Напоминание

"ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"


Авторы: Шмакова Анастасия Михайловна, Шмакова Евгения Артемоновна
Должность: УЧИТЕЛЬ ИЗО
Учебное заведение: г.ВЛАДИВОСТОК гимназия №2
Населённый пункт: ПРИМОРСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема: "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"
Раздел: среднее образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Декоративно-прикладное творчество

результат

своей художественной структуре и необычайно

разнообразно по своим национальным особенностям,

которые проявляются во всём, начиная с выбора

материала и заканчивая трактовкой изобразительных

форм.

Декоративно-прикладное творчество своей

историей развития связано с природой, законами её

обновления, проявления её жизнетворных сил.

Существование человека неотделимо от природы,

потому она и находит своё отражение в

произведениях

народного

творчества.

Народное

искусство прочно связано с бытом, касается не

только декоративно-прикладного творчества. Песни и

танцы, былины и сказки также неотделимы от

повседневной жизни народа, потому что в них

воплощались мечты о прекрасном, о добре и зле, о

гармонии мира.

Детям ХХ1 века также не чужда тяга к

красивому, доброму, гармонизирующему началу.

Большая часть из них проявляет интерес к

занятиям

в

кружке

декоративно-прикладного

творчества.

Занимаясь в кружке, учащиеся знакомятся с

различными видами прикладных ремёсел, узнают

историю

их

возникновения

и

современного

состояния. Учатся самостоятельно работать с глиной,

красками,

природным

материалом,

то

есть

практически развивают свои творческие способности,

постигают азы технологии. Работая в творческих

группах, учатся понимать и сотрудничать друг с

другом.

Занятия в кружке декоративно-прикладного

творчества открывают перед ребёнком возможности

познания прикладных ремёсел, традиций и обрядов

своего народа и применений их в повседневной

жизни, что может выражаться в изготовлении

авторских игрушек-сувениров, панно, картин из

природного материала и т. п., умение рассказать о

них.

Эти знания и умения помогут ребёнку стать

востребованным в среде сверстников, в школе и

открывают перед ним перспективу перехода от

увлечений к профессиональному самоопределению.

Всё это помогает адаптации ребёнка к жизни в

социуме, вырабатывает уверенность в собственных

силах и знаниях, толерантность, внутреннюю и

внешнюю культуру, вводит в ситуацию успеха и

закрепляет в ней, пробуждает генетические корни.

Настоящая программа является редакцией

программ

декоративно-прикладного

творчества,

разработанной и реализуемой в МОУ ДО ЦДТ с.

Михайловка с 1999 года, составленной на основе

программ:

«Конструирование из бумаги»,

«Аппликация из шпона, соломки и другого

природного материала»,

«Народная

игрушка»,

рекомендованных

Министерством

Просвещения

СССР

(сборник

«Программы

для

внешкольных

учреждений

и

общеобразовательных

школ»,

М.:

Просвещение,

1986г.)

Особенность настоящей программы в том, что

определённая часть занятий выносится за стены

школы.

Дети

выходят

в

природу,

изучают

растительный и животный мир окрестностей села,

собирают и самостоятельно готовят для дальнейшей

работы растения, камешки, шишки, листья и т. п.

Узнают названия деревьев, цветов, трав, их целебные

свойства, учатся определять их по различным

признакам. Учатся ориентироваться на местности,

определять изменения в погоде и т. п.

Таким образом, данная программа является для

учащихся углубляющей по предмету «Мир вокруг

нас» и опережающей по школьным предметам

«Биология», «География Приморского края», которые

им только предстоит изучать в старших классах.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Приобщение учащихся младшего школьного

возраста к декоративно-прикладному творчеству.

ЗАДАЧИ:

1.

ОБУЧАЮЩИЕ:

1. Изучить и развить природные данные ребёнка.

2. Привить

интерес

к

различным

видам

декоративно-прикладного творчества.

3. Ознакомить

учащихся

с

традиционными

русскими ремёслами.

4. Обучить азам:

тестопластики;

лепки из глины;

росписи глиняной народной игрушки;

папье-маше;

бумагопластики;

фитодизайна;

обучить правилам и приёмам работы с

простейшими инструментами.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Единое направление воспитательной работы в

Центре Детского творчества с. Михайловка.

