Автор: Миронова Алёна Николаевна
Должность: учитель юкагирского языка
Учебное заведение: МКОУ "Нелемнинская СОШ им.Н.И.Спиридонова -Текки Одулока"
Населённый пункт: Село Нелемное
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Одун чульдьии" (Юкагирские сказки)
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НЕЛЕМНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ Н.И.СПИРИДОНОВА - ТЕККИ ОДУЛОКА»
МР «ВЕРХНЕКОЛЫМСКИЙ УЛУС (РАЙОН)» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
С.НЕЛЕМНОЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка внеурочной деятельности
«ОДУН ЧУУЛЬДЬИИ»
(ЮКАГИРСКИЕ СКАЗКИ)
для учащихся 7 класса
Составитель: Миронова Алена Николаевна,
учитель юкагирского языка
МКОУ «Нелемнинская СОШ им.Текки Одулока»
НЕЛЕМНОЕ, 2021 год
Пояснительная записка.
В целях обобщения знаний, полученных при изучении юкагирского фольклора в 5-
7 классах, а также для расширения и углубления, предлагаем программу курса «Одун
чуульдьии» (Сказки юкагиров). На занятиях обучающиеся на материале мифологии и
фольклора
юкагирского
народа
познакомятся
с
древними
верованиями
и
представлениями, которые на определенном этапе исторического развития были присущи
всем человеческим сообществам. Таковыми, например, являются тотемистические
воззрения, анимистические представления, магия, идолопоклонство и др.
Основная цель кружка «Одун чуульдьии» (Сказки юкагиров) – это реализация
педагогической
идеи
формирования
национального
самосознания
в
условиях
поликультурной среды.
Задачи:
-
познакомить
учащихся
с
жанровой
классификацией
юкагирского
повествовательного фольклора;
- формировать интерес к изучению родного языка, культуры, литературы
юкагирского народа;
- способствовать повышению уровня литературного образования и воспитанию
уважительного отношения к культуре своего народа.
Фольклор является важнейшим составляющим культуры любого народа. Устное
народное творчество юкагиров в Нелемнинской средней школе Верхнеколымского улуса
и Андрюшкинской средней школе Нижнеколымского улуса Якутии входит в содержание
различных школьных предметов. Так, в школе с. Нелемное юкагирский фольклор
включен в программы курсов «Литература коренных народов Севера» для начального и
среднего звена и «Юкагирская национальная культура» для 1-11 классов.
Анализ произведений устного народного творчества юкагиров на занятиях кружка
проводятся на основе сравнения и сопоставления с известными мифологическими и
фольклорными текстами разных народов мира, различными фактами их духовного и
материального
наследия,
что
позволяет
учащимся
глубже
понять
национальное
своеобразие культурного богатства юкагиров и его неразрывную связь с мировой
культурой. Работа по принципу сравнение-сопоставление активизирует мыслительную
деятельность
учеников,
развивает
познавательный
интерес,
формирует
навыки
исследовательской работы. Школьники проникаются чувством гордости за свой народ и
уважением к другим этносам.
Изучение юкагирского фольклора в школе будет происходить в тесной взаимосвязи
с уроками родного языка, истории, традиционных промыслов, на которых происходит
формирование мировоззрения учащихся, их нравственных идеалов.
Используемые методы и приемы обучения:
-наглядно - слуховой (аудиозаписи);
-наглядно - зрительный;
-словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
-практический (показ приемов исполнения, импровизация);
-поисковый
Описание места курса в учебном плане.
Программа рассчитана на один год обучения для учащихся 7 класса (1 час в неделю 35
часов в год).
Планируемые результаты.
Личностными результатами учащихся, посещающих кружок «Одун чульдьии» является:
-формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) на основе фольклорных
произведений юкагиров;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на прочитанное произведение, делать выбор, какой
поступок совершить (песни о красоте родной природе, традициях русского народа,
патриотизме и т. д).
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
-проговаривать последовательность действий при чтении произведений;
-учиться высказывать своё предположение (версию) по фольклорному произведению;
-с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания;
-выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
педагога;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы;
-перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: слушать и понимать речь других;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнера.
