Напоминание

"Радужный мир" окружающий мир для детей среднего и старшего дошкольного возраста


Автор: Нурдинова Чулпан Вильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №42 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Набережные Челны
Наименование материала: Учебная авторская программа
Тема: "Радужный мир" окружающий мир для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Авторская программа «Радужный мир»

(«Окружающий мир» для детей среднего и

старшего дошкольного возраста)

1

Оглавление

1. Пояснительная записка ……………………………………………….……3.

2. Учебно-тематический план по изучению окружающего мира «Радужный

мир»

для

дошкольников

среднего

и

старшего

дошкольного

возраста

…………………………………..……………………………………………….8.

3.Подвижные игры для дошкольного возраста по окружающему

миру………………………………………………………………………….…13.

4. Конспекты ООД по окружающему миру …………………….………….18.

5.Библиография ……………………………………………………………….28.

2

Программа «Радужный мир»

«Окружающий мир» для детей среднего и старшего дошкольного

возраста

Пояснительная записка

Авторская

программа

«Радужный

мир» создана

в

соответствии

с

требованиями ФГОС дошкольного образования.

Цели программы:

развитие

умений

наблюдать,

анализировать,

обобщать,

характеризовать

объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и

социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание

позитивного

эмоционально-ценностного

отношения

к

окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры

Задачи программы:

– расширить представления детей дошкольного возраста о многообразии

мира; – понять хрупкость сложных взаимосвязей в природе;

– развить эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего

мира, умение видеть их красоту; – привить навыки грамотного поведения в

природе и в городе;

– развить эстетические чувства на основе эмоционального восприятия мира

природы, потребность общения с ней;

формировать

патриотические

чувства, потребности

участвовать

в

творческой

деятельности

в

природе

и

обществе,

сохранять

и

укреплять

здоровье.

Изучение

окружающего

мира

оказывает

благотворное

влияние

на

развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное

развитие.

В

процессе

познания

природы,

социального

мира

происходит

3

совершенствование

сенсорных

процессов,

мышления,

речи,

развивается

любознательность. Окружающий мир - источник чувств.

Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область

умственного

развития,

но

и

способствует нравственному становлению

личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок

усваивает

правила

поведения

в

природе,

в

обществе,

учит ся

взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять

своим

поведением.

Изучение

нашего

общества,

его

культуры,

обычаев,

создает

условия

для

воспитания

высших

нравственных

чувств

патриотизма, гуманизма.

Именно занятия окружающего мира позволяют перевести знания в

самостоятельную

деятельность:

труд

на

природе,

помощь

сверстнику,

проявление внимания к взрослому и др.

Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание

экологической

культуры.

Дети

познают

азбучные

истины

науки

о

взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с

природой, о необходимости бережного к ней отношения.

В рамках «Окружающего мира» дети знакомятся с наиболее важными

экологическими связями в природе, а полученные ими знания становятся

фундаментом для воспитания экологически грамотного отношения к среде

обитания. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в

природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями,

оказания

им

необходимой

помощи

как

в

искусственно

созданной,

так

и

естественной среде их обитания.

В основе эстетического воспитания детей, которое осуществляется на

занятиях окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие

объектов, созданных природой и человеком. Возникающие при этом ситуации

удивления

определяют

эмоционально-положительное

отношение

к

рассматриваемому объекту. Разнообразие, яркость, динамичность объектов

окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а

4

взаимосвязь между эмоциональным и познавательным становится условием

развития эстетических чувств. Задача занятий как раз и состоит в том, чтобы

поддержать

родившееся

эмоциональное

состояние,

использовать

его

для

приобретения знаний и развития познавательного интереса.

Основной метод изучения «Окружающего мира» я выбрала подвижную

игру потому, что:

1. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства,

она обогащает и развивает личность.

2.

Подвижная

игра

развивает

двигательную

активность

детей

и

укрепляет здоровье.

3. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание окружающего

мира будет особенно эффективным: игра создает оптимальные условия для

воспитания и обучения.

4. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в

нём, освоения соответствующих моделей поведения в различных ситуациях.

5. Играя, ребенок познает многоликий мир природы, учится общаться с

животными

и

растениями,

взаимодействовать

с

предметами

неживой

природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

6.

В

игре

ребенку

предоставляется

возможность

решить

множество

проблем

без

утомления,

перенапряжения,

эмоциональных

срывов.

Всё

происходит

легко,

естественно,

с

удовольствием,

а

главное

в

ситуации

повышенного интереса и радостного возбуждения.

Достаточно

серьёзную

проблему

для

детей

дошкольного

возраста

представляет

усвоение

правил

поведения

в

природе,

а

так

же

таких

нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание

и усваиваются эти нормы лучше всего в игровой деятельности. Примеряя в

игре

на

себя

роли

животных

и

растений,

воссоздавая

их

действия

и

состояние,

ребенок

проникает

к

ним

чувствами,

сопереживает

им,

что

способствует развитию у детей экологической этики.

5

Дети с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая

радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться.

Система работы с детьми средней и старшей групп предусматривает

также

разнообразную

деятельность

с

литературными

произведениями

(чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрирование).

Чтение

и

обыгрывание

произведений,

рассматривание

авторских

иллюстраций в книгах, изодеятельность - все это поможет ввести детей в

«окружающей

мир».

Дополнительные

формы

и

методы

работы

с

детьми

разнообразные: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке

природы, на участке, целевые прогулки, экскурсии, использование игровых

обучающих ситуаций и др.

Программа «Радужный мир» состоит из 6 разделов.

1. Ты воспитанник детского сада

2. Родная страна

3. Родная природа

4. Мы и вещи

5. Ты и здоровье

6. Твои друзья — взрослые и дети

Структура программы предусматривает занятия по экологии в средних и

старших группах с сентября по май по два занятия в неделю и составляет 72

часа в год.

Планируемые результаты:

Дети должны знать/понимать:

– название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего

дома, адрес школы;

– названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади

столицы

(Красная

площадь),

главной

достопримечательности

столицы

(Кремль),

– государственную символику России;

– первый куплет и припев гимна России;

6

– виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);

– правила поведения в городе во время экскурсии;

– что такое природа, природа живая и неживая;

– название органов чувств и их функций;

– названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);

– основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;

– название каждого времени года и их последовательность;

– основные признаки времен года;

правила

безопасности

на

воде

в

зимнее

и

летнее

время,

правила

безопасности при катании с гор в зимнее время.

Уметь:

– соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экскурсий;

– проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой

природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

– различать объекты природы и изделия человека;

– различать объекты живой и неживой природы;

– различать части растений, отображать их в рисунке;

– приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);

приводить

примеры

животных

разных

групп

(насекомых,

рыб,

птиц,

зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;

– приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;

– приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;

– приводить примеры съедобных грибов своего края;

– приводить примеры ядовитых ягод своего края;

– ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;

7

Учебно-тематический план по изучению окружающего мира «Радужный

мир» для дошкольников среднего и старшего возраста

Тема занятия

Методы обучения

Кол-во

часов

СЕНТЯБРЬ

1. Давайте познакомимся

Речевая

разминка

«Спроси,

какое

у

меня

настроение».

Рассказы детей «Мое любимое занятие»

1

2 .

Э к с к у р с и я

п о

детскому саду

Знакомство

с

помещениями

детского

сада

и

правилами поведения в них

1

3. Дорога от дома до

детского сада

Речевая

разминка

«Что

можно

узнать

у

милиционера?».

Игра-моделирование

«Моя

дорога от дома до детского сада» (со знаками

дорожного движения)

1

4.