Воспитание

нравственности

на

основе

национальных

традиций,

что

соответствует

следующим задачам:

воспитание личности, адаптация к жизни в

современном обществе;

воспитание общей культуры, толерантности по

отношению к окружающим;

воспитание в детях уважения и преданности

своей семье, Роду, Родине, её законам культуре,

традициям, самобытности;

привитие осознанной необходимости ведения

здорового образа жизни и отношения к своему

здоровью, как залогу жизненной успешности.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

привить детям навыки общей культуры и

социально приемлемого поведения;

привить

трудолюбие,

усидчивость,

организованность, научить доводить дело до

логического завершения;

привить навыки работы в творческих группах,

умение

слушать

и

слышать

педагога

и

окружающих;

научить работать с дополнительной литературой

и периодикой;

познакомить с православными праздниками

Пасха, Масленица, Рождество.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕНОСТИ

ПРОГРАММЫ

1. Ведущие теоретические идеи, на которых

базируется программа, концептуальные идеи и

ориентиры программы:

приоритет добровольности и доступности

обучения в кружке;

личностно-ориентированный подход к каждому

учащемуся

на

основе

глубокого

изучения

личности

ребёнка,

его

природных

данных,

склонностей, особенностей характера, жизненных

обстоятельств;

4-х

уровневый

практико-ориентированный

образовательный процесс;

открытый

характер

образовательно-

воспитательного

процесса,

предполагающий

поддержку инициативы поиска;

преемственность школьного и дополнительного

образования;

обеспечение смены и чередование видов

деятельности с учебной на творческую;

вовлечение детей группы риска, детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации в

круг общения, творческую сферу развития,

обеспечивающую каждому ребёнку «ситуацию

успеха».

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 4-х летний курс

обучения.

1-й год - ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ

(который делится на 2 этапа).

1 этап. В рамках первого учебного полугодия

изучается личность каждого ребёнка, его склонность

к определённому виду творческой деятельности,

социальное

положение,

привязанности,

характер,

начальные навыки трудовой деятельности.

2 этап. Учащиеся проходят период адаптации в

коллективе сверстников, учатся слушать и слышать

педагога, получают навыки лепки из глины,

тестопластики, росписи, папье-маше, бумагопластики.

2-й год

– к концу второго года обучения учащиеся углубляют

полученные раннее знания, переходят на качественно новый уровень

выполнения работ: работа по описанию,по картинке,добавляют

собственные элементы.

Знакомятся и овладевают азами гончарного мастерства.Знают

свойства глины, умеют приготовить её для выполнения поделки.

3-й год обучения уровень обучения повышается,при обсуждении

используется образец изделия в сборе, а не деталях, и изучение

эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического

рисунка, что дает возможность в определенной степени подойти к

самостоятельному внесению изменений в эскизе

4-й год - РАЗВИВАЮЩЕ-ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ С

ВЫХОДОМ НА ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В ходе занятий учащиеся углублённо знакомятся

со свойствами природных материалов, значительное

время отводят фитодизайну, проектированию картин

и других изделий из листьев, мха, семян.

Самостоятельно разрабатывают и выполняют

поделки в разных техниках, проводят презентацию

своих работ. Знакомятся с наличием на современном

рынке услуг сувенирного бизнеса, узнают о

профессиях, связанных с различными видами

декоративно-прикладного творчества и существованием

учебных

заведений,

где

можно

обучиться

профессиям: дизайнер, художник, учитель.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ,

КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА.

В кружке преимущественно занимаются учащиеся

младшего школьного возраста. Кроме того, ведётся

работа с одарёнными детьми.

Возрастными особенностями детей этого возраста

является:

проявление интереса к определённому виду

творческой деятельности, определённому педагогу,

детскому коллективу;

доверие к педагогу, его знаниям, жизненному

опыту;

получение удовлетворения и радости от хорошо

выполненного задания, похвалы, накопление опыта

коллективной деятельности со сверстниками и

сотрудничества с педагогом;

накопление уверенности в своих делах, первичное

прогнозирование

своего

будущего,

в

т. ч.

профессиональной деятельности.

Окончание этапа возможности развития в рамках

семьи, переход к этапу развития в социуме.

