Напоминание

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры


Автор: Попова Елена Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 194
Населённый пункт: г.Киров
Наименование материала: статья
Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через

дидактические игры

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений,

понятий.

Игра

это

искра,

зажигающая

огонек

пытливости

и

любознательности».

В. А. Сухомлинский

Дети

дошкольного

возраста

проявляют

спонтанный

интерес

к

математическим

категориям:

количество,

форма,

время,

пространство,

которые

помогают

им

лучше

ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом,

способствуют формированию понятий.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет

математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка

зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует

развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий

потенциал личности.

Обучение элементарным математическим представлениям детей дошкольного возраста

немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает

восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном

процессе.

Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:

– широкое использование дидактических, развивающих игр в непосредственно образовательной

деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений;

– системность в применении дидактических игр в формировании элементарных

математических представлений у дошкольников;

– активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребёнка путём

повышения их педагогического мастерства через взаимодействие с воспитателем.

Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания

дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических

фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует

проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и

зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения

объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности,

пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Выполнение

дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию

самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.

Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак

дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой

деятельности. Дидактические игры по формированию математических представлении условно

делятся на следующие группы:

1.Игры с цифрами и числами.

2.Игры путешествие во времени. 3.Игры на ориентировки в

пространстве. 4.Игры с геометрическими фигурами. 5.Игры на логическое мышление.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в

игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также -

игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Игры с цифрами и числами

К этой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя

в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь

ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", учим детей свободно оперировать числами в

пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай

число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет,

которой игрушки не стало?" и многие другие используются в свободное время, с целью

развития у детей внимания, памяти, мышления. «Пазлы» – учить натуральному ряду чисел,

«Убираем

цифры»-

учить

оперировать

числами

в

пределах

10,«Найди

лишнее»

-

учитьоперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия, «Изучаем

цифры и счет» -учить соотносить число с количеством предметов , «Весёлый счёт» -учить счёту

в пределах 10 , «Считай, не ошибись»- учить порядку следования чисел натурального ряда,

упражнять в прямом и обратном счете.

Игры – путешествие во времени

Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для

знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название.

Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками

разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день.

Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что

последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней

недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания

недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница –

пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их

последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры

вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета,

обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку

идут дни недели. Например, первый ребенок с красным кружочком в руках, обозначающий

первый день недели - понедельник и т.д. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого

другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее",

"Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые

помогают

детям

быстро

запомнить

название

дней

недели

и

название

месяцев,

их

последовательность

Игры на ориентирование в пространстве

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные

представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов

деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху,

внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Задачей является научить детей ориентироваться в

специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному

условию. Детей учатся ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и

определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: «Встань

так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Есения,

а сзади – Егор». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением

определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от

куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида» и т.д. В начале каждого занятия проводится

игровая минутка: любую игрушку спрятать группе, дети ее находят или выбирают ребенка и

прячут игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д. Это вызывает интерес у

детей и организовывает их на занятие.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного

ориентирования у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров»,

«Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры

дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

«Радуга» – учить правильно называть цвета радуги, помочь запомнить их расположение,

«Домик для цветных карандашей» – учить ориентироваться в пространстве, «Фотография» –

учить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях , «Расскажи про

свой узор» – учить употреблять слова для обозначения положения предметов, «Собери букет» –

учить ориентироваться в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагают узнать в

окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается:

«Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист

бумаги т.д.). Проводится игра "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на

которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю

детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в

свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития

внимания и воображения у детей. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят

сходства

и

различия

в

решении

конструктивного

замысла.

Использование

данных

дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

«Подбери

по форме»

– учить

различать

одинаковые фигуры

разных

цветов,

«Ассоциации» – учить объединять предметы в объекты и в группу по какому-либо общему

признаку, «Геометрические фигуры» – учить находить подходящие геометрические фигуры и

собирать их из частей, «Снеговики» – учить собирать разнообразных снеговиков из

геометрических фигур, Варежки» – учить правильно подбирать геометрические фигуры к

образцу правильно определять цвет и форму геометрических фигур, «Цветные столбики» –

учить распознавать и группировать фигуры по цвету и форме, «Волшебные фигуры» – учить

находить одинаковые фигуры по цвету и форме.

Игры на распознавание величины

«Мячики» – учить сопоставлять по размеру, «Волшебные фигуры» – учить сопоставлять

по размеру, «Матрёшки» – учить сопоставлять по размеру, «Большая-маленькая» – учить

сопоставлять по размеру, «Телефон» – учить сопоставлять по размеру, «Яблоки» – учить

сопоставлять по размеру.

Игры на распознавание цвета

«Цветные карандаши» – учить различать цвета и находить их сочетание в картинках,

«Найди сходства» – учить различать цвета и объединять предметы в группу по какому-либо

признаку.

Игры на логическое мышление

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического

мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует

множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих

способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют

развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как «Найди нестандартную

фигуру, чем отличаются?», «Мельница», и другие. Они направлены на тренировку мышления

при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения

ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных

заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет

чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или

найти пропущенный элемент. Кроме того, задания такого характера: продолжить цепочку,

чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и

красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них

усложняются, выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать

одновременно цвет и величину.

Логические игры

«Найди лишний предмет», «Найди тень», «Логические картинки» ,«Лабиринты»,

«Ребусы».

Учимся собирать предметы по определенным признакам

«Колпачки» – учить собирать предметы по величине, «Пирамидки» – учить собирать предметы

по

величине

и

по

цвету,

«Бусы»-

учить

чередовать

предметы

по

величине

,

форме ,определенным признакам.

Игры на логическое мышление

«Ежики» – учить подбирать соответствующие цвета, «Составь цепочку» – учить различать

фигуры и устанавливать закономерность в их расположении, «Пазлы»- учить находить нужные

формы предметов. Обследовать предмет, выделять их цвет, величину, форму. «Шнуровки» –

учить группировать предметы по смыслу, прошнуровывать их к основе и создавать узоры из

цветной тесьмы, «Развивающие рамки» – учить сопоставлять определенно взятые фигуры с ее

контуром, выстраивать последовательную цепочку действии и находить единственное

правильное решение.

Таким образом, развитие элементарных математических представлений у дошкольников через

дидактические игры повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они

способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное

развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость

от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!



В раздел образования