Автор: Сидорова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Сухоложская школа"
Населённый пункт: г. Сухой Лог, Свердловская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Жизнь диких животных зимой"
Раздел: начальное образование
Конспект занятия с младшими школьниками с ОВЗ
на тему «Жизнь диких животных зимой»
Цель: Закрепление знаний детей о диких животных средней полосы, их
повадках, образе жизни в зимний период;
Задачи:
продолжать учить детей свободно высказываться, используя свои знания и
навыки связной речи;
развивать
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
состоянием неживой природы и жизнью животных;
воспитывать желание больше узнавать о жизни диких животных.
Развивающая предметно-пространственная среда:
картинки с изображением
диких животных, пустой контейнер из шоколадного киндера, пластилин.
Методические
приемы: беседа,
вопросы,
объяснение,
показ, загадывание
загадок.
Планируемые результаты:
- самостоятельно формулировать цель занятия;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь педагогов и сверстников.
Ход образовательной деятельности.
Ребята, давайте возьмёмся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать
хорошее настроение.
Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательным,
не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.
Педагог: Загадки
Белки в нем живут и волки,
В нем растут дубы и ёлки
Высоченны до небес!
Называют его (Лес) как узнали, что это лес?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима) как догадались, что это зима?
Как ветви у него рога!
Он благородный.
Он пятнистый.
Обходит сочные луга,
В жару идёт же в лес тенистый (олень). Как догадался, что это олень?
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А ниток ни одной (ёжик). Как догадался, что это ёжик?
Педагог: педагог предлагает детям назвать тему занятия («Дикие животные
зимой»). Просит объяснить, почему их называют дикие? (Живут на свободе без
помощи человека. Сами себе строят жильё и добывают пищу).
Педагог: Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте отправимся в зимний лес,
чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года. Закройте глаза и
повторяйте хором за мной волшебные слова:
Раз, два, три повернись,
На лесной опушке окажись.
Педагог: в лес пришла зима, и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого
животного свой характер, давайте расскажем об этом.
Дидактическое упражнение «Кто какой»
Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают
предложение начатое воспитателем.
Злой, как…волк
Трусливый, как…заяц
Косолапый, как…медведь
Хитрая, как…лиса
Прыгучая, как…белка
Колючий, как…ёжик,
Неуклюжий, как…медведь
Рыжая, как…лиса.
Педагог: Ребята кого мы с вами сможем встретить в зимнем лесу? Отгадайте
загадку:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом (Белка) Как догадался, что это белка? Показ картинки
белка.
- Почему белочка меняет цвет шубки? Для того чтобы легче было прятаться от
врагов, например от ястреба и куницы (кто такие ястреб и куница? Как вы
думаете?) Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и
стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Беличья шубка не только меняет цвет она ещё становится и более теплой. В
самые сильные морозы белочка спит в своём дупле. Оно тоже подготовлено для
зимы: как белка его подготовила? Ещё осенью она натаскала туда опавших
листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка - большая труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло.
А вы знаете что? Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и
хранит это все в специальных кладовках – в пустых дуплах, под мхом, у старых
пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их
семенами. Так, что голодать белочке зимой не приходится.
Педагог: ещё одна загадка:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от холода – кора (заяц). Как вы догадались? Показ картинки заяц.
Что вы можете сказать про зайца? Заяц тоже меняет цвет шубки к зиме. Летом
он был какой? Серым, а к зиме какая шубка у зайца? Шубка зайца постепенно
белеет: сначала белым становится хвост, потом задние лапы и только потом
белеют спинка и бока.
Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки.
Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью
выходит еду добывать. Чем питается заяц зимой? Обгладывает кору упавших
деревьев.
У зайцев много врагов в лесу. Отгадайте загадки
Какой зверь опасный?
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса) Как догадались? Показ картинки лиса.
Лиса тоже к зиме готовится. Как лиса готовится к зиме? Зимой на её лапках
отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса
как в валенках.
Кто зимой холодной
Ходит злой голодный (волк) Как догадались? Показ картинки волка.
А волк как к зиме готовится? Зимой хоть волк и не меняет свою шубу, но
утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам
необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят
обычно днём, а ночью охотятся.
Педагог: каких животных зимой в лесу не встретишь? Отгадайте загадки:
Между сосен, между ёлок
Бродит тысяча иголок
Но не сделать и стежка –
Все иголки без ушка! (ежик) Как догадались?
Хозяин лесной, просыпается весной
А зимой, под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой? (медведь) Как догадались?
Ежи и медведи зимой впадают в спячку. Поэтому особых запасов на зиму они
не делают, заботятся только о тёплом доме для себя:
ёж спит в норке,
утеплённой мхом, сухой травой; медведь - в берлоге. Они осенью стараются
покушать посытнее, чтобы всю зиму спокойно спать.
Физ.минутка. «Медвежата»
Медвежата в лесу жили,
Головой своей крутили повороты головы в стороны
Медвежата веточки искали
Дружно дерево качали поднять руки вверх, наклоны в стороны
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
А потом они плясали выше лапки поднимали. Поднять руки вверх и покрутить
кистями рук.
Дидактическая игра «Животные и их детёныши»
Педагог: Я называю животных, а вы должны назвать их детёнышей:
Белка – бельчата
Заяц – зайчата
Лиса – лисята
Волк – волчата
Медведь – медвежата
Еж – ежата.
Игра «Четвёртый лишний» (без наглядного пособия)
Детям предлагается исключить из перечисленных четырёх слов то, которое
считают лишний
- медведь, волк, заяц, белка (медведь единственный впадает в спячку)
- белка, сова, лиса, волк (сова - это птица, а все остальные звери)
- волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детёныш, а остальные взрослые
животные).
Педагог: ребята в зимний лес мы с вами сходили пора возвращаться в класс, там
вас ждёт сюрприз. Говорим слова
Раз, два, три повернись
В классе окажись.
Посмотрите, что у меня есть, капсулы от киндера сюрприза. В каких животных
их можно превратить? Добавим глазки, носик, длинные ушки, четыре лапки и
перед вами зайчонок. Предлагаю каждому взять капсулу и превратить ее в
животное. Своих животных мы поставим на выставку. Чьё животное вам
понравилось?
4. Итог. С какими животными мы встретились? Как зимуют дикие животные?
5. Рефлексия
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Что ты нового сегодня узнал о животных на занятии?