Авторы: Ивашина Наталья Николаевна, Литвинова Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад 32
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы с родителями в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Формы работы с родителями по формированию здорового образа
жизни в детском саду
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление
здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал «Я не боюсь еще и еще раз
повторять: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя…».
А каждый воспитатель знает, что в этом вопросе не обойтись без тесного
контакта с родителями.
Благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-
дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного
взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Ведь
здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Общепризнанно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И
хотя широкое распространение современных средств массовой информации
способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к
сожалению, не всегда меняет поведение людей. Так, некоторые родители в
силу неопытности, несерьезности подхода к соблюдению правил гигиены, а
часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребенка не
выполняют даже элементарных гигиенических правил. Задача раннего
формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна
сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом
способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить
навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Из наблюдений, за проработанное время, можно сделать вывод, что дети
дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и
возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном
отношении к своему здоровью.
Поэтому семье нужна поддержка и сопровождение в вопросах формирования
основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям,
привлекать их к участию в совместных мероприятиях досугах и праздниках.
Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения
законов здоровой жизни.
Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом
становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей
ребенка, снижению его работоспособности и в итоге – к серьезным
заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу
жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого.
А наша задача во взаимодействии с семьей – это объединение общих целей,
интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового
ребенка. Совместную работу с семьей мы строим на принципах
добровольности, компетентности, современности, единства, системности и
последовательности, преемственности и индивидуального подхода к
каждому ребенку и к каждой семье.
В процессе взаимодействия с семьей используем разнообразные формы
работы: информационно – аналитические (выявление интересов родителей,
потребностей, запросов, уровня их педагогической грамотности); досуговые
(совместные досуги и праздники, участие родителей и детей в выставках);
познавательные (просвещение родителей); наглядно – информационные.
Работу строим на основе запросов и интересов родителей, которые
формируются в процессе анкетирования, направленного на выявление знаний
родителей о здоровье детей которые позволяют корректировать работу в
течение года.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет
наглядная информация. Информационные материалы регулярно обновляются
в зависимости от рубрики. Не все родители обращают внимание на стенды,
поэтому мы стали использовать яркие, иллюстрированные рубрики.
Семейные творческие проекты направлены на выявление положительного
опыта семейного воспитания и оздоровления детей.
Так в нашей группе был оформлен фотоальбом «Папа, мама, я – спортивная
семья», где родители в пример другим, делились своим опытом в
оздоровлении. Он пользуются большой популярностью среди семей, ведь
здесь каждая семья может представить интересные фотографии, поделиться
опытом активного семейного отдыха.
Реализовали проект по здоровьесбережению детей «Будь здоров, малыш!»,
целью которого было: формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет;
сохранение и укрепление детей; приобщение детей и их родителей к
здоровому образу жизни. В процессе реализации проекта у родителей
повысились знания для обеспечения успешного развития детей. Были
проведены консультации по вопросам формирования культурно -
гигиенических навыков такие как «Здоровье ребёнка в наших руках», «Как
приучить ребенка чистить зубы», «Формирование культурно - гигиенических
навыков у детей». Продуктом проекта стало – нетрадиционное
физкультурное оборудование выполненное родителями из подручных
материалов. С помощью проекта мы смогли изменить позицию некоторых
родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Оформляем наглядные стенды, знакомим родителей с жизнью группы, с
возрастными физиологическими особенностями детей. Размещаем
информацию в родительских уголках, в папках-передвижках («Режим дня в
жизни дошкольника», «О здоровье всерьез»» «Игры для здоровья»;
консультации «Закаливание», «Зимние игры с ребенком», «Игры и занятия с
больным ребенком» и т. д.).
В группе есть уголок здоровья, где помещается информация для родителей о
лечебно-профилактических мероприятиях: «Как предупредить весенний
авитаминоз», «Стоит ли делать прививки?», «Витаминный календарь»,
«Корь», «Ветрянная оспа» и т. д. Имеются так называемые «Копилки
здоровья», в которых собран материал о нетрадиционных методах
оздоровления; материал, пропагандирующий здоровый образ жизни.
Приглашаем семьи на традиционные праздники, что способствует
возрождению и укреплению традиций, нравственно воспитывает как детей,
так и взрослых. Все эти мероприятия способствуют укреплению семейных
связей, повышают уровень компетентности педагогов и родителей по
формированию здорового образа жизни, развивают физические качества,
активность, способствуют укреплению здоровья в целом.
В дальнейшей работе мы особое внимание будем уделять постоянному
совершенствованию своего мастерства, поиску новых подходов к
физическому развитию детей во взаимодействии с родителями.