Напоминание

"Основные направления деятельности классного руководителя в рамках реализации ФГОС"


Автор: Талипова Альфия Кручевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Альметьевская школа-интернат"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные направления деятельности классного руководителя в рамках реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Для воспитания детей нужен не великий

ум, а большое сердце - способность к общению, к

признанию равенства душ взрослого и ребенка.

С.Соловейчик

В

условиях

модернизации

российского

образования,

реализации

Национальной

образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных

образовательных стандартов второго поколения, значительно возрастают воспитательные

функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания –

самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации

педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Главные задачи современной школы:

раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека,

личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. «Наша новая школа»

Цель воспитательной работы современной школы:

помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на

сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку

идей.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические

работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому

работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс,

строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности,

позитивных

и

негативных

тенденций

общественной

жизни,

на

основе

личностно

ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед

педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и

межконфессиональных отношений.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует

повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный

руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной

работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом.

Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм

бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно

полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Задачи деятельности классного руководителя:

формирование и развитие коллектива класса;

создание

благоприятных

психолого-педагогических

условий

для

развития

личности,

самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его

потенциальных способностей;

формирование здорового образа жизни;

организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности

коллектива класса;

защита прав и интересов обучающихся;

организация системной работы с обучающимися в классе;

гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими

работниками;

формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

организация социально значимой, творческой деятельности

Каким же должен быть современный классный руководитель?

Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом

своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого

учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним,

способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном

подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом

их

интересов,

способностей,

пожеланий,

взаимодействует

с

родителями,

учитывает

этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и

психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы,

хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных

нормативных документах.

Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях,

семинарах и конференциях.

Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь,

изучает новинки информационных технологий.

Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет

и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь

взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями,

включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и

разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная

организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Взаимосвязь в реализации классным руководителем направлений внеурочной деятельности

учащихся и направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших

школьников.

Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность

учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный

руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями. При поддержке психолога

классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные,

творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в

выборе будущей профессии.

Классный руководитель также должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом,

призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в

разрешении личностных кризисов обучающихся.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников,

используя

информацию,

получаемую

от

медицинских

работников

образовательного

учреждения.

Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в

интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном

процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата

в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.

Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-

исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться

только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного

процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической,

поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой

педагогический инструмент.

Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная

дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество,

содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел

или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь

в каждом ребенке.



В раздел образования