Автор: Цыбульник Эльвина Изетовна
Должность: студент
Учебное заведение: ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова
Населённый пункт: Республика Крым город Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Э.И. Цыбульник
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего
возраста в процессе игровой деятельности.
Аннотация: статья посвящена формированию навыков
самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста в процессе
игровой деятельности.
Ключевые слова: формирование, навык, самообслуживание, ранний
дошкольный возраст, игровая деятельность.
Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс
формирования у детей положительного отношения к труду, желания и
умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Теоретические основы трудового воспитания детей закладывались многими
исследователями. В их числе: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Р.С. Буре, В.И.
Логинова, В.Г. Нечаева.
Детям раннего дошкольного возраста (2–3 года) характерно
стремление действовать самостоятельно. Самообслуживание занимает
весомое значение в трудовой деятельности детей данного возраста. Итак,
самообслуживание – это обслуживание себя своими собственными силами.
В нашем случае дети обслуживают себя без помощи взрослых. У маленьких
детей самообслуживание связано с процессом одевания, раздевания,
приемом пищи и соблюдением определенных правил личной гигиены.
С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера и