Напоминание

Особенности эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи


Автор: Якунина Ольга Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №902 Диалог
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Доклад
Тема: Особенности эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности эмоционально-личностного развития у

детей дошкольного возраста с тяжелыми

нарушениями речи

Автор: Якунина Ольга Сергеевна, педагог-психолог

Организация: ГБОУ Школа №902 Диалог

Населенный пункт: г. Москва

Дошкольное образование рассматривается как сфера социокультурной человеческой

деятельности, связная с целенаправленным, специально-организованном процессом

становления растущей личности путём «введения» её культуру и социум. Сегодня

социальный заказ государства – воспитание подрастающего поколения и личностное

развитие каждого ребёнка, и его призваны удовлетворять его дошкольные

образовательные организации разных типов. Ребёнок, пребывающий в дошкольной

организации, включается в образовательный процесс, в повседневную жизнь других

детей, вступает в определённые отношения с некоторыми из них, погружается в

атмосферу детского сада, в тот «дух», который ему свойственен. Поэтому дошкольное

образовательное учреждение значимо для личностного роста воспитанников, причём в

некоторых случаях остаётся основным каналом позитивного влияния.

На протяжении сего периода жизни человека, развивается его эмоциональная сфера.

Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность

эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок

осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности

ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, эмпатия. Чувства становятся более

осознанными, обобщенными, разумными, произвольными. Формируются высшие чувства –

нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи — это очень полиморфная

категория. Но общей составляющей их особенностей является недоразвитие речи,

которое определяет часто неготовность данной категории детей к обучению в условиях

общеобразовательной школы. Развитие ребёнка понимается как сложный процесс, при

котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых

для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального развития зависит от

места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того, на каком

этапе развития наступает нарушение. Тяжелое нарушение речи нередко сочетается с

неврологической и психопатологической симптоматикой. В одних случаях нарушаемыми

могут оказаться основные свойства нервных процессов, т. е. сила, уравновешенность или

подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход развития ребёнка. В других

случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции,

например зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи,

двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать

системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка.

Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобразно. Своеобразие

развития определяет, во-первых, характером аномалии (неполноценность зрения, слуха,

речи, интеллектуальной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его

наступления; во-вторых, особенностью компенсации, которая зависит и от характера

обучения и воспитания, и от особенностей общения ребёнка с окружающими детьми и

взрослыми.

Л.С. Выготский считал, что принципиальные механизмы развития психики ребенка в норме

и патологии едины: ведущая роль принадлежит общению и обучению в развитии психики

ребенка; при этом ребенок не пассивно впитывает, а активно использует культурно-

исторический опыт.

Сохраняют свою значимость идеи Л.С. Выготского относительно практической реализации

принципов коррекционной помощи проблемным детям: создание положительного

эмоционального фона при совместной деятельности педагога и ребенка.

Без глубокого психологического исследования невозможно учесть особенности развития

ребёнка с ОВЗ. Этим занимается отрасль психологии, которая называется специальная

психология. Одной из областей специальной психологии является психолингвистика.

Теоретическую базу для отечественной психолингвистики заложил в своем труде «

Мышление и речь» Л. С. Выготский.

Психология дошкольника с тяжелыми нарушениям речи требует изучения своеобразия

развития психики ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его

развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на

которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей

компенсации речевого нарушения.

Согласно концепции Л. С. Выготского, в формировании высших психических функций речь

играет ни с чем несравнимую роль. Выполняя функции общения ребенка с взрослым, она

является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и

регуляции поведения, организацию всей его психической жизни влияет на развитие

личности в целом.

Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной

сферы.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка с тяжелым

недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений

способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых

отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного нарушения. Вот

почему изучение эмоций и чувств такого ребёнка, их формирование и воспитание имеют

столь важное - значение.

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие

эмоциональной сферы ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств ребёнка с тяжелыми нарушениями речи обусловлена в первую

очередь особенностями развития его потребностей, мотивов.

Первыми признаками или симптомами нарушения эмоциональной сферы являются

раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость,

отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от дошкольника без речевой патологии,

уребёнок с тяжелыми нарушениями речи, испытывает трудности в формировании

социальных чувств, из-за сложности с коммуникацией.

Незрелость в эмоциональной сфере в дошкольном возрасте ещё резче проявляется в

школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующие сложной и

опосредованной формы деятельности.

Как отмечает Е.М. Мастюкова при обследовании детей дошкольного возраста с

нарушениями речи, речевые расстройства сочетаются с выраженными нарушениями

внимания, эмоциональной сферы, гиперактивным поведением, так как они составляют

группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться

специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму и вызвать

негативное отношение ребенка к обучению в школе.

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных

этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической

деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения

с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по обязательной программе.

Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы.

Основным мотивом становятся требования учителя.

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи присуще нестойкость интересов, пониженная

наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе,

повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с

окружающими, в налаживании контакта с ними.

Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют

несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за

другими детьми.

Кроме того, у детей с тяжелыми нарушениями речи часто бывают неадекватные

воздействиям эмоции и чувства. Незрелость мотивационно - потребностной сферы

тормозят у них формирование высших чувств.

Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их развитие и воспитание,

способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в

конечном итоге, коррекции речевого нарушения.

