Напоминание

"Рабочая программа по физической культуре для 1 класса"


Автор: Кропотина Светлана Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16
Населённый пункт: город Славянск-на-Кубани, Краснодарский край
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по физической культуре для 1 класса"
Раздел: начальное образование





Назад




Fizicheskaja-kultura.indd 6

17.04.2012 12:47:15

Краснодарский край, г. Славянск - на - Кубани

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

имени Героя России гвардии майора С.Г. Таранца

муниципального образования Славянский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре

Ступень обучения (класс): начальное общее

образование 1-4 классы, 1 класс

Количество часов: 1 класс-99 часов, 2-4 класс-102 часа, 3 часа в неделю

Учитель: Кропотина Светлана Викторовна

Программа разработана на основе авторской программы «Физическая культура». Авторы:

«ТхоревВ.И., Каракулин А.Л., Аршинин С.П.Программа Физическая культура начальные (1-4)

классы, Краснодар:2011»

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического

совета

от __ августа 2013 года

протокол № ___

Председатель педсовета

________________ ___________

подпись руководителя ОУ Ф.И.О..

Fizicheskaja-kultura.indd 6

17.04.2012 12:47:15

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Физической культуре» разработана в соответствии со статьями 15, 29

Закона РФ «Об образовании» на основе:

постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «Об

утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями).

приказа Минобрнауки Российской федерации от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении

в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования";

приказа Минобрнауки Российской федерации от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в

федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября

2009 г. № 373";

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об

утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);

приказа департамента образования и науки Краснодарского края от 9 апреля 2010 года № 1063

«Об

утверждении

перечня

образовательных

учреждений

края,

являющихся

пилотными

(апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования»;

приказа департамента образования и науки Краснодарского края от 6 сентября 2010 года № 3044

«О внесении изменений в приказ департамента образования и науки Краснодарского края «Об

утверждении

перечня

образовательных

учреждений

края,

являющихся

пилотными

(апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования» от 9 апреля 2010 года

№ 1063»;

письма департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 г. №47—10721/12-

14

«Об

учебных

планах

образовательных

учреждений

,

реализующих

федеральные

государственные образовательные стандарты общего образования в 2012-2013 учебном году».

Письма Минобрнауки Краснодарского края от 27. 09. 2012 года № 47-14862/12. О рекомендациях

по оформлению рабочих программ учебных курсовЮ предметов, дисциплин (модулей)

1.2.

Предметом обучения физической культуре в

на

чальной школе является

двигательная деятельность человека с общеразвивающей

направленностью.

В процессе

овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические

качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются

мышление, творческие способности и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является

формирование

у учащихся начальной школы основ здорового

о

б

р

а

за жизни, развитие

творческой

самостоятельности

в процессе освоения двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных

задач:

укрепление здоровья школьников

по

ср

е

д

ством развития физических качеств и

повышения функциональных возможностей

жизнеобеспечива

ющих систем организма;

совершенствование

жизненно важных навыков и умений, чему способствует

обучение подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из

базовых видов спорта;

формирование общих представлений о

фи

зической культуре, её значении в

жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом

развитии

и физической

подготовленности;

развитие интереса к самостоятельным

за

нятиям физическими упражнениями,

подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

Fizicheskaja-kultura.indd 6

17.04.2012 12:47:15

обучение

простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными

показателями физического развития и физической подготовленности.

1.3.

Общая характеристика

учебного предмета

Ценность

жизни

признание

человеческой

жизни величайшей ценностью,

что

реализуется в бережном

отношении

к другим людям и к природе.

Ценность природы

осознание этого основывается на

об

щечеловеческой

ценности

жизни,

на осознании

себя частью природного

мира

частью живой и неживой

природы.

Любовь

к природе

это бережное отношение к ней как к среде

обита

ния

и

выживания

человека,

а также переживание

чувства

кра

соты, гармонии,

её

совершенства, сохранение и

приумножение

её богатства.

Ценность

человека

определение

его как разумного

с

у

щества, стремящегося

к

добру и

самосовершенствованию,

по

ниманию

важности

и

необходимости

соблюдения

здорового образа жизни в единстве

его составляющих:

физического,

психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность

семьи

признание

её

как перво й

и самой значимой

для развития

ребёнка

социальной

и образовательной среды,

обеспечивающей

преемственность

культурных

традиций народов

России от поколения

к поколению и тем самым

жизнеспособность российского общества.

