Авторы: Ферягина Светлана Евгеньевна, Абибуллаева Энисе Эдемовна
Должность: студент, педагог
Учебное заведение: ГБОУ ВО РК КИПУ им. Февзи Якубова
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: "Сказка как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Абибуллаева
Э.Э.
к.пед.н., доцент
Ферягина С.Е.
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический
университет имени Февзи Якубова»
Аннотация: в статье раскрывается важность использования сказок в
работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи. Сказка — одно из
важных и действенных средств в работе с детьми.
The article reveals the importance of using fairy tales in working with
preschool children on the development of speech. A fairy tale is one of the most
important and effective means in working with children.
Ключевые слова: сказка, развитие речи, дети старшего дошкольного
возраста.
Key words: fairy tale, speech development, children of senior preschool age.
«Сказки — это блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит
огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст их родителей».
Х. К. Андерсен
Мы живем в современном мире, во время технологий, которые не обошли
стороной и детей. Всюду нас окружают гаджеты, которые могут замедлять
развитие речи ребенка. Сейчас стоит еще больше задаваться вопросом речевого
развития и прорабатывать с каждым ребенком этот спектр развития более
детально и грамотно.
Одним из самых важных периодов для речевого развития ребёнка
является дошкольный возраст. Речевое развитие детей идёт
параллельно с
характером их деятельности и общения. У детей старшего дошкольного
возраста
речь
достигает
высокого
уровня,
растет
количество
простых
распространенных и сложных предложений, увеличивается словарный запас. И
очень важно в этот период детства работать над развитием речи качественно и с
этим прекрасно справляется сказка.
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в
действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить
его воображение».
Д. Родари
Сказка – отличный материал для развития детей во многих отношениях.
Легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует
понимание добра и зла, выполняет терапевтическую функцию. Востребована
сказка и как средство развития речи детей дошкольного возраста, поскольку ее
можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать. В общем говоря, одно
из лучших средств в работе с дошкольниками.
Начнем с того, что сказка является первым литературным произведением
ребенка. Такие сказки как «Репка» или «Колобок» знакомы каждому ребенку.
Поэтому восприятие ребенком сказки как поучительной истории проходит
правильно и без всяких проблем. Для него сказка это учитель, который был с
ним с самого детства, к которому учили прислушиваться и делать выводы.
Но что насчет развития речи? Во-первых, в сказке ребенок слышит много
новых слов, которые со временем запоминает, тем самым расширяя свой
словарный запас. Он слышит различные новые для себя словосочетания,
после чего учиться их применять в общении со сверстниками и взрослыми.
Обороты, метафоры, сравнения, примеры пословиц и поговорок, интересные
выражения развивают в ребенке правильно поставленную речь с большими
знаниями русского языка и культуры.
Во-вторых,
пересказ
сказок это еще одно из орудий умственного
развития. Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики
развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи –
значит владеть орудием умственного развития человека.
Поступки и слова героев, действия и их последствия, анализ всей истории
— все это влияет на развитие связной речи ребенка. Пересказывать сказки дети
могут начать уже с 4 лет, но со старшими дошкольниками этот метод работы
проходит интереснее. Конечно, для более связного изложения уместно задавать
дошкольнику наводящие вопросы, которые помогут ему сосредоточиться на
истории:
куда направился главный герой?
кто первым встретился на пути?
какие волшебные предметы были у героя?
что помогло победить?
Услышав вопрос-подсказку, ребенок тут же вспоминает детали. Но
активному формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому
важно подталкивать дошкольника к развернутому пояснению. Особенно нужно
это делать в старшей группе, где дети уже могут грамотно составлять
предложения и отвечать полными обширными ответами. Подталкивая их на
рассуждения, мы развиваем не только речь, но и мышление, что очень важно.
Третье преимущество сказки как средства развития речи старшего
дошкольника — это способность вдохновить детей на сочинение своих
сказочных историй.
Конечно, сказочки сочиняют и малыши. Но дети постарше уже
наполнены различными историями, сказками, сюжетами и имеют уже какой-то
опыт, благодаря чему их придуманные сказочные истории заставляют
удивиться и восхититься даже воспитателя.
Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.
Например, можно предложить ребенку придумать главного героя и сочинить о
нем сказку по основным элементам:
герой нарушил запрет;
перед ним ставят задачу, чтобы исправить произошедшее;
отъезд героя;
волшебные находки;
испытания в пути;
преодоление злобного противника;
возвращение домой и многие другие.
