Автор: Тимофеева Ирина Марковна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Сланцевский детский сад №3 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Сланцы, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В мире эмоций"
Раздел: дошкольное образование
Конспект коррекционно-развивающего занятия
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «В мире эмоций»
:
Цель
развивать
умение
передавать
эмоциональное
состояние
с
помощью
.
мимики
:
Задачи
-
учить
детей
распознавать
и
проявлять
эмоции
;
-
,
расширять
представление
о радость
,
,
,
;
печаль удивление злость страх
-
формировать умение определять свое
эмоциональное
;
состояние и состояние других людей по внешним признакам
-
,
развивать
эмпатию
способствовать
установлению межличностного
;
доверия
-
снижать
психоэмоциональное напряжение
.
:
Материалы и
оборудование
-
лампа колба
«
»
Фонтан
света
, «
-
»
Диско шар
,
светильник
«
»
Шар с разрядами грозы
,
пиктограммы
эмоций
,
– 4
.,
зеркало
шт
,
.
воздушные шары по количеству детей релаксационная музыка
:
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.
.
Организационный момент
-
Педагог психолог
:
,
!
Здравствуйте
ребята
Я
рада
вас
видеть
!
Давайте
,
,
.
поприветствуем друг друга но сделаем мы это необычным способом
1.
Приветствие
«
».
Солнышко доброты
,
–
,
Вам нужно образовать
круг
вытянув
руки вперёд
к центру
круга
.
,
соединить
все руки вместе
Давайте представим что мы одно большое
,
–
,
солнышко а наши руки
это его лучики по которым проходит тепло к
.
?
каждому из нас Представили
(
)
Ответы детей
.
,
А теперь когда каждый из нас
,
получил тепло от солнышка давайте дружно скажем друг другу и нашим
гостям
«
!»
Здравствуйте
. (
).
Дети здороваются
II.
.
Основная часть
-
Педагог психолог
:
,
Ребята
расскажите
какое
у
вас
сейчас
?
настроение
(
)
Ответы детей
-
,
,
?
Ребята скажите пожалуйста какая бывает погода
(
,
,
солнечная дождливая
,
).
пасмурная ветреная
-
,
?
Как вы думаете можно ли сравнить погоду с настроением
. «
Предполагаемые ответы детей могут быть стимулированы взрослым
У
,
,
,
меня внутри радостно как будто солнышко светит потому что я рада нашей с
»; «
,
,
,
вами сегодняшней встречи
Мне грустно словно дождик льет потому что
,
»
.
.
моя кошка заболела и я переживаю и т д
-
–
.
Погода внутри вас
это и есть ваше настроение Каждое настроение
.
,
можно покрасить определённым цветом Ребята скажите каким цветом можно
1
,
,
выразить радостное настроение грустное настроение а когда мы удивляемся
и испытываем страх
(
).
Ответы детей
2.
.
Коробочка настроений
-
Педагог психолог
:
,
,
Дети
посмотрите
какая
у
меня
есть
красивая
.
,
коробочка
Это коробочка настроений она расскажет нам какие
эмоции
и
(
настроение бывают у людей
,
,
работа с пиктограммами радость
удивление
,
,
.
злость
грусть
страх
Последовательно
дети
вытягивают
по
одной
пиктограмме из мешочка и задаются следующие вопросы
):
-
?
Какое настроение здесь изображено
-
?
По каким признакам его узнали
-
? (
Что вам помогло различить
настроения
дети называют
различные
,
,
мимические
признаки
если это вызывает
затруднение
в
таком случае
,
).
психологу необходимо подсказать задать наводящие вопросы
-
.
Молодцы ребята вы хорошо различаете настроения
3.
Этюд
«
»
Маски
.
-
,
,
.
Ребята у вас получилось определить какое настроение было изображено
. (
,
А теперь давайте примерим эти настроения
Дети стоя перед зеркалом с
,
,
,
,
помощью мимики и жестов изображают грусть
удивление злость
радость
).
страх
-
-
.
-
.
Когда нам грустно
мы делаем так Когда мы удивлены
делаем вот так
-
.
-
.
Когда мы напуганы
мы такие Когда мы злимся
мы уже другие Когда мы
-
.
радуемся
мы делам так
-
Какая
эмоция
?
вам больше всего нравится
4.
Психогимнастика
«
»
Солнышко и тучка
.
-
Педагог психолог
:
,
Ребята а сейчас давайте мы с вами немножко отдохнем
и поиграем в игру
«
» (
Солнышко и тучка
звучит аудиозапись расслабляющей
)
музыки
.
-
Педагог психолог
:
,
,
Ребята давайте представим что мы сидим на зеленой
лужайке
(
)
сесть на пол
.
,
Светит
солнышко
греет
наше
личико
(
,
поднять
голову
вверх
глазки
)
закрыть
.
