Автор: Гостева Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 8 "Огонёк"
Населённый пункт: г.Сургут Тюменская область
Наименование материала: Конспект занятия по экологии
Тема: "Весна- красна"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Огонёк»
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«ВЕСНА КРАСНА ПРИШЛА»
Подготовила: Гостева Л.Н.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с образом красавицы Весны.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
– учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в
неживой природе;
– уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках весны
– познакомить с образом красавицы весны, переданным в различных произведениях
искусства;
– закрепить знания о строении растений и видах размножения;
– закрепить умения и навыки пересадки комнатных растений;
– расширять кругозор детей, стимулировать мыслительную активность детей для
разрешения проблемной ситуации;
Развивающие:
– развивать умение доступно для окружающих выражать свои мысли, понимать
обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями;
– развивать коммуникативные навыки детей;
Воспитательные:
– воспитывать уважительное отношение друг другу в процессе коллективной работы;
– воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с
природой, как с живым организмом;
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие».
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.
Методы наглядного обучения: (использование демонстрационных пособий, показ
схем «Строение растений», схем «Факторы роста растений», иллюстрации о весне на
экране ).
Словесный метод: (использование чистоговорок, стихотворений о весне, заданий –
инструкций, пояснения, дополнения, загадки).
Игровой метод: (д/игры «Я знаю 10 признаков весны», «Веснянка», «Цветок»,
«Волшебный кубик»).
Практический метод: (изготовление «коллажа», пересадка растений).
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Демонстрационный: набор иллюстраций о весне, черенки комнатных растений, схемы
«Строение растений», схемы «Факторы роста». Раздаточный: – почва, дренаж,
фартуки клеенчатые, тазы, лейки, вода, черенки растений, лопатки; – схемы «Строение
растений»; схемы «Факторы роста»; – клей, салфетки.
Предварительная работа: – рассматривание иллюстраций о весне; – чтение
произведений поэтов и писателей о весне; – загадывание загадок о временах года; –
заучивание стихотворений о весне; – закрепление навыков по уходу за комнатными
растениями.
Словарная работа: Активный – весна-красна, теплая, солнечная, красивая, зеленая,
кислород. Пассивный – факторы, черенкование, коллаж, дренаж, кашпо.
Алгоритм занятия:
*Вводная часть: – организационный момент – чистоговорки на автоматизацию звука
(р) – «Волшебный кубик» – угадай время года – чтение стихотворений о весне –
загадывание загадок – д/ игра «Я знаю 10 признаков весны»
*Основная часть: – изготовление «Коллажа – Весна» – пальчиковая гимнастика
«Цветок» – игра «Веснянка» – работа со схемами – черенкование растений
*Заключительная часть: – чтение детьми стихотворений – подведение итогов.
Ход занятия
- Дети приветствуют педагога, с интересом и желанием включаются в предложенную
педагогом игру – глубокий вдох, на длительном спокойном выдохе – дети повторяют
чистоговорки: Чтобы разговаривать Надо поговаривать Все правильно и внятно, Чтоб
было всем понятно
Педагог предлагает детям пройти в центр зала. –
Здравствуйте, я очень рада нашей встрече, потому что приготовила для вас много
интересных игр и увлекательных заданий. И так начинаем.
- Тара – ра, тара – ра – начинается игра.
- Повторяем за мной чистоговорки, делаем вдох и на выдохе говорим:
- Ра – ра – ра – интересная игра;
- ры – ры – ры – у нас в руках шары;
- ру – ру – ру – бью рукою по шару;
- ро – ро – ро – шар упал в ведро;
- туру – ру – туру – ру – заколдую детвору;
- тара – ра – тара – ра – вот и кончилась игра.
- Ну вот, язычки наши проснулись и стали послушными.
- И так, новая игра: вот это «Волшебный кубик» - угадай время года. На каждой
стороне кубика, что то нарисовано и есть задание, которое мы должны будем
выполнить, если кубик выберет это задание. - Признак, какого времени года вы
видите? Дети бросают кубик и отвечают вопрос, который нарисован на стороне
кубика. Дети бросают кубик и отвечают на выпавшие вопросы. - Молодцы, вы
правильно справились с этим заданием. Ежегодно приходят к нам в гости: Зима -
седая, Весна – молодая, Лето – веселое, Осень – плаксивая.
- Послушайте загадку и скажите, о каком она времени года:
- «Скоро снова зашумят Листья молодые.
Загудят, заговорят
– Пчелки молодые».
- Дайте определение весне, весна какая? –
Правильно: «Хороша весна – царица, В плащ цветной - одета!
Много в воздухе разлито И тепла и света». Дети отгадывают загадку. - Это весна. -
Весна - теплая, солнечная, красная, зеленая, шумная, пестрая, птичья.
