Автор: Якунина Ольга Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №902 Диалог
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Доклад
Тема: Особенности эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Особенности эмоционально-личностного развития у
детей дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи
Автор: Якунина Ольга Сергеевна, педагог-психолог
Организация: ГБОУ Школа №902 Диалог
Населенный пункт: г. Москва
Дошкольное образование рассматривается как сфера социокультурной человеческой
деятельности, связная с целенаправленным, специально-организованном процессом
становления растущей личности путём «введения» её культуру и социум. Сегодня
социальный заказ государства – воспитание подрастающего поколения и личностное
развитие каждого ребёнка, и его призваны удовлетворять его дошкольные
образовательные организации разных типов. Ребёнок, пребывающий в дошкольной
организации, включается в образовательный процесс, в повседневную жизнь других
детей, вступает в определённые отношения с некоторыми из них, погружается в
атмосферу детского сада, в тот «дух», который ему свойственен. Поэтому дошкольное
образовательное учреждение значимо для личностного роста воспитанников, причём в
некоторых случаях остаётся основным каналом позитивного влияния.
На протяжении сего периода жизни человека, развивается его эмоциональная сфера.
Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность
эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок
осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности
ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, эмпатия. Чувства становятся более
осознанными, обобщенными, разумными, произвольными. Формируются высшие чувства –
нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи — это очень полиморфная
категория. Но общей составляющей их особенностей является недоразвитие речи,
которое определяет часто неготовность данной категории детей к обучению в условиях
общеобразовательной школы. Развитие ребёнка понимается как сложный процесс, при
котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых
для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального развития зависит от
места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того, на каком
этапе развития наступает нарушение. Тяжелое нарушение речи нередко сочетается с
неврологической и психопатологической симптоматикой. В одних случаях нарушаемыми
могут оказаться основные свойства нервных процессов, т. е. сила, уравновешенность или
подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход развития ребёнка. В других
случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции,
например зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи,
двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать
системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка.
Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобразно. Своеобразие
развития определяет, во-первых, характером аномалии (неполноценность зрения, слуха,
речи, интеллектуальной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его
наступления; во-вторых, особенностью компенсации, которая зависит и от характера
обучения и воспитания, и от особенностей общения ребёнка с окружающими детьми и
взрослыми.
Л.С. Выготский считал, что принципиальные механизмы развития психики ребенка в норме
и патологии едины: ведущая роль принадлежит общению и обучению в развитии психики
ребенка; при этом ребенок не пассивно впитывает, а активно использует культурно-
исторический опыт.
Сохраняют свою значимость идеи Л.С. Выготского относительно практической реализации
принципов коррекционной помощи проблемным детям: создание положительного
эмоционального фона при совместной деятельности педагога и ребенка.
Без глубокого психологического исследования невозможно учесть особенности развития
ребёнка с ОВЗ. Этим занимается отрасль психологии, которая называется специальная
психология. Одной из областей специальной психологии является психолингвистика.
Теоретическую базу для отечественной психолингвистики заложил в своем труде «
Мышление и речь» Л. С. Выготский.
Психология дошкольника с тяжелыми нарушениям речи требует изучения своеобразия
развития психики ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его
развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на
которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей
компенсации речевого нарушения.
Согласно концепции Л. С. Выготского, в формировании высших психических функций речь
играет ни с чем несравнимую роль. Выполняя функции общения ребенка с взрослым, она
является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и
регуляции поведения, организацию всей его психической жизни влияет на развитие
личности в целом.
Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной
сферы.
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка с тяжелым
недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений
способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых
отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного нарушения. Вот
почему изучение эмоций и чувств такого ребёнка, их формирование и воспитание имеют
столь важное - значение.
Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие
эмоциональной сферы ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.
Незрелость эмоций и чувств ребёнка с тяжелыми нарушениями речи обусловлена в первую
очередь особенностями развития его потребностей, мотивов.
Первыми признаками или симптомами нарушения эмоциональной сферы являются
раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость,
отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от дошкольника без речевой патологии,
уребёнок с тяжелыми нарушениями речи, испытывает трудности в формировании
социальных чувств, из-за сложности с коммуникацией.
Незрелость в эмоциональной сфере в дошкольном возрасте ещё резче проявляется в
школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующие сложной и
опосредованной формы деятельности.
Как отмечает Е.М. Мастюкова при обследовании детей дошкольного возраста с
нарушениями речи, речевые расстройства сочетаются с выраженными нарушениями
внимания, эмоциональной сферы, гиперактивным поведением, так как они составляют
группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться
специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму и вызвать
негативное отношение ребенка к обучению в школе.
Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных
этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической
деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения
с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по обязательной программе.
Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы.
Основным мотивом становятся требования учителя.
Ребенку с тяжелыми нарушениями речи присуще нестойкость интересов, пониженная
наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе,
повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с
окружающими, в налаживании контакта с ними.
Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют
несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за
другими детьми.
Кроме того, у детей с тяжелыми нарушениями речи часто бывают неадекватные
воздействиям эмоции и чувства. Незрелость мотивационно - потребностной сферы
тормозят у них формирование высших чувств.
Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их развитие и воспитание,
способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в
конечном итоге, коррекции речевого нарушения.