1.4. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Физическая

культура» изучается с 1 по 4 класс по три часа в неделю. Общий объём учебного

времени составляет 408 часов.

Из

них 16 ч.

на раздел «Основы знаний о физической

культуре», 56 ч.

на раздел «Физкультурно-оздоровительная деятельность» и 336

ч.

на раздел «Спортивно-оздоровительная деятельность

1.5. Таблица тематического распределения часов

Fizicheskaja-kultura.indd 6

17.04.2012 12:47:15

Разделы

Темы

Количество учебных часов

Всего

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Теоретический

Физическая культура и ее значение для укрепления

здоровья; физического, интеллектуального и социального

развития.

0,5

0,5

1

Правила личной гигиены и рациональный режим дня

школьника.

0,5

0,5

1

Значение и содержание утренней гигиенической

гимнастики

0,5

0,5

1

Правила поведения на занятиях физической культуры,

соблюдение техники безопасности.

0,5

0,5

0,5

0,5

2

Основы организации самостоятельных занятий

физической культурой.

0,5

0,5

1

Контроль здоровья и физического состояния

0,5

0,5

Двигательные способности (силовые, скоростные,

координационные, выносливость и гибкость) и показатели

их развития.

0,5

0,5

1

Физические нагрузки и контроль их величины.

0,5

0,5

Всего

2

2

2

2

8

Воспитание

физических качеств

Силовые способности

6

6

8

8

28

Скоростные способности

4

4

6

6

20

Координационные способности

10

10

8

8

36

Выносливость

4

4

6

6

20

Гибкость

10

10

8

8

36

Скоростно-силовые способности (прыгучесть и метания)

8

8

6

6

28

Школьный (отстающий) компонент

6

8

8

8

30

Всего

48

50

50

50

198

Формирование

двигательных

умений и навыков

на основе

элементов базовых

видов спорта

Гимнастика

12

12

10

10

44

Легкая атлетика

6

6

6

6

24

Подвижные игры

14

12

10

10

46

Элементы спортивных игр (одной или двух по выбору:

баскетбол, волейбол, гандбол, футбол)

6

8

10

10

34

Элементы туризма

-

-

4

4

8

Традиционные казачьи игры

4

4

4

4

16

Плавание*

-

-

-

-

-

Вариативная часть (по выбору школы)

7

8

6

6

27

Всего

49

50

50

50

199

Итого

99

102

102

102

405

2.Содержание учебного предмета

Разделы

учебной программы и характеристика основных содержательных линий

Понятие

о

физической культуре (8 ч.). Движение

основа жизни и здоровья

человека. Отличие физических упражнений от повседневных движений. Физическая

культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями

по

укреплению здоровья человека. Ходьба,

бег,

прыжки, лазание, ползание, ходьба

на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила

предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями:

организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из

истории физической культуры. История развития физической культуры и

первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной

деятельностью.

Физические упражнен

ия.

Физические упражнения, их влияние на физическое

развитие и развитие физических

ка

честв. Физическая подготовка и её связь с

развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических

кач

еств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка

Fizicheskaja-kultura.indd 6

17.04.2012 12:47:15

и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Самостоятельные занятия.

Составление

режима дня.

Выполнение

простейших

закаливающих

процедур,

комплексов упражнений

для формирования

правильной

осанки

и развития

мышц

туловища,

развития

основных

физических качеств;

проведение

оздоровительных

занятий

в

режиме

дня

(утренняя

зарядка,

физкультминутки).

Оздоровительные

формы

занятий.

Комплекс ы

физических

упражнений

для

утренней

зарядки,

физкультминуток,

занятий

п о профилактике

и

коррекции

нарушений

осан

ки.

Комплексы

упражнений

н а развитие

физических

качеств.

Комплексы

дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Самостоятельные

наблюд е н и я

за

физическим

ра з в и т и ем

и

физической

подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических

качеств.

Измере

ние частоты сердечных сокращений во время выполнения

фи

зических

упражнений.

Самостоятельные

игры и развлечения.

Организа

ция и проведение

подвижных игр

(на спортивных

площадках

и в спортивных залах).

Профилактика травматизма. Организация

места

за

нятий, подбо р одежды, обуви и

инвентаря,

соблюдение техники безопасности.

Правила оказания первой помощи при

травмах.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика

с

основами акробатики.

Организующие команды и приёмы.

Строевые

действия

в

шеренге

и

ко

лонне;

выполнение

строевых

команд.