- А сейчас, я предлагаю вам новую игру «Я знаю 10 признаков весны»
- тает снег – 1
- прилетают птицы –6
- проталины – 2
- появляется трава – 7
- сосульки – 3
- появляются листья -8
- лужи – 4
ледоход - 9 –
набухают почки – 5
- ярко и тепло светит солнце – 10.
- Молодцы! Но вы знаете, что у весны гораздо больше признаков, чем вы назвали
Дети встают в круг и у кого мяч называют по очереди признак весны
Подойдите к столу и выберите по 2 картинки, которые соответствуют данному
времени года, из этих картинок предлагаю сделать большую картину «Весна красна
идет!» - Но прежде разогреем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика «Цветок». -
Вырос высокий цветок на поляне
- Утром весенним раскрыл лепестки
- Всем лепесткам красоту и питание
- Дружно дают под землей корешки.
- Молодцы, а теперь к делу.
- Красиво у нас получило –
Ребята, почему весну называют «утром природы»?
- Правильно, все живое тянется к солнечному свету и ждет от весны радости и
милости. – такие картины называются «Коллаж». –
Повторите, как называются такие картины? - Ребята, почему весну называют «утром
природы»? - Правильно, все живое тянется к солнечному свету и ждет от весны
радости и милости.
- А, сейчас поиграем в игру «Веснянка».
- А уж ясно солнышко Припекло, припекло.
А по - всюду, золото Разлило, разлило.
Ручейки по улице Все журчат, журчат,
Журавли курлыкают И летят, летят.
- Отдохнули? Продолжим наше общение. –
Какие растения вы знаете? –
Растений на земле много или мало?
- Много растений – это хорошо или плохо? - Почему?
- Травы, деревья, кустарники. - Растений очень много. - Много растений – хорошо,
потому, что они вырабатывают кислород, нужный для дыхания.
Ребята, сейчас задам самый трудный вопрос: Сколько разных частей имеет каждое
растение? –
Давайте разберемся, у вас на столах лежат карточки с изображением частей растений.
- Я называю часть, а вы поднимаете нужную карточку (лист, стебель, цветок, плод,
корень). - Так сколько частей? - Хорошо. Даю следующее задание. - Из разрезанных
карточек соберите целое растение. - Молодцы, вы все очень старались! - Какие
факторы – условия необходимы для роста и развития растения. На столах лежат схемы
«Строения растений». Дети поднимают нужную карточку. - 5 частей. Из разрезанных
карточек собирают целое растение. Дети показывают нужные карточки из набора
«Факторы роста. Дети, скажите, из чего можно вырастить растение. - Молодцы, а еще
растения выращивают из черенков. - Из семян, луковиц, клубней, усов.
Дети встают вокруг стола, на котором стоят: кашпо для комнатных растений, дренаж,
почва, черенки растений.
- Посмотрите перед вами черенки разных комнатных растений: сеткрезии, бегонии,
традесканции, бальзамина. - Что общего у черенков с растениями на карточках? - За -
чем черенки ставят в воду? - Что надо сделать с черенками, чтобы они превратились в
красивые комнатные растения? Общее стебель, листья, корни. - Чтобы появились
корни. - Надо посадить их в землю. Правильно, весна самое благоприятное время года
для посадки и пересадки комнатных растений. - Сейчас, мы займемся посадкой
черенков. Смотрите внимательно, как надо делать это правильно. - На дно кашпо надо
положить камешки – дренаж, чтобы лишняя вода при поливе стекала, а корни не
загнивали. Затем насыплю земли, слегка ее утрамбую, палочкой сделаю лунку, налью
в нее воды, посажу туда черенок до первого листа и легонько прижму землю вокруг
черенка, и еще раз полью. Готово!
- Повторите последовательность выполнения работы? Ребята называют с чего
начинать и что делать далее, т. е. полностью повторяют ход работы. Дети приступают
к работе. Педагог внимательно следит за ходом работы, если требуется, оказывает
помощь. - Как надо ухаживать за растениями? -Если мы будем внимательными,
добрыми будем любить наших питомцев, то они будут нас радовать быстрым ростом и
красотой. Надо растения поливать, рыхлить, опрыскивать. Хочешь, поле – огород Сам
к тебе домой придет? Раздобудь семян немножко, В землю их – и на окошко.
Педагог демонстрирует детям цветок – ромашку и говорит детям, что он волшебный.
Уверена, такой игры еще вы не встречали! Скорей цветок берите и к детям вы идите!
С ними поиграете и многое узнаете! У кого в руке цветок, Нам расскажет свой
стишок. По окончании игры педагог подводит итог детской деятельности. Спасибо,
всем, за удовольствие, которое я получила от общения с вами, вы справились со всеми
заданиями, которые для вас были приготовлены. Мне было приятно и очень интересно
с вами поиграть. Педагог поощряет детей сюрпризами за хорошую работу