Тематическое планирование:
№
Тема занятия
Количество часов
1
Вводное занятие (цели и задачи курса)
1
2
Юкагиры и циркумполярная культура
1
3
Что такое мифы?
1
4
Тотемизм. Заяц – тотемное животное юкагиров.
1
5
Заяц в мифологии и фольклоре народов циркумполярной
культуры.
1
6
Культ медведя у народов Сибири. Медведь в культуре
юкагиров.
1
7
Космогонические мифы. Юкагирский миф о создании
Земли.
1
8
Культ природных сил. Миф об огне.
1
9
Культ Природы в духовной культуре народов Севера.
Юкагирская легенда о шестиногом лосе.
1
10
Загадка многоногого лося в культуре народов Севера.
1
11
Культ Матерей Природы. Обращения юкагиров к стихиям
Природы.
1
12
Этиологические мифы.
1
13
Этиологические сказки юкагиров о животных.
1
14
Анимизм. Отражение анимистических представлений в
юкагирских загадках.
1
15
Фетишизм. Священные места юкагиров. Легенда
«Латнэй».
1
16
Мировое древо. Культ деревьев у юкагиров.
1
17
Юкагирские легенды и предания о Хозяине Земли.
1
18
Символическое значение цифр в фольклоре.
1
19
Символика цвета в мифологии и фольклоре.
1
20
Магия имени. Легенда о «Ярхадане».
1
21
Шаманизм.
1
22
Героический эпос.
1
23
Героические предания юкагиров.
1
24
История песни.
1
25
Природа детских колыбельных. Юкагирские
колыбельные.
1
26
Лирические песни юкагиров.
1
27
Произведения юкагирской литературы, созданные на
1
фольклорной основе.
28
Произведения Н.И.Спиридонова – Текки Одулока.
1
29
Произведения С.Н.Курилова.
1
30
Произведения Г.Н.Курилова – Улуро Адо.
1
31
Произведения Н.Н.Курилова.
1
32
Произведения Г.А.Дьячкова.
1
33
Сочинение на тему «Одун чульдьии».
1
34
Итоговое занятие.
1
Учебно-методическая литература:
1.
- «Азбука в стихах»/Демина Л.Н./ Санкт-Петурбург, Просвещение, 2005 год;
2.
- «Букварь» / Спиридонов В.К., Николаева И.А./ Санкт-Петербург, Просвещение,
2000 год;
3.
- «Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха(Якутия)»/
Прокопьева П.Е.Нерюнгри, 2003 год;
4.
- «Каменная женщина»/ Жукова Л.Н., Шадрин В.И., Якутск, Бичик, 2004 год;
5.
- «Лунное лицо»/ Жукова Л.Н., Чернецов О.С./ Якутск, ЯКИ, 1992 год;
6.
- «Лоҥдо»(Хоровод)/ Демина Л.Н./ Якутск, 2014 год;
7.
- «Литературнэй чуҥулэк» / Демина Л.Н., Якутск, Бичик, 2015 год;
8.
- «Мит лэбиэ» (2,3 выпуск)/ Жукова Л.Н., Якутск, ЯГУ, 2004 год;
9.
- «Мит лэбиэ»/ Жукова Л.Н./ Якутск, Бичик, 2005 год;
10.
- «Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в
Колымском округе»/ Иохельсон В.И., Якутск, Бичик, 2005 год;
11.
- «Ньиэдьиипэлэк уѳрпэҥин» / Шалугин В.Г./ Якутск, ЯГУ, 2004 год;
12.
- «Находчивый Бэрбэкин, ходивший по Вселенной»/Шалугин В.Г., Якутск, Бичик,
2013 год;
13.
- «Олонхо дойдута – Земля Олонхо/ Чехордуна Е.П./ Якутск, Бичик, 2006 год;
14.
- «Отражение мифологического мышления в юкагирском фольклоре»/ Прокопьева
П.Е., Новосибирск, Наука, 2009 год;
15.
- «Очерки по юкагирской культуре» / Жукова Л.Н., Новосибирск, Наука, 2009 год;
16.
- «Одун ньмэл5ил» (Юкагирский год) / Демина Л.Н., Якутск, Бичик, 2015 год.