Автор: Пляскина Людмила Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 41 "Росинка"
Населённый пункт: Тюменская обл. г Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование
Введение
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с
речевыми
нарушениями.
Основным
контингентом
логопедических
групп
дошкольных
образовательных
учреждений
являются
дети
с
общим
недоразвитием
речи.
Они
составляют
сложную,
разнородную
группу
по
тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства,
при
которых
у
детей
нарушено
формирование
всех
компонентов
речевой
системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном
слухе и интеллекте.
Для
детей
с
общим
недоразвитием
речи
характерно
несовершенство
тонкой
ручной
моторики:
движения
кистей
и
пальцев
рук
неточные,
недостаточно
координированные,
затруднены
изолированные
движения
пальцами.
Взаимосвязь
речи
и
мелкой
моторики
изучена
и
подтверждена
исследованиями многих учѐных, таких как И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, А. Р.
Лурия и др.
В развитии речи детей, мелкая моторика играет большую роль, так как
между движением и речью наблюдается тесная взаимосвязь. Следовательно,
развитие
мелкой
моторики
является
важным
звеном
в
работе
при
общем
недоразвитии речи.
Исследователи
предлагают
различные
методы
и
приемы
развития
моторных функций. Ю.Ф. Гаркуша, Н.М. Миронова, Н.В. Рыжова проводили
исследования
по
использованию
изобразительной
деятельности
в
логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, то есть
использование художественно – творческой деятельности будет способствовать
развитию мелкой моторики, но это недостаточно раскрыто в исследованиях.
Таким
образом,
развитие
мелкой
моторики
по
средствам
использования
2
2
художественно – творческой деятельности является актуальной проблемой.
Цель исследования: Осуществить развитие мелкой моторики у детей с
общим
недоразвитием
речи
в
процессе
художественно
–
творческой
деятельности.
Гипотеза
исследования:
предполагается,
что
введение
в
систему
коррекционно-педагогической
работы
специальных
занятий
по
развитию
мелкой
моторики
с
использованием
техник
художественно
–
творческой
деятельности
будет
способствовать
более
эффективному
развитию
мелкой
моторики
пальцев
рук
и
опосредованной
более
эффективному
развитию
артикуляционной моторики.
В
соответствии
с
целью
и
гипотезой
были
поставлены
следующие
задачи:
1. Изучить данные литературы по проблеме общее недоразвитие речи и
развитию моторных функций при данной речевой патологии.
2. Познакомиться с техниками художественно – творческой деятельности
и освоить некоторые их них.
3. Подобрать техники художественно – творческой деятельности для
использования их на специальных занятиях.
4. Осуществить развитие мелкой моторики пальцев рук у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием техник
художественно – творческой деятельности.
Формы работы:
Беседа. Наблюдение
Экспериментирование
Восприятие художественной литературы
Показ
Рисование с использованием нетрадиционных материалов в ходе
непосредственно
образовательной
деятельности
и
самостоятельной
художественной деятельности
Оформление выставок
Рассматривание наглядно-иллюстративного материала
Игры (дидактические, настольно-печатные, на мелкую моторику,
массаж и самомассаж пальцев рук)
Экскурсии (музей, школа искусств)
3
3
Участие в городских и районных конкурсах.
Средства:
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Развивающая предметно-пространственная среда
Предполагаемый
результат:
к
выпуску
в
школу
у
дошкольников
сформируются определенные способности:
повысится
уровень
развития
мелкой
моторики,
будут
способны
выполнять задания, требующие координацию кистей и пальцев рук;
освоят техники работы с нетрадиционными материалами;
будут
использовать
техники
в
самостоятельной
изобразительной деятельности.
4
4
Глава I. Обзор литературы попроблеме развитиямелкой моторики
рук у детей с общим недоразвитием речи
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена
скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
«Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант.
Большое
стимулирующее
влияние
функции
руки
отмечают
все
специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий
уровень
развития
мелкой
моторики,
умеет
логически
рассуждать,
у
него
развиты
память,
мышление,
внимание,
координация,
воображение,
наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным
развитием
речи,
так
как
центры
мозга,
отвечающие
за
моторику
и
речь,
находятся рядом.
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью,
плохой
координацией,
чрезмерной
замедленностью
или,
напротив,
импульсивностью. Это
служит одной из
причин, затрудняющих овладение
простейшими,
жизненно
необходимыми
умениями
и
навыками
самообслуживания.
