Автор: Титовская Оксана Дмитриевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ"ГИМНАЗИЯ" г. Сертолово
Населённый пункт: г. Сертолово Всеволожский район Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование педагогических технологий на уроках литературного чтения в начальных классах
Раздел: начальное образование
Использование педагогических
технологий на уроках литературного чтения в
начальных классах
За последние десятилетия произошли большие изменения в образовании. Появились
вариативные системы обучения, организуются опытно – экспериментальные работы,
касающиеся модернизации образовательного процесса в начальной школе,
совершенствуется содержание и структура образования.
На современном этапе развития общества, многие учителя и я в том числе, работая по
традиционной системе обучения, стараемся обновить содержание обучения и включаем в
уроки элементы современных образовательных технологий. Этого требует время. В наш
век научно – технического прогресса, без опыта педагогов – новаторов, без новых
технологий обучения не возможно развитие детей .
Здоровьесберегающая технология.
Учитель начальных классов как никто другой во главе угла должен ставить такие
технологии, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья младшего
школьника. Здоровьесберегающие технологии обучения способствуют также
формированию здорового образа жизни. Физкультминутки на уроках обучения грамоте
способствуют снятию усталости и запоминанию новых букв и звуков.
Физкультминутка.
Учитель: Давайте потанцуем. (Дети выполняют упражнения) Я буду произноситьгласные
и согласные звуки.. Если вы слышите гласные , то делаете наклон вправо, если –
согласные, то влево: саж, ре, со, зима, гра, зо, грач, ол, ежик, дуб.
Учитель: Я буду называть слова. Если слово начинается на глухой согласный, вы
поднимаете руки вверх, а если на звонкий – приседаете: зайка, сойка, Веня, Феня, трава
дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.
При чтении стихотворений с изученными буквами также выполняются физкультурные
движения, имитирующие предметы, о которых идет речь в данном стихотворении:
1)Ветер дунул нам в лицо
.Закачалось деревцо.
Ветер тише ,тише ,тише.
Деревцо всё выше ,выше .
2)Раз-поднялись .потянулись.
Два-согнулись ,разогнулись .
Три-в ладоши три хлопка .Головою три кивка .
На четыре руки шире .
Пять –руками помахать . Шесть –за парту тихо сесть .
Игра с движениями способствует снятию напряженности, усталости, восстанавливает
умственную работоспособность. Составление предложений из слов: мыло, зубная паста,
щетка, полотенце, зарядка непроизвольно приучает детей соблюдать правила личной
гигиены.
Проведение дыхательной гимнастики не просто оздоравливают организм, но и повышают
умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного
перенапряжения вследствие нагрузки.
Упражнения « Свеча-1» , «Именинный пирог» , « Пятёрочка».
Мы шагаем-2раза .Руки выше поднимаем.
Голову не опускаем . Дышим ровно ,глубоко.
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью
уроков обучения грамоте и других уроков. Под влиянием физических упражнений
улучшаются показатели различных физических процессов, лежащих в основе творческой
деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания,
ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные
процессы.
Упражнения мозговой гимнастики.
(Дети спокойно кладут головы на руки ,закрывают глаза и делают вид ,что
засыпают) .Спите дети ,спать пора .Спит Мамонская гора .Спят деревья и кусты.
Спят грачи и воробьи .(Дети дышат глубоко, расслабляют плечи) и при помощи
дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на
груди по мере расслабления шеи. Время выполнения 30 секунд.
«Ленивые восьмерки» ( упражнение активизирует структуры мозга,
обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в
воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а
затем обеими руками.
«Шапка для размышления» ( улучшает внимание, ясность восприятия и речь):
«наденьте шапку» , т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет
обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве,
раскрыть творческие способности.
Каждый урок должен быть приятным для ребенка. Поэтому, при планировании и
проведении любого рока необходимо помнить заповедь здоровьесберегающей технологии
«Не навреди!» Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние
эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое
стихотворение. Например, в начале урока тренинг – настрой:
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Положительно влияет на учащихся – наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя
мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Остановлюсь на
соревновательном методе, который применяю в период обучения грамоте.
. Дети называют слова на какую – либо букву. Например на букву К, кто больше. Затем им
помогают ребята постарше (т.к. работаю с 4 классами ). Идет соревнование, кто больше.
Несколько слов школьника, который победил, записываются в тетрадь. На следующий
день подбирают слова на другую букву. Чтобы победить, дети дома стараются побольше
подобрать слов, запоминают их.
Авторские технологии обучения.
