Напоминание

Чистота речи


Автор: Тарасова Татьяна Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Детско-юношеский центр Фрунзенского района г. Саратова"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Чистота речи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Т Занятие №11, Школа-интернат №1 г. Саратова

ТЕМА: Чистота речи

Ценность: Праведность

Качество: Вежливость

Группа: средняя( общественность)

Возраст: 9-10 лет

Программа: Уроки Школы Доброты

Дата: 28.01.2019. Занятие № 11

Педагог: Шестакова Е.Н., Тарасова Т.М.,

Олару Г.

Цитата: На добрый привет - добрый и

ответ.

Продолжительность: 45 мин

Цель:

Создание

условий

для

формирования

понятия

чистота

речи.

Воспитание у детей навыков доброго и

вежливого общения.

Ресурсы:

Сюжетные

картинки,

мячик,

фонограмма песни «Добрые слова», кукла-

перчатка

поросёнок,

презентация

к

рассказу, заготовки аппликации цветка.

ПЛАН-КОНСПЕКТ:

1.

Приветствие. Приложение 1.

2.

Минутка тишины. Приложение 2.

3.

Проверка домашнего задания: Беседа. Приложение 3.

4.

Групповая деятельность: собрать тему из слогов.

5.

Введение в тему урока: Сценка. Приложение 4.

6.

Групповая деятельность:

Беседа по сюжетным картинкам: «Какие волшебные слова

спрятались?». Приложение 5.

7.

Групповая деятельность: Игра с мячом. Приложение 6.

8.

Рассказывание истории. Ш. Перро «Подарки феи». Вопросы. Приложение 7.

9.

Групповое пение. Песня о добрых словах. Приложение 8.

10.

Творческая мастерская: Изготовить цветок как образ чистой речи. Приложение 9.

11.

Домашнее задание: говорить чистые добрые и вежливые слова.

12.

Завершение занятия:

– Что вам сегодня больше всего запомнилось (понравилось)?

Пусть все на свете будут счастливы! (3 раза)

Приложение 1

Приветствие

Пусть хорошо всем будет вокруг,

Здравствуй, мой друг! Здравствуй, мой друг!

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте все!

Мир всем вокруг, мир – всей Земле!

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро.

- Доброе утро! - Солнцу и птицам.

- Доброе утро! - Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

Приложение 2

Минутка тишины

Поставьте ножки вместе, выровняйте спинку и закройте глаза. Наше дыхание спокойно и свободно.

Вспомните, как выглядит солнышко. Оно яркое, золотистое, тёплое-тёплое, любящее. Почувствуйте,

как оно согревает и любит вас. А теперь представьте, что точно такое же солнышко у вас в груди.

Теперь оно согревает вас изнутри. Солнышко светит прямо из вас. Вы видите, как ваше солнышко

освещает всё вокруг и посылает свою любовь маме, папе, родным, друзьям, природе и всем вокруг.

Приложение 3

Проверка домашнего задания:

- Ребята, какое было домашнее задание? (Ответы детей) соблюдать чистоту тела.

- Как вы заботились о чистоте? Что чувствовали? (Ответы детей)

Приложение 4

Сценка.

Раздается стук в дверь.

- Ребята, вы слышите, кто-то стучится. Кто бы это мог быть?

(Педагог вносит игрушку поросёнка)

Хрюша: - Ой, как много здесь ребят! А что вы тут делаете?

Педагог: - У нас идет занятие. Только знаете, ребята, мне кажется, что наш гость что-то забыл нам

сказать. Вы догадались, что? (Ответы детей.)

- Правильно, он забыл поздороваться. А мы знаем, что при встрече надо обязательно здороваться.

Хрюша: Но я не умею этого делать.

- Ребята, давайте расскажем Поросёнку, как надо правильно здороваться. (Ответы детей)

Хрюша: Я всё понял. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые!

Педагог: Здравствуй, Поросёнок! Молодец! Теперь ты умеешь здороваться.

Хрюша: Мне очень понравилось здороваться. Здравствуйте – это очень красивое слово.

Педагог: Ты прав, Поросёнок.

Что такое «здравствуй»? – лучшее из слов.

Потому что «здравствуй» - значит будь здоров.

- Но это только одно из многих вежливых слов, которое обязательно надо знать и говорить всем

людям. Вежливые слова приятно говорить и приятно слушать. Ещё их называют волшебными,

потому что от них всем становится теплее и радостнее.

- А вы, ребята, знаете вежливые слова? Давайте рассмотрим картинки и попробуем догадаться, какие

вежливые слова на них спрятались.

Приложение 5

Беседа по сюжетным картинкам. «Какие волшебные слова спрятались?»

1. Девочка угощает мальчика мороженым.

- Что делает девочка?

- Что должен сказать мальчик?

- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

- Когда мы говорим эти слова?

- Это слова благодарности. Их говорят всем, кто нам помогает, угощает, делает для нас что-то

хорошее.

Скажем «спасибо» с тобою не раз

За всё, что делают для нас.

2. Девочка помогала маме мыть посуду и нечаянно разбила чашку.

- Что случилось с девочкой?

- Как надо поступить девочке?

- Что она должна сказать маме?

- Когда мы говорим эти слова?

- Это слова извинения. Их говорим, когда мы что-то сделали не так, не правильно или обидели кого-

нибудь.

3. Семья завтракает за столом.

- Что делают люди на этой картинке?

- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

- Когда надо говорить эти вежливые слова?