Особенностями одарённых и проявляющих

повышенный интерес к накоплению знаний детей

являются:

повышенное чувство долга, ответственности;

разносторонность увлечений и одновременно

сосредоточенность на любом задании;

потребность в самостоятельности творчества,

склонность к проектированию;

повышенная требовательность к профессиональному

мастерству педагога;

потребность признания своих успехов.

Занятия в кружке декоративно-прикладного

творчества ведутся учебными группами. Группы

формируются как многопрофильные с постоянным

одновозрастным составом. Набор в кружок свободный,

по желанию ребёнка.

Количество обучающихся по годам обучения

остаётся неизменным за исключением отдельных

случаев, когда дети прерывают учёбу в кружке.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Год

обучения

Продолжительность

занятий

Количество

занятий в

неделю

Количество

часов в

неделю

Количество

часов в год

1-й год

4

4

104

2-й год

4

3

216

3-й год

2

4

4-й год

2

4

648

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

К окончанию курса обучения в кружке

учащиеся должны знать:

1. Знать и применять правила техники безопасности,

правила

поведения

на

занятиях

кружка,

в

общественных местах, в семье;

2. Правила работы с материалами и инструментами,

организацию и содержание в порядке своего рабочего

места;

3. Основные правила здорового образа жизни,

режима труда и отдыха для своего возраста;

4.

Иметь представление:

о

видах

декоративно-прикладного

творчества

(глиняная игрушка (дымковская, филимоновская);

роспись игрушек, деревянная точеная игрушка

«Матрёшка», ткачество, плетение, вышивка;

народных

праздниках

(Масленица,

Пасха,

Рождество).

Учащиеся должны уметь:

1. Самостоятельно выполнять поделки из всех

видов материалов, изученных в течение 2-х лет;

2. Различать виды народной игрушки, знать её

особые признаки;

3. Иметь смелое речевое поведение, выступать с

сообщениями

перед

сверстниками,

провести

презентацию своей работы;

4. Работать с дополнительной литературой;

5. Правильно работать с инструментами и

материалами;

6. Быть усидчивым и терпеливым при выполнении

различных видов работ;

7. Быть вежливым и добрым по отношению к

сверстникам и взрослым;

8. Быть устремлённым к углублению своих знаний

и навыков;

9. Экологично вести себя в окружающей среде.

Система отслеживания

и оценивание результатов обучения

Учебные результаты.

Текущие результаты обучения отслеживаются

педагогом

на

каждом

занятии

по

четырём

направлениям.

1. Усвоение теоретической части программы.

2.

Наработка

практических

навыков

владения

материалами и инструментом.

3. Владение специальной терминологией.

4.

Проявление креативности.

Отслеживание ведётся формами: собеседования,

наблюдения, тестирования устного и игрового, опроса,

выставки, праздники.

Воспитательные и развивающие результаты

отслеживаются по параметрам:

работа с дополнительной литературой;

развитие памяти ребёнка;

формирование

и

повышение

волевых

черт

характера ребёнка, самоконтроль;

умение

быть

толерантным

в

коллективе

сверстников, вежливым со взрослыми, сотрудничать в

общих делах;

умение слушать и слышать педагога, товарищей,

быть отзывчивым к чужим проблемам;

умение выступать в группе, перед учащимися

школы;

умение соблюдать правила техники безопасности в

процессе учёбы и повседневной жизни.

Формы отслеживания результатов: наблюдение,

тестирование (4 класс), праздники, изучение мнения

учащихся и их родителей, учителей, публикации в

прессе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

ТЕМА

I год обучения

II год обучения

Всего

(часов)

Теорет.

Практ.

Всего

(часов)

Теорет.

Практ.

1.

Вводное занятие

1

1

1

1

2.

Бумагопластика

116

26

90

100

10

90

3.

Папье-маше

15

3

12

30

5

25

4.

Природный

материал

25

5

20

30

3

27

5.

Тестопластика

50

5

45

60

5

55

6.

Глиняная народная

игрушка

50

5

45

50

5

45

7.

Экскурсии,

проведение

праздников

20

20

20

20

8.

Выставки

5

5

5

5

9.

Благотворительность

5

5

5

5

10.

Экономика

3

3

11.

Изонить





20

17

12.