Правила

д о р ож н о го

движения

Игра-моделирование

со

значками:

«Правила

дорожного

движения».

Обсуждение

вопроса

«Зачем нужны ПДД?».

1

5 .

П о и г р а е м :

« Ул и ц ы

нашего города»

Роли: пешеход, старушка, милиционер, ребенок и

др. Рисование знаков дорожного движения

1

6. П р и м е т ы

о с е н и .

И зм е н е н и я

в

н е ж и в о й

природе

Подвижная игра «Будет дождь»

Цель: знакомство с овощами, необходимыми для

приготовления борща

1

7. П р и м е т ы

о с е н и .

Изменен и я

в

ж и з н и

растений

Найди

себе

пару». Цель:

умение

сравнивать

листья

деревьев.

Подвижная

игра

«Почтальон

принёс

письмо».

Цель:

Развивать

умение

описывать предметы и узнавать их по описанию.

1

8 .

П р и м е т ы

о с е н и .

И з м е н е н и я

в

ж и з н и

животных.

Игра «Кто я?»

Цель: Воспитывать

заботливое

отношение

к

животным.

1

ОКТЯБРЬ

1. Твоя семья

Формирование

первичных

представлений о семье

Члены твоей семьи. Рассказы детей «О маме».

Чтение потешек: «Как мама заботится о малыше

и воспитывает его»

1

2. Твоя семья

Игра «Дочки-матери»

1

3. Поиграем: семья

Формирование

первичных

представлений о семье

Речевая

разминка:

поговори

с

мамой

по

телефону. Роли: сын, дочь, мама. Ролевая игра:

«Моя

семья.

Воскресенье».

Роли:

мама,

папа,

дочь,

сын,

бабушка,

дедушка,

соседка,

дядя,

двоюродный брат

1

4. Расскажи сказку

Литературная

игра

«Узнай

сказку »

( с

иллюстрациями). Рассказы детей «Моя любимая

сказка»

1

5. Осень дарительница

«Вершки-корешки»

Цель: умение называть съедобную часть овоща

1

6. Что такое природа

Подвижная игра «Чья остановка?»

Цель: Умение различать листья разных растений:

вишни, сирени, дуба

1

7. Живая и неживая природа

П р а в и л а

п о в е д е н и я

в

п р и р о д е

и

с

ж и в ы м и

объектами.

Игра «Живая неживая природа»

Дидактическая игра «Можно - нельзя»

1

8

8.

З н а к о м с т в о

с

неживой природой. Воздух

Способствовать воспитанию

и н т е р е с а

к

я в л е н и я м

неживой природы

Занятие - Свет, тепло, воздух

Цели: познакомить с условиями, необходимыми

для

жизни

растений

и

животных.

Дать

представления о свойствах воздуха.

Игра «Поймай воздух»

1

НОЯБРЬ

1. Мой воскресный день

Речевая

разминка

«Спроси,

какое

у

меня

настроение».

Беседа

«Как

можно

провести

воскресный день»: беседа по рисункам

1

2. Прогулка в парк

Золотая

осень:

признаки

неживой

и

живой

природы. Зарисовки с натуры «Золотая осень»

1

3. Что нам осень подарила

Речевая

разминка

«Кто

больше

назовет

предметов

живой

и

неживой

природы?»

Дидактическая

игра

«Собираем

урожай»

(классификация по признаку «овощи–фрукты»).

1

4. Поиграем: соображалки

Речевая разминка «Фрукты и овощи хвастаются».

Придумывание

детьми

загадок

об

овощах

и

фруктах

1

5. Знакомство

с

неживой

природой. Свет и тепло

Занятие - Свет, тепло, воздух

Цели: познакомить с условиями, необходимыми

для жизни растений и животных

1

6.

Знакомство с водой

«Где снежинки?»

Цель: знакомство с разными состояниями воды

1

7.

Знакомство с камнями

Тема:

«Удивительное

в

камне»

Занятие

по

экспериментальной

деятельности

(проведение опытов)

Программное содержание:

Познакомить детей с разнообразием камней по

форме,

размерам,

окраске,

п р оч н о с т и ,

растворимости в воде и т.д.;

1

8.

Знакомство с живой

природой. Растения

Подвижная игра «Цветы, деревья, травы»

Цель: умение определять цветы, деревья, травы

Аппликация «Мой любимый цветок».

1

ДЕКАБРЬ

1. Как из зерна получилась

булка

Ролевая игра «Как хлеб на стол попал?»

1

2.

Поиграем:

«Магазин

«Хлеб»

«Дидактическая

игра

«Магазин

«Хлеб».

Роли:

продавец, покупатели

1

3. Все профессии важны

Рассказы детей (по иллюстрациям) о профессии:

«Кем я хочу быть». Самооценка работы: «Как я

выполнил задание»

1

4.

Знакомство

с

живой

природой. Животные

Упражнение «Части – целое» (закрепить знание

частей

тела

животного». Дидактическая

игра

«Узнай животное по загадке».

1

5.

Приметы зимы

Знакомство

с

э ко л о г.

закономерностями:

в л и я н и е

к о л - в а

и

доступности

корма

на

поведение

з и м у ю щ и х

птиц; а зим. насекомых –

от надежности их укрытия

в убежищах

Беседа по картинкам

Игра «Зимующие птички»

Цель: развитие экологического мышления

1

9

6.

Что растет в нашем лесу

(ель, сосна, береза, рябина)

Подвижная игра «Найди дерево»:

1

7.

Изготовление

аппликации «Ёлочка»

Вокруг

березы

можно

водить

хороводы,

приговаривая

или

припевая

народные

слова,

изображая руками, как она качается:

Березка

белена,

Маковка

зелена,

Летом

мохнатенькая, Зимой сучковатенькая, Где она

стоит, Там и шумит.

1

8. Поиграем в новогодний

театр

Речевая

разминка

«Поздравляем

родных

и

знакомых

с

Новым

годом».

Разыгрывание

сценок:

«Бабушка

и

внучка»,

«Мальчик

и

собачка», «Два брата», «Мама, папа и дочка» и

др. Калейдоскоп стихов про Новый год

1

ЯНВАРЬ

1. Поиграем: «Кто самый

аккуратный?»

Дидактические

игры:

кто

быстрее

сложит

одежду,

быстрее

почистит

обувь,

оденется

(разденется) на прогулку

1

2.

Поиграем:

«Угадай

мою профессию»

Дидактическая

игра

«Угадай

профессию»

(ребенок по рисунку описывает профессию, не

называя ее)

1

3.

Кто живет в лесу.

Подвижная игра «Маскировка»

Цель:

знакомство

с

правилами

маскировки

животных

1

4.

Путешествие по зимнему

лесу. Зимующие птицы

Подвижная игра «Перелёт птиц». Цель: Узнавать

и называть зимующих и перелётных птиц.

1

5,

6.

В

гостях

у

курочки

Рябы.

Домашние

звери:

корова, коза, овца

Рассказы

детей

и

рисование

«Мое

любимое

дерево»

2

7, 8. В гостях у курочки

Рябы.

Домашние

звери:

лошадь,

осёл,

свинья,

кролик

Рассказы детей и рисование

2

ФЕВРАЛЬ

1.2. Что такое здоровье

Речевая

разминка

«Что

мы

делаем

в

течение

дня». О режиме дня.

Работа с часами (рассказ учителя, как определить

время).

2

3.4. О времени и о часах

Упражнения на определение времени по часам:.

Дидактическая игра «Угадай, как называются эти

часы»

(будильник,

карманные,

настенные,

наручные и др.)

2

5.

В

гостях

у

курочки

Рябы.