Акробатические

упражнения.

Упоры;

седы;

упражнения

в группировке;

перекаты;

стойка

на

лопатках;

кувырки

вперёд

и

назад ;

гимнастический

мост.

Акробатические

комбинации.

Упражнения

на низкой гимнастической

перекладине:

висы, перемахи.

Гимнастическая комбинация.

Опорный

прыжок.

Гимнастические

упражнения

прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы

препятствий

с

элементами лаза

ния и перелезания,

переползания,

передвижение

по

наклонной гимнастической скамейке.

Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и

с ускорением,

с изменяющимся

направлением

движения,

и з разных

исходных

по

ло

ж

е

ний;

челночный

бе г ;

высокий

ста рт

с

последующим

у

с

к

о

р

е

нием.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в

длину и высоту;

спрыгивание

и запрыгивание; прыжки со скакалкой.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными

спосо

бами, передача мяча в парах

с отскоком от земли. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Лыжная и (или)

конькобежная

подготовка.

Технические

действия

н а лыжах.

Передвижение

н а лыжах разными

способами.

Повороты;

спуски; подъёмы; торможение. Обучение

приёмам

безопасного

падения

при передвижении

на

лыжах. Прохождение дистанций

1–2

км.

Обучение стойке и равновесию на коньках, техническим приёмам передвижения на

коньках.

Обучение

приёмам

без

опасного падения при

передвижении

на коньках.

Прохождение дистанций 60 м, 100 м, 200 м, 300 м.

Плавание.

Технические

действия

в

воде. Правила поведения

в воде. Подводящие

упражнения:

вхождение в воду; передвижение

по дну бассейна;

упражнения

на

всплывание; лежание и скольжение;

упражнения на согласование дыхания, работы рук

и ног. Проплывание учебных дистанций произвольным способом.

Туристическая подготовка.

Подготовка и тактика туристического похода. Сбор рюкзака

и установка палатки.

Ор

ганизация бивака. Работа с компасом, движение по маршруту.

Обучение

основам безопасного поведения во время прогулок (в

лес

у

,

на водоёме) и

Fizicheskaja-kultura.indd 6

17.04.2012 12:47:15

туристических походов.

Подвижные

и спортивные игры. На материале гимнастики с основами

акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений,

упражнений на внимание,

силу,

ловкость и координацию.

На материале лёгкой атлетики: прыжки,

бег,

метания и

бро

ски; упражнения на

координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки:

эстафеты

в

передвиже

нии на лыжах, упражнения

на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр.

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу;

о

с

т

а

новка мяча; ведение мяча;

подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол:

специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в

корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол:

подбрасывание мяча; подача мяча; приём и

пере

дача мяча; подвижные игры

на материале волейбола.

Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта

Данный материал используется для развития основных

фи

зических качеств и

планируется учителем в зависимости от

за

дач урока и логики прохождения материала.

Планируемые результаты

Базовым

результатом

образования

в области физической культуры в начальной

школе

является

освоение

учащимися основ физкультурной

деятельности.

Кроме

того, предмет «Физическая

культура» способствует

развитию

личностных

качеств

учащихся

и является

средством формирования

у

обучающихся универсальных

способностей

(компетенций).

Эти

способности (компетенции)

выражаются

в

метапредметных

результатах образовательного

процесса и активно проявляются

в

разнообразных

видах деятельности

(культуры),

выходящих

за

рамки предмета

«Физическая культура».

Универсальными

компетенциями

учащихся

н а этапе

на

чального

общего

образования по физической культуре являются:

умение организовывать

собственную

деятельность,

выбирать

и

использовать

средства для достижения её цели;

умение

активно

включаться

в коллективную

деятельность,

взаимодействовать

со сверстниками в достижении

об

щих целей;

умение

доносить

информацию

в доступной,

эмоционально-яркой

форме

в

процессе общения и

взаимодействия

со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными

результатами

освоения

учащимися

содержания

программы по

физической культуре являются следующие умения:

активно включаться

в общение и взаимодействие

со сверстниками на принципах

уважения и доброжелательности,

взаи

мопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять

своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять

дисциплинированность,

трудолюбие

и упорство

в

достижении

поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам,

на

ходить с ними общий язык

и общие интересы.