Мягкая игрушка

30

26

13.

Итоговое занятие

1

1

1

1

ИТОГО

288

46

242

360

34

326

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й год обучения

п/п

Наименование

разделов и тем

Общее

количество

часов

В том числе

техноло-

гической

карты

теорет.

практич.

1.

Вводное занятие

1

1

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5

.

Бумагопластика

Бумага и свойства. Виды

бумаги.

Инструменты

и

материалы

для

работы.

Виды

разметки.

Приёмы

сгибания

и

складывания

бумаги.

Наклеивание

бумаги.

Закладки.

Краткая

характеристика

и

применение закладки.

Плетение

из

бумажных

полосок.

Шахматное

плетение.

Фигурное

плетение.

Аппликации.

Плоские

аппликации.

Аппликации

из

рваной

бумаги,из

скручен.бум.,кругов,каранд.

стружка и др.

Оригами.

Знакомство

с

оригами,

обозначениями

линий.

116

5

15

10

30

15

26

4

1

0,5

1

1

90

1

14

9.5

29

14

2.6

2.7

Поздравительные открытки.

Ажурные

изделия:

снежинки,

гирлянды.

Новогодние игрушки.

10

21

1

2

9

19

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Папье-маше

Знакомство с папье-маше.

История

предмета,

материалы

и

инструменты. Технология

приготовления клейстеров.

Удивительные

плоды:

овощи, фрукты.

Объёмные

игрушки:

«жираф».

Раскрашивание

готовых

изделий.

15

2

5

5

3

3

2

0,1

0,3

0,1

12

4,9

4,7

2,9

4.

4.1.

4.2.

4.3.

Работа с природным

материалом

Вводное занятие. История

и современное состояние

изготовления поделок из

природного материала.

Поделки из растительного

материала

по

образцу

(семена

клёна,

ясеня):

«Стрекоза»,

«Солнышко»,

«Ромашка».

Поделки из плодов

шиповника,

шишек,

желудей.

25

1

10

10

5

1

2

1

20

8

9

4.4.

Скорлупа яичная

4

1

3

5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

Тестопластика

Материалы

и

инструменты.

Этапы

изготовления

изделий

(рассказ,

показ

готовых

изделий).

Лепка

мелких

орнаментальных деталей.

Лепка плоских украшений

(выполнение с

помощью

шаблона).

Лепка объёмных фигурок.

Панно.

Роспись

5 0

4

10

10

20

6

5

4

1

2

1

45

9

8

19

6

6.

6.1.

6.2.

Глиняная народная

игрушка

История русской глиняной

игрушки.

Знакомство

с

игрушкой.

Особенности

дымковской

палитры.

Глина.

Дымковские

цвета.

Характерные элементы и

орнаменты.

50

3

6

5

3

1

45

5

4,5

3

2

6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

6.7.

6.8.

6.9.

6.10.

6.11.

6,12,

.

Цветные

узоры

на

«хвостах»,

«крыльях»,

«фартуках»,

«платьях».

Выполнение

узора

на

альбомных листах.

Лепка

простейших

изделий:

рыбки,

утки,

птицы.

Оправка,

заглаживание изделия.

Пробная кистевая роспись

на выполненных изделиях.

Лепим

по-дымковски:

петух,

уточка,

гусь,

индюк. Способы лепки.

Роспись

петуха,

уточки,

гуся, индюка.

Лепка

лошадки,

оленя,

барана, козла.

Роспись лошадки, оленя,

барана, козла.

Лепка барыни-крестьянки.

Роспись

барыни-

крестьянки.

Весёлое

шествие

дымковских

игрушек.

Самостоятельная лепка и

роспись.

5

3

3

10

3

3

3

3

3

5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,3

0,1

0,2

0,2

0,1

2,5

2,5

9,5

2,7

2,9

2,8

3

2,8

4,9

3

4

3

5

3

6

3

6

3

3

7.

Проведение праздников,

экскурсии

20

20

8.

Выставки

5

5

9.

Благотворительность

5

5

10.

Экономика

11.

Итоговое занятие

1

1

И Т О Г О

288

46

242

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2-й год обучения

п/п

Наименование

разделов и тем

Общее

количество

часов

В том числе

техноло-

гической

карты

теорет.