Домашние

звери:

кошки и собаки

Игра с мячом «Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Подвижная игра Тук-тук»

1

6.

В

гостях

у

курочки

Рябы. Домашние птицы

Цель: Узнавать и называть животных, закрепить

чем питаются.

1

7.

Комнатные

животные.

Знакомство

с

м о р с ко й

свинкой

Игра «Найди детёныша для мамы»

Аппликация «Морская свинка».

1

8.

З н а к о м с т в о

с

Учить

детей

не

бояться

хомячка,

гладить

его

1

10

хомячком,

особенностями

внешнего

вида

(короткие

уши,

маленькие

черные

глаза,

на

теле

мягкая

шерсть,

короткий

хвост),

уточнить,

как

хомячок

бегает (быстро), как он ест

(делает запасы за щеки).

осторожно, от головы к хвосту.

Воспитывать любовь к животным.

МАРТ

1.2.3. Наши помощники —

органы чувств

Дидактические игры «Угадай предмет на ощупь,

по звуку, по форме и цвету».

Беседа об органах чувств и их охране.

Упражнения:

правильная

поза

при

чтении,

просмотре телевизора и др.

3

4.

Знакомство с волнистым

попугаем

Подвижная игра «Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Дидактическая игра «Чем питается попугай?»

(по типу «Что лишнее?»

1

5.

Знакомство с аквариумом

Игра «Найди различия».

Подвижная игра «Рыбка, рыбка»

1

6.

Приметы весны

Развивать

наблюдательность,

интерес

к

окружающей

природе

Беседа по картинкам

Чтение стихов о весне

( Д е т и

с а д я т с я

н а

ко рточ к и .

С т и х и

сопровождают

движениями,

которые

дети

в ы п ол н я ют

вм е с т е

с

в о с п и т а т е л е м ) .

В.:

Вот

подснежники

проснулись

(встают,

протирают

глаза),

улыбнулись

(улыбаются),

потянулись (тянутся), раз - росой они умылись

(умываются),

два

изящно

покружились

(кружатся),

три

нагнулись

и

присели

(наклоняются и приседают), а четыре полетели

( б е г а ю т ) ,

п я т ь

о н и

о с т а н о в и л и с ь

(останавливаются)

и

тихонько

опустились

(приседают).

1

7. 8. Выращиваем лук.

Ухаживаем за посадкой, следим за появлением

первых ростков.

2

АПРЕЛЬ

1.

Занятие

в

спортивном

зале

Игры-соревнования на ловкость, быстроту

1

2 ,

3 .

О

п р и р о д е

(музыкально-литературный

урок)

Чтение произведений о весне, Ролевая игра «К

нам Весна пришла»

2

4.Поиграем: «Соображалки»

Речевая логическая задача «Как лесные жители

перепутали свои жилища»

1

5.

Посадка бобов

Подвижная игра «Выбери нужное»

Цель: умение по листьям, плодам и косточкам

называть дерево, к которому они относятся

1

6.

Л е т я т

п т и ц ы .

Ч е м

отличается

ласточка

от

воробья

Игра «Мы — птицы»

Цель:

Вспомните

с

детьми,

каких

птиц

они

знают, и постарайтесь повторить их повадки.

1

7.

Природа просыпается

Игра «Найди меня»

1

11

Цель

«Умение

определять

по

листу

к

какому

дереву он относится»

8. Жители водоема

Воспитывать

бережное

отношение к воде.

Беседа о водоеме и водоплавающих птицах

Игра «Поход к водоему»

1

МАЙ

1. Город и село

И г р а - ко н с т р у и р о в а н и е

« Го р о д – с е л о » .

Обобщение воспитателя: «Кем работают в селе

(городе)»

1

2. Покупки

Речевая разминка «Что я могу купить в разных

магазинах».

1

3 ,

4 .

П о го в о р и м

о

дружбе

Беседа

с

использованием

иллюстративного

материала.

Чтение

и

обсуждение

рассказа

В.

Осеевой

«Синие листья».

2

5.

Рисуем животных

Подвижная игра «У медведя во бору»

1

6.

Первые цветы

Рассматривание альбома «Первые цветы»

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать

любовь

и

умение

любоваться

их

красотой.

Игра «Кто быстрее соберет цветок» (разрезные

картинки)

1

7.

Насекомые

Дидактическая

игра

«Шестиногие

малыши»

(бабочки,

пчела,

муравей,

божья

коровка),

какой рисунок лишний, зачеркни его.

Нарисуй насекомое, которое тебе нравится.

1

8. Наступает лето.

Найди себе пару»

Цель: умение сравнивать цветы

1

Общее кол-во часов

72

часа

12

Игры для дошкольников по «Окружающему миру»

Подвижная игра «Будет дождь»

Правила:

1. Выходят только те дети, которых называет воспитатель.

2. Садиться на стульчики только после слов воспитателя «будет дождь».

Ход игры. Игра проводится на участке. Дети сидят на стульчиках, расставленных в

два ряда, спинками один к одному. Выбирается ведущий. Первый ведущий – воспитатель –

подходит

к

детям

и

спрашивает,

какие

«овощи»

или

«фрукты»

тут

«лежат»

(дети

договариваются между собой). Потом начинает ходить вокруг детей и рассказывает:

«Летом очень здорово встать рано и пойти на рынок. Чего там только нет! Сколько

овощей, фруктов! Глаза разбегаются. Вот и я однажды встала рано и пошла на рынок

купить овощей, чтобы сварить борщ. Сначала купила картофель, потом морковки, темно-

красной свеклы. А вот и головки капусты. Надо взять одну! Рядом лежат пучки зеленого

лука. Возьму и его в свою сумочку. Ну а без помидоров разве будет вкусным борщ? Вот

лежат круглые, красные, гладенькие помидорчики.»

Дети-»овощи»,

которых

называет

воспитатель,

встают

и

идут

за

ней.

Когда

воспитатель приобрел все нужные овощи, говорит: «Вот вкусный борщ будет! Надо

спешить домой, а то... дождь будет»!

Услышав «кодовую фразу», дети разбегаются и садятся на стульчики. Кому не

хватило места, тот становится ведущим.

Подвижная игра «Найди себе пару»

Материал. Цветы – одуванчики, колокольчики, ромашки, гвоздики, георгины.

Правила:

1. После слов воспитателя: «Ручки протяните – цветочки покажите», протянуть

руки и хорошо рассмотреть цветочки.

2. На слова: «Ищи себе пару!» найти ребенка, у которого такой же цветок.

Ход

игры. Каждый ребенок получает цветок и прячет его за спину. Когда цветы

будут

у

всех

детей,

воспитатель

просит

их

стать

в

кружок,

потом

говорит:

«Ручки

протяните – цветочки покажите». Дети протягивают руки и рассматривают цветы. На

слова воспитателя: «Ищи себе пару!» дети с одинаковыми цветами становятся в пары.

Аналогичную игру можно проводить с листьями деревьев.

Подвижная игра «Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку.

В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и

описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают (дети, неправильно

отгадавшие овощ или фрукт, танцуют).

Подвижная игра «Чья остановка?»

Игра «паровозик» известна всем. Чтобы её разнообразить, дайте детям в руки

листья

разных

растений:

вишни,

сирени,

дуба.

Малыши

бегут

«паровозиком»,

а

воспитатель объявляет остановку, допустим, «Остановка Сирень«. У кого в руках лист

сирени, тот выходит из «поезда».

Подвижная игра «Где снежинки?»

Дети

идут

хороводом

вокруг

разложенных

по

кругу

карточек.

На

карточках

изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь,

пар, снежинка, капля и т.д.

13

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные

картинки,

должны

их

поднять

и

объяснить

свой

выбор.

