Напоминание

Курс внеурочной деятельности "В мире животных" для 5-х классов


Автор: Сорокина Анна Сергеевна
Должность: Студентка
Учебное заведение: Армавирского государственного педагогического университета
Населённый пункт: г.Армавир
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Курс внеурочной деятельности "В мире животных" для 5-х классов
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка программы небольшого курса в рамках дополнительного образования по биологии для учащихся школы «В мире

животных»

Задание 1. Программа курса в рамках дополнительного образования по биологии для учащихся школы, с опорой на дидактический

материал базы практики.

Название курса: «В мире животных»

Цели и задачи курса дополнительного образования по биологии:

Цель: Формирование у учащихся интереса к изучению растительного и животного мира.

Задачи

Обучающие:

1. Расширять и углублять знания по ботанике, зоологии и экологии.

2. Воспитывать умение общаться в коллективе, воспитывать чувство толерантности;

3. Формировать экологическую культуру через воспитание бережного отношения к природе, лесным ресурсам, а также осуществлять

просвещение посредством распространения экологических знаний.

4.

Обучить

практическим

умениям

исследовательской

деятельности;

Воспитательные задачи:

1. Воспитать любовь по отношению к природе.

2. Улучшать экологическую пропаганду.

3. Привлекать к природоохранной деятельности.

4. Воспитывать чувства товарищества, чувства личной ответственности.

Развивающие:

1. Научить применять знания биологических наук на практике.

2. Освоить знания о средах обитания живых организмов.

3. Научить с любовью относиться к животным.

4. Освоить разнообразие животного мира.

5. Научить толерантно относиться к животным

Возраст обучающихся: учащиеся начальной школы (7-10 лет)

Содержание курса

Разделы и

темы курса

Количеств

о

часов

ЗУН

(знания, умения, навыки),

формируемые по итогу изучения курса

КИМ

(контрольно-измерительные материалы)

для итоговой формы контроля

1.

Знакомств

о

с

животным

и

6

учащиеся должны

знать:

основные понятия и ответы на вопросы:

Животные.

Отличие животных от растений. Многообразие животного мира. 7

уметь: делать выводы и умозаключения на основе полученной информации;

владеть: навыками работы с литературой и интернет-источниками

Беседа

Презентация

Видеофильм

Экскурсия в зоопарк

2.

Мир

растений

10

знать:

основные понятия и ответы на вопросы:

Мир растений. Особенности и многообразие растений.

Строение растений.

Органы растений и их функции.

Роль растений в природе и жизни человека.

Растения Красной книги Краснодарского края и меры по их охране.

уметь: отличать животных по разным признакам;

владеть: навыками наблюдения.

Беседа

Презентация

Видеофильм

Экскурсия «Растения наших лесов. »

Изучение растения Красной книги Краснодарского

края и меры по их охране.

3.

Животнов

одство

10

знать:

основные понятия и ответы на вопросы:

Животноводство.

Охрана животных.

Защита животных.

уметь: реализовывать мероприятия по охране животных;

владеть: навыками наблюдения.

Беседа

Презентация

Видеофильм

Внеклассное мероприятие об охране животных.

Наблюдение за птицами.

4.

Животные

леса

10

знать:

основные понятия и ответы на вопросы:

Мир животных.

Особенности и многообразие животных.

Тайны жизни одноклеточных животных.

Холоднокровные животные.

Животные в жизни человека.

Животные Красной книги Краснодарского края и меры по их охране.

уметь: соотносить животных со средами жизни, делать выводы и умозаключения

на основе сравнения;

владеть: навыками наблюдения животными, работы с литературой и интернет-

источниками

Беседа

Презентация

Видеофильм

Изучение животных Красной книги Краснодарского

края и меры по их охране.

Мероприятие «В мире животных»

Итого

36 часов

Тест

Задание 2. Мероприятие по теме курса дополнительного образования – В мире животных.

2.1.План мероприятия:

I.Вводная часть

Эколят.

Я люблю всех живых существ,

поэтому я обещаю всегда защищать

и

беречь братьев наших меньших!

Я люблю дышать чистым воздухом,

поэтому я обещаю беречь зеленые

насаждения, высаживать новые деревья

и ухаживать за ними.

