Автор: Мишенькина Сильвия Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СТШ"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе
Тема: "Сопереживание- великая тема искусства"
Раздел: начальное образование
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема. Сопереживание
4 класс
Беседа по теме урока
•
Художники, которые рисуют
картины, в своих
произведениях отобразили
не только счастливые, но и
печальные моменты жизни
людей. А зрители, которые
смотрят на их творения,
сопереживают. Поэтому и
тема «Сопереживание»
также является одной из
«вечных и великих» тем
мирового изобразительного
искусства.
Беседа по теме урока
•
В одной из глав забавной книжки
«Дед Макабка» писателя Б.
Емельянова рассказывается о
печальном событии — щенок по
кличке Шарик заболел: шерстка
его стала пыльной и тусклой, он
перестал играть со своими
друзьями по бабушкиному двору
котом и гусем. Тогда мальчик Юра
стал возить Шарика на коляске
каждый день в больницу, к
фельдшеру Ивану Ивановичу, а тот
делал щенку уколы.
•
Что мы испытываем к
заболевшему Шарику?
Беседа по теме урока
•
В далекие времена было
принято совсем маленьких детей
отдавать в обучение разным
мастерам — сапожникам,
столярам, портным. Но мастера
часто не обучали детей нужному
ремеслу, а заставляли их
выполнять другую работу для
своего хозяйства, часто просто
непосильную.
•
Такой эпизод вы видите на
картине художника Василия
Григорьевича Перова, которая
называется «Тройка».
Беседа по теме урока
•
В далекие времена корабли на
реках могли плавать только по
течению, или когда им в паруса
дул ветер. А если надо было
возвращаться против течения и
ветра не было, то корабли
приходилось тянуть обратно с
помощью людей, которые
назывались «бурлаки». Как раз
на этой картине художника
Ильи Ефимовича Репина
«Бурлаки на Волге» вы видите
тяжелую работу людей,
тянущих по реке корабль с
опущенным парусом.
«Возвращение блудного сына».
Рембрандт
•
Ушедший из дома сын
после долгой разлуки
возвращается домой в
лохмотьях, несчастный
и виноватый. Он падает
на колени перед
состарившимся отцом.
В жесте рук
склонившегося отца
ласка.
« Неутешное горе». И.Н.Крамской
•
Картина о горе матери,
потерявшей ребёнка.
•
Крамской написал эту
картину спустя
несколько лет после
того, как один за
другим погибло у него
двое сыновей.
«Свидание». В.Е.Маковский
•
…Крестьянка приехала
повидать сына, отданного «в
учение» к городскому
ремесленнику.
•
Немногими, но очень точно
найденными деталями
художник даёт нам
почувствовать всю
безысходность жизни «у
хозяина». Горестно
задумалась мать, глядя на
сына, жующего
принесённый её калач.
«Всюду жизнь». Н.А.Ярошенко
•
На картине изображён арестантский
вагон, остановившийся на
полустанке. В зарешёченном окне
видны люди разного возраста, но
все самого бедного сословия —
старик, рабочий, солдат и молодая
мать с ребёнком. Заключённые
кормят стайку голубей на
платформе хлебом из своих
скудных запасов. Лица людей
передают тонкие и чистые
переживания. Этим художник
показывает арестантов не
преступниками, а жертвами
суровой действительности. В образе
матери с ребёнком можно увидеть
намёк на Богородицу с Христом.
«Тройка». В.Перов
•
С большим художественным
мастерством переданы в картине
страдания и муки детей, которых
заставляют выполнять непосильную
работу. Выбивается из сил девочка лет
девяти в изношенном ватном пальтишке.
На голове старый, ветхий платок. Лицо
бледное, измученное. Сильно
нагнувшись вперед, еле передвигает
ноги мальчик со страдальческим лицом.
Он еще слишком мал и слаб, чтобы
тянуть такую лямку: он задыхается,
открыл рот. Средний мальчик - постарше;
его рваный зипун и старенький картуз
совсем не греют, не добавляет тепла и
платок на шее, концы которого треплет
ветер. Другой подросток немного
посильнее остальных. Но на лице уже
усталость и страдание.
Самостоятельная работа
Так вот сейчас я вам предлагаю создать свое изобразительное сочинение на тему
«Сопереживание». Мы нарисуем собаку, настоящую, а дома вы придумаете
сюжет к этой собачке, но такой, чтобы мы, глядя на картину, сопереживали
вместе с её героями. Итак, приступим к работе: