Автор: Талипова Альфия Кручевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Альметьевская школа-интернат"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные направления деятельности классного руководителя в рамках реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС
Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце - способность к общению, к
признанию равенства душ взрослого и ребенка.
С.Соловейчик
В
условиях
модернизации
российского
образования,
реализации
Национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных
образовательных стандартов второго поколения, значительно возрастают воспитательные
функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания –
самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации
педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Главные задачи современной школы:
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека,
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. «Наша новая школа»
Цель воспитательной работы современной школы:
помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на
сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку
идей.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические
работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому
работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс,
строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности,
позитивных
и
негативных
тенденций
общественной
жизни,
на
основе
личностно
ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и
межконфессиональных отношений.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует
повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный
руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной
работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом.
Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм
бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно
полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Задачи деятельности классного руководителя:
формирование и развитие коллектива класса;
создание
благоприятных
психолого-педагогических
условий
для
развития
личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе;
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими
работниками;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой, творческой деятельности
Каким же должен быть современный классный руководитель?
Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом
своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого
учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним,
способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном
подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом
их
интересов,
способностей,
пожеланий,
взаимодействует
с
родителями,
учитывает
этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и
психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы,
хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных
нормативных документах.
Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях,
семинарах и конференциях.
Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь,
изучает новинки информационных технологий.
Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет
и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь
взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями,
включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и
разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная
организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
Взаимосвязь в реализации классным руководителем направлений внеурочной деятельности
учащихся и направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших
школьников.
Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность
учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный
руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями. При поддержке психолога
классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные,
творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в
выборе будущей профессии.
Классный руководитель также должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом,
призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в
разрешении личностных кризисов обучающихся.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников,
используя
информацию,
получаемую
от
медицинских
работников
образовательного
учреждения.
Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в
интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном
процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата
в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.
Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-
исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться
только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного
процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической,
поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой
педагогический инструмент.
Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная
дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество,
содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел
или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь
в каждом ребенке.