,
Солнце
зашло
за
тучку
стало
прохладно
(
,
сжаться
в
комок
чтобы
)
согреться
.
-
Солнце вышло из за тучки и нам стало жарко
(
-
расслабиться
разморило на
)
солнце
.
,
.
,
Представим что перед нами травка
Давайте погладим ее
какая она
,
мягкая нежная
(
,
)
представляют что гладят травку
.
А теперь нарисуем солнышко
(
вытягивают руки вверх и в воздухе рисуют
)
солнце
.
,
Можно открыть глазки продолжаем
занятие
.
5.
Шарик
«
агрессивной
эмоции
».
-
Педагог психолог
:
,
,
Дети посмотрите что у меня есть
(
психолог достает
)
надутые воздушные шары
.
.
Сейчас я каждому из вас раздам по шарику
Сегодня
мы
с
вами
говорим
об
эмоциях
.
,
Скажите
когда
человека
переполняют
эмоции
–
?
его можно сравнить
с воздушным шаром
(
Ответы
).
детей
,
,
–
,
Ребята
представьте
что воздушный шар
это и есть человек
в
котором скопилось огромное количество эмоций
.
,
Если мы его еще надуем что
?
произойдет
(
)
дети отвечают
-
Педагог психолог
:
Давайте мы попробуем стать на шар двумя ногами и
,
. (
посмотрим что будет
.
дети становятся на шар и пытаются его лопнуть После
,
,
того как шар лопнет психолог задает вопросы
).
2
-
,
,
,
?
Скажите ребята что вы чувствовали когда шар лопнул под ногами Что
,
-
?
еще может произойти если рядом будет кто нибудь находиться
(
Ответы
).
детей
,
,
Как вы думаете может ли тоже самое произойти и с человеком если
его переполняют
эмоции
?
,
,
,
Может ли он скажем так лопнуть как воздушный
?
шар
(
).
дети отвечают
-
,
?
Что можно сделать чтобы этого не произошло
(
)
дети дают ответы
,
,
Психолог говорит о том что когда человека переполняют
эмоции
,
,
и чтобы
,
,
(
не лопнуть как шар нужно научиться расслабляться
психолог берет другой
,
,
воздушный шар и показывает что его можно сдуть спустить воздух
).
Когда
,
шар не будет таким большим он не сможет лопнуть и не причинит никому
.
вреда
6.
Релаксация
«
».
Поза покоя
,
.
Необходимо усадить детей по кругу удобно руки на коленях
,
,
Психолог
формулу
покоя
произносит
медленно
тихим голосом
с
.
длинными паузами
,
,
,
,
Все умеют танцевать прыгать бегать рисовать
,
.
Но пока не все умеют расслабляться отдыхать
-
,
,
Есть у нас игра такая
очень легкая простая
,
…
Замедляется движенье исчезает напряженье
–
!
И становится понятно
расслабление приятно
7.
Упражнение
«
»
Три настроения
(
)
используется три вида светильника
-
Педагог психолог
:
,
,
Ребята как мы уже сегодня сказали у всех людей бывает
,
,
разное настроение оно зависит от мыслей когда мысли чистые светлые они
,
,
.
чувствует
себя спокойно
хорошо
уверенно
В это время их настроение
,
похоже на солнечный свет
и мысли у них ясные и чистые
(
включается
)
светильник с плавающими желтыми блестками
.
-
,
–
Кода в голову приходят отличные идеи люди радуются
настроение
,
,
,
бывает прекрасным радостным и мысли становятся яркими блестящими
возможно похожими на фейерверк
(
-
)
включается диско шар
.
-
,
,
,
,
–
Но бывает
что люди злятся
грустят
обижаются
им плохо
мысли
,
–
,
становятся мутными серыми
и появляется ощущение будто внутри человека
дождь идет или гремит гроза
(
)
включается шар с имитацией грозы
.
-
,
?
Бывает ли у нас грустное плохое настроение
-
,
?
Что мы делаем чтобы победить грусть
(
)
ответы детей
III.
/
часть Рефлексия
-
Педагог психолог
:
,
Теперь возьмемся за руки давайте мы пустим по кругу
,
наше тепло и хорошее настроение чтобы оно прошло через каждого из нас и
(
вернулось обратно ко мне
психолог пожимает руку стоящего справа от себя
,
,
,
,
ребенка тот в свою очередь передает рукопожатие следующему и так пока
рукопожатие не дойдет снова до психолога
).
-
Педагог психолог
:
,
Я почувствовала что мое рукопожатие вернулось ко мне и
,
тепла стало намного больше потому что каждый из вас добавил частичку
.
,
своего
Теперь
протянем наши руки в
центр круга
чтобы получилось
,
.
солнышко которое мы делали в начале нашей встречи и попрощаемся
-
.
Мы сегодня поиграли и чуть чуть добрее стали
,
,
.
Скажем спасибо друг другу спасибо теплому доброму кругу
3