Напоминание

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности


Автор: Цыбульник Эльвина Изетовна
Должность: студент
Учебное заведение: ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова
Населённый пункт: Республика Крым город Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Э.И. Цыбульник

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего

возраста в процессе игровой деятельности.

Аннотация: статья посвящена формированию навыков

самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста в процессе

игровой деятельности.

Ключевые слова: формирование, навык, самообслуживание, ранний

дошкольный возраст, игровая деятельность.

Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс

формирования у детей положительного отношения к труду, желания и

умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Теоретические основы трудового воспитания детей закладывались многими

исследователями. В их числе: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Р.С. Буре, В.И.

Логинова, В.Г. Нечаева.

Детям раннего дошкольного возраста (2–3 года) характерно

стремление действовать самостоятельно. Самообслуживание занимает

весомое значение в трудовой деятельности детей данного возраста. Итак,

самообслуживание – это обслуживание себя своими собственными силами.

В нашем случае дети обслуживают себя без помощи взрослых. У маленьких

детей самообслуживание связано с процессом одевания, раздевания,

приемом пищи и соблюдением определенных правил личной гигиены.

С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера и

личности как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха,

стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Происходит это

именно с привития навыков самообслуживания.

В 3–4 года ребенок должен овладеть такими необходимыми умениями

и навыками такими как:

− самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в

определенной последовательности;

− самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает

игрушки на место, раскладывает столовые приборы) [2, с. 98].

В образовательной программе дошкольного образования «Детство»

авторов Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, самообслуживание

предполагает:

− развитие самостоятельности в самообслуживании;

− освоение трудовых процессов, обеспечивающих ребенку

возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о своей одежде и

обуви (почистить, высушить после прогулки);

− формирование представления о роли самообслуживания в заботе о

здоровье: важность чистоты кожи, полоскания рта после еды [1, с. 86].

Важным значением в организации самообслуживания является

соблюдение в жизни дошкольников твёрдо установленного режима. Чёткий,

размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек,

которую нужно воспитывать с самого раннего возраста. В условиях

дошкольной образовательной организации навыки самообслуживания у

детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами [4,

с. 97].

При формировании навыков самообслуживания необходимо

использовать следующие методические приемы:

− показ выполнения последовательности каждого элементарного

действия;

− многократное повторение детьми одних и тех же действий в

определенной последовательности;

− подробные словесные комментарии взрослого, сопровождающие

действия детей, общее напоминание последовательности действий;

− объективная оценка результатов трудовой деятельности.

Так же большое значение по формированию навыков

самообслуживания детей раннего дошкольного возраста играют потешки.

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс

легким и приятным, читаются потешки: «Ладушки, ладушки, с мылом моем

лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!», «Знаем, знаем, да, да,

да! Где тут прячется вода! Выходи водица, мы пришли умыться! Лейся на

ладошку по-нем-нож-ку! Нет, не понемножку – посмелей, будем умываться

веселей!».

При формировании навыков самообслуживания наиболее важным

является вызвать интерес у ребенка-дошкольника к предмету. Так во время

умывания предлагаем детям новое мыло в красивой обертке,

разворачиваем его, рассматриваем и говорим: «Какое гладкое мыло, как

приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте

попробуем!»

Для закрепления эффективно использовать алгоритм процесса одевания

и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания,

которые вывешены в приёмной). Одновременно малыши повторяют и

запоминают названия частей одежды. Детям этот приём очень нравится.

Повышает интерес к процессу одевания на прогулку чтение потешек: «А

баиньки, баиньки, купим Ване (имя ребенка) валенки, наденем на ножки,

пустим по дорожке, будет Ванечка ходить, новы валенки носить», «Даша

варежку надела: Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой

домишко не пропал. Даша варежку сняла: Поглядите-ка, нашла, ищешь,

ищешь и найдёшь! Здравствуй, пальчик, как живёшь?».

Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста,

напоминать им о необходимости пользоваться носовым платком.

Рассказывать малышам о том, как огорчатся туфельки, если у них смяты

задники, или не застёгнуты ремешки [3, c. 15].

Раскроем содержание некоторых дидактических игр, направленных на

формирование навыков самообслуживания детей раннего дошкольного

возраста.

«Кукла идет на прогулку». Цель: формирование у ребенка

представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

«Кукла заболела». Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

В обучении детей раннего возраста навыкам самообслуживания,

необходимо сохранить их стремление к самостоятельности, которое является

главнейшим фактором его трудолюбия. Положительная оценка даже

небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает

уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми,

робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение

положительного примера: «Посмотрите, как Наташа быстро и правильно

сапожки надела!»

В заключение отметим, что формирование навыков

самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.

Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и

навыки. От того насколько грамотно воспитатель будет направлять развитие

самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности.

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по

самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского

общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети

впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои

обязанности по отношению к ним.

Литература и примечания:

[1] Бабаева, Т.И. Детство: примерная образовательная программа

дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева //

СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с.

[2] Буре, Р.С. Дошкольник и труд. / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2011.

– 136 с.

[3] Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду / Т.С. Комарова. – М.:

Мозаика-Синтез, 2005. – 48 с.

[4] Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева – М.:

Просвещение. 2000. – 124 с. ©



В раздел образования