Напоминание

«Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детской музыкальной школы»


Автор: Рыбин Александр Евгеньевич
Должность: преподаватель по классу баян
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №2"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Татарстан
Наименование материала: методическая работа
Тема: «Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детской музыкальной школы»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного

возраста в условиях детской музыкальной школы»

Рыбин Александр Евгеньевич

преподаватель высшей квалификационной категории

МАУДО «Детская музыкальная школа №2»

Г. Набережные Челны

Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми

вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного

периода времени. В современной системе образования она становится всё более

актуальной

в

связи

с

происходящими

социально-экономическими

преобразования

в

государстве,

приоритетностью

инновационных

форм

развития производства, общества, личности.

С образовательной точки зрения, целью системы работы с одаренными

является

достижение

оптимального

соответствия

условий

конкретной

образовательной среды нуждам определенной социальной группы. Качество

образования в детских школах искусств является одним из наиболее важных

показателей системы образования в области искусства.

Основными задачами дополнительных общеобразовательных программ в

области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в

общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и

подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в

средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская

одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и

развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в

настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями

и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.

Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой

активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления

и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой

наибольший вклад в развитие общества.

Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные

характерные

различия

между

такими

понятиями

как

«способность»,

«одаренность», «талант».

По

уровню

(степени

совершенства):

слабые,

средние,

высокие,

одаренность, талант, гениальность.

По личностной сфере: академические (ярко выраженные способности

учиться), трудовые (в области практических умений и навыков), творческие

(нестандартное мышление и видение мира), умственные (умение мыслить,

анализируя, сопоставляя факты), исполнительские, физические.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота,

внимание), специальные (музыкальные, художественные, математические,

литературные, конструктивно-технические и т. п.).

Талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи

в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность

следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные,

т.е.

повышенная

чувствительность);

интеллектуальные

и

мыслительные

возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые

проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту

труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов,

фантазия и воображение.

Одаренность - это уникальное целостное состояние личности ребёнка,

большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в

выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности

достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или

нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный

ребенок

-

это

ребенок,

выделяющийся

яркими,

очевидными,

иногда

выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности определяются как индивидуальные особенности личности,

определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям,

умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым

способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного

выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей,

которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное

сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо

деятельности, называется одаренностью. Основные функции одаренности

максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во

всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие

именно творческого подхода.

Одаренные дети - это особые дети, и задача педагогов - понять их,

направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог

должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых,

которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными

ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-

своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества

одаренности.

Необходим особый подход к обучению и воспитанию одарённых детей,

обеспечивающий их самореализацию в учебной деятельности, создающий

условия для адаптации в современном обществе.

Выделяют следующие направления развития одаренности детей, которые

применимы и в системе дополнительного образования:

1.Активное

отношение

к

окружающему

миру.

Одаренные

люди

любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом

случае – направить энергию ребенка в полезное русло.

2.Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к

самостоятельности, но взрослые люди зачастую ограничивают их стремление.

3.Произвольность регулирования своего поведения. Поскольку одаренным

детям все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными.

Проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что

неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых.

4.Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный

стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов,

которые применяет человек в своей деятельности и поведении.

5.Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности и мотивы

побуждают человека активности, действию, деятельности, заставляют его

ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.

Применительно

к

обучению

интеллектуально

одаренных

детей,

безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера -

проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в

сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих

важных

качеств

личности

(познавательной

мотивации,

настойчивости,

самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и

способности к сотрудничеству и др.).

Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как

специально организованная творческая деятельность; мастер-классы развития

творческой одаренности; конкурсы, фестивали, семинары и конференции.

Выявление одаренных детей возможно при использовании таких форм

деятельности как анализ особых успехов и достижений ребенка; диагностика

потенциальных возможностей детей.

На базе учреждения дополнительного образования детей необходимым

является организация психологического сопровождения родителей одаренного

ребенка;

совместной

практической

деятельности

одаренного

ребенка

и

родителей; поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения

ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), именно они позволят в

полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов,

реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Основными

характеристиками

применения

информационных

коммуникационных

технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации

обучения,

а

также

возможность

развития

творческой

познавательной

активности учащихся.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке

урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала,

закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Предусматривается использование в преподавании различных методов

обучения:

словесных,

наглядных,

практических,

демонстрации

музыки.

Вовлечение ИКТ на уроках позволяет создать наиболее комфортные условия

для активного восприятия музыки детьми разных возрастов, облегчает работу с

наглядными пособиями, делает для учащихся более интересным процесс

проверки знаний, делает более эффективным процесс обучения.

Участие

в

конкурсах

различного

уровня,

где

выступают

наши

воспитанники, дает расширить кругозор по предметной направленности,

пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе,

чувство коллективизма, желание совершенствования мастерства, уверенности в

себе, в своих силах.

Важнейшей

формой

работы

с

одаренными

учащимися

являются

олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных

детей.

Предметная олимпиада - состязание учащихся, требующее от участников

демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых

дисциплин.

Участник олимпиады обычно усиленно готовится к ней, что способствует

усвоению учебного и дополнительного материала. Участие в олимпиаде может

служить

преимуществом

при

поступлении

в

учебные

заведения

для

дальнейшего образования, особенно если участник занял призовое место

Сегодняшняя

действительность

выдвигает

перед

школой

проблему

подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных,

обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим

фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими

учеными, музыкантами, руководителями, лидерами.

Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и

нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и

их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности,

что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала,

социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения

к высоким достижениям в одной или нескольких сферах.

Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить

своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации,

что

обеспечивается

специальными

образовательными

услугами,

обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка

деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию

своих способностей.

Список литературы:

1.Абакумова

Е.

М.

Развитие

творческого

потенциала

воспитанников

учреждения

дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4.

2.Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в

школе. – 2009. – № 3.

3.Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: /

В.П. Голованов. – М.: Владос.

4.Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс.

5.Лейтес

Н.С.

Возрастная

одаренность

школьников:

Учеб.

пособие

для

студ.

высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия».

6.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М., 1993.

7.Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб. Речь, 2002.

8.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». Избранные труды. М.,1985г. - Т.1.



В раздел образования