Автор: Нина Андреевна Артеменко
Должность: учитель информатики и ИКТ
Учебное заведение: МОАУ СОШ №1
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Активизация познавательных интересов посредством применения электронных образовательных ресурсов".
Раздел: среднее образование
Активизация познавательных интересов
посредством применения электронных образовательных ресурсов.
Артеменко Нины Андреевны,
учителя информатики и ИКТ
высшей квалификационной категории.
Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог
успеха.
Он проявляется в активности и внимании детей на уроках, в их эмоциональных
реакциях, в вопросах учителю, в подготовке детей к урокам.
Интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития,
обучения.
Многие думают, что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как
долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но
ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает
привести ученика к успеху.
Сегодня вряд ли найдется такой учитель, который не задумывался бы над
вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим
предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»
Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали
добровольно, творчески. И это не случайно.
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые
требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление
учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка
школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В
основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее
важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности,
умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные
задачи современного образования.
Каждый из нас в педагогической практике использует различные пути
активизации познавательного интереса, основные среди них - разнообразие форм,
методов, средств обучения. В современной школе одним из эффективнейших и
действенных способов активизации познавательного интереса является
использование электронных образовательных ресурсов.
Сегодня современное образование – это непрерывный процесс.
Система
образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное
общество,
а
общество
переживает
период
бурной
информатизации.
Компьютеризация школы - это актуальнейшая проблема образования на данном
этапе.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и
воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.
Особенно остро ощущается потребность в применении ЭОР в настоящее
время на дистанционном обучении.
Определяющим
условием
совершенствования
педагогического
опыта
является стремление к обновлению подходов и форм обучения и воспитания в
соответствии с современными требованиями.
Успешное усвоение учебного материала в жестких рамках дистанционного
обучения происходит, если учебный процесс организован с учетом развития
познавательной деятельности обучающихся. Познавательная активность ребёнка
организует внимание, если изучаемый материал интересен, а значит, и уроки
должны быть насыщенными, интересными и разнообразными.
Добиться разнообразия на уроках помогает возможность использования в
учебно-воспитательном процессе ЭОР.
Внедрение ЭОР в учебный процесс
позволят активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем
самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, разнообразить их формы
работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности.
Изучение научно-методической литературы, опыта создания и применения
электронных образовательных ресурсов в практике преподавания различных
учебных предметов убеждают в том, что возможности современных ЭОР
чрезвычайно велики. Самые эффективные электронные образовательные ресурсы –
мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством
различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации.
Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается
основа мышления и практической деятельности ребенка.
Ю.А. Маренчук (канд. биол. наук), С.Ю. Рожков (канд. пед. наук), К.И.
Зимин отмечают что с помощью ЭОР учитель может обеспечить:
- разнообразие источников и способов предъявления учебной информации;
- индивидуализацию обучения (темп, объем и сложность учебных заданий);
- реализацию принципа интерактивной наглядности, обеспечивающей эффект
погружения в обучающую программную среду;
- оперативность и объективность контроля и оценки;
При огромном выборе образовательных платформ на просторах интернета
нужно научить ребенка правильно находить необходимую информацию для
подготовки к предметам, особенно, если вопрос касается подготовки к экзаменам в
выпускных классах.
Основной
целью
применения
информационных
технологий
является
повышение результативности обучения посредством активизации познавательной
деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности
образовательного
процесса
и
качества
образования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
активизация
познавательной
деятельности
учащихся
с
помощью
современных электронных учебных материалов, предназначенных для
использования на уроках;
развитие мотивации к обучению;
развитие
информационного
мышления
школьников,
формирование
информационно-коммуникативных компетенций;
развитие навыков самообразования и самоконтроля у школьников разных
возрастных категорий;
повышение уровня комфортности обучения;
снижение дидактических затруднений учащихся;
повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной
деятельности.
Творческая новизна опыта
заключается в создании комплекса ЭОР
(демонстрационных материалов, интерактивных материалов, видеопроектов) для
достижения высоких образовательных результатов: как предметных, так и
метапредметных
и
личностных.
Сегодня,
чтобы процесс
обучения
был
полноценным, необходимо, чтобы каждый педагог мог подготовить и провести
урок с использованием современных электронных образовательных ресурсов,
потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным,
насыщенным, более эффективным.
Применение на уроке электронных образовательных ресурсов позволяет
учителю за короткое время получать объективную картину уровня изученности по
теме материала и своевременно скорректировать результаты. Таким образом,
применение различных образовательных ресурсов на электронных носителях
представляется целесообразным и перспективным.
Цифровые образовательные ресурсы (презентации, видеоролики, гугл-формы
и гугл-таблицы и другие медиа материалы) использовать
в педагогической
практике целесообразно как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они
значительно облегчают работу, занимают центральное место в электронном
пространстве учителя.
Цифровыми
образовательными
ресурсами
пользуются
все
участники
образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся
на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-
методических материалов, родители.
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках , как в очном формате, так
и дистанционно, можно с уверенностью сказать, что использование
информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка,
анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения
(индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки исследовательской деятельности.
Но при всем многообразии ЭОР, следует помнить о важности соблюдения
санитарно-гигиенических норм при работе за компьютером. Согласно новым
Федеральным государственным общеобразовательным стандартам, обязательное
освоение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) предусмотрено с первых
дней обучения ребенка в школе. Известно, что рациональное применение ЭОР в
учебном процессе способствует активации умственной деятельности учащихся,
оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и
работоспособность, что особенно важно для детей, имеющих низкий исходный
уровень работоспособности и низкую мотивацию к учебной деятельности. Однако
активизация познавательной деятельности ученика, которая необходима для
формирования оптимального тонуса центральной нервной системы (ЦНС) и
успешного учебного процесса, не должна переходить в другую крайность –
интенсификацию деятельности, приводящую к переутомлению. Используя
комплекс гигиенических и физиологических методов исследования, установили,
что регламентация компьютерной деятельности учащихся должна проводиться не
только с учетом ее длительности, но и с учетом ее интенсивности. В условиях
пандемии на дистанционном обучении учащихся, наши уроки сократились на 30%.
И только благодаря ЭОР, можно предположить, что знания учащихся не понизят
их уровень качества образования.
Итак, ЭОР помогают внедрять информационные технологии в учебный процесс и
наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных
материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для
успешного решения дидактических задач.
Обзорную экскурсию по новым образовательным платформам предлагаю провести
в презентации к выступлению.