Автор: Тарасова Татьяна Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Детско-юношеский центр Фрунзенского района г. Саратова"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Чистота речи
Раздел: дополнительное образование
Т Занятие №11, Школа-интернат №1 г. Саратова
ТЕМА: Чистота речи
Ценность: Праведность
Качество: Вежливость
Группа: средняя( общественность)
Возраст: 9-10 лет
Программа: Уроки Школы Доброты
Дата: 28.01.2019. Занятие № 11
Педагог: Шестакова Е.Н., Тарасова Т.М.,
Олару Г.
Цитата: На добрый привет - добрый и
ответ.
Продолжительность: 45 мин
Цель:
Создание
условий
для
формирования
понятия
чистота
речи.
Воспитание у детей навыков доброго и
вежливого общения.
Ресурсы:
Сюжетные
картинки,
мячик,
фонограмма песни «Добрые слова», кукла-
перчатка
поросёнок,
презентация
к
рассказу, заготовки аппликации цветка.
ПЛАН-КОНСПЕКТ:
1.
Приветствие. Приложение 1.
2.
Минутка тишины. Приложение 2.
3.
Проверка домашнего задания: Беседа. Приложение 3.
4.
Групповая деятельность: собрать тему из слогов.
5.
Введение в тему урока: Сценка. Приложение 4.
6.
Групповая деятельность:
Беседа по сюжетным картинкам: «Какие волшебные слова
спрятались?». Приложение 5.
7.
Групповая деятельность: Игра с мячом. Приложение 6.
8.
Рассказывание истории. Ш. Перро «Подарки феи». Вопросы. Приложение 7.
9.
Групповое пение. Песня о добрых словах. Приложение 8.
10.
Творческая мастерская: Изготовить цветок как образ чистой речи. Приложение 9.
11.
Домашнее задание: говорить чистые добрые и вежливые слова.
12.
Завершение занятия:
– Что вам сегодня больше всего запомнилось (понравилось)?
Пусть все на свете будут счастливы! (3 раза)
Приложение 1
Приветствие
Пусть хорошо всем будет вокруг,
Здравствуй, мой друг! Здравствуй, мой друг!
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте все!
Мир всем вокруг, мир – всей Земле!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
- Доброе утро! - Солнцу и птицам.
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
Приложение 2
Минутка тишины
Поставьте ножки вместе, выровняйте спинку и закройте глаза. Наше дыхание спокойно и свободно.
Вспомните, как выглядит солнышко. Оно яркое, золотистое, тёплое-тёплое, любящее. Почувствуйте,
как оно согревает и любит вас. А теперь представьте, что точно такое же солнышко у вас в груди.
Теперь оно согревает вас изнутри. Солнышко светит прямо из вас. Вы видите, как ваше солнышко
освещает всё вокруг и посылает свою любовь маме, папе, родным, друзьям, природе и всем вокруг.
Приложение 3
Проверка домашнего задания:
- Ребята, какое было домашнее задание? (Ответы детей) соблюдать чистоту тела.
- Как вы заботились о чистоте? Что чувствовали? (Ответы детей)
Приложение 4
Сценка.
Раздается стук в дверь.
- Ребята, вы слышите, кто-то стучится. Кто бы это мог быть?
(Педагог вносит игрушку поросёнка)
Хрюша: - Ой, как много здесь ребят! А что вы тут делаете?
Педагог: - У нас идет занятие. Только знаете, ребята, мне кажется, что наш гость что-то забыл нам
сказать. Вы догадались, что? (Ответы детей.)
- Правильно, он забыл поздороваться. А мы знаем, что при встрече надо обязательно здороваться.
Хрюша: Но я не умею этого делать.
- Ребята, давайте расскажем Поросёнку, как надо правильно здороваться. (Ответы детей)
Хрюша: Я всё понял. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые!
Педагог: Здравствуй, Поросёнок! Молодец! Теперь ты умеешь здороваться.
Хрюша: Мне очень понравилось здороваться. Здравствуйте – это очень красивое слово.
Педагог: Ты прав, Поросёнок.
Что такое «здравствуй»? – лучшее из слов.
Потому что «здравствуй» - значит будь здоров.
- Но это только одно из многих вежливых слов, которое обязательно надо знать и говорить всем
людям. Вежливые слова приятно говорить и приятно слушать. Ещё их называют волшебными,
потому что от них всем становится теплее и радостнее.
- А вы, ребята, знаете вежливые слова? Давайте рассмотрим картинки и попробуем догадаться, какие
вежливые слова на них спрятались.
Приложение 5
Беседа по сюжетным картинкам. «Какие волшебные слова спрятались?»
1. Девочка угощает мальчика мороженым.
- Что делает девочка?
- Что должен сказать мальчик?
- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?
- Когда мы говорим эти слова?
- Это слова благодарности. Их говорят всем, кто нам помогает, угощает, делает для нас что-то
хорошее.
Скажем «спасибо» с тобою не раз
За всё, что делают для нас.
2. Девочка помогала маме мыть посуду и нечаянно разбила чашку.
- Что случилось с девочкой?
- Как надо поступить девочке?
- Что она должна сказать маме?
- Когда мы говорим эти слова?
- Это слова извинения. Их говорим, когда мы что-то сделали не так, не правильно или обидели кого-
нибудь.
3. Семья завтракает за столом.
- Что делают люди на этой картинке?
- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?
- Когда надо говорить эти вежливые слова?