Движение

продолжается

со

словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны

разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут

соответствовать нескольким временам года.

Дидактическая игра Кто я?

Ведущая загадывает животное и что-нибудь про него говорит. Например: это дикий

зверь. Дети по очереди задают вопросы: он большой? он пушистый? умеет прыгать? и

т.д., пока кто-нибудь не отгадает.

И обязательно придумайте интересные или вкусные призы победителям — какая

же игра без призов?

Подвижная игра «Живая неживая природа»

(называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы -

стоят на мести.)

Подвижная «Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками:

если мы едим вершки, дети поднимают кисти рук вверх. Если мы едим корешки – кисти

рук опускают вниз.

Подвижная игра «Цветы, деревья, травы»

Воспитатель

произносит

названия

любых

растений.

Ребенок

должен

быстро

определить, что это — травка, дерево или кустарник. Если дерево — подпрыгивает, если

куст — приседает, а если трава или цветок — хлопает в ладоши. Игра получается более

увлекательной если в ней участвуют несколько детей.

Подвижная игра «Зимующие птички»

Ребенок,

исполняющий

роль

птички,

должен

в

течение

определенного

времени

найти и собрать необходимое количество пищи. Такие игры способствуют развитию

экологического мышления, понимания того, что «все в природе взаимосвязано». Этот

способ дидактической игры позволяет наглядно и убедительно продемонстрировать детям

такие экологические закономерности, объяснить суть которых другим способом весьма

затруднителен.

Например, воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьев, наблюдает их

несколько раз, подчеркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу,

как к ним подходишь. А потом проводит игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети

сами воспроизводят осторожное поведение птиц. Или воспитатель наблюдает с детьми

осенние деревья, рассматривает листья березы, клена, выделяет и называет характерные

14

признаки их формы, окраски. Потом проводит игру «Найди дерево»: «Раз, два, три - под

клен беги!» (Поднимает вверх руку с листочком с этого дерева.)

Подвижная игра «Маскировка»

В общем-то обычные прятки. Только перед игрой нужно рассказать детям правила

маскировки животных и предложить не спрятаться, а замаскироваться. А затем тот, кого

нашли, должен объяснить, какие правила маскировки он применил: слился с фоном

кустарника, прижался к земле, укрылся за деревом и пр.

Подвижная игра «Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт

картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я –

воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два,

три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут

к

условному

изображению

(зимний

пейзаж),

другие

дети,

у

которых

картинки

с

изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж).

Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

Подвижная игра «Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети

отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица -

сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и

так далее.

Подвижная игра «Найди детёныша для мамы»

ХОД. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и

рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и

заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым

маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы)

Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».

Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её

среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки

с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.

Подвижная игра «Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям

изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети

начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так

далее.

Подвижная игра «Рыбка, рыбка» (знакомство с аквариумом)

15

Воспитатель

предлагает

рыбок

покормить

и

рассказывает,

что

рыбки

едят

специальный корм (показывает его), кормить их надо утром и вечером. Дети наблюдают,

как рыбки подплывают к поверхности воды и заглатывают корм.

Воспитатель спрашивает, нравятся ли детям рыбки, и предлагает поиграть в рыбок.

Игра «Рыбка, рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Быстро-быстро уплыла.

Выразительные движения:

дети,

присев

на

корточки

и

вытянув

вперед

руки

с

сомкнутыми

ладонями,

покачиваются, имитируя движения рыбки;

на лицах улыбки, голова поворачивается за рукой;

дети

встают,

туловище

наклонено

вперед,

одна

рука

вдоль

туловища,

другая

изображает рыбкин хвост, покачиваются из стороны в сторону.

Воспитатель

и

дети

прощаются

с

рыбками

и

обещают

прийти

еще

в

гости

полюбоваться на них и покормить.

Подвижная игра «Тук-тук»

Правила. Выходят из круга только те дети, которых назначает воспитатель.

Ход игры. Дети сидят в кругу; четверо (с ними воспитатель договаривается об этом

перед игрой) изображают разных животных (кошку, собаку, корову, лошадь). Эти дети

стоят за кругом. «Кошка» подходит к кругу и стучит: «Тук-тук-тук». Дети спрашивают:

«Кто

там?»

«Кошка»

отвечает

«мяу-мяу-мяу».

«Это

кошка»,

отгадывают

дети

и

спрашивают: «Хочешь молока?» «Кошка» входит в середину круга и делает вид, что пьет

молоко.

За

кошкой

к

кругу

подходит

«собака»,

и

аналогичные

вопросы

и

ответы

повторяются. Дальше стучатся другие животные. Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Угадай, что в руке?»

Дети

стоят,

выстроившись

в

круг,

руки

держат

за

спиной.

Воспитатель

раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем

показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу

подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно

узнавать на ощупь.

Подвижная игра «Найди меня»

Дать ребёнку лист определённого дерева и попросить найти это дерево в парке. Кто

быстрее найдёт, тот и выиграл! И можете быть уверены: название и образ этого дерева

детишки запомнят хорошо.

Подвижная игра «Выбери нужное»

Собрать разные листья, плоды, косточки в две коробочки в равных количествах. В

этой игре могут принимать участие как всего два ребёнка, так и две детские команды. Чем

больше участников, тем веселее.

Встать подальше от коробок. Воспитательница в детском саду, говорит, например:

«Виноградный лист». Дети должны как можно быстрее добежать до коробок, найти там

нужный лист и принести ведущей.

Подвижная игра «Мы — птицы»

16

Вспомните с детьми, каких птиц они знают, и постарайтесь повторить их повадки.

Воробьи — прыгают,

голуби — важно ходят с выпяченной грудкой,

совы — летают между деревьями и высматривают мышек,

дятлы — стучат по дереву, ищут червяков.

Подвижная игра «Цветы»

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя

картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк

догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь

другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот,

кто ни разу не был пойман.

Конспекты ООД по окружающему миру

17

«ВОДОЕМ И ЕГО ЖИТЕЛИ»

(беседа о водоеме и водоплавающих птицах)

Задачи:

развивать

представления

детей

о

водоеме

как

экосистеме;

умение

устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?);

умение

использовать

предметно-схематическую

модель

«Птицы»

для

рассказывания;

познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя,

выслушивать ответы сверстников; воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа.

– Рассматривание иллюстраций о водоеме.

– Беседы с детьми.

– Чтение природоведческой и энциклопедической литературы.

– Рассматривание картины «Водоем» в холле.

Ход занятия

1. Игра «Поход к водоему» (оформление водоема с помощью картинок, схем,

иллюстраций).

Детям предлагается схема водоема, на которой они расселяют с помощью липучки

или фланелеграфа обитателей водоема: прибрежные заросли (аир болотный, тростник);

водоросли; насекомые у воды и в воде (кузнечики, стрекозы, жук-плавун); птицы (утки,

гуси, лебеди, чайки, трясогузка); рыбы (окунь, судак, ерши, пескарь); звери (бобер, выдра,

ондатра).

2. Анализ полученных картин.

Дети вместе с воспитателем р а с с м а т р и в а ю т водоем и рассказывают, кого,

куда они поселили и почему.

3. Беседа с детьми.

– Куда улетают на зиму водоплавающие птицы, почему?

– Что случится с птицами, если они не успеют улететь?

– Что произошло с птицей из рассказа «Серая шейка»?

Рассматривают карту мира и определяют места предположительной зимовки птиц.

4. Рисование водоема.