Каждый автор вносит в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Любая
авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и
организует их вокруг какой – то наиболее значительной авторской идеи. По чтению в 1
классе применяю упражнения для совершенствования техники чтения из опыта работы
Лагутиной Т.В., учителя начальных классов школы №517 города Москвы. Это такие
упражнения:
1.
Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией. Упражнения
«Губы» ,»Хомячок» ,»Конфета»
Гласные: а,у,ы,и,э.о я ё ю читают нараспев.
Сочетания: а-у, у-а, а-о, ы-и,,и-о,у-ю э-е ,а-я нараспев «по дорожке».
Согласные: р-л –с .с-л-р,ч-ш,ш-щ-ч
Согласные и гласные: жи,ча,ко,тя,мор,кон,гип,зас.
Скороговорки: На дворе- трава, на траве-дрова. Не руби дрова на траве двора. Шесть
мышат в шалаше шуршат. Проворонила ворона воронёнка.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед
чтением.
Так же применяю упражнения по совершенствованию техники чтения по системе
Пальченко.
1.
Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка
слитного прочтения слов.
2.
Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и влиять на улучшение
качества чтения слабых учащихся.
3.
Многократное чтение способствует накоплению в памяти ученика зрительных
образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению.
Многократное прочтение одного предложения выполняется в таком порядке:
1 - ый раз – медленное чтение учителем, четкое проговаривание слогов.
2- ой раз – повторное прочтение без учителя.
3 – ий раз – плавное, слитное чтение слов.
4 – ый раз – чтение в темпе разговорной речи.
5, 6,7 – ой раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки.
Технология проблемного обучения.
Под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде снятия
последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Что же такое
проблемная ситуация?
С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или
менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием , несогласованностью
между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или
предложенной задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется
проблемной задачей или просто проблемой. В качестве психологической основы
проблемного обучения обычно называют сформулированный С.Л.Рубинштейном тезис:
«Мышление начинается с проблемной ситуации». Но не всякое затруднение вызывает
проблемную ситуацию. Оно должно порождаться недостаточностью имеющихся знаний,
и эта недостаточность должна быть осознана учащимися. Однако и не всякая проблемная
ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, когда поиск путей разрешения
проблемной ситуации непосилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их
неподготовленностью к необходимой деятельности. Это важно учесть , чтобы не
включить в учебный процесс непосильных заданий, способствующих не развитию
самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.
Какую же задачу можно считать проблемной для определенного класса, каковы признаки
проблемы? Признаками проблемы являются:
1)Порождение проблемной ситуации
2)Определенная готовность и определенный интерес решающего к к поиску решения
3)Возможность неоднозначного пути решения , обуславливающая наличие различных
направлений поиска
Эти признаки отражают отношение между заданием и теми, кому она предложена. Не
имеет смысла ставить вопрос, например, «Являются ли задания на распознания
безударной гласной в корне слова проблемным ?» Если оно предложено до того, как они
изучили эту тему, то оно для них несомненно - проблема, так как имеющихся у них
знаний недостаточно для его решения. Если же это задание предложено учащимся уже
владеющим приемом распознавания безударной гласной в корне, то естественно, для них
она не является проблемой. В связи с проблемным обучением употребляют обычно два
термина: проблема и проблемное задание. Иногда они понимаются как синонимы, чаще
же объекты, обозначаемые этими терминами, отличают по объему. Проблема распадается
на последовательность проблемных заданий. Таким образом, проблемное задание можно
рассматривать как простейший частный случай проблемы, состоящий из одного задания.
Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к
творческой деятельности и потребностей в ней, то есть, оно более интенсивно, чем
проблемное обучение влияет на развитие творческого мышления учащихся. Несмотря на
совершенно явные достоинства проблемного обучения перед не проблемным, ни на каком
этапе школьное обучение не может строиться целиком, как проблемное. Поэтому
возникает педагогическая проблема отбора фрагментов каких – либо тем для
осуществления проблемного обучения.
Исследовательская технология.
Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не
только сильные ученики, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.
Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся
познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей,
кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать
информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности, умений
работать с разными текстами.
В период обучения грамоте исследовательская работа учащихся проводится по таким
темам: « «Гласные и согласные звуки», «Мягкие и твердые согласные звуки», «Звонкие и
глухие согласные звуки» Ударение», «Алфавит». Приведу фрагмент урока, на котором
учащиеся проводят исследование гласных и согласных звуков.
1.
Картинный диктант. Называем первый звук слова: школа, слон, оса, урок ,астра, ,
карта, кочка, танк.
2.
