Напоминание

"Покупаем. Потребности и желание ребенка"


Автор: Колесникова Екатерина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Радуга"
Населённый пункт: г. Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Консультация для родителей по финансовой грамотности
Тема: "Покупаем. Потребности и желание ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для родителей

на тему финансовой грамотности:

«Покупаем. Потребности и желания ребенка»

«Зачем детям так рано рассказывать про деньги?».

Ответ очень прост: «Для того, чтобы дети могли, вступив во взрослую

жизнь, грамотно распоряжаться своими денежными средствами, чтобы тратили

свободное время на семью, саморазвитие, реализацию творческого потенциала, а

не были заняты извечной проблемой нехватки денег».

Для того чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью,

родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у

него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать,

что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Совершение с ребенком совместных покупок и является объяснением

ребенку их значимости в семье. К примеру, если купить ребенку сладости,

игрушки, то вы не сможете купить хлеб или заплатить за электричество. А это

является более важным. Привлечение (по возможности) детей к обсуждению

семейного бюджета с целью воспитания правильного отношения к деньгам,

развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи.

В жизни семьи постоянно

возникают ситуации, которые становятся

предметом разговора: о планировании семейного бюджета, о добрых делах

родителей и детей, и ребенок может принимать в этом участие. В процессе

обсуждения ребенок

совместно

с родителями решает

важные

вопросы,

например:

*Как накопить деньги на желаемую покупку?

*Можно ли купить игрушку, не оплатив основные расходы семьи?

(плата за свет, воду и т. д.)

Такие обсуждения помогают взрослым найти общий язык с детьми. Дети,

ощущая свою причастность к важной стороне семейной жизни, осознают

необходимость соизмерения своих желаний с потребностями семьи. Так

развиваются

разумные

траты

денег.

Родителям

следует

помнить,

что

приобщение ребенка к миру экономических знаний должно происходить

естественно и непринужденно. А сделать это помогут игры. Например:

«Семейный бюджет»,

«Кому что нужно»,

«Разложи правильно».

Играя с взрослым, ребенок легко и быстро усваивает материал.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные

персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к

окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные

решения, брать на себя ответственность. Можно почитать детям книги

экономической направленности. Это могут быть рассказы:

Э.Успенского,

С.Я.Маршака,

К.И.Чуковского,

Авторские и народные сказки,

Поговорки,

загадки,

пословицы.

Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу

детского сада. В семье, это реальная экономическая среда, накапливается

определенный «экономический» опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается,

уточняется, систематизируется.

Полезные советы родителям!

1.

Старайтесь чаще брать ребенка с собой в магазин.

Объясняйте ему свой выбор: почему в тележке лежит именно этот товар, а

не какой-то другой. Можно зарабатывать миллионы и при этом быть постоянно

без денег. По-настоящему богат только тот, кто умеет разумно распоряжаться

финансами и не спускать все деньги на ненужные вещи.

2. Перед тем, как купить сыну или дочери желаемое, напомните, что

похожие игрушки у него уже есть дома. Предложите такой вариант: если вы

купите сейчас то, что он хочет, то от новой покупки придется в другой раз

отказаться.

Ребенок

может

попробовать

манипулировать

вами,

говоря,

что родители знакомых покупают им все, что душе заблагорассудится. Не идите

на поводу и не переживайте. Объясните, что сравнивать нет смысла. Вы,

например, никогда не сравниваете его с другими детьми. Хочется рассчитывать

на взаимность – чтобы вас с другими взрослыми в один ряд не ставили.

Общество потребления диктует свои правила. Мы живем в мире, где продаются

не товары и услуги, а ощущение принадлежности к тем избранным, кому

доступна покупка желаемых вещей. Постарайтесь рассказать это ребенку

простым и понятным его возрасту языком.

3. Один из символов самостоятельности – это копилка. Предложите своему

ребёнку хранить деньги в трех разных местах. Из одной копилки пусть он берет

деньги на приятные повседневные мелочи, например, мороженое или билеты в

кино. Во вторую откладывает средства на дорогостоящие покупки. Третья – для

инвестиций, этими деньгами он сможет воспользоваться только во взрослой

жизни. Важно не только предложить такой способ ребенку, но и постоянно

ненавязчиво подсказывать, как лучше распределить финансы. Для начала вы

можете предложить следующую схему: 40% — текущие расходы, 50% —

сбережения и 10% — инвестиции. Постепенно ребенок сможет вывести для себя

удобное

соотношение

и

научится

принимать

взвешенные

решения

самостоятельно.

4. Важно научиться нести ответственность за собственные траты. Если

выделенные деньги исчезли быстрее запланированного или были потеряны, то

не стоит давать сразу же новую сумму. Объясните, что важно бережно

относиться к финансам, расходовать деньги экономно и совершать обдуманные

покупки, а не импульсивные.

5. Многие родители допускают серьезную ошибку, когда начинают платить

детям за выполненные домашние дела. Так поступать нельзя. Важно воспитать

именно любовь к труду, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, а не

только рассчитывал на материальное вознаграждение.

6. Перебирайте старые игрушки вместе. Если у ребенка есть вещи,

которыми он больше не пользуется,

то предложите ему такие варианты:

ненужное можно продать или поменяться с друзьями.

7. Научите ребенка отдавать просто так, не ожидая ничего в ответ.

Занимайтесь вместе благотворительностью.

8.

Финансовой

грамотности

можно

и

нужно

обучать

в

развлекательной форме. «Монополия», «Денежный поток» и другие настольные

игры отлично справятся с этой задачей. С их помощью можно моделировать

ситуации,

с

которыми

ваши

дети

встретятся

во

взрослой

жизни.

Помогите сформировать правильное отношение к ошибкам. Любые неудачи –

это опыт, который пригодится в дальнейшем.

9. Самое главное, что можно сделать для ребенка, чтобы научить его

грамотно пользоваться финансами, — во всем подавать личный пример. Глупо

объяснять, как правильно распоряжаться финансами, а затем спускать деньги на

ветер.

10. Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских

поделок, вернисаж, да мало ли еще что, можно придумать, чтобы подарить

малышам радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам.

Обсудите, как лучше их потратить. И никогда не используй денежные стимулы

дошкольника.



В раздел образования