«СВЕТ, ТЕПЛО, ВОЗДУХ»

Цели: познакомить с условиями, необходимыми для жизни растений и животных, —

живые существа не могут жить без света, тепла и воздуха. Дать конкретные представления

о

свойствах

воздуха,

зависимостях,

существующих

в

природе,

приспособительских

свойствах

растений

и

животных

к

окружающей

среде.

Способствовать

воспитанию

интереса к явлениям неживой природы.

Обогащение словаря: теплолюбивые, прозрачный, спячка.

Оборудование:

книга

«Краденое

солнце»

К.

Чуковского,

иллюстрации,

модели,

«газовый» платок.

Занятию предшествует организация опыта по проращиванию овса (лука-репки) в

тепле и на свету, на холоде и в темноте.

Ход занятия

1. Познакомить детей с книгой «Краденое солнце» К. Чуковского и напомнить ее

содержание.

2. Обсудить результаты опыта по проращиванию овса (лука-репки).

3. Обратить внимание детей на красоту вокруг, когда светит солнце, и предложить

потрогать предметы, нагретые солнцем и на теневой стороне в групповой комнате. Почему

они теплые?

4. Рассматривание иллюстраций, беседа о том, как подсолнухи поворачиваются к

солнцу в течение дня (или обратить внимание на то, как комнатные растения развернули

свои листья к солнцу).

18

5. Рассказ воспитателя о том, что растения очень любят солнечный свет и тепло и

есть теплолюбивые растения, которые растут только в жарком климате или в помещениях.

Но и другие растения любят тепло, поэтому растения наших мест осенью и зимой увядают

и не растут.

6. Дети отвечают, в какое время года у животных наших лесов и птиц появляются

детеныши и птенцы. Почему? Почему к зиме у животных (у белки, лисы, волка и др.)

отрастает густой мех, почему медведь, барсук, ёж, лягушки впадают в спячку?

7. Игровые упражнения: хорошо или плохо, когда слишком жарко?

Физминутка. Дети, бегая, отбирают из предложенных картинок животных севера и

юга.

Предложить детям вдохнуть и выдохнуть воздух (при этом положить ладонь на

грудную клетку). Что мы выдыхаем и вдыхаем? Что бы произошло, если б не было

воздуха? Почему мы не видим воздух? (Он прозрачный, но мы его чувствуем.)

Упражнение «Поймай воздух». (Все дети берутся за концы «газового» платка,

одновременно

поднимают

его

вверх

и

опускают

концы

вниз;

получается

купол,

заполненный воздухом.)

Воздух окружает землю. Но он невидим, почему же небо кажется голубым? Как

узнать, дует ли ветер на улице? Ветер — это движение воздуха.

Воспитатель говорит, что человеку нужен не просто воздух, а чистый воздух. От

чего же загрязняется воздух? (От фабрик, заводов, машин.)

Если воздух грязный, мы быстро устаем, болит голова. Что нужно сделать, чтобы

воздух в комнате стал чище? (Проветрить, сделать влажную уборку, иметь комнатные

растения

«КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ»

Задачи: уточнить знания о диких животных.

Материал: иллюстрации (фигурки) диких животных, Красная Шапочка.

Ход занятия

Красная Шапочка, давай проверим ребят, помнят ли они, что растет в лесу? (Ответы

детей).

А теперь я расскажу про животных леса. Красная Шапочка, в твоем ска зочном лесу

жил

только

волк.

В

настоящем

лесу

живут

разные

животные

это

звери,

птицы,

насекомые. Дикие животные человека боятся. Их дом – лес, где они прячутся, находят еду,

строят жилища, выращивают детёнышей. У животных еда не такая, как у людей. Она у

каждого своя. Если волку дать еду оленя, он её кушать не будет. Не может и олень кушать то,

что ест волк.

Красная Шапочка, послушай про настоящего волка. Дети, как вы думаете, на кого

похож волк? Этот зверь похож на крупную собаку. Кто-нибудь видел овчарку? Это крупные,

сильные звери. У волков острые, крепкие зубы. Они охотятся на оленей, зайцев и других

животных. Зимой, когда добычи мало, волки ходят очень голодными, могут нападать даже

на людей.

Красная Шапочка, а ты видела медведя? Он очень большой. Если медведь станет на

задние лапы, то будет выше человека. У медведя когтистые лапы и большие зубы. Медведя

страшно встретить в лесу. Он опасный хищный зверь. Ребята, как вы думаете, что может

есть медведь? Медведь может добывать разных животных, может нападать и на человека.

Кроме того, медведь поедает лесную ягоду. Охотно лакомится медом.

Дети, а это кто? А какая лисичка бывает в сказках? А что любит есть этот зверь? А

лисица больше или меньше волка? Лисица тоже хищный зверёк, но она небольшая и для

человека не опасна. Зайцев лисица ловит очень редко. Охотится на разных птиц. Зимой

лисичка раскапывает снег и ловит мышей - мышкует. Она очень хорошо слышит этих

зверьков под толщей снега.

19

Рысь – это дикая кошка. Она гораздо крупнее домашней кошки и шерсть у неё

пятнистая. На голове есть кисточки. Рысь ловит зайцев, птиц и других мелких животных.

Зайчиков все хорошо знают. Дети, скажите, а как можно узнать зайца? Что ест этот

зверёк? У зайца длинные уши. Передние лапы короткие, а задние – длинные. Поэтому заяц

передвигается прыжками. Он ест траву и грызет ветки у деревьев. Давайте попрыгаем, как

зайчики.

Физкультминутка:

Зайцы скачут: Скок - скок-скок!

Да на зелененький лужок,

Приседают, слушают, Не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (выполняют соответствующие движения)

А это олень. У него длинные ветвистые рога. На ногах есть копыта. Олень поедает

траву и листья. Это травоядный зверь, для человека не опасен. Заметив человека, олень

быстро убегает.

Вот барсук. У него на голове черные полоски. Уши маленькие, их почти не видно.

Ежа и белку сразу все узнали. По сравнению с другими лесными зверями, они

маленькие. Белочка на руке поместится. А ежа мы сможем руками взять?

Вот сколько в лесу разных жителей! Это дикие животные. Они сами о себе заботятся.

А теперь поиграем.

Варианты игр.

1.Словесная игра «Это правда или нет?».

Тёплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей:

«Га-га-га – пел соловей.

Быстро дайте мне ответ,

Это правда или нет?

2.«Концовки».

Если медведь больше волка, значит волк…(меньше медведя). Если олень бегает

быстрее волка, то волк…(бегает медленнее оленя). Если олень тяжелее рыси, то рысь …

(легче оленя). Если змея длиннее ящерицы, то ящерица…(короче змеи). Ели медведь тяжелее

волка, то волк …(легче медведя).

3.«Кто больше?». Я назову зверя, а вы скажите, кто больше него. Кто боль ше волка…,

зайца…

А теперь скажите, кто в лесу меньше барсука? (Ёж, белка, мышка).

4.«Отвечай быстро». Воспитатель называет зверя и бросает мяч ребёнку.

Он должен назвать другое животное и перебросить мяч.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Задачи: познакомить с некоторыми зимующими птицами, учить узнавать различных

птиц по основным признакам.

Материал: иллюстрации зимующих птиц (воробья, вороны, синицы, сороки, снегиря,

дятла), набор для аппликации «Снегирь» на каждого ребенка, клей, Красная Шапочка.

Ход занятия

Приходит в гости Красная Шапочка и говорит, что никогда зимой в лес не ходила.

20

Садись, Красная Шапочка, и послушай вместе с детьми про зимний лес. Сейчас какое

время года? И в сказочном и настоящем лесу сейчас холодно. Все в лесу: деревья, кусты и

земля покрыты снегом. Снега много. Идти по такому заснеженному лесу трудно – надо

высоко поднимать ноги, потому что они проваливаются глубоко в снег. На деревьях есть

листья? Почему зимой листья на деревьях не растут? Холодно. Все деревья спят.

