Напоминание

«ВИЗУАЛЬНО - СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ МЕТРОРИТМА. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ» (из опыта работы)


Автор: Хусаинова Филия Анасовна
Должность: преподаватель по теоретическим дисциплинам
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №6 имени Салиха Сайдашева"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Татарстан
Наименование материала: методическая работа
Тема: «ВИЗУАЛЬНО - СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ МЕТРОРИТМА. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ» (из опыта работы)
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО

«ВИЗУАЛЬНО - СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ МЕТРОРИТМА.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ»

(из опыта работы)

Хусаинова Ф.А.

МАУДО «ДМШ №6»

г. Набережные Челны

Сольфеджио сложный предмет ,особая дисциплина, синтезирующая в

себе различные

умения, навыки, понимания, позволяющие развивать

музыкальный слух, память, мышление. Сольфеджио играет большую роль в

становлении музыканта

любой специальности, расширяя

возможности

познания мира музыки. Новые подходы в подаче учебного материала в

рамках предмета сольфеджио позволяют сделать одну из самых сложных

музыкальных

дисциплин

интересной,

доступной,

вопреки

широко

распространенному мнению о сольфеджио, как о скучном и малоинтересном

занятии.

Особую сложность в учебном процессе на всех уровнях обучения

представляет метроритм - очень важный и одновременно сложный аспект не

только на этапе слухового восприятия, но и умения воспроизвести как на

инструменте, так и в нотном тексте. Работая над метроритмом с учащимися

разного возраста ,от малышей первоклассников до учащихся музыкального

колледжа, очевидно, что понимание сути метроритма вызывает трудности

понимания на каждом этапе обучения. Довольно сложно объяснить юному

музыканту суть движения времени внутри потока музыкальных звуков.

Тема метроритма заинтересовала автора в аспекте методологического

упрощения подачи учебного материала.

Мною была предпринята попытка очень просто объяснить ученикам

первого

класса что такое длительность. За основу был взят метод работы с

наглядными пособиями.

Подготовительный раздел:

1.Разного цвета цветной картон был нарезан в виде геометрических

фигур. За основу взят большой круг - то есть целая длительность. В учебный

комплект - «чемоданчик» каждого ученика вошло не менее одного круга -

целая длительность; два полукруга - половинные; минимум 8 четвертей круга

- четвертные длительности; минимум 8 восьмых частей круга - восьмые

длительности

и

16

шестнадцатых

частей

круга

-

шестнадцатые

длительности. Причем длительности - пазлы все разного цвета, как и

музыкальная палитра «многоцветна» в своем звучании. В учительском

«чемоданчике » несколько наборов длительностей - пазлов разного цвета.

Кроме этого, необходимы магниты, для крепления пазлов на доске.

2.Процесс знакомства с целой длительностью начинается с того, что

учащиеся видят большие часы, на циферблате которых секундная стрелка

часов «бежит» в то время, пока звучит целая длительность. Ученики

видят движение стрелки - времени и слышат долгое звучание целой ноты.

Мы поем - время движется. Затем циферблат часов сменяет пазл - круг:

целая нота. Вместо секундной стрелки на часах, ученики считают время

звучания целой ноты, вслух проговаривая:

1-и-2-и-3-и-4-и. Затем круг

заменяется двумя полукругами - половинными длительностями. Учитель на

доске (с помощью магнитов) раскладывает одну целую длительность и

через тактовую черту две половинные. А ученики делают то же самое на

рабочих столах. При этом, разделяем карандашом (символ тактовой

черты) целую и половинные. Таким образом, повторив дважды счет 1-и-2-и-

3-и-4-и, ученики фактически в размере 4/4 считают и стучат два такта. В

первом такте одна целая, во втором две половинные.

Далее знакомство происходит с четвертными длительностями. То

есть через карандаш (тактовую черточку) на столах дети выкладывают 4

четвертных длительности (4 четверти круга). Это третий такт ритмической

мозаики. Четвертый такт ритмического пазла наполняем шестнадцатыми

длительностями (при чем дети выкладывают разными цветами пазлы

длительностей, получая красивую разноцветную ленту - мозаику). Этапы

продвижения по указанным четырем тактам занимают не один урок.

