Напоминание

"Жизнь диких животных зимой"


Автор: Сидорова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Сухоложская школа"
Населённый пункт: г. Сухой Лог, Свердловская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Жизнь диких животных зимой"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект занятия с младшими школьниками с ОВЗ

на тему «Жизнь диких животных зимой»

Цель: Закрепление знаний детей о диких животных средней полосы, их

повадках, образе жизни в зимний период;

Задачи:

продолжать учить детей свободно высказываться, используя свои знания и

навыки связной речи;

развивать

умение

устанавливать

причинно-следственные

связи

между

состоянием неживой природы и жизнью животных;

воспитывать желание больше узнавать о жизни диких животных.

Развивающая предметно-пространственная среда:

картинки с изображением

диких животных, пустой контейнер из шоколадного киндера, пластилин.

Методические

приемы: беседа,

вопросы,

объяснение,

показ, загадывание

загадок.

Планируемые результаты:

- самостоятельно формулировать цель занятия;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь педагогов и сверстников.

Ход образовательной деятельности.

Ребята, давайте возьмёмся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать

хорошее настроение.

Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательным,

не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.

Педагог: Загадки

Белки в нем живут и волки,

В нем растут дубы и ёлки

Высоченны до небес!

Называют его (Лес) как узнали, что это лес?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила (Зима) как догадались, что это зима?

Как ветви у него рога!

Он благородный.

Он пятнистый.

Обходит сочные луга,

В жару идёт же в лес тенистый (олень). Как догадался, что это олень?

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток ни одной (ёжик). Как догадался, что это ёжик?

Педагог: педагог предлагает детям назвать тему занятия («Дикие животные

зимой»). Просит объяснить, почему их называют дикие? (Живут на свободе без

помощи человека. Сами себе строят жильё и добывают пищу).

Педагог: Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте отправимся в зимний лес,

чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года. Закройте глаза и

повторяйте хором за мной волшебные слова:

Раз, два, три повернись,

На лесной опушке окажись.

Педагог: в лес пришла зима, и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого

животного свой характер, давайте расскажем об этом.

Дидактическое упражнение «Кто какой»

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают

предложение начатое воспитателем.

Злой, как…волк

Трусливый, как…заяц

Косолапый, как…медведь

Хитрая, как…лиса

Прыгучая, как…белка

Колючий, как…ёжик,

Неуклюжий, как…медведь

Рыжая, как…лиса.

Педагог: Ребята кого мы с вами сможем встретить в зимнем лесу? Отгадайте

загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом (Белка) Как догадался, что это белка? Показ картинки

белка.

- Почему белочка меняет цвет шубки? Для того чтобы легче было прятаться от

врагов, например от ястреба и куницы (кто такие ястреб и куница? Как вы

думаете?) Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и

стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.

Беличья шубка не только меняет цвет она ещё становится и более теплой. В

самые сильные морозы белочка спит в своём дупле. Оно тоже подготовлено для

зимы: как белка его подготовила? Ещё осенью она натаскала туда опавших

листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка - большая труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло.

А вы знаете что? Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и

хранит это все в специальных кладовках – в пустых дуплах, под мхом, у старых

пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их

семенами. Так, что голодать белочке зимой не приходится.

Педагог: ещё одна загадка:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от холода – кора (заяц). Как вы догадались? Показ картинки заяц.

Что вы можете сказать про зайца? Заяц тоже меняет цвет шубки к зиме. Летом

он был какой? Серым, а к зиме какая шубка у зайца? Шубка зайца постепенно

белеет: сначала белым становится хвост, потом задние лапы и только потом

белеют спинка и бока.

Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки.

Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью

выходит еду добывать. Чем питается заяц зимой? Обгладывает кору упавших

деревьев.

У зайцев много врагов в лесу. Отгадайте загадки

Какой зверь опасный?

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса) Как догадались? Показ картинки лиса.

Лиса тоже к зиме готовится. Как лиса готовится к зиме? Зимой на её лапках

отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса

как в валенках.

Кто зимой холодной

Ходит злой голодный (волк) Как догадались? Показ картинки волка.

А волк как к зиме готовится? Зимой хоть волк и не меняет свою шубу, но

утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам

необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят

обычно днём, а ночью охотятся.

Педагог: каких животных зимой в лесу не встретишь? Отгадайте загадки:

Между сосен, между ёлок

Бродит тысяча иголок

Но не сделать и стежка –

Все иголки без ушка! (ежик) Как догадались?

Хозяин лесной, просыпается весной

А зимой, под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой? (медведь) Как догадались?

Ежи и медведи зимой впадают в спячку. Поэтому особых запасов на зиму они

не делают, заботятся только о тёплом доме для себя:

ёж спит в норке,

утеплённой мхом, сухой травой; медведь - в берлоге. Они осенью стараются

покушать посытнее, чтобы всю зиму спокойно спать.

Физ.минутка. «Медвежата»

Медвежата в лесу жили,

Головой своей крутили повороты головы в стороны

Медвежата веточки искали

Дружно дерево качали поднять руки вверх, наклоны в стороны

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

А потом они плясали выше лапки поднимали. Поднять руки вверх и покрутить

кистями рук.

Дидактическая игра «Животные и их детёныши»

Педагог: Я называю животных, а вы должны назвать их детёнышей:

Белка – бельчата

Заяц – зайчата

Лиса – лисята

Волк – волчата

Медведь – медвежата

Еж – ежата.

Игра «Четвёртый лишний» (без наглядного пособия)

Детям предлагается исключить из перечисленных четырёх слов то, которое

считают лишний

- медведь, волк, заяц, белка (медведь единственный впадает в спячку)

- белка, сова, лиса, волк (сова - это птица, а все остальные звери)

- волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детёныш, а остальные взрослые

животные).

Педагог: ребята в зимний лес мы с вами сходили пора возвращаться в класс, там

вас ждёт сюрприз. Говорим слова

Раз, два, три повернись

В классе окажись.

Посмотрите, что у меня есть, капсулы от киндера сюрприза. В каких животных

их можно превратить? Добавим глазки, носик, длинные ушки, четыре лапки и

перед вами зайчонок. Предлагаю каждому взять капсулу и превратить ее в

животное. Своих животных мы поставим на выставку. Чьё животное вам

понравилось?

4. Итог. С какими животными мы встретились? Как зимуют дикие животные?

5. Рефлексия

- Что больше всего понравилось на занятии?

- Что ты нового сегодня узнал о животных на занятии?



В раздел образования