Кроме деревьев спят некоторые звери. Кто из них спит, скажите Красной Шапочке?

(Медведь, еж, барсук.) Кто из зверей зимой бегает, еду ищет? Волк, лисица, рысь, заяц,

олень.

Кроме зверей в лесу зимой есть и птицы. Они остаются с нами зимовать и называются

зимующими. А те, которые не могут зимой найти еду и улетают, называются перелетными.

Красная Шапочка, посмотри на эти картинки зимующих птиц и запомни их названия.

Воробья узнали все. У него коричневые перышки, клюв чёрный. Это сорока. У неё

длинный хвост. Вся черная и только бока белые. Поэтому говорят: сорока-белобока.

Это ворона. Она вся серая. У неё большой клюв, и она больно клюется.

Дятла все узнали. У дятла тоже очень большой клюв, которым он долбит деревья. У

этой птицы на голове есть красная шапочка.

У снегиря грудка вся красная, крылышки и шапочка чёрные. Красивая птичка.

Хотите сделать аппликацию снегиря? Давайте сначала проведем физкультминутку:

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли,

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто

мой

упругий

мяч.

(выполняются

соответствующие

движения)

Возьмите у меня по одному белому листу бумаги и садитесь за стол. Я раздам вам

детали птицы. Смотрите, как я буду наклеивать эти детали на лист бумаги и повторяйте за

мной. Красной Шапочке будет интересно посмотреть, какие снегири у вас получатся (Рис.

1).

Рис. 1. Аппликация «Снегирь»

« В ГОСТЯХ У КУРОЧКИ РЯБЫ». ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Корова, коза, овца.

Задачи: познакомить детей с коровой, козой и овцой, как домашними зверями.

Формировать представление о том, чем животных кормят, как за нами ухаживают, что от них

получают. Уточнить представления детей о взрослых животных и детенышах.

Материал: картинки коровы, козы, свиньи и их детенышей, пуховый платок из козьей

шерсти, клочок чистой овечьей шерсти, Курочка Ряба и Машенька.

Ход занятия

Однажды приехала Машенька из города в гости в деревню к бабушке с дедушкой.

Вышла она во двор, а там гуляет Курочка Ряба.

– А почему тебя так называют? – спросила девочка курочку.

21

– Это потому, что пёрышки у меня разного цвета. Вот и назвали меня курочкой

Рябой.

Тут Машенька увидела рогатого зверя.

– Кто это? – испугалась Машенька. – Его надо в лес прогнать!

– Ты не узнала корову? – удивилась курочка. Она большая, но не страшная. На

голове у неё есть рога, на ногах – копыта. Тело покрыто короткой жёсткой шерстью. Наша

корова пёстрая, потому что на теле есть чёрные пятна. Хвост длинный – похож на метлу.

Это домашний зверь. Зверями называют животных, которые выкармливают своих деток

молочком.

– А она что, у бабушки с дедушкой в доме живёт? – спросила девочка.

– Нет, – засмеялась курочка. – Корова живет в сарае (стайке) возле дома бабушки с

дедушкой. Хозяева ухаживают за ней. Дают ей сено. Знаешь, что такое сено? Это сухая трава,

которую заготовили и высушили летом. Кроме того, люди поят корову, убирают после неё навоз. А

коровка за это даёт молоко. А в лесу она жить не сможет.

Дети, как вы думаете, почему? (Зимой в лесу холодно, еды нет. Коровка погибнет).

– А где у неё молоко находится? – спросила Машенька. Мы в городе молоко в магазине

покупаем.

– Посмотри, у задних ног есть вымя. Бабушка скоро будет её доить. А из молока

приготовит разные продукты.

Ребята, что можно сделать из молока? (Ответы детей). А яйца коровы могут нести?

Машенька была городской девочкой и мало знала о домашних животных.

Вдруг она

увидела еще одно животное (демонстрируется иллюстрация козы).

– Ой, еще одна корова, только маленькая! – закричала Маша.

– Это не корова, а коза, – сказала курочка.

Ребята, а чем коза отличается от коровы? (Ответы детей.)

Хотя у козы есть рога и копыта, но она гораздо меньше коровы. У козочки есть борода,

хвост короткий и торчит вверх. Коза также даёт молоко. Оно очень полезное.

–Давай подойдём к ней поближе, я хочу посмотреть на её перышки. Какие они

длинные! – попросила курочку Рябу Машенька.

Дети, есть ли у козы перышки?

– Нет, – засмеялась курочка, – Это не пёрышки, а длинная шерсть. Из козьей шерсти

вяжут очень красивые платки.

Ребята, хотите, я вам покажу платок? Посмотрите, потрогайте руками, прикоснитесь

щекой. Красивый платок, тёплый!

Машенька огляделась и увидела еще одно животное (демонстрируется иллюстрация

овцы). Это тоже козочка? А чем овечка отличается от козы? (Ответы детей). Овца, как и

коза, дает человеку шерсть. Шерсть у овечки тоже длинная и мягкая. Хотите потрогать

овечью шерсть? Понюхайте. У овечьей шерсти особенный запах. Что из овечьей шерсти

можно связать? (Ответы детей.)

А теперь посмотрите на детёнышей. У коровы рождается …теленок, у козы – …

козленок,

у

овцы

ягненок.

Вот

какие

симпатичные

малыши.

А

сейчас

поиграем.

Становитесь в круг. Я буду показывать картинки малышей домашних животных. Вы их

назовете, а потом изобразите голосом, как они кричат. Посмотрим,

у кого лучше получится.

Послушайте,

как

Миша

точно

изобразил

козленочка.

Миша у нас – самый лучший

козленок. Давайте погладим его и скажем ласковые слова (хороший, маленький, ласковый,

веселый, прыгучий и т.д.).

« В ГОСТЯХ У КУРОЧКИ РЯБЫ». ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. Ч. II.

Лошадь, свинья, кролик.

Задачи: познакомить детей с лошадью, ослом, свиньёй и кроликом как домашними

зверями, закрепить представления детей об их внешнем виде, развивать умение сравнивать,

находить отличительные и общие признаки.

22

Материал: иллюстрации

домашних

животных

и

их

детёнышей,

картины

из

их

жизни.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадки:

Голодна – мычит,

Кто ни в жару, ни в стужу

Сыта – жуёт.

Не снимает шубу?

Малым ребятам

(овца)

Молочка даёт. (корова)

Кто не прядёт, не ткёт,

Две сестрички,

А людей одевает?

Две плетёнки

(коза, овца)

Из овечьей пряжи тонкой.

У кого рога длинней хвоста?

(коза)

Сама пёстрая, ест зелёное,

Идет, идет, бородой трясёт.

дает белое.

Травки просит:

(корова, коза)

«Ме-ме-ме, дай – ка

Травки вкусной мне-е-е». (коза)

По горам, по долам,

Вместо носа – пятачок,

Ходит шуба да кафтан.

Пятачок дырявый,

(овца)

А крючок вертлявый.

(свинья)

Молодцы,

отгадали

все

загадки.

Но

Машенька

увидела

еще

других

животных.

Показала курочка девочке лошадь.

– Какая она большая, как корова, – испугалась Машенька, – Я сначала подумала, что это

корова. У лошадки тоже есть голова, туловище, ноги и хвост. На ногах есть копыта. Тело

покрыто короткой жесткой шерстью. Но лошадка очень сильно отличается от коровы, я

теперь вижу. Только её боюсь. Лошадь не кусается?

