Автор: Коновалова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО " Центр внешкольной работы" г. Сочи
Населённый пункт: г. Сочи Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание творческой личности средствами хореографии"
Раздел: дополнительное образование
Воспитание творческой личности средствами хореографии
На сегодняшний день сложились определенные условия для решения
проблем формирования личности. Исходя из работ психологов Б.Г.Ананьева,
В.С.Мерлина, можно утверждать, что развитие личности – это совокупность
процессов качественного изменения психологической ценности человека.
Есть прямая связь между эмоциональностью, активностью чувственных
форм восприятия человека и его мыслительными способностями.
И задача художественного воспитания состоит в том, чтобы научить
человека с детского возраста воспринимать искусство, научить эстетически
наслаждаться продуктами человеческого таланта. Но чтобы наслаждаться
красотой и создавать её, необходимо обладать качествами, которые в своей
совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой её
является
эстетическое
чувство,
особая
эмоциональная
отзывчивость
к
прекрасному.
Значительное место в области художественно - эстетического воспитания
может занять танец. Хореография оказывает комплексное воспитательное
влияние на физическую и духовную культуру человека.
Занятия танцем развивают физические качества: вырабатывают
правильную осанку, походку, ловкость, точность, координацию движений.
Танец
воспитывает
хорошие
манеры,
культуру
общения,
развивает
ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и творчество.
Но основная цель занятий хореографией – создание условий для
самовыражения,
самореализации
личности,
развития
творческих
способностей.
По
существу,
хореографическая
деятельность
представляет
собой творческую, так как она неразрывно связана с процессом развития
личности и её реализации.
Хореография многообразна в своём выражении, и главная задача –
отобрать из всех видов такой комплекс упражнений, этюдов, танцев, которые
дали бы возможность решить художественно – эстетические проблемы.
Подбор движений должен идти с точки зрения:
- физиологии возраста и особенностей моторики
- развития физических данных
- формирования культуры общения
- развития творческого начала, фантазии учащихся
Исходя из того, что обучение танцу имеет своей целью не столько
привитие
практических
навыков
исполнения,
сколько
художественно
–
эстетическое развитие детей. Необходимо ознакомить их с историей, бытом,
национальной
культурой
того
или
иного
народа,
особенностями
русской
школы танцев, балетной и народной музыкой.
Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых
движений,
от
интереса
учащихся,
от
соответствия
методов
обучения
возрастным особенностям детей.
Возрастные особенности – это специфические свойства личности
индивида,
его
психики,
закономерно
изменяющиеся
в
процессе
смены
возрастных
стадий
развития.
Они
образуют
определенный
комплекс
многообразных
свойств,
включая
познавательные,
мотивационные,
эмоциональные, персептивные и другие характеристики индивида.
Возрастная периодизация развития психики основана на смене ведущих
видов деятельности: игры (дошкольная), обучения (младшие школьники),
интимно
–
личного
общения
(подростки),
учебно
–
профессиональная
(юность).
Неотделимым от общей проблемы развития личности человека является
вопрос развития способностей. Способности характеризуют индивидуальные
возможности человека, которые связаны со свойствами мышления, волевой
организации личности. В основе способностей лежат задатки личности –
психофизические свойства, но способности развиваются в деятельности.
Выделяются два уровня способностей: репродуктивный и творческий.
Чем выше развиты общие (умственные) способности, тем больше
создаётся внутренних условий для развития специальных способностей.
В свою очередь, развитие специальных способностей положительно
влияет на развитие интеллектуальных личностей.