Я хочу пить чистую воду, купаться в

чистых реках, морях и озерах,

поэтому я обещаю беречь водоемы

от загрязнений, экономить

водопроводную воду.

Я люблю гулять по красивым полям и

лесам, поэтому я обещаю убирать

за собой мусор всегда и везде,

сортировать бытовые отходы и

сдавать

вторсырье в переработку.

Вступая в ряды Эколят – Молодых

защитников природы, я клянусь, что

сделаю все возможное, чтобы стать

лучшим другом Природы, надежным

и верным.

Клянусь все свои знания и силы

направлять на заботу о Природе,

животных и растениях.

Клянусь нести знания о природолюбии

окружающим меня людям.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

- организационный момент

- мотивация

- сообщение темы и цели мероприятия

II.Основная часть

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим игру – соревнование «В мире животных»! Командам будут предложены

несколько конкурсов, в результате которых мы узнаем, как хорошо они знают животных.

Итак, начнём!

Конкурс «Угадай»

1. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

2. Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

(Лиса)

3. Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

(Волк)

4. Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ... (черепаха)

5. Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку.

(Леопард)

6. Что за коняшки -

На всех тельняшки.

(Зебры)

7. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

8. Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину.

(Бобры)

9. Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

10. По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ... (крокодил)

Конкурс «Знатоки»

1.В какой части тела откладывается жир у утконоса? (хвост)

2.Крокодил какого возраста считается взрослым? (старше 8 лет)

3.Какое животное в случае опасности брызгает вонючей жидкостью, которая может ослепить? (скунс)

4.Какое животное почти никогда не пьет, а за день может съесть килограмм листьев эвкалипта? (коала)

5.Какое общий признак есть у коалы, вомбата и кенгуру? (они сумчатые)

6.Какое животное может преобразовывать свой жир в воду, если долго не может найти питьевой источник? (верблюд)

7.Почему енота называют "енот-полоскун"? (потому что перед едой он часто полощет корм в воде)

8.Какое африканское животное можно слепить лишь из белого и черного пластилина?

зебру

9.На каком континенте еще, кроме Африки, живут слоны? (Азия)

10.Одна из уникальных способностей геккона состоит в том, что он может удерживаться на любой поверхности благодаря (маленьким цепким

щеточкам на пальцах ног)

Конкурс: «Да или Нет»

Из жизни насекомых

1. В Африке водятся мухи-людоеды? (Да. Личинки африканских мух тумбу проникают глубоко под кожу человека, образуя мучительные открытые

раны.)

2. Бабочки живут всего один день? (Нет. Некоторые живут по многу месяцев, перезимовывая или улетая в теплые края.)

3. Божьи коровки кусаются, когда рассержены? (Нет. Когда божьим коровкам досаждают, из их суставов сочится кровеобразная едкая жидкость,

раздражающая кожу.)

Из жизни рыб

4. Кончик меча у меч-рыбы отравлен смертоносным мышьяком? (Нет. Меч-рыба абсолютно безвредна.)

5. Некоторые рыбы живут внутри огурцов?

(Да. Жемчужные рыбки находят себе убежище в теле морского огурца, куда они проникают через дыхательное отверстие.)

6. В Японии едят ядовитых рыб?

(Да. У рыбы-фугу яд находится в печени, в органах размножения, в желудке и некоторых мышцах. При ее приготовлении должен присутствовать

опытный знаток, который удалит яд и сделает мясо безвредным.)

Из жизни рептилий

7. Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются бревнами?

(Нет. Таким приемом крокодилы пользуются, чтобы подкрасться к своим жертвам.)

8. Кобра танцует под звуки дудочки факира?

(Нет. Кобра не слышит музыки, а следует за движениями дудочки, готовясь к атаке.)

9. Змеи могут совершать прыжки в высоту до метра?

(Да. Гадюка, обитающая в Центральной Америке, способна совершать такие прыжки, нападая на жертву.)

Из жизни птиц

10. Лапки олушей синеют от холода?

(Нет. У олушей действительно лапки синего цвета, но это никак не связано с низкой температурой.)

11. Во время ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой? (Нет. Так поступают другие птицы.)

12. Стрижи спят на лету?

(Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете опускаются поближе к земле.)

Из жизни зверей

13. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов?

(Нет. Но если наткнуться на иглы, то они легко обламываются и остаются в теле жертвы.)

14. Верблюд хранит запас воды в горбах? (Нет. Их горбы хранят запас жира.)

15. Одинокие волки воют на луну?

(Нет. Волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай о том, что территория занята.)

Конкурс: «Узнай животное»

1. Это небольшой зверек, весом до 2,5 кг. Его хвост, пушистый и лохматый, обычно длиннее тела. Он часто задирает хвост кверху торчком, чтобы его

далеко было видно. На этого зверька редко кто нападает. Он сразу "выстреливает" во врага из особых желез отвратительно пахнущую ослепляющую

жидкость. (Скунс.)

2.Днем спит, свернувшись калачиком в дупле или на развилке ветвей. В сумерках медленно передвигается по дереву в поисках гнезд древесных

муравьев. Найдет, разрушит стенки гнезда острыми когтями передних лап и собирает липким языком добычу. (Карликовый муравьед.)

3. Самые маленькие в мире птицы живут в Южной Америке. Некоторые из этих птиц взмахивают крылышками 200 раз в минуту. По земле они почти не

ходят: у них очень слабые лапки. Питаются они нектаром цветов, мелкими мягкими насекомыми и паучками. Гнездо самой маленькой из этих птиц

размером с половинку грецкого ореха, а яйцо весит 2 г. (Колибри)

4. Какие самые крупные животные на нашей планете. В шкуре этого животного может разместиться стадо из 12 африканских слонов. (синий кит)

Конкурс «Покажи животное»

На карточках написаны названия животных:

Команда №1: кенгуру, петух, лев.

Команда №2: заяц, индюк, медведь.

Один учащийся изображает животное, а остальные должны отгадать, кто это.

III.Заключительная часть

- подведение итогов

- рефлексия

- награждение

2.2. Мероприятие проведено 20.05.2022 г. на базе практики: МБУ ДО «Эколого-биологическая станция»

2.3.По итогу мероприятия проведен опрос обучающихся на выявление результативности мероприятия.

2.4.Анализ опроса участников мероприятия.

Критерии анализа

мероприятия

Результаты анализа мероприятия «В мире животных».

1.

Учтена

ли

продолжительность

активного

внимания

учащихся данного возраста

при создании мероприятия.

При проведении мероприятия учтена продолжительность активного внимания.

Задания адаптированы к возрасту учащихся.

В мероприятии были учтены продолжительность активного внимания детей, поэтому на выполнение заданий

отводилось строго определенное время на протяжении мероприятия.

2.

Разнообразие

видов

деятельности.

В мероприятии чередовалась нагрузка на различные виды анализаторов:

- зрительные (просмотр слайдов презентации);

-слуховые (проговаривание заданий);

- двигательные: слежение за движением педагога, поднятие рук, передвижение.

3. Нагрузка на первую и

вторую сигнальные системы

деятельности.

Доминирование речевых сигналов в этом возрасте (вторая сигнальная система).

В мероприятии задания объяснялись точно, четко.

Речь учителя: Знание или соблюдение постулатов речевого общения и умение их применять способствует

бесконфликтным, разрешимым ситуациям (разрушение коммуникативных барьеров или барьеров общения).

4.

Оценка

умственной

работоспособности

учащихся.

(период врабатываемости, период наивысшей работоспособности, время наступления первой фазы

утомления, появлялись ли вторая и третья фазы утомления).

С учетом недельной работоспособности мероприятие было запланировано на 20 мая, когда ребенок уже

втянулся в работу, на мероприятии он может подвести итоги своей деятельности, ЗУН и отдохнуть.

К мерам профилактики утомления у детей школьного возраста можно отнести: чередование видов

деятельности, их многообразие, занятия по физической культуре, пребывание на свежем воздухе,

достаточную двигательную активность, использование в образовательном процессе игр и упражнений,

методик, приемов ликвидации неблагоприятных эмоциональных состояний и их последствий.

5. Выводы и предложения.

Мероприятие подготовлено и проведено с учетом всех имеющихся критериев, предъявляемых к работе с

детьми данного возраста.



В раздел образования