Ребенок,
вышедший
из
младенчества,
долго
не
умеет
пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести
до рта, пачкая стол и свою одежду. Особую сложность представляет для них
застегивание и расстегивание пуговиц, а также шнурование ботинок.
Недостаточностью
моторики
в
определенной
мере
обусловлены
свойственные
детям
с
общим
недоразвитием
речи
нарушения
произносительной
стороны
речи.
Фонетически
правильная
устная
речь
предполагает
точную
координацию
движений
органов
речи.
Нарушения
моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят
свое отражение и в их речевой деятельности.
Проблемой развития мелкой моторики у детей занимались исследователи
в области физиологии человека (Л. Ф. Трохимчук, О. И. Шквирина и другие),
психологии
(Н.
В.
Гатанова,
А.
В.
Петров
и
другие) и
логопедии
(С.
Е.
Большакова, Г. Г. Галкина, О. И. Крупенчук, И. С. Лопухина, Т. А. Ткаченко, В.
В. Цвынтарный и другие).
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и
средством повышения работоспособности коры головного мозга.
5
5
Мелкую
моторику
развивает
рисование,
лепка,
аппликация,
выкладывание
узоров
из
мозаики,
пальчиковые
игры
и
гимнастика,
конструирование из мелких деталей и т.п.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на
традиции.
Рисование
нетрадиционными
способами,
увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник
изображения дети получают информацию о разнообразии окружающего мира,
уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей,
у них развиваются воображение, мышление, речь. Поэтому, наряду с ранее
разработанными методиками по изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова,
Т.С.
Комарова,
Н.П.
Сакулина)
следует
шире
применять
нетрадиционные
техники изображения.
Занятия
художественно-творческой
деятельностью
будут
более
разнообразными
и
интересными,
если
использовать
на
таких
занятиях
нетрадиционные техники художественно-творческой деятельности:
1. Рисование ластиком, восковыми мелками, гуашью по мокрой бумаге,
красками различными способами: кистью, пальцем, мятой бумагой, зубной
щеткой, ватной палочкой и т.д.
2. Пластилинография.
3. Аппликация (из кусочков пенопласта, рваной бумаги, из бумажных
шариков и др.).
4. Конструирование из бумаги – оригами.
5. Бисероплетение
6. Ниткография
Очень часто используют нетрадиционные техники моделирования: из
бросового, подручного материалов. Эти техники весьма оригинальны и не
обычны, они вызывают большой интерес у детей. В свою очередь это влияет не
только на развитие мелкой моторики рук, но и на познавательные навыки,
память,
мышление,
воображение,
усидчивость,
сосредоточенность,
эмоциональность, настроение, речь.
Как сказал Сухомлинский В.И.: «Ребенок – это не сосуд, который надо
наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поэтому мы считаем нужно зажечь
в детях огонек творчества.
Работа
по
развитию
мелкой
моторики
должна
начаться
задолго
до
6
6
поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм,
различным
заданиям
на
развитие
моторики
и
координации движения рук,
родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков
письма. Изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод:
если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие
находится в пределах нормы.
Глава II. Основные этапы подготовки по организации и проведению
работы
с
детьми
ОВЗ
по
развитию
мелкой
моторики
рук
в
процессе
художественно – творческой деятельности
Наша работа проводилась в несколько этапов.
Организационно-практический:
1.
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Шахтерск –
прошлое и настоящее», «Моя Родина – Сахалинская область!», «Богатства
Сахалина»
2.
Конкурс фотографий: «Я – фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом
родной» (совместно с родителями)
3.
Беседа с детьми: «Сделаем наш город чище», «Сказка о бисеринке»,
«Волшебная ниточка»
1.
Сбор материала для подделок (дети совместно с родителями)
2.
Экскурсии и фото-экскурсии по городу
Основной этап:
Коллективная работа: «Наше будущее в наших руках»
Материалы: Акварельные краски, кисти, ватман формата А3, трафарет о.
Сахалина, фотографии Сахалинской природы и «последствия экологических
катастроф
на
Сахалине»,
бисер
(зеленый,
желтый,
синий),
клей
ПВА,
зубочистки, тесьма для рамки, шерстяные нитки.