– Очень редко, – ответила курочка Ряба. Я тоже боюсь: вдруг она на меня наступит. Я

всегда убегаю, когда дедушка её запрягает, чтобы перевезти груз.

А вы, дети, скажите, чем корова отличается от лошади? Давайте поиграем в лошадок

(физкультминутка).

Детям

раздаются

палочки-лошадки.

Дети

изображают

лошадок,

декламируя стихи А. Барто:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Теперь сядем. Я загадаю вам загадки про других домашних животных:

Спереди – пятачок,

Четыре грязных копытца

Сзади крючок,

Залезли прямо в корытце.

Посредине спинка,

(поросёнок)

На спинке – щетинка.

(свинья)

Посмотрите на картинку с домашней свиньёй. У животного короткие ноги, маленький

хвост загнут крючком. На теле есть редкая жесткая щетина. Послушайте стихотворение

про поросят:

В. Лившиц Поросята

Десяток поросят

Ужасно хочет есть,

И каждый поросенок

Вперед спешит пролезть.

Брыкаются, толкаются

Пронзительно визжат.

23

И это называется

Обедом поросят!

Есть место у корытца

Для всех для десяти,

В нем рыльцем можно рыться

И вкусное найти.

Но стукнули копытца,

Сраженье началось.

И пойло из корытца

На землю пролилось.

Пропало их питанье,

Стоят и голосят.

Плохое воспитание

У этих поросят.

А у нас нет таких поросят? Никто не лезет вперед, расталкивая других? Никто не

кладет ноги на стол? Не будем похожи на этих глупых поросят.

К домашним зверям относится кролик. На кого он похож? Внешне он очень похож на

зайца. У него тоже длинные уши, короткий хвост, передние лапы короче задних. Кролик

также передвигается прыжками. Но в нашем лесу кролики жить не могут. Они живут

только в сарае рядом с человеком, который ухаживает за ними. В лесу они не смогут найти

еды, спастись от врагов.

Есть ещё домашние животные. Про одного я вам загадаю загадку:

Без воды, как по равнине,

Он шагает по пустыне.

И всегда при случае

Ест траву колючую.

(верблюд)

Верблюд живет в других странах. Ослика в нашем краю тоже нет. На кого похож

ослик? Ослик напоминает лошадку. Давайте сравним этих двух животных.

Посмотрите на

картинки и скажите, чем они отличаются?

Верблюд

имеет

такую

своеобразную

внешность,

что

его

все

сразу

узнают.

Теперь

поиграем. Становитесь в круг. Послушайте стихотворение и закончите предложение.

Мисуна С.

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И

теперь

он

не

щенок

А

взрослая…(собака).

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал…(конём).

Бык, могучий великан,

В детстве был…(телёнком)

А кудрявый баран –

Маленьким…(ягнёнком).

Этот важный кот Пушок –

Маленьким…(котёнком).

А отважный петушок –

Крохотным…(цыплёнком).

А из маленьких гусят вырастают утки –

Специально для ребят –

Тех, кто любит шутки.

А теперь посмотрите еще раз на детёнышей. У лошади рождается…жеребёнок, у

свиньи – …поросёнок, у крольчихи – …крольчонок!

24

« В ГОСТЯХ У КУРОЧКИ РЯБЫ». ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Собаки и кошки

Задачи: уточнить и расширить представления детей о собаке и кошке, как домашних

зверей.

Материал: иллюстрации собак и кошек, картины из жизни этих животных.

Ход занятия

Дети, про каких домашних животных мы ещё не говорили? Я загадаю вам загадки:

С хозяином дружит,

Молоко пьет,

Дом сторожит.

Песенки поёт.

Живёт под крылечком,

Чисто умывается,

Хвост колечком.

А с водой не знается.

(собака)

(кошка)

Я хозяину служу –

Молоко из плошки пьёт,

Дом хозяйский сторожу,

Возле норки мышку ждёт.

Я рычу и громко лаю,

(кошка)

И чужих я прогоняю.

(собака)

Домашние животные – звери и птицы живут рядом с человеком. Трудно даже

представить жизнь человека без домашних животных: они кормят и поят, одевают и

обувают нас. Это наши верные друзья.

Как выглядит собака, знают все. У кого дома есть собака? Как её зовут? Если

попросить людей описать своих любимцев, рассказы получатся разные. У кого-то живет

маленькая болонка, а у кого-то огромный дог. Пород очень много. Я вам покажу картинки.

Всем известна овчарка. У овчарки крупное тело, мускулистые ноги, длинный хвост,

стоячие острые уши, большие глаза. Тело покрыто густой шерстью.

Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут есть кашу, творог, яйца, мясо.

Могут поедать морковь и свежие огурцы.

С давних пор люди относились к собакам с большой любовью и уважением. В

далекие времена собак-бойцов использовали в сражениях. Огромные обученные псы стаей

набрасывались на противника, внося страх в его ряды.

Есть охотничьи собаки, с которыми человек охотится на диких животных.

Есть

пастушьи собаки, которые помогают человеку пасти стада домашних животных. Есть

собаки-спасатели. Известен пёс по имени Барри. Однажды во время пурги в горах он спас

замерзающего мальчика, согрел его своим телом, а потом отнес к жилищу человека. За

свою

жизнь

Барри

спас

в

горах

жизнь

сорока

человек,

которые

сбились

с

пути

и

замерзали. Этому отважному псу люди поставили памятник.

Есть собаки, которые водят слепых людей, а есть ездовые. Но Севере люди часто ездят

в собачьих упряжках.

В

цирке

выступают

дрессированные

собаки,

которые

могут

научиться

разным

трюкам. Собаки умны, внимательные. У них отличная память. У собаки очень острый слух

и нюх. Собака всегда преданна хозяину: никогда его не бросит и не предаст. Но если вы

захотите завести щенка, то приготовьтесь к большим хлопотам: его нужно кормить по

часам, водить гулять, лечить и воспитывать. Некоторые люди возьмут щенка, а когда он

надоест – выбрасывают. Правда, жалко?

Другими домашними любимцами являются кошки. У кого дома есть кошка? Как её

зовут? Как мы узнаём кошек? У кошки гибкое тело, мягкие лапки, на лапках - острые

коготки. Есть у нее усы и длинный хвост. Шерсть у кошек, в отличие от собак, мягкая.

Кошка - очень чистоплотное животное. Она любит свой дом, хозяев. Ей нра вится

понежиться в тепле и уюте. Когда киска сыта и здорова, то ласково мурлычит.

Дети, а что едят кошки дома? (Ответы детей). Кошки – хищницы. Долго и терпеливо

выслеживают они свою добычу. Кошки хорошо видят и в темноте и отлично слышат, как в

25

норках пищат мыши. Как и все домашние животные, кошки особенно хорошо относятся к

добрым, ласковым хозяевам.

А теперь поиграем. Словесная игра «Отвечайте, правда ли?» (Мисуна). Любит кошка на

обед

Виноград и винегрет.

Отвечайте, правда ли?

Закудахтал пёс Барбос

И в гнезде яичко снёс.

Отвечайте, правда ли?

Лапой хвать, зубами щёлк,

Хищник – тигр, хищник – волк.

Отвечайте, правда ли?

Ночью в дождик, как пастух, Вывел кур гулять

петух. Отвечайте, правда ли?

Хоть улитка и мала, Целый домик унесла.

Отвечайте, правда ли?

« В ГОСТЯХ У КУРОЧКИ РЯБЫ». ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.

Задачи: уточнить представление о домашних птицах: курице, утке, гусе, индюке, их

внешнем виде, образе жизни.

Материал: иллюстрации домашних птиц, различных пород кур.

