одулока»

НЕЛЕМНОЕ, 2021 год

Пояснительная записка.

В целях обобщения знаний, полученных при изучении юкагирского фольклора в 5-

7 классах, а также для расширения и углубления, предлагаем программу курса «Одун

чуульдьии» (Сказки юкагиров). На занятиях обучающиеся на материале мифологии и

фольклора

юкагирского

народа

познакомятся

с

древними

верованиями

и

представлениями, которые на определенном этапе исторического развития были присущи

всем человеческим сообществам. Таковыми, например, являются тотемистические

воззрения, анимистические представления, магия, идолопоклонство и др.

Основная цель кружка «Одун чуульдьии» (Сказки юкагиров) – это реализация

педагогической

идеи

формирования

национального

самосознания

в

условиях

поликультурной среды.

Задачи:

-

познакомить

учащихся

с

жанровой

классификацией

юкагирского

повествовательного фольклора;

- формировать интерес к изучению родного языка, культуры, литературы

юкагирского народа;

- способствовать повышению уровня литературного образования и воспитанию

уважительного отношения к культуре своего народа.

Фольклор является важнейшим составляющим культуры любого народа. Устное

народное творчество юкагиров в Нелемнинской средней школе Верхнеколымского улуса

и Андрюшкинской средней школе Нижнеколымского улуса Якутии входит в содержание

различных школьных предметов. Так, в школе с. Нелемное юкагирский фольклор

включен в программы курсов «Литература коренных народов Севера» для начального и

среднего звена и «Юкагирская национальная культура» для 1-11 классов.

Анализ произведений устного народного творчества юкагиров на занятиях кружка

проводятся на основе сравнения и сопоставления с известными мифологическими и

фольклорными текстами разных народов мира, различными фактами их духовного и

материального

наследия,

что

позволяет

учащимся

глубже

понять

национальное

своеобразие культурного богатства юкагиров и его неразрывную связь с мировой

культурой. Работа по принципу сравнение-сопоставление активизирует мыслительную

деятельность

учеников,

развивает

познавательный

интерес,

формирует

навыки

исследовательской работы. Школьники проникаются чувством гордости за свой народ и

уважением к другим этносам.

Изучение юкагирского фольклора в школе будет происходить в тесной взаимосвязи

с уроками родного языка, истории, традиционных промыслов, на которых происходит

формирование мировоззрения учащихся, их нравственных идеалов.

Используемые методы и приемы обучения:

-наглядно - слуховой (аудиозаписи);

-наглядно - зрительный;

-словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

-практический (показ приемов исполнения, импровизация);

-поисковый

Описание места курса в учебном плане.

Программа рассчитана на один год обучения для учащихся 7 класса (1 час в неделю 35

часов в год).

Планируемые результаты.

Личностными результатами учащихся, посещающих кружок «Одун чульдьии» является:

-формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) на основе фольклорных

произведений юкагиров;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в

результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей

правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на прочитанное произведение, делать выбор, какой

поступок совершить (песни о красоте родной природе, традициях русского народа,

патриотизме и т. д).

Метапредметными результатами изучения является формирование следующих

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

-проговаривать последовательность действий при чтении произведений;

-учиться высказывать своё предположение (версию) по фольклорному произведению;

-с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания;

-выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану;

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

педагога;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и

информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы;

-перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: слушать и понимать речь других;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе

совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и

взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнера.

Тематическое планирование:

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие (цели и задачи курса)

1

2

Юкагиры и циркумполярная культура

1

3

Что такое мифы?

1

4

Тотемизм. Заяц – тотемное животное юкагиров.

1

5

Заяц в мифологии и фольклоре народов циркумполярной

культуры.

1

6

Культ медведя у народов Сибири. Медведь в культуре

юкагиров.

1

7

Космогонические мифы. Юкагирский миф о создании

Земли.

1

8

Культ природных сил. Миф об огне.

1

9

Культ Природы в духовной культуре народов Севера.

Юкагирская легенда о шестиногом лосе.

1

10

Загадка многоногого лося в культуре народов Севера.

1

11

Культ Матерей Природы. Обращения юкагиров к стихиям

Природы.

1

12

Этиологические мифы.

1

13

Этиологические сказки юкагиров о животных.

1

14

Анимизм. Отражение анимистических представлений в

юкагирских загадках.

1

15

Фетишизм. Священные места юкагиров. Легенда

«Латнэй».

1

16

Мировое древо. Культ деревьев у юкагиров.

1

17

Юкагирские легенды и предания о Хозяине Земли.

1

18

Символическое значение цифр в фольклоре.

1

19

Символика цвета в мифологии и фольклоре.

1

20

Магия имени. Легенда о «Ярхадане».

1

21

Шаманизм.

1

22

Героический эпос.

1

23

Героические предания юкагиров.

1

24

История песни.

1

25

Природа детских колыбельных. Юкагирские

колыбельные.

1

26

Лирические песни юкагиров.

1

27

Произведения юкагирской литературы, созданные на

1

фольклорной основе.

28

Произведения Н.И.Спиридонова – Текки Одулока.

1

29

Произведения С.Н.Курилова.

1

30

Произведения Г.Н.Курилова – Улуро Адо.

1

31

Произведения Н.Н.Курилова.

1

32

Произведения Г.А.Дьячкова.

1

33

Сочинение на тему «Одун чульдьии».

1

34

Итоговое занятие.

1

Учебно-методическая литература:

1.

- «Азбука в стихах»/Демина Л.Н./ Санкт-Петурбург, Просвещение, 2005 год;

2.

- «Букварь» / Спиридонов В.К., Николаева И.А./ Санкт-Петербург, Просвещение,

2000 год;

3.

- «Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха(Якутия)»/

Прокопьева П.Е.Нерюнгри, 2003 год;

4.

- «Каменная женщина»/ Жукова Л.Н., Шадрин В.И., Якутск, Бичик, 2004 год;

5.

- «Лунное лицо»/ Жукова Л.Н., Чернецов О.С./ Якутск, ЯКИ, 1992 год;

6.

- «Лоҥдо»(Хоровод)/ Демина Л.Н./ Якутск, 2014 год;

7.

- «Литературнэй чуҥулэк» / Демина Л.Н., Якутск, Бичик, 2015 год;

8.

- «Мит лэбиэ» (2,3 выпуск)/ Жукова Л.Н., Якутск, ЯГУ, 2004 год;

9.

- «Мит лэбиэ»/ Жукова Л.Н./ Якутск, Бичик, 2005 год;

10.

- «Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в

Колымском округе»/ Иохельсон В.И., Якутск, Бичик, 2005 год;

11.

- «Ньиэдьиипэлэк уѳрпэҥин» / Шалугин В.Г./ Якутск, ЯГУ, 2004 год;

12.

- «Находчивый Бэрбэкин, ходивший по Вселенной»/Шалугин В.Г., Якутск, Бичик,

2013 год;

13.

- «Олонхо дойдута – Земля Олонхо/ Чехордуна Е.П./ Якутск, Бичик, 2006 год;

14.

- «Отражение мифологического мышления в юкагирском фольклоре»/ Прокопьева

П.Е., Новосибирск, Наука, 2009 год;

15.

- «Очерки по юкагирской культуре» / Жукова Л.Н., Новосибирск, Наука, 2009 год;

16.

- «Одун ньмэл5ил» (Юкагирский год) / Демина Л.Н., Якутск, Бичик, 2015 год.



В раздел образования