Напоминание

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР


Автор: Пляскина Людмила Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 41 "Росинка"
Населённый пункт: Тюменская обл. г Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Введение

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с

речевыми

нарушениями.

Основным

контингентом

логопедических

групп

дошкольных

образовательных

учреждений

являются

дети

с

общим

недоразвитием

речи.

Они

составляют

сложную,

разнородную

группу

по

тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства,

при

которых

у

детей

нарушено

формирование

всех

компонентов

речевой

системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном

слухе и интеллекте.

Для

детей

с

общим

недоразвитием

речи

характерно

несовершенство

тонкой

ручной

моторики:

движения

кистей

и

пальцев

рук

неточные,

недостаточно

координированные,

затруднены

изолированные

движения

пальцами.

Взаимосвязь

речи

и

мелкой

моторики

изучена

и

подтверждена

исследованиями многих учѐных, таких как И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, А. Р.

Лурия и др.

В развитии речи детей, мелкая моторика играет большую роль, так как

между движением и речью наблюдается тесная взаимосвязь. Следовательно,

развитие

мелкой

моторики

является

важным

звеном

в

работе

при

общем

недоразвитии речи.

Исследователи

предлагают

различные

методы

и

приемы

развития

моторных функций. Ю.Ф. Гаркуша, Н.М. Миронова, Н.В. Рыжова проводили

исследования

по

использованию

изобразительной

деятельности

в

логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, то есть

использование художественно – творческой деятельности будет способствовать

развитию мелкой моторики, но это недостаточно раскрыто в исследованиях.

Таким

образом,

развитие

мелкой

моторики

по

средствам

использования

2

2

художественно – творческой деятельности является актуальной проблемой.

Цель исследования: Осуществить развитие мелкой моторики у детей с

общим

недоразвитием

речи

в

процессе

художественно

творческой

деятельности.

Гипотеза

исследования:

предполагается,

что

введение

в

систему

коррекционно-педагогической

работы

специальных

занятий

по

развитию

мелкой

моторики

с

использованием

техник

художественно

творческой

деятельности

будет

способствовать

более

эффективному

развитию

мелкой

моторики

пальцев

рук

и

опосредованной

более

эффективному

развитию

артикуляционной моторики.

В

соответствии

с

целью

и

гипотезой

были

поставлены

следующие

задачи:

1. Изучить данные литературы по проблеме общее недоразвитие речи и

развитию моторных функций при данной речевой патологии.

2. Познакомиться с техниками художественно – творческой деятельности

и освоить некоторые их них.

3. Подобрать техники художественно – творческой деятельности для

использования их на специальных занятиях.

4. Осуществить развитие мелкой моторики пальцев рук у детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием техник

художественно – творческой деятельности.

Формы работы:

Беседа. Наблюдение

Экспериментирование

Восприятие художественной литературы

Показ

Рисование с использованием нетрадиционных материалов в ходе

непосредственно

образовательной

деятельности

и

самостоятельной

художественной деятельности

Оформление выставок

Рассматривание наглядно-иллюстративного материала

Игры (дидактические, настольно-печатные, на мелкую моторику,

массаж и самомассаж пальцев рук)

Экскурсии (музей, школа искусств)

3

3

Участие в городских и районных конкурсах.

Средства:

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Развивающая предметно-пространственная среда

Предполагаемый

результат:

к

выпуску

в

школу

у

дошкольников

сформируются определенные способности:

повысится

уровень

развития

мелкой

моторики,

будут

способны

выполнять задания, требующие координацию кистей и пальцев рук;

освоят техники работы с нетрадиционными материалами;

будут

использовать

техники

в

самостоятельной

изобразительной деятельности.

4

4

Глава I. Обзор литературы попроблеме развитиямелкой моторики

рук у детей с общим недоразвитием речи

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена

скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

«Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант.

Большое

стимулирующее

влияние

функции

руки

отмечают

все

специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий

уровень

развития

мелкой

моторики,

умеет

логически

рассуждать,

у

него

развиты

память,

мышление,

внимание,

координация,

воображение,

наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным

развитием

речи,

так

как

центры

мозга,

отвечающие

за

моторику

и

речь,

находятся рядом.

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью,

плохой

координацией,

чрезмерной

замедленностью

или,

напротив,

импульсивностью. Это

служит одной из

причин, затрудняющих овладение

простейшими,

жизненно

необходимыми

умениями

и

навыками

самообслуживания.