Пора за стол, всё для еды накрыто
Приятного желаем аппетита.
4. Утром мама будит сына.
- Что делает мама? Что она говорит своему сыну?
- Что отвечает ей мальчик?
- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?
- Молодцы, ребята, вы правильно угадали все вежливые слова.
- Но чтобы быть вежливыми, надо не только говорить вежливые слова, но и уметь правильно себя
вести, чтобы людям было приятно с вами разговаривать и дружить.
5. Две девочки вырывают друг у друга воздушный шар.
Шар воздушный две подружки
Вырывали друг у дружки -
Весь перецарапали.
Лопнул шар и две подружки
Посмотрели – нет игрушки
Сели и заплакали.
- Как вы думаете, правильно ли поступили эти девочки?
- Смогли ли они поиграть шариком? Почему?
- Можно ли назвать этих девочек вежливыми? Как правильно и вежливо надо было им поступить?
Приложение 6
Игра с мячом « Подскажи словечко».
Воспитатель задаёт вопрос и кидает мяч ребенку, ребенок отвечает и бросает мяч обратно.
- Что мы говорим друг другу, когда ложимся спать? - Спокойной ночи!
- Что пожелаем человеку, который чихнул?
- Будь здоров!
- Что надо говорить, когда мы с кем-то прощаемся? - До свидания!
- Что надо сказать, если вдруг вы нечаянно наступили другому на ногу? - Извините, пожалуйста.
- Какие слова нужно говорить при встрече?
- Здравствуйте!
- Что желаем друг другу, когда утром встаем?
- Доброе утро!
- Когда вам сделали что-то хорошее, что надо сказать? – Спасибо, благодарю!
- Какими словами нужно обратиться к старшему, если нужно что-то спросить?- Извините,
пожалуйста.
- Когда человек кушает, что ему можно пожелать? - Приятного аппетита!
- Как лучше попросить что-либо? - Дай пожалуйста!
Приложение 7
Подарки феи
Жила когда-то на свете вдова, и были у нее две дочери. Старшая — вылитая мать: то же лицо, тот
же характер. Смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь,
и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые,
старались держаться от них подальше.
А младшая дочка была вся в покойного отца — добрая, приветливая, кроткая, да к тому же еще
красавица, каких мало.
Обычно люди любят тех, кто на них похож. Поэтому-то мать без ума любила старшую дочку и
терпеть не могла младшую. Она заставляла ее работать с утра до ночи, а кормила на кухне.
Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику,
который был, по крайней мере, в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху
кувшин воды.
Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила
напиться.
—
Пейте
на
здоровье,
тетушка,—
сказала
добрая
девушка.
Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:
— Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память.
(Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы
посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про нее рассказывают.) Вот что я подарю тебе: с
нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо
драгоценным камнем. Прощай!
Когда девушка пришла домой, мать стала бранить ее за то, что она замешкалась у источника.
— Простите, матушка, — сказала бедная девушка. — Я нынче и вправду запоздала.
Но едва только она проронила эти слова, как с губ ее упали несколько роз, две жемчужины и два
крупных алмаза.
— Смотрите-ка! — сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. — Мне кажется, вместо
слов она роняет алмазы и жемчуга... Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она
назвала свою меньшую тоже дочкой.)
Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у
источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст.
— Ну, если так,— сказала мать,— надо мне послать к источнику и старшую дочку... А ну-ка,
Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не
хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к
источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.
— Ну вот еще! Охота мне тащиться в этакую даль! — отвечала злючка.
— А я хочу, чтобы ты пошла! — прикрикнула на нее мать.— И сию же минуту, без разговоров!
Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она
захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме.
Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и
попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик
принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.)
— Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? — сказала девушка
дерзко.— Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы
поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите...
— Однако вы не очень-то любезны,— сказала спокойно фея.— Ну что ж, какова услуга, такова и
награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвется с ваших губ, превратится в змею или
жабу. Прощайте!
Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу:
— Это ты, доченька? Ну как?
— А вот так, матушка! — буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы
плюхнулись на порог.
— Ах, боже мой! — вскрикнула мать. — Да что же это такое? Откуда?.. А, знаю! Это твоя сестра
во всем виновата. Ну, поплатится же она у меня!.. — И она кинулась на младшую дочку с кулаками.
Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу.
Там и встретил ее молодой принц, сын короля этой страны.
Возвращаясь с охоты, он нашел в чаще прекрасную девушку и, подивившись ее красоте, спросил,
что она делает в лесу совсем одна и о чем так горько плачет.
— Ах, сударь, — ответила красавица, — матушка прогнала меня из дому!..
Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или
алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала ему всю свою
историю.
Королевский сын влюбился в нее. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила
красавицу, стоит дороже любого приданого, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увез
девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней.
Ну, а старшая сестра с каждым днем становилась все противнее и несноснее. В конце концов даже
собственная мать не выдержала и прогнала ее из дому. Несчастная нигде и ни у кого не могла найти
пристанища и умерла, отвергнутая всеми. Пересказ с французского Т. Габбе
Вопросы:
1.
Почему у первой девушки, когда она говорила, сыпались цветы и алмазы? А у второй –
нет?
2.
Почему так получилось?
3.
Какие слова и как стоит говорить в жизни?
Приложение 8
Песня о добрых словах.
Автор слов Людмила Корнева. Музыка Виктора Корнева
Приложение 9
Творческая мастерская – изготовление цветка как образ чистой речи.