практич.

1.

Вводное занятие

1

1

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

Бумагопластика

Свойства и виды бумаги.

Материалы

и

инструменты для работы с

бумагой. Виды разметки

и способы наклеивания

бумаги.

Игольница-сувенир

«Лилия».

Закладка

с

элементами

движения.

Плетение

из

бумаги

«Мухомор», «Клубника»,

«Яблоко»,

«Гриб»,

«Ёжик».

Аппликации с элементами

оригами.

Поздравительные

открытки.

Ажурные

изделия.

Новогодние игрушки.

АППЛИКАЦИИ,ПАННО.

100

2

3

6

10

16

11

6

6

10

0,1

0,2

0,3

0,3

0,5

0,2

0,4

90

2,4

5,8

9,7

15,7

10,5

5,8

5,6

2.8

Плоские

бумажные

аппликации:

- «Ваза с цветами»

(коллективная работа)

- «Весенний луг» (рваная

бумага)

- «Дары осени».

40

5

35

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Папье-маше

Объёмные

игрушки:

«Заяц»,

«Ёжик»

(маширование,

сборка,

раскрашивание).

Рамки для фотографий.

ОВОЩИ,

Подносы.

Раскрашивание

подготовленных изделий.

30

10

10

5

5

5

2

2

0,2

0.8

25

8

8

4.8

4,2

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4

Работа с природным

материалом

Сбор и заготовка листьев

и другого материала для

работы.

Листья.

Поделки.

«Весёлые человечки».

Аппликации из яичной

скорлупы: «Встреча на

льдине», «Друзья».

Поделки из ракушек.

30

3

6

10

3

3

0,2

0,5

0,5

27

3

5,8

9,5

2,5

4.5.

Поделки

из

шишек,

желудей, ореха, веток.

8

0,5

7,5

5.

5,1.

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5,8

5.9

5.10

Тестопластика

Вводное занятие.Лепка.

Лепка подсвечников с

цветами, яблоками.

Композиции.

Панно

«По

щучьему

велению».

Панно «Баба – Яга» -

лепка.

Раскрашивание

подготовленных работ.

«Корзина

с розами» -

лепка

(коллективная

работа).

«Корзина с грибами и

ягодами»

(коллективная

лепка).

Лепка

«Подкова

с

цветами»,

«Кольцо

с

сухими

цветами»

(коллективная работа).

Лепка «Витого венка с

яблоками и бусинками»,

«Венка с птицей».

Сушка,

раскрашивание,

покрытие

лаком.

Оформление.

60

3

5

9

3

4

6

3

3

6

6

12

10

0,5

0,2

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,4

3

50

2,5

4,8

8,9

0,9

3,9

5,8

2,8

2,8

5,8

5,6

9

6.

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

6.7.

6.8.

6.9.

6.10.

6,11

Глиняная народная

игрушка

Беседа и показ народных

игрушек.

Лепка

по

памяти «Моя дымка».

Лепка

Дымковские

посиделки

Лепка

«Медведица

с

медвежонком».

Роспись

подготовленных

работ.

Лепка

птиц:

«петух»,

«индюк», «утка».

Лепка животных: «баран»,

«конь», «олень».

Лепка: Дымковская сцена

«У колодца».

Роспись.

«Дымковская

ферма» -

лепка, роспись.

Жанровая сцена «Майский

хоровод»

-

лепка,

роспись.

Филимоновская игрушка.

Характеристика

и

особенности

игрушки.

Цветовая гамма. Роспись

гуашью на бумаге.

50

3

3

3

3

3

3

3

3

9

3

7

5

0,2

0,1

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

45

2,8

2,9

2,9

2,8

2,8

2,9

2,9

2,9

8,8

2,8

6,8

6.13.

6.14.

Лепка

филимоновской

игрушки. Роспись готовых

изделий.

Самостоятельная лепка и

роспись «Моя любимая

глиняная игрушка».

5

2

0,1

0,1

4,9

1,9

7.

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

8.

8.1

МЯГКАЯ ИГРУШКА

ТЕХНИКА БЕЗПАСНОСТИ И

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ИГОЛКОЙ

ВИДЫ ТКАНЕЙ,НИТОК,ВИДЫ

ШВОВ.