Ребенок,

вышедший

из

младенчества,

долго

не

умеет

пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести

до рта, пачкая стол и свою одежду. Особую сложность представляет для них

застегивание и расстегивание пуговиц, а также шнурование ботинок.

Недостаточностью

моторики

в

определенной

мере

обусловлены

свойственные

детям

с

общим

недоразвитием

речи

нарушения

произносительной

стороны

речи.

Фонетически

правильная

устная

речь

предполагает

точную

координацию

движений

органов

речи.

Нарушения

моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят

свое отражение и в их речевой деятельности.

Проблемой развития мелкой моторики у детей занимались исследователи

в области физиологии человека (Л. Ф. Трохимчук, О. И. Шквирина и другие),

психологии

(Н.

В.

Гатанова,

А.

В.

Петров

и

другие) и

логопедии

(С.

Е.

Большакова, Г. Г. Галкина, О. И. Крупенчук, И. С. Лопухина, Т. А. Ткаченко, В.

В. Цвынтарный и другие).

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и

средством повышения работоспособности коры головного мозга.

5

5

Мелкую

моторику

развивает

рисование,

лепка,

аппликация,

выкладывание

узоров

из

мозаики,

пальчиковые

игры

и

гимнастика,

конструирование из мелких деталей и т.п.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на

традиции.

Рисование

нетрадиционными

способами,

увлекательная,

завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник

изображения дети получают информацию о разнообразии окружающего мира,

уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей,

у них развиваются воображение, мышление, речь. Поэтому, наряду с ранее

разработанными методиками по изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова,

Т.С.

Комарова,

Н.П.

Сакулина)

следует

шире

применять

нетрадиционные

техники изображения.

Занятия

художественно-творческой

деятельностью

будут

более

разнообразными

и

интересными,

если

использовать

на

таких

занятиях

нетрадиционные техники художественно-творческой деятельности:

1. Рисование ластиком, восковыми мелками, гуашью по мокрой бумаге,

красками различными способами: кистью, пальцем, мятой бумагой, зубной

щеткой, ватной палочкой и т.д.

2. Пластилинография.

3. Аппликация (из кусочков пенопласта, рваной бумаги, из бумажных

шариков и др.).

4. Конструирование из бумаги – оригами.

5. Бисероплетение

6. Ниткография

Очень часто используют нетрадиционные техники моделирования: из

бросового, подручного материалов. Эти техники весьма оригинальны и не

обычны, они вызывают большой интерес у детей. В свою очередь это влияет не

только на развитие мелкой моторики рук, но и на познавательные навыки,

память,

мышление,

воображение,

усидчивость,

сосредоточенность,

эмоциональность, настроение, речь.

Как сказал Сухомлинский В.И.: «Ребенок – это не сосуд, который надо

наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поэтому мы считаем нужно зажечь

в детях огонек творчества.

Работа

по

развитию

мелкой

моторики

должна

начаться

задолго

до

6

6

поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм,

различным

заданиям

на

развитие

моторики

и

координации движения рук,

родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков

письма. Изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод:

если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие

находится в пределах нормы.

Глава II. Основные этапы подготовки по организации и проведению

работы

с

детьми

ОВЗ

по

развитию

мелкой

моторики

рук

в

процессе

художественно – творческой деятельности

Наша работа проводилась в несколько этапов.

Организационно-практический:

1.

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Шахтерск –

прошлое и настоящее», «Моя Родина – Сахалинская область!», «Богатства

Сахалина»

2.

Конкурс фотографий: «Я – фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом

родной» (совместно с родителями)

3.

Беседа с детьми: «Сделаем наш город чище», «Сказка о бисеринке»,

«Волшебная ниточка»

1.

Сбор материала для подделок (дети совместно с родителями)

2.

Экскурсии и фото-экскурсии по городу

Основной этап:

Коллективная работа: «Наше будущее в наших руках»

Материалы: Акварельные краски, кисти, ватман формата А3, трафарет о.

Сахалина, фотографии Сахалинской природы и «последствия экологических

катастроф

на

Сахалине»,

бисер

(зеленый,

желтый,

синий),

клей

ПВА,

зубочистки, тесьма для рамки, шерстяные нитки.

