Автор: Зикеева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Развитие сенсорного воспитания у детей с ТМНР.
Раздел: дошкольное образование
Развитие сенсорного воспитания у детей с ТМНР.
Право детей c ОВЗ на обучение закрепляется в стандарте образования:
«Стандарт направлен на обеспечение: …максимального расширения доступа
обучающимся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным
потребностям», такие дети отнесены к детям с тяжелыми и множественными
нарушениями развития (ТМНР).
Тяжелое и множественное нарушение развития – это совокупность
различных психических и физических отклонений в развитии, возникших, как
правило, вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Это
определяет
сложный
характер
нарушения,
интеллект,
речь
и
коммуникацию, общая и мелкая моторику, сенсорную сферу человека. То есть,
это не сумма различных ограничений, а взаимопереплетение между всеми
нарушениями, которые составляют ее структуру. Компоненты и направления
деятельности для детей с ТМНР отражены в
варианте 2 ФГОС для
обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014
года.
ФГОС
вариант
2
предусматривает
реализацию
коррекционного курса «Сенсорное развитие» и его основные функции.
«Сенсорное», значит связанный с чувствами и органами чувств.
Сенсорика (от
лат.
sensus, «восприятие»)
—
категория,
описывающая
непосредственное
восприятие
ощущений,
внешних
воздействий.
В
физиологии сенсорика —
функция
нервной
системы,
заключающаяся
в
восприятии внешних раздражителей.
Целенаправленный процесс оказания помощи ребенку в сенсорном
развитии называется сенсорным воспитанием.
Цель процесса сенсорного
развития состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир
во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством
практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Но для
обучающихся с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития
характерна
неспособность
интегрировать
сенсорную
информацию,
поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную
картину реального окружения. Дети с ТМНР чаще вычленяют из широкого
спектра сенсорных сигналов отдельные, аффективно значимые для них
раздражители (цвет, форму, звуки, запахи и пр.), поэтому окружающий мир
выступает для них как хаотичный и раздробленный.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- является основой для развития воображения;
- развивает наблюдательность и внимание;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др.
видов памяти;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-
познавательной деятельности;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
Вся сенсорная система развивается, если на нее действуют силы,
активизирующие ее рецепторы. В работе с детьми данной категории
необходимо использовать, специально подобранный, дидактический и
наглядно-практический материал. Можно выделить некоторые общие черты
таких игр и пособий:
1. Привлекательность для детей с сенсорными и физическими или моторными
проблемами, безопасны;
2. Низкий уровень внимания, использования языка и физической координации;
3. Можно играть с ними различными способами, они гибкие;
Одним из вариантов специальных развивающих пособий, является возможность
широкого привлечения сохранных анализаторов для получения сенсорной
информации.
Бизимодули и бизибуки – изготовленные из текстильных материалов, могут
быть выполненные в форме квадрата, круга, объемной подушки, куба, книги и
прочее, это специальное развивающие пособие, которое учитывает
возможности широкого привлечения сохранных анализаторов для получения
сенсорной информации для ребенка.
Модули дополнены различными тактильными и интерактивными элементами:
ленточками, бусинами, пуговицами, замками, петельки, шнурками,
погремушками, мягкими игрушками, аппликациями, узорами и пр..
Для развития мелкой моторики рук, координации движений продуманы
разнообразные формы крепления деталей: липучка, кнопки, прорезные и
воздушные петли, пуговицы разной формы, шнуровки с разным направлением
и отверстиями, молнии, перетяжки, кармашки для вкладывания.
То есть, ребенку предоставляются интересные и безопасные объекты для
самостоятельного исследования и манипуляции, развитие сенсорно-
перцептивной сферы, активизация предметно-практической деятельности.
Чтобы получить результат на занятии, можно менять игровые задачи,
компоновать различные съемные элементы из разных пособий или вносить
новые, тем самым расширять познавательный интерес. После занятий с
педагогом дети могут самостоятельно играть с данными пособиями:
рассматривать, совершая те или иные действия снова, щупать, манипулировать
персонажами и элементами. «Тактильные коврики» - способствует развитию
мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений, сенсомоторной
координации.
Сенсорное развитие помогает в освоении альтернативной коммуникации.
Распределение
коррекционных
упражнений,
заданий
позволяет
излагать
материал несколько раз, и c элементами усложнения, расширяя и обогащая
содержание новыми компонентами. Структура занятий предусматривает
обязательное сочетание различных видов деятельности обучающихся и
комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на
занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью педагога.
Многие игры и упражнения направлены на развитие нескольких
сенсорных
анализаторов.
Например:
упражнение
«Посмотри»
позволяет
развивать зрительное восприятие и учит концентрировать внимание ребёнка на
объекте, способствует обогащению знаний об окружающем мире; тактильный
массаж способствует развитию умения называть и показывать части тела и лица
на себе; игры со звуковыми предметами способствуют развитию слухового
восприятия и координации движений.
Трудность
сенсорного
развития
является
материально-техническое
обеспечение, необходимое для создания соответствующей коррекционно-
развивающей среды и подборка игр и упражнений, соответствующих особым
возможностям и потребностям детей с ТМНР.
Литература:
1.
Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими
нарушениями: для родителей и педагогов дошкольных учреждений, под
редакцией Стребелева Е.А., Мишиной.Г.А. Москва: Изд-во Полиграф 2002.,
137с.
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. № 1599
3.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой
умственной отсталостью: рекомендована для образовательных учреждений ,
под редакцией Баряевой. Л.Б., Яковлевой.Н.Н.Санкт-Петербург: Изд-во « ЦДК
проф. Л.Б.Баряевой»., 2011.,479с
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью.