Напоминание

Развитие сенсорного воспитания у детей с ТМНР.


Автор: Зикеева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Развитие сенсорного воспитания у детей с ТМНР.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие сенсорного воспитания у детей с ТМНР.

Право детей c ОВЗ на обучение закрепляется в стандарте образования:

«Стандарт направлен на обеспечение: …максимального расширения доступа

обучающимся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к

образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным

потребностям», такие дети отнесены к детям с тяжелыми и множественными

нарушениями развития (ТМНР).

Тяжелое и множественное нарушение развития – это совокупность

различных психических и физических отклонений в развитии, возникших, как

правило, вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Это

определяет

сложный

характер

нарушения,

интеллект,

речь

и

коммуникацию, общая и мелкая моторику, сенсорную сферу человека. То есть,

это не сумма различных ограничений, а взаимопереплетение между всеми

нарушениями, которые составляют ее структуру. Компоненты и направления

деятельности для детей с ТМНР отражены в

варианте 2 ФГОС для

обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от

19.12.2014

года.

ФГОС

вариант

2

предусматривает

реализацию

коррекционного курса «Сенсорное развитие» и его основные функции.

«Сенсорное», значит связанный с чувствами и органами чувств.

Сенсорика (от

лат.

sensus, «восприятие»)

категория,

описывающая

непосредственное

восприятие

ощущений,

внешних

воздействий.

В

физиологии сенсорика —

функция

нервной

системы,

заключающаяся

в

восприятии внешних раздражителей.

Целенаправленный процесс оказания помощи ребенку в сенсорном

развитии называется сенсорным воспитанием.

Цель процесса сенсорного

развития состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир

во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством

практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Но для

обучающихся с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития

характерна

неспособность

интегрировать

сенсорную

информацию,

поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную

картину реального окружения. Дети с ТМНР чаще вычленяют из широкого

спектра сенсорных сигналов отдельные, аффективно значимые для них

раздражители (цвет, форму, звуки, запахи и пр.), поэтому окружающий мир

выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- является основой для развития воображения;

- развивает наблюдательность и внимание;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др.

видов памяти;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-

познавательной деятельности;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

Вся сенсорная система развивается, если на нее действуют силы,

активизирующие ее рецепторы. В работе с детьми данной категории

необходимо использовать, специально подобранный, дидактический и

наглядно-практический материал. Можно выделить некоторые общие черты

таких игр и пособий:

1. Привлекательность для детей с сенсорными и физическими или моторными

проблемами, безопасны;

2. Низкий уровень внимания, использования языка и физической координации;

3. Можно играть с ними различными способами, они гибкие;

Одним из вариантов специальных развивающих пособий, является возможность

широкого привлечения сохранных анализаторов для получения сенсорной

информации.

Бизимодули и бизибуки – изготовленные из текстильных материалов, могут

быть выполненные в форме квадрата, круга, объемной подушки, куба, книги и

прочее, это специальное развивающие пособие, которое учитывает

возможности широкого привлечения сохранных анализаторов для получения

сенсорной информации для ребенка.

Модули дополнены различными тактильными и интерактивными элементами:

ленточками, бусинами, пуговицами, замками, петельки, шнурками,

погремушками, мягкими игрушками, аппликациями, узорами и пр..

Для развития мелкой моторики рук, координации движений продуманы

разнообразные формы крепления деталей: липучка, кнопки, прорезные и

воздушные петли, пуговицы разной формы, шнуровки с разным направлением

и отверстиями, молнии, перетяжки, кармашки для вкладывания.

То есть, ребенку предоставляются интересные и безопасные объекты для

самостоятельного исследования и манипуляции, развитие сенсорно-

перцептивной сферы, активизация предметно-практической деятельности.

Чтобы получить результат на занятии, можно менять игровые задачи,

компоновать различные съемные элементы из разных пособий или вносить

новые, тем самым расширять познавательный интерес. После занятий с

педагогом дети могут самостоятельно играть с данными пособиями:

рассматривать, совершая те или иные действия снова, щупать, манипулировать

персонажами и элементами. «Тактильные коврики» - способствует развитию

мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений, сенсомоторной

координации.

Сенсорное развитие помогает в освоении альтернативной коммуникации.

Распределение

коррекционных

упражнений,

заданий

позволяет

излагать

материал несколько раз, и c элементами усложнения, расширяя и обогащая

содержание новыми компонентами. Структура занятий предусматривает

обязательное сочетание различных видов деятельности обучающихся и

комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на

занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью педагога.

Многие игры и упражнения направлены на развитие нескольких

сенсорных

анализаторов.

Например:

упражнение

«Посмотри»

позволяет

развивать зрительное восприятие и учит концентрировать внимание ребёнка на

объекте, способствует обогащению знаний об окружающем мире; тактильный

массаж способствует развитию умения называть и показывать части тела и лица

на себе; игры со звуковыми предметами способствуют развитию слухового

восприятия и координации движений.

Трудность

сенсорного

развития

является

материально-техническое

обеспечение, необходимое для создания соответствующей коррекционно-

развивающей среды и подборка игр и упражнений, соответствующих особым

возможностям и потребностям детей с ТМНР.

Литература:

1.

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими

нарушениями: для родителей и педагогов дошкольных учреждений, под

редакцией Стребелева Е.А., Мишиной.Г.А. Москва: Изд-во Полиграф 2002.,

137с.

2.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 19 декабря 2014 г. № 1599

3.

Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой

умственной отсталостью: рекомендована для образовательных учреждений ,

под редакцией Баряевой. Л.Б., Яковлевой.Н.Н.Санкт-Петербург: Изд-во « ЦДК

проф. Л.Б.Баряевой»., 2011.,479с

4.

Федеральный государственный образовательный стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью.



В раздел образования