Для устранения нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка с тяжелыми

нарушениями речи необходимо психолого- педагогическое сопровождение.

Проведение этой работы является специфической и очень важной задачей детских

учреждений, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития

компенсаторных процессов ребенка. Коррекционно- развивающая работа, будучи

неразрывно связанной с процессом обучения, должна пронизывать всю систему

деятельности. Каждое из проводимых мероприятий (НОД, беседа, досуг или игра),

педагоги дошкольного отделения должны рассматривать, прежде всего, с точки зрения

того, насколько оно эффективно в коррекционно - развивающем плане.

Коррекционо - развивающая работа предполагает целенаправленное комплексное

воздействие на различные стороны развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение либо сглаживание недостатков и

развитие познавательной деятельности, эмоциональной сферы, физических, моторно-

двигательных качеств, поведения и личности ребенка в целом.

Коррекционно- психологическая работа по устранению нарушений в эмоциональной сфере

ребенка играет значительную роль в этом процессе.

Основанием для проведения коррекции и воспитания эмоций и чувств, служит положение,

выдвинутое Л.С. Выготским о принципиальной возможности развития у ребенка с

особенностями в развитии сложных видов психической деятельности.

Очень важно, чтобы средства коррекционно-психологического воздействия базировались

на максимальном использовании сохранных возможностей ребенка, что в конечном счете

активизирует нарушенные функции.

Также необходимо эмоциональное проведение занятия. Богатый интонациями голос

педагога действует положительно на детей с тяжелыми нарушениями речи, способствует

возникновению и закреплению у них положительных эмоций, которые способствуют

наиболее эффективному усвоению изучаемого материала.

Особое значение для развития и формирования эмоциональной сферы ребенка с

речевыми нарушениями имеет не только коррекционная работа педагога - психолога,

учителя - логопеда, но и воспитателя. Он должен быть терпеливым, доброжелательным,

уравновешенным, от его личностных качеств во многом зависит создание своеобразной

оздоравливающей микросоциальной среды, в которой воспитывается ребенок. От

педагогического мастерства воспитателя, от его выдержки, терпения, умения похвалить,

поддержать ребенка во многом зависит формирование эмоциональной сферы ребенка.

Большую роль на развитие личности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи, эмоций

и чувств оказывает коллектив. В коллективе, в сотрудничестве ребенка с окружающими

людьми, в приобретении им социального опыта возникают и складываются высшие

психические функции, такие как память, речь, эмоции и также складываются личные

отношения между детьми, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка.

Социальный статус ребенка в коллективе зависит от оценок воспитателя: «Саша хороший,

он помогает Тане дежурить», «Коля плохой, он не убирает за собой игрушки». Поэтому

решающую роль в формировании критериев положительного и отрицательного отношения

детей друг к другу, т.е. на те эмоции, которые возникают при их взаимоотношениях, играют

требования, выдвигаемые воспитателем в процессе воспитательной работы и создания

коррекционно - развивающей среды. Умелое формирование коррекции личностных

отношений в группе способствует формированию положительных эмоций и в дальнейшем

таких социальных чувств, как чувство собственного достоинства, гордости,

доброжелательности, сплоченности, дружбы и взаимопомощи.

Главную роль в формировании эмоций и чувств ребенка с тяжелыми нарушениями речи

играет процесс развития положительных потребностей и мотивов. Включение детей в

различные виды деятельности (игровую, творческую, общественную), в которых

воспитываемое качество должно закрепиться в виде привычки поведения; формирования у

детей осознания значимости результата деятельности; учет положения ребенка в системе

межличностных отношений – все это способствует формированию положительных мотивов

поведения и деятельности ребенка. Это в свою очередь формирует такие эмоции и

чувства, как сопереживание, сочувствие, сострадание, дружбы, взаимопомощи. Несмотря

на то, что эмоциональная сфера у детей с тяжелыми нарушениями речи развивается

специфически и своеобразно. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные

функции и возможности ребенка знать специфику, особенности, своеобразие его

эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или

частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль

в развитии личности ребенка в целом и его адаптации в дальнейшем.

Большую роль в успешном личностном развитии дошкольников играет коллектив

единомышленников, который формируется из администрации, воспитателей, педагога –

психолога, учителя – логопеда и музыкального руководителя.

Таким образом, своевременное проведение коррекционно – психолого-логопедической

работы, учитывая эмоциональные особенности ребенка с тяжелыми нарушениями речи,

способствует не только сглаживанию серьезных нарушений в развитии эмоций и чувств, но

играют существенную роль в развитии и воспитании личности в целом, и способствует

более успешной коррекции речевого нарушения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.

Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб. соч. Т.П.-М.: Педагогика, 1962 год.

2.

Выготский Л.С.Мышление и речь. М., 1996 год.

3.

Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.

4.

Мастюкова Е.М. .Лечебная педагогика. М., 1997год.

5.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.

6.

Урунтаева. Г. А. Дошкольная психология.М.,1996 год.

7.

Красовских Т.И., Млечко А.В. Педагогические и психологические вопросы развития

личности ребёнка в современной модели дошкольного образования, 2015 г.

8.

Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре

эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психологии, 1974 г.

9.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.:

Педагогика, 1983 г.



В раздел образования