Напоминание

Логоритмическая работа с детьми раннего возраста


Автор: Янбухтина Рида Фаргатовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №47"
Населённый пункт: г.Стерлитамак Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Логоритмическая работа с детьми раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Логоритмическая работа с детьми раннего возраста». Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многим специалистами, ко- торые определяют его как один из путей достижения качества образования, его об- новления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Как более глубока форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, он должен охватывать все виды детской деятель- ности. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи пред- метов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для фор- мирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима. Давно известно огромное значение движения (двигательной деятельности) в разви- тии речи ребенка. Еще русский физиолог И.П. Павлов называл кинетические им- пульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М.М. Кольцовой свидетельствуют о важности движений в развитии сенсорной речи. Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Аналогичные работы были проведены в области формирования так называемой моторной речи. Выясни- лось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию почти вдвое ускоряет появление голосовой реакции и положи- тельно сказывается на ее качестве. Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры (прецентральная область), и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Таким образом, при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей. Положительная эмоцио- нальная мотивация занятия "повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информа- ции из внешнего мира" (А.Г. Хрипкова и др.).
Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и на- блюдательности, координации движений и быстроты реакции, ориентировки в про- странстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удоволь- ствие, создают хорошее настроение, что немаловажно. Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физ- культурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной и вечер- ней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, самосто- ятельной двигательной деятельности детей. Предлагаемые игры не требуют большого пространства. Они доступны в любую погоду и в любое время года. В них с удовольствием играют и младшие дошкольни- ки (с помощью воспитателя), и старшие (самостоятельно).
«Ты медведя не буди!»
Дети образуют круг, взявшись за руки. Хороводом идут по кругу вместе с педаго- гом, который произносит текст. Как на горке снег, снег И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.) И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег. (Идут к центру круга.) А под елкой спит медведь. Тише, тише! Не буди, Сядь на место, не шуми! (Присаживаются на корточки.)
«Воздушный шар»
Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу. С мамой в магазин ходили, Шар воздушный там купили. Будем шарик надувать, Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, вы- полняют «пружинку».)
Шар воздушный, надувайся! Шар воздушный, раздувайся! (Идут назад маленькими шагами - надувают шар.) Надувайся большой Да не лопайся! (Хлопают в ладоши.) Шар воздушный улетел, Да за дерево задел И... лопнул! Поднимают руки, покачивают ими из стороны в сторону; затем ставят руки на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш».
«Котик к печке подошел»
Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу. Котик к печке подошел, Котик к печке подошел. Горшок каши он нашел, Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.) А на печке калачи, Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.) Пироги в печи пекутся (выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх), Они в руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)
«Шел король по лесу»
Дети становятся в круг, взявшись за руки. Шел король по лесу, По лесу, по лесу. (Ходьба по кругу.) Нашел себе принцессу, Принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, Попрыгаем, попрыгаем. (Прыжки на двух ногах на месте.) И ножками подрыгаем, Подрыгаем, подрыгаем. (Выбрасывают прямые ноги вперед.) И ручками похлопаем, Похлопаем, похлопаем. (Хлопают в ладоши.) И ножками потопаем, Потопаем, потопаем. (Топают ногами на месте.)
«Тишина»
Дети идут в обход площадки в колонне по одному. Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши. Засыпайте, малыши. На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 секунд.
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, читая стихотворение. Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так! С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показыва- ет воспитатель, например поворачиваются, наклоняются, приседают и т.п.
«Угадай по голосу»
Играющие стоят по кругу; водящий выходит в середину, закрывает глаза.
Дети идут по кругу, читая стихотворение. Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты, Алеша (Наташа), отгадай, Кто позвал тебя, узнай. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого- нибудь из играющих. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если отгадывает - открывает глаза и ме- няется с ним местами. Если ошибается - снова закрывает глаза. Игра повторя- ется. Дети идут по кругу в другую сторону.
«Угадай, что делали»
Воспитатель выбирает водящего, который отходит от детей на расстояние 8- 10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие будут изображать. По команде воспитателя «Пора!» отгадывающий поворачивается, подходит к иг- рающим и говорит: Здравствуйте, дети! Где вы бывали? Что вы видали? Дети отвечают: Что мы видели - не скажем, А что делали - покажем. Дети изображают какое-нибудь действие, например играют на гармони, скачут на лошадках и т.д. Водящий отгадывает. Если он ошибается, то проигрывает. Дети говорят, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгады- вает снова. Затем на его место выбирается другой ребенок, и игра повторяется.
«Съедобное-несъедобное»
Дети стоят в кругу. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч одному из детей. Если задумано что-нибудь съестное (фрукты, овощи, сладости, молоко и др.), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает что-нибудь несъедобное, мяч ловить нельзя. Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим, и игра повторяется.

«Летает - не летает»
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет различные предметы. Если это то, что летает, дети поднимают руки вверх или в стороны; если то, что не летает, опускают руки. Ведущий может сознательно ошибаться в движениях, мно- гие, подражая ему, тоже могут ошибаться. Задача детей - удержаться и не допустить ошибки.


В раздел образования