Ход занятия

Ребята! Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте:

Всех разбудит на заре,

Клохчет, квохчет,

Важно ходит во дворе.

Детей созывает,

У него отменный слух,

Всех под крыло собирает

Хорошо поёт …(петух).

(курица)

Серая шейка,

Гордый ходит по двору,

Жёлтый носок,

Только это не к добру,

Плавает в речке,

Я во двор войти боюсь:

Как поплавок.Б о л ь н о

щ и п л е т

э т о т … ( г у с ь )

(утка)

Жёлтый одуванчик,

Хвост, как веер,

По двору идет,

Клюв, как крюк.

Жёлтый одуванчик

Эту птицу звать…(индюк)

Зёрнышки клюёт.

(цыплёнок)

Отгадайте ещё загадки:

1. Что за птица: людей не боится, не летает высоко, а кричит ко-ко-ко-ко? (Курица).

2.

Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь).

3. Удивительный ребёнок: только вышел из пелёнок, может плавать и нырять. Кто он,

можешь отгадать? (Утёнок, гусёнок).

4. У матери пятнадцать деток. Все детки – однолетки. (Курица с цыплятами).

Когда-то давным-давно люди нашли цыплят диких кур, принесли домой, вырастили. С

тех пор домашние птицы являются постоянными спутниками человека. Каких вы знаете

домашних птиц? А почему они так называются? Они, как и другие домашние животные,

живут рядом с человеком, который о них заботится. А как человек заботится о домашних

птицах? (Поит, кормит, лечит, чистит их домик). Домик для кур называется курятник. А что

дают домашние птицы человеку в ответ на его заботу? Наверное, тоже дают молоко и

шерсть? Домашние птицы дают яйца и пух. Яйца – очень вкусный продукт. А что можно

сделать из пуха? (Подушки, одеяла, одежду). Человек вывел различные породы кур.

Посмотрите, эти черные с хохолками. Красивые? У этих коричневых кур кроме хохолка

26

есть перья на ногах. А вот какие необычные куры. Они белого цвета с черными пят -

нышками. Какие куры вам больше всего понравились? Почему?

Посмотрите на картинки курицы и утки. Чем отличаются эти птицы друг от друга?

Клюв у курицы маленький и острый, а у утки – длинный и широкий. Отличаются по цвету

пёрышки. Кроме того, на лапках у утки есть перепонки. Для чего они нужны? Утки любят

плавать в воде и нырять.

А это кто? На кого гусь похож? Что у них есть общего? (Голова, туловище,

ноги,

крылья, хвост). Лапы у них похожи? У утки и гуся есть на лапках перепонки.

Чем отличаются

эти птицы? У гуся длинная шея, большой острый клюв. Перья по цвету тоже отличаются.

Гуси, как и утки, любят плавать в воде.

Посмотрите на картинку, где изображён индюк. Эта птица совсем не похожа на

других домашних птиц. Индюки чёрного цвета. Клюв у них маленький и острый, похож на

куриный. Индюк, в отличие от других домашних птиц, может веером поднимать хвост.

Индюки, как и куры, боятся воды.

Всех домашних птиц человек кормит зерном, а летом даёт еще зелёную траву, где

есть витамины.

А теперь посмотрим на птенцов домашних птиц. Какие славные…цыплята. Они тоже

бывают разного цвета. Как мы узнаем цыплят? У них маленькие острые клювики и нет

перепонок на лапках. Послушайте стихотворение:Т. Волжина

Воробей живёт под крышей

В тёплой норке – домик мыши.

У лягушки – дом в пруду.

Домик пеночки – в саду.

– Эй, цыпленок, где твой дом?

– Он у мамы под крылом.

Посмотрите снова на картинку. Это…утята. Красивые пушистые комочки! Как мы

узнаём утят?

А у гусей появляются…гусята. У них, в отличие от утят, острые большие клювы.

А как называются птенцы индюков? Индюшата имеют пёструю окраску.

А теперь поиграем. Становитесь в круг. Если я буду правильно говорить, вы будете

хлопать, а если неправильно – будете топать.

У коровы родился телёнок, у козы родился ягнёнок, у лошади родился жеребёнок, у

овцы родился верблюжонок. У гуся из яйца вылупился цыплёнок, у утки появился утёнок,

у курицы появился индюшонок.

Садитесь за столы. Поиграем в другую игру. Называется «Мой дом». (Каждому ребёнку

раздаётся по две большие карточки: леса и деревенского дома и набор маленьких карточек с

изображениями диких и домашних животных. Ребёнок должен разложить карточки по

своим местам).

Варианты практической работы, которую можно провести в другое время.

1.

Детям раздаются белые листы бумаги с нарисованным контуром цыплёнка.

Обмакивая кисточку-щетину в жёлтую краску, ребёнок тычками раскрашивает его.

2.

Аппликация «цыплёнок» из обрывков бумаги. Дети рвут на мелкие ку сочки

жёлтую бумагу, а затем по контуру на белой бумаге наклеивают обрывки.

В свободное время можно прочитать детям книгу С. Маршака «Курочка Ряба и

десять утят».

27

Библиография

1.

Вахрушев

А.А.,

Кочемасова

Е.Е.

Здравствуй,

мир!

2-я

часть. - М.: ЭКСМО, 2012. – 52 с.

2.

Светлова

И.А.

«Повышаем

интеллект

и

эрудицию»

«ЭКСМО - пресс» -2011. – 48 с.

3.

Энциклопедия

для

малышей

«Я

познаю

мир».

-

М.:

«РОСМЭН» 2007. – 322 с.

4.

Карпухина Н.А. Знакомство с окружающим миром. - М.:

Корифей, 2008. – 224 с.

5.

Машкова А.А. Ребёнок и окружающий мир. - М.: Корифей,

2009. – 108 с.

6.

Белкина

Л.В.

Адаптация

детей

в

условиях

ДОУ.

- М.:

ЭКСМО, 2010. – 114 с.

7.

Шалаева Г.В. Весёлые уроки. – М.: ЭКСМО, 2010. – 94 с.

8.

Кузьмин

С.А.

Время

и

календарь.

М.:

издательство

«Книжный дом», 2011. – 50 с.

9.

Волчкова В.Н.,. Степанова Н.В., Познавательное развитие,

2010. – 102 с.

10.

Ханина О. Г. Окружающий мир для дошкольников. – М.:

Феникс, 2012. – 48 с.

Дополнительная литература

1.

Емельянова Э. Л. Расскажите детям о хлебе. - Мозаика-Синтез,

2010. – 45 с.

2.

Емельянова Э. Л. Расскажите детям о домашних животных. -

Мозаика-Синтез, 2010. – 51 с.

3.

Емельянова Э. Л. Расскажите детям о насекомых, Мозаика-

Синтез, 2008. – 33 с.

28

4.

Емельянова

Э.

Л.

Расскажите

детям

о

грибах.

-

Мозаика-

Синтез, 2010.- 55 с.

5.

Русаков

А.

Прогулки

с

детьми

и

изучение

всего

на

свете.

Советы воспитателям и родителям дошкольников. – Сфера, 2011. – 112 с.

6.

Чистякова

О.

В.

Знакомимся

с

окружающим

миром,

-

М.:

Литера, 2013. – 118 с.

7.

Мороз

В.

Расскажите

детям

об

овощах.

-

Мозаика-Синтез,

2009. – 44 с.

8.

Дыбина

О.

В.

Ребенок

и

окружающий

мир.

Программа

и

методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. - Мозаика-Синтез,

2010.- 47 с.

9.

Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной.

Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. - Мозаика-

Синтез, 2008. – 56 с.

29



В раздел образования