Метапредметными результатами

освоения учащимися содержания

программы

по физической культуре являются следующие умения:

характеризовать

явления (действия и поступки),

давать им объективную оценку

на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

Fizicheskaja-kultura.indd 6

17.04.2012 12:47:15

находить

ошибки

при выполнении

учебных заданий,

отбирать способ ы

их

исправления;

общаться и взаимодействовать

со сверстниками на принципах взаимоуважения

и

взаимопомощи, дружбы и толерантности;

обеспечивать

защиту

и сохранность

природы во время активного

отдыха и

занятий физической культурой;

организовывать

самостоятельную

деятельность

с

учётом требований

её

безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность,

распределять

на

грузку и отдых в процессе

её выполнения;

анализировать

и объективно оценивать результаты

соб

ственного труда, находить

возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений,

выделять и обосновывать

эсте

тические

признаки

в

движениях человека;

оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

управлять

эмоциями

при общении

со

сверстниками

и взрослыми,

сохранять

хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,

использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами

освоения

учащимися

содержания

программы

по

физической культуре являются следующие умения:

планировать занятия физическими упражнениями в

ре

жиме дня, организовывать

отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

излагать факты истории развития физической

культуры, характеризовать её роль и

значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

представлять

физическую культуру как средство укрепления здоровья,

физического

развития и физической подготовки человека;

измерять (познавать)

индивидуальные

показатели физического развития (длину и

массу тела), развития основных

фи

зических качеств;

оказывать

посильную

помощь

и моральную

поддержку сверстникам

при

выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и

способы их

устра

нения;

организовывать

и

проводить

со

сверстниками

подвижные

игры

и

элементы

соревнований, осуществлять их объективное судейство;

бережно

обращаться

с

инвентарё м

и

оборудованием,

со

блюдать

требования

техники безопасности к местам проведения;

организовывать

и проводить

занятия

физической

культурой с разной целевой

направленностью,

подбирать

для них физические

упражнения

и выполнять

их с

заданной дозировкой нагрузки;

характеризовать

физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать

её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

взаимодействовать

со сверстниками

по правилам

прове

дения подвижных

игр и

соревнований;

в

доступной

форме

объяснять

правила

(технику)

выпол

нения

двигательных

действий, анализировать и находить ошиб

ки, эффективно

их исправлять;

подавать

строевые

команды,

вести подсчёт при

выполнении общеразвивающих

упражнений;

находить

отличительные

особенности

в выполнении

двигательного

действия

разными учениками, выделять отличительные признаки и

элементы;

выполнять

акробатические

и гимнастические

комбинации на необходимом

техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой

Fizicheskaja-kultura.indd 6

17.04.2012 12:47:15

и соревновательной деятельности;

применять

жизненно

важные

двигательные

навыки

и умения

различными

способами, в различных

изменяющихся,

вариативных условиях.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы

1. Бревно напольное (3 м).

2.

Козел

гимнастический.

3. Перекладина гимнастическая (пристеночная).

4. Стенка гимнастическая.

5. Скамейка гимнастическая жесткая (4 м; 2 м).

6.

Комплект

навесного

оборудования

(перекладина,

мишени

для

метания,

тренировочные баскетбольные щиты).

7.

Мячи:

набивной

1

кг,

мяч малый

(теннисный),

мяч малый (мягкий),

мячи

баскетбольные, мячи волейбольные, мячи футбольные.

8.

Комплект

туристического

инвентаря:

палатка,

рюкзаки, туристические

коврики,

спальные мешки, набор туристической посуды, компасы, сигнальные флажки.

9. Палка гимнастическая.

10. Скакалка детская.

11. Мат гимнастический.

12. Акробатическая дорожка.

13.

Коврики:

гимнастические, массажные.

14.

Кегли.

15. Обруч пластиковый детский.

16. Планка для прыжков в высоту.

17. Стойка для прыжков в высоту.

18. Флажки: разметочные с опорой, стартовые.

19. Лента финишная.

20. Дорожка разметочная резиновая для прыжков.

21.

Рулетка

измерительная.

22. Набор инструментов для подготовки прыжковых ям.

23.

Контейнер

с комплектом игрового инвентаря.

24. Лыжи детские (с креплениями и палками).

25.

Коньки

детские.

26. Щит баскетбольный тренировочный.

27. Сетка для переноса и хранения мячей.

28. Волейбольная стойка универсальная.

29. Сетка волейбольная.

30. Станок хореографический.

31. Аптечка.

Fizicheskaja-kultura.indd 6

17.04.2012 12:47:15



В раздел образования