Описание работы: Подготавливаем наш ватман. Закрашиваем его голубой

акварельной краской, даем высохнуть. Прикладываем руки ребенка к ватману и

обводим

по

контуру.

Далее

располагаем

трафарет

о.

Сахалина

поверх

обведенных ладошек и обводим по контуру. Следующий этап – это работа с

бисером. Промазываем наш о. Сахалин клеем ПВА на него выкладываем бисер

один к одному, без пробелов, при помощи зубочистки, соблюдая цветовую

гамму.

Когда

у

нас

будет

готов

полностью

остров,

можно

переходить

к

7

7

следующему этапу – ребенок наклеивает нитку по контуру обведенной ладони,

а затем заполняет ладошку ниточками внутри. Даем высохнуть нашей работе.

Далее

берем

заранее приготовленные фотографии Сахалинской природы и

«последствия

экологических

катастроф

на

Сахалине»

маленького

формата,

располагаем на нашем изделии и приклеиваем. И последний этап. Делаем

рамку при помощи золотистой ленты, приклеиваем по краю нашего изделия.

Работа готова.

С заданием дети справлялись не сразу, для них трудно было работать с

бисером, так как он мелкий, деткам тяжело было взять его в пальчики. Так же

затруднения вызвало – правильно держать зубочистку, т.к. она тонкая, а тонкая

моторика рук не сформирована. Чтобы дети привыкли к ощущению бисера,

могли

правильно

держать

зубочистку,

с

ними

проводилась

пальчиковая

гимнастика. В целом ребята остались довольны проделанной работой.

Аналитический этап:

Данная

разработка

была

апробирована

в

рамках

МБДОУ

8

г.

Шахтерска в 2017 учебном году с детьми старшей группы компенсирующей

направленности

специально

организованной

деятельности;

совместной

деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской

деятельности; деятельности детей и родителей.

В

ходе

реализации

разработки

мы

пришли

к

выводу, что

подобные

занятия, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями,

переживаниями,

эмоциями,

способствуют

формированию

коллективных

взаимоотношений.

Все

дети

с

удовольствием

готовились

к

занятиям,

знакомились

с

новыми

видами

художественно-творческой

деятельности.

Выполненную работу ребята с гордостью демонстрировали своим друзьям и

родным. На начальном этапе работы ребята испытывали сложности в ходе

выполнения

поделки.

При

системных

занятиях

движения

пальцев

рук

становятся

более

точными

и

координированными,

улучшаются

показатели

пространственного ориентирования. Все дети доводят начатое дело до конца.

Отсутствие утомляемости на занятиях связано с обязательным проведением

физкультминутки, включающей пальчиковую гимнастику.

8

8

Литература

1. Афанасьева С. «Написать душу красотой» // Дошкольное воспитание,

1996, №8

2. Вдовиченко С.А. «Дети светлой краской красят мир» – М, Чистые

пруды, 2009 г.

3.

Ганошенко

Н.И.,

Мещерякова

С.Ю.

«Приобщение

детей

к

художественно-эстетической деятельности» –

М,

Издательство

«Мозаика

Синтез», 2008г.

4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. « Развитие речи детей 5-6 лет» – М, 1998г.

5. Золотарева А. «Форма работы с детьми на занятиях по рисованию» //

Дошкольное воспитание, 2007, №11.

6. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М,

1990г.

7. Лыкова И.А. «Программа

художественного

воспитания,

обучения

и

развития детей 2-7 лет», М, 2007г.

8.

Лыкова

И.А.

«Изобразительная

деятельность

старшая

группа,

подготовительная группа» – М, 2006г. 12

9.

Марецкая

Н.И.

«Организация

развивающего

пространства

в

дошкольных образовательных учреждениях» // Дошкольная педагогика, 2005,

№ 9,10.

10. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

– СПб, Издательство КАРО, 2007.

11. Нищева Н.В. «Разноцветные сказки» – СПб, «Детство – Пресс»,

2004г.

12. Розова С. «Чудесный мир красок» // Ребенок в детском саду, 2002, №

3,4,5.

13. Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной

изобразительной деятельности» – СПб, Издательство КАРО, 2007.

14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Помоги принцу найти Золушку» –

М, «Просвещение», 1994г.

15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом

тычка с детьми 3-7 лет» – М, 2007г.



В раздел образования