Описание работы: Подготавливаем наш ватман. Закрашиваем его голубой
акварельной краской, даем высохнуть. Прикладываем руки ребенка к ватману и
обводим
по
контуру.
Далее
располагаем
трафарет
о.
Сахалина
поверх
обведенных ладошек и обводим по контуру. Следующий этап – это работа с
бисером. Промазываем наш о. Сахалин клеем ПВА на него выкладываем бисер
один к одному, без пробелов, при помощи зубочистки, соблюдая цветовую
гамму.
Когда
у
нас
будет
готов
полностью
остров,
можно
переходить
к
7
7
следующему этапу – ребенок наклеивает нитку по контуру обведенной ладони,
а затем заполняет ладошку ниточками внутри. Даем высохнуть нашей работе.
Далее
берем
заранее приготовленные фотографии Сахалинской природы и
«последствия
экологических
катастроф
на
Сахалине»
маленького
формата,
располагаем на нашем изделии и приклеиваем. И последний этап. Делаем
рамку при помощи золотистой ленты, приклеиваем по краю нашего изделия.
Работа готова.
С заданием дети справлялись не сразу, для них трудно было работать с
бисером, так как он мелкий, деткам тяжело было взять его в пальчики. Так же
затруднения вызвало – правильно держать зубочистку, т.к. она тонкая, а тонкая
моторика рук не сформирована. Чтобы дети привыкли к ощущению бисера,
могли
правильно
держать
зубочистку,
с
ними
проводилась
пальчиковая
гимнастика. В целом ребята остались довольны проделанной работой.
Аналитический этап:
Данная
разработка
была
апробирована
в
рамках
МБДОУ
№
8
г.
Шахтерска в 2017 учебном году с детьми старшей группы компенсирующей
направленности
специально
организованной
деятельности;
совместной
деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской
деятельности; деятельности детей и родителей.
В
ходе
реализации
разработки
мы
пришли
к
выводу, что
подобные
занятия, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями,
переживаниями,
эмоциями,
способствуют
формированию
коллективных
взаимоотношений.
Все
дети
с
удовольствием
готовились
к
занятиям,
знакомились
с
новыми
видами
художественно-творческой
деятельности.
Выполненную работу ребята с гордостью демонстрировали своим друзьям и
родным. На начальном этапе работы ребята испытывали сложности в ходе
выполнения
поделки.
При
системных
занятиях
движения
пальцев
рук
становятся
более
точными
и
координированными,
улучшаются
показатели
пространственного ориентирования. Все дети доводят начатое дело до конца.
Отсутствие утомляемости на занятиях связано с обязательным проведением
физкультминутки, включающей пальчиковую гимнастику.
8
8
Литература
1. Афанасьева С. «Написать душу красотой» // Дошкольное воспитание,
1996, №8
2. Вдовиченко С.А. «Дети светлой краской красят мир» – М, Чистые
пруды, 2009 г.
3.
Ганошенко
Н.И.,
Мещерякова
С.Ю.
«Приобщение
детей
к
художественно-эстетической деятельности» –
М,
Издательство
«Мозаика
–
Синтез», 2008г.
4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. « Развитие речи детей 5-6 лет» – М, 1998г.
5. Золотарева А. «Форма работы с детьми на занятиях по рисованию» //
Дошкольное воспитание, 2007, №11.
6. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М,
1990г.
7. Лыкова И.А. «Программа
художественного
воспитания,
обучения
и
развития детей 2-7 лет», М, 2007г.
8.
Лыкова
И.А.
«Изобразительная
деятельность
–
старшая
группа,
подготовительная группа» – М, 2006г. 12
9.
Марецкая
Н.И.
«Организация
развивающего
пространства
в
дошкольных образовательных учреждениях» // Дошкольная педагогика, 2005,
№ 9,10.
10. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
– СПб, Издательство КАРО, 2007.
11. Нищева Н.В. «Разноцветные сказки» – СПб, «Детство – Пресс»,
2004г.
12. Розова С. «Чудесный мир красок» // Ребенок в детском саду, 2002, №
3,4,5.
13. Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной
изобразительной деятельности» – СПб, Издательство КАРО, 2007.
14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Помоги принцу найти Золушку» –
М, «Просвещение», 1994г.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом
тычка с детьми 3-7 лет» – М, 2007г.