Изготовление мягкой игрушки

Лошадка,Котенок,Собачка.

Аппликации,панно.

Тряпичные куклы.

Лоскутные букеты

ИЗОНИТЬ

Знакомство с изонитью.

Выполнение схем угол,круг,дуга

Выполнение работ

Бабочка,Цветы,Рыбки.

30

2

8

6

10

4

20

10

10

2

0,5

0,5

0,2

0,5

0.3

3

2

1

28

1,5

7,7

5,5

9,4

3.7

17

7

9

9

Проведение праздников,

экскурсии

20

20

10

Выставки

5

5

11

Благотворительность

10

10

12

Экономика

3

3

13

Итоговое занятие

1

1

И Т О Г О

360

34

326

Литература:

1.

Алексахин

Н.Н.

«Волшебная

глина».

Методика

преподавания лепки в детском кружке. Издательство «Агар»,

Москва, 1999г.

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Искусство

складывания бумаги». Методический альбом для учителей

начальных классов и родителей. Издательство «Роспечать»,

1999г.

3. Геронимус Т. «Справочник маленького мастера». Комплект

учебников-тетрадей по трудовому обучению. Издательство

«АСТ-ПРЕСС», 1998г.

4. Гибсон Рей. «Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.»

Издательство «Росмэн», Москва, 1998г.

5. Горичев В.С. «Куклы». Книга о деревянных, тряпичных,

соломенных, глиняных, обрядовых, их истории. Издательство

«Академия развития», 1999г.

6. Горичева В.С., Нагибина Н.И. «Сказку сделаем из глины,

теста, снега, пластилина». Популярное пособие для родителей

и педагогов. Издательство «Академия развития», 1998г.

7. Гульянц Э.К., Базяк И.Я. «Что можно сделать из

природного материала». Пособие для воспитателей детского

сада, Просвещение, 1984г.

8. Данкевич Е.Я., Жакова О. «Пластилиновый мир». Серия

«от простого к сложному» для детей от 4 до 10 лет,

Издательство «Кристалл», 1998г.

9. Данкович Е.В. «Глина». Пособие для детей, родителей.

От 4 до 10 лет. Издательство «Кристалл», 1998г.

10. Зарецкая Н.В. «Календарные музыкальные праздники»

для

старшего

дошкольного

возраста.

Пособие

для

практических

работников

ДОУ.

Издательство

АЙРИС-

ДИДАКТИКА, 2004г.

11. Киселёв А., Острун Н. «Подарки и праздники».

Издательство «Эгмонт Россия», 2003г.

12. Кузина В.М. «Дошкольное воспитание» Ежемесячный

научно-методический журнал. Издательский дом «Воспитание

дошкольника».

13. Лихачёва Т.Г. «Моя подружка - мягкая игрушка». Книга

для родителей, детей школьного возраста, педагогов.

Издательство «Академия развития», 2001 г.

14. Лубковская К., Згрыхова И. «Сделаем это сами».

Пособие для воспитателей детского сада. Издательство

«Просвещение», 1984г.

15. Михайлова И. «Лепим из солёного теста». Украшения.

Сувениры. Поделки. Панно. Декор. Москва. Издательство

«Эксмо», 2004г.

16. Нагибина Н.И. «Плетение для детворы из ниток,

прутьев и коры». Пособие для родителей и педагогов.

Издательство «Академия развития», 2000г.

17. Новикова И.В., Базулина Л.В. «100 поделок из

природного материала». Пособие для младшего школьного и

среднего школьного возраста. Издательство «Академия К»,

«Академия Холдинг», 2000г.

18.

«Пластилин -

глина». Рекомендован

Министерством

образования РФ для занятий в школе и дома. Издательство

«Росмэн», 1999г.

19. Холден Арианна. «Цвета». Для дошкольного возраста.

Серия «Весёлые уроки» Издательский дом «ОНИКС 21 век»,

2001г.

20. Шпикалова Т.Я., Величнина Г.А. «Дымковская игрушка».

Основы народного и декоративно-прикладного искусства,

рабочая тетрадь для занятий на уроках труда и ИЗО.

Издательство «Мозаика-Синтез», 1998г.

Программу составила и отредактировала:

А.М. Шмакова

«01» августа 2021 года



В раздел образования