Пора за стол, всё для еды накрыто

Приятного желаем аппетита.

4. Утром мама будит сына.

- Что делает мама? Что она говорит своему сыну?

- Что отвечает ей мальчик?

- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

- Молодцы, ребята, вы правильно угадали все вежливые слова.

- Но чтобы быть вежливыми, надо не только говорить вежливые слова, но и уметь правильно себя

вести, чтобы людям было приятно с вами разговаривать и дружить.

5. Две девочки вырывают друг у друга воздушный шар.

Шар воздушный две подружки

Вырывали друг у дружки -

Весь перецарапали.

Лопнул шар и две подружки

Посмотрели – нет игрушки

Сели и заплакали.

- Как вы думаете, правильно ли поступили эти девочки?

- Смогли ли они поиграть шариком? Почему?

- Можно ли назвать этих девочек вежливыми? Как правильно и вежливо надо было им поступить?

Приложение 6

Игра с мячом « Подскажи словечко».

Воспитатель задаёт вопрос и кидает мяч ребенку, ребенок отвечает и бросает мяч обратно.

- Что мы говорим друг другу, когда ложимся спать? - Спокойной ночи!

- Что пожелаем человеку, который чихнул?

- Будь здоров!

- Что надо говорить, когда мы с кем-то прощаемся? - До свидания!

- Что надо сказать, если вдруг вы нечаянно наступили другому на ногу? - Извините, пожалуйста.

- Какие слова нужно говорить при встрече?

- Здравствуйте!

- Что желаем друг другу, когда утром встаем?

- Доброе утро!

- Когда вам сделали что-то хорошее, что надо сказать? – Спасибо, благодарю!

- Какими словами нужно обратиться к старшему, если нужно что-то спросить?- Извините,

пожалуйста.

- Когда человек кушает, что ему можно пожелать? - Приятного аппетита!

- Как лучше попросить что-либо? - Дай пожалуйста!

Приложение 7

Подарки феи

Жила когда-то на свете вдова, и были у нее две дочери. Старшая — вылитая мать: то же лицо, тот

же характер. Смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь,

и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые,

старались держаться от них подальше.

А младшая дочка была вся в покойного отца — добрая, приветливая, кроткая, да к тому же еще

красавица, каких мало.

Обычно люди любят тех, кто на них похож. Поэтому-то мать без ума любила старшую дочку и

терпеть не могла младшую. Она заставляла ее работать с утра до ночи, а кормила на кухне.

Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику,

который был, по крайней мере, в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху

кувшин воды.

Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила

напиться.

Пейте

на

здоровье,

тетушка,—

сказала

добрая

девушка.

Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:

— Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память.

(Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы

посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про нее рассказывают.) Вот что я подарю тебе: с

нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо

драгоценным камнем. Прощай!

Когда девушка пришла домой, мать стала бранить ее за то, что она замешкалась у источника.

— Простите, матушка, — сказала бедная девушка. — Я нынче и вправду запоздала.

Но едва только она проронила эти слова, как с губ ее упали несколько роз, две жемчужины и два

крупных алмаза.

— Смотрите-ка! — сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. — Мне кажется, вместо

слов она роняет алмазы и жемчуга... Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она

назвала свою меньшую тоже дочкой.)

Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у

источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст.

— Ну, если так,— сказала мать,— надо мне послать к источнику и старшую дочку... А ну-ка,

Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не

хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к

источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.

— Ну вот еще! Охота мне тащиться в этакую даль! — отвечала злючка.

— А я хочу, чтобы ты пошла! — прикрикнула на нее мать.— И сию же минуту, без разговоров!

Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она

захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме.

Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и

попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик

принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.)

— Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? — сказала девушка

дерзко.— Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы

поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите...

— Однако вы не очень-то любезны,— сказала спокойно фея.— Ну что ж, какова услуга, такова и

награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвется с ваших губ, превратится в змею или

жабу. Прощайте!

Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу:

— Это ты, доченька? Ну как?

— А вот так, матушка! — буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы

плюхнулись на порог.

— Ах, боже мой! — вскрикнула мать. — Да что же это такое? Откуда?.. А, знаю! Это твоя сестра

во всем виновата. Ну, поплатится же она у меня!.. — И она кинулась на младшую дочку с кулаками.

Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу.

Там и встретил ее молодой принц, сын короля этой страны.

Возвращаясь с охоты, он нашел в чаще прекрасную девушку и, подивившись ее красоте, спросил,

что она делает в лесу совсем одна и о чем так горько плачет.

— Ах, сударь, — ответила красавица, — матушка прогнала меня из дому!..

Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или

алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала ему всю свою

историю.

Королевский сын влюбился в нее. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила

красавицу, стоит дороже любого приданого, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увез

девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней.

Ну, а старшая сестра с каждым днем становилась все противнее и несноснее. В конце концов даже

собственная мать не выдержала и прогнала ее из дому. Несчастная нигде и ни у кого не могла найти

пристанища и умерла, отвергнутая всеми. Пересказ с французского Т. Габбе

Вопросы:

1.

Почему у первой девушки, когда она говорила, сыпались цветы и алмазы? А у второй –

нет?

2.

Почему так получилось?

3.

Какие слова и как стоит говорить в жизни?

Приложение 8

Песня о добрых словах.

Автор слов Людмила Корнева. Музыка Виктора Корнева

Приложение 9

Творческая мастерская – изготовление цветка как образ чистой речи.



В раздел образования