Эти опорные элементы используются во многих сказках, которые читают
или слушают дети. Дошкольники по примеру придумывают свои истории, а
сравнение с известными произведениями помогает ребенку использовать много
слов, выражений и литературных приемов, тем самым развивая речь.
Напоследок можно выделить четвертый «плюс» использования сказки в
работе с дошкольниками по речевому развитию — создание игровых моментов
на основе сюжета сказки.
Можно провести занятие, посвященное какой-либо сказке, создать
игровую ситуацию или отрепетировать и сыграть спектакль или кукольный
театр, параллельно задавая вопросы по сюжету, заставляя детей размышлять и
рассуждать вслух. Можно проводить дидактические игры с персонажами
сказок, тем самым заинтересовывая детей любимыми героями из уже
полюбившихся сказок.
Например, можно попросить ребенка рассадить зверей в теремок по
алфавиту, параллельно рассказывая о каждом животном. Или поиграть в игры
«Крокодил», показывая героев сказок. Можно сыграть в игру «Чего не хватает в
сказке?», сделав картинки без одного или двух персонажей или предметов
сказки. Идей может быть много, но самое главное, что они будут строиться
вокруг сказок, которые дети старшего возраста уже все хорошо знают. Игры,
направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, в
основном строятся на рассказах и обширных ответах детей по произведениям и
информации, которую они изучили до этого. Это стоит учитывать при выборе
игр.
Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение,
это развитие речи. Но не достаточно того, чтобы ребенок просто слушал сказку,
нужно,
чтобы
дошкольник
играл
в
сказку.
Именно
тогда
появляется
уверенность в том, что малыш вынесет для себя множество примеров, которые
в дальнейшем будут влиять на его общение и поведение.
Важными людьми в жизни ребенка являются родители и в развитии речи
своего малыша они тоже принимают участие. В этом им помогают все те же
сказки. Родители могут читать сказки, меняя голос и интонации, играть в
совместные
настольные
игры
по
сказкам,
создавать
свои
книжки,
организовывать «день сказки», ставить и инсценировать любимые сказки или
собственные сценарии.
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в
действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить
его воображение»
Д. Родари
Современная методика развития речи включает в себя различные приемы
совершенствования всех сторон речевой культуры детей дошкольного возраста.
Одним из таких приемов является мнемотехника. Использование мнемотехники
для
детей
дошкольников
становится
актуальным,
так
как
схемы
и
мнемотаблицы в значительной степени облегчает детям процесс овладение
грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного плана и схема
делают сказки четкими,связными и последовательными.
1.Ритмизация
(простукивание,
прохлопывание
ритма,
отражающего
особенности движения — быстрый, моросящий дождик, настроение героев).
2.Психогимнастика — выразительная передача в мимике, движениях
эмоциональных состояний.
3.Музыкальное сопровождение (фрагменты классических произведений:
А.И. Хачатурян «Танец с саблями», П.И. Чайковский «Вальс цветов»).
4.Сказкотерапия — интегрированная деятельность, в которой действия в
воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на
активность,
самостоятельность,
творчество,
регулирование
ребенком
собственных эмоциональных состояний.
5.Словесная режиссерская игра — упражнение детей в звуковом
оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи),
использование в речи образных выражений, сказочных повторов, а так же
лексических средств (прилагательных, наречия) для определения свои эмоций,
чувств от прослушивания сказки, музыки.
6.Словесное рисование — точное определение словами состояний героев,
изображение их позы, мимики, жестов не раскрытых в контексте литературного
произведения.
7.Драматизация — «это игра детей в рассказанное или прочитанное
произведение» Р. И. Жуковская.
Данную статью хочется закончить словами Шалвы Аманашвили:
«Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки — умные,
мудрые, с невероятными и обычными событиями, фантастическими и
обычными героями, — они постигают правду жизни. Сказки кристаллизуют
душу ребенка и очищают душу взрослого».
Список литературы:
1. Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.
2. Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных
ценностей
у
детей
дошкольного
возраста.//
Успехи
современного
естествознания.- 2010.-№6
3. Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников.
//Дошкольное воспитание//.- 2005.- №5.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. - М. : Речь, 2006
5. Кольцова И. Н. Социокультурные функции сказки. - Н. Новгород, 2000
6. Николаева Н. Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и
воспитании.//
Этнопедагогика
в
условиях
модернизации
российского
образования. - Якутск, 2004г
7. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. - М.: Педагогика, 1989г.
8. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное
образование//.- № 8-2008. -23-35с.