Для устранения нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка с тяжелыми
нарушениями речи необходимо психолого- педагогическое сопровождение.
Проведение этой работы является специфической и очень важной задачей детских
учреждений, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития
компенсаторных процессов ребенка. Коррекционно- развивающая работа, будучи
неразрывно связанной с процессом обучения, должна пронизывать всю систему
деятельности. Каждое из проводимых мероприятий (НОД, беседа, досуг или игра),
педагоги дошкольного отделения должны рассматривать, прежде всего, с точки зрения
того, насколько оно эффективно в коррекционно - развивающем плане.
Коррекционо - развивающая работа предполагает целенаправленное комплексное
воздействие на различные стороны развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение либо сглаживание недостатков и
развитие познавательной деятельности, эмоциональной сферы, физических, моторно-
двигательных качеств, поведения и личности ребенка в целом.
Коррекционно- психологическая работа по устранению нарушений в эмоциональной сфере
ребенка играет значительную роль в этом процессе.
Основанием для проведения коррекции и воспитания эмоций и чувств, служит положение,
выдвинутое Л.С. Выготским о принципиальной возможности развития у ребенка с
особенностями в развитии сложных видов психической деятельности.
Очень важно, чтобы средства коррекционно-психологического воздействия базировались
на максимальном использовании сохранных возможностей ребенка, что в конечном счете
активизирует нарушенные функции.
Также необходимо эмоциональное проведение занятия. Богатый интонациями голос
педагога действует положительно на детей с тяжелыми нарушениями речи, способствует
возникновению и закреплению у них положительных эмоций, которые способствуют
наиболее эффективному усвоению изучаемого материала.
Особое значение для развития и формирования эмоциональной сферы ребенка с
речевыми нарушениями имеет не только коррекционная работа педагога - психолога,
учителя - логопеда, но и воспитателя. Он должен быть терпеливым, доброжелательным,
уравновешенным, от его личностных качеств во многом зависит создание своеобразной
оздоравливающей микросоциальной среды, в которой воспитывается ребенок. От
педагогического мастерства воспитателя, от его выдержки, терпения, умения похвалить,
поддержать ребенка во многом зависит формирование эмоциональной сферы ребенка.
Большую роль на развитие личности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи, эмоций
и чувств оказывает коллектив. В коллективе, в сотрудничестве ребенка с окружающими
людьми, в приобретении им социального опыта возникают и складываются высшие
психические функции, такие как память, речь, эмоции и также складываются личные
отношения между детьми, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка.
Социальный статус ребенка в коллективе зависит от оценок воспитателя: «Саша хороший,
он помогает Тане дежурить», «Коля плохой, он не убирает за собой игрушки». Поэтому
решающую роль в формировании критериев положительного и отрицательного отношения
детей друг к другу, т.е. на те эмоции, которые возникают при их взаимоотношениях, играют
требования, выдвигаемые воспитателем в процессе воспитательной работы и создания
коррекционно - развивающей среды. Умелое формирование коррекции личностных
отношений в группе способствует формированию положительных эмоций и в дальнейшем
таких социальных чувств, как чувство собственного достоинства, гордости,
доброжелательности, сплоченности, дружбы и взаимопомощи.
Главную роль в формировании эмоций и чувств ребенка с тяжелыми нарушениями речи
играет процесс развития положительных потребностей и мотивов. Включение детей в
различные виды деятельности (игровую, творческую, общественную), в которых
воспитываемое качество должно закрепиться в виде привычки поведения; формирования у
детей осознания значимости результата деятельности; учет положения ребенка в системе
межличностных отношений – все это способствует формированию положительных мотивов
поведения и деятельности ребенка. Это в свою очередь формирует такие эмоции и
чувства, как сопереживание, сочувствие, сострадание, дружбы, взаимопомощи. Несмотря
на то, что эмоциональная сфера у детей с тяжелыми нарушениями речи развивается
специфически и своеобразно. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные
функции и возможности ребенка знать специфику, особенности, своеобразие его
эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или
частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль
в развитии личности ребенка в целом и его адаптации в дальнейшем.
Большую роль в успешном личностном развитии дошкольников играет коллектив
единомышленников, который формируется из администрации, воспитателей, педагога –
психолога, учителя – логопеда и музыкального руководителя.
Таким образом, своевременное проведение коррекционно – психолого-логопедической
работы, учитывая эмоциональные особенности ребенка с тяжелыми нарушениями речи,
способствует не только сглаживанию серьезных нарушений в развитии эмоций и чувств, но
играют существенную роль в развитии и воспитании личности в целом, и способствует
более успешной коррекции речевого нарушения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.
Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб. соч. Т.П.-М.: Педагогика, 1962 год.
2.
Выготский Л.С.Мышление и речь. М., 1996 год.
3.
Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.
4.
Мастюкова Е.М. .Лечебная педагогика. М., 1997год.
5.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
6.
Урунтаева. Г. А. Дошкольная психология.М.,1996 год.
7.
Красовских Т.И., Млечко А.В. Педагогические и психологические вопросы развития
личности ребёнка в современной модели дошкольного образования, 2015 г.
8.
Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре
эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психологии, 1974 г.
9.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.:
Педагогика, 1983 г.