3. Следующий этап работы - наполнение такта различными длительностями

(геометрические аналоги длительностей из цветного картона мы называем

пазлами). «Языком»

пазлов

выстраиваются простейшие ритмические

конструкции. Задача состоит в самостоятельном прочтении ритмического

пазла. Продолжая работать в размере 4/4, постепенно долгие (протяженные

по времени) длительности заменяются на более короткие.

Таким образом, постепенно вытесняя

целую длительность

из

ритмической мозаики ,учащиеся

учатся

новым

комбинациям

ритмического рисунка внутри одного такта. Более мелкие длительности

заполняют такт. В данном разделе важно научить правильно считать и

исполнять (хлопать)

длительности. При этом необходимо донести до

учеников, что, например, четвертная длительность может быть сосчитана

как 1-и, или как 2-и, а может и-2, или и-3.

Ученикам дается понимание, что на первом месте в такте может быть

восьмая длительность, которую считаем как 1,а за ней может последовать

четвертная длительность, которую просчитаем как и-2. Таким образом, не

говоря о понятии синкопа, учащиеся 1 класса самостоятельно могут сложить

ритмический пазл с синкопами , и прохлопать сами синкопированный ритм,

не подозревая о «надуманной» сложности. Позже применяются комбинации

восьмая - две шестнадцатых; две шестнадцатых - одна восьмая.

4. Когда ученики могут самостоятельно, с пониманием сути задачи,

составлять ритмические мозаики, мы переходим к следующему этапу.

Учителем дается объяснение размера как некой конструкции домика –

такта, где могут «поселиться» только 2 четвертные длительности и их

младшие представители ( восьмушки и шестнадцатые), либо три четверти,

либо четыре четверти. Дети достаточно быстро понимают этот процесс.

Сначала дается задание изменить размер ритмического диктанта из 4/4 в

2/4. В этом задании дети быстро понимают, что нужно «разбить» каждый

такт

на

два

такта

меньшего

размера,

то

есть

в

половину.

Переконструировать ритмический диктант из размера 4/4 в размер 3/4 - это

особо интересное задание, по мнению учащихся. В решении такой задачи

проявляется понимание длительностей учащимися, включается механизм

осознанного творчества . Им очень нравится эта игра в ритмическую пазл -

мозаику за столом.

5. Следующий этап - это умение услышать прохлопанный ладошами

ритмический диктант и выложить его на столе пазлами, правильно расставив

тактовые черточки(карандаши).

6. Затем цветные пазлы обретают новое пространство - в нотных

тетрадях в виде общепризнанных символов длительностей . Учитель на

доске выкладывает ритмическую мозаику из цветных ритмических пазлов, а

учащиеся записывают в своих тетрадях эту мозаику длительностями

одной

нотой. Местоположение ноты каждый раз меняется. Постепенно

ученики осознают, что могут записать нотами и длительностями знакомые

всем песенки - «Маленькой елочке..», «Весенняя песенка» и другие.

Таким образом, в игровой форме, с применением наглядных пособий

решаются важные цели и задачи. Развивая интерес к метроритму среди

учащиеся через наглядные пособия, автор легко подает сложный материал.

При этом, развиваются творческие навыки учеников, свобода мышления.

Постепенно соединяя воедино ноты и длительности, ученики совершенно

спокойно работают в формате: слуховая работа, музыкальный диктант.

Практически дети пишут музыкальный диктант, даже не подозревая, что

для большинства учащихся эта форма слуховой работы становится неким

испытанием.

Если во время написания мини диктантов

появляются

недопонимания ритмической линии, то мы тут же возвращаемся к пазлам и

собираем ритм диктанта через цветную ритмическую мозаику. Хочется

обратить внимание читателя на тот факт, что данный вид работы с

метроритмом опробован во всех группах музыкальной школы и

колледжа искусств, в которых

мною ведется преподавание предмета

сольфеджио(1,3,5,6, РПО классы ДМШ и весь первый курс колледжа

искусств).

Практическое

применение

данной

методики

значительно

облегчает понимание сути метроритма, что позволяет автору обозначить

свой девиз «Просто о сложном»!



В раздел образования