Исследуем каждый произнесенный звук: как проходит воздух? Какие звуки можно
удерживать на губах? Делим звуки на две части. Обозначаем одни красными
квадратами, другие синими
3.
Звуковой диктант. Учитель называет звук, ученики показывают красный или синий
квадрат. [о] [н][ж] [р] [а] [э] [г] [к] [э] [ в]
4.
Вопрос: какие звуки согласны шелестеть, свистеть, шипеть, но не хочется им петь.
Дети называют: [р][ш] [ф] [д] [с].
5.
Заучивается стихотворение про гласные:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует ,голос зовёт
Звук получается гласный.
1.
Ролевая игра «Кто, какой звук издает»
-Какой звук произносит мама ,когда укачивает ребёнка?-(А-а-а) Дети исследует, как
проходит воздух изо рта, участвует ли голос при произнесении звука.
- Какой звук издаёт волк?:( У-у-у-у!) Проводят такое же исследование.
- Изобразите как жужжат пчёлы?:( Ж-ж-ж-ж!)
- А как фыркает ёжик?:( Ф-ф-ф-ф!) .Как девочка удивляется?(О-о-о!). Исследуется
положение зубов, языка, губ. Делается вывод.
При умелой организации исследований на ранней стадии обучения, дети погружаются в
атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли
бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
Проектная деятельность.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на
поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения
или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы
образования.
Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс
достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта). Включая
младших школьников в проектную деятельность, можно сформировать у них следующие
умения:
1.
Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции,
соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
2.
Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
3.
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели
объектов и явлений окружающего мира.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира,
получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся
самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется
ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с
партнерами.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук.
Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного
познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности,
воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной
деятельности.
Они учатся определять цели, план деятельности, способы реализации проекта (создание
рисунка, поделки), презентацию результатов деятельности. Основой проекта являются
различные произведения разных авторов, посвященных теме проекта. Достоинством
такого подхода является наличие ориентировочной основы деятельности: ребенок
понимает цель своей деятельности и средства для ее достижения.
В период обучения грамоте ученики работали над проектом «Город гласных букв». Ребята
создавали проект книги для детей. Вначале учитель сообщил тему проекта. Предложил
создать проект книги для детей. Далее проводится беседа о том, какую книгу дети хотели
бы создать, чтобы она была интересной по оформлению. По содержанию. Учащиеся
получили индивидуальные задания – подобрать и принести материал в стихах о гласных
буквах.
В этой букве нет угла,Оттого она кругла.
Посмотри на колесо И увидишь букву О.
Вот два столба наискосок .А между ними поясок .
Ты эту букву знаешь?А?
Перед тобою буква …А .
На следующий день дети обменялись информацией , обсудили, как лучше оформить
книгу. Решено: каждую страничку оформить в виде какой-либо гласной буквы. Далее
каждый ученик занимается оформлением своего сообщения о букве.Следующий этап -
работа коллективная. Первый ученик (кто хорошо рисует) оформляет книгу, а второй
пишет вступительную статью. Третий делает привлекательную обложку.Учитель
контролирует деятельность каждого ребёнка, направляет работу в нужное русло, помогает
решать спорные вопросы.
Вот некоторые вступительные статьи к книге.
Это – книжечка моя
Про букву а, про букву я.
Эти буквы – гласные,
Гласные прекрасные. (Ключников И.)
Дорогие ребятишки!
Познакомьтесь с нашей книжкой! ( Шарлаев В..)
Прочитав нашу книжку, вы узнаете, что гласные буквы – это: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. Всего
десяток гласных ребяток.(Болховитина Настя.)
В заключительный день идет отчет каждого ребёнка о проделанной работе. Идет
объединение работ в единое целое – проект книги для детей «Город гласных букв».
Учитель оценивает работу каждого ученика. Затем проходит презентация проекта среди
учащихся нашей школы.
Проектное обучение имеет высокую степень самостоятельности, инициативности
учащихся к их познавательной деятельности.
Е.С. Палат [15] даёт следующее определение «проекта» как метода и как
педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных
навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления».
Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это
технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по самой сути».
Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев [1] как
«специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс
действий, завершающийся созданием творческих работ».
Игровые технологии.
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают
сложный процесс обучения, способствует как приобретению, так и развитию многих
качеств личности. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует
внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает
восприятие нового материала. При обучении чтению игра вызывает у учащихся
потребность прочтения заданий, что помогает формированию навыка быстрого,
осознанного чтения целыми словами.
Игра «Фотоглаз». За определенное время ученик должен «сфотографировать» столбик
слов и ответить на вопрос: есть ли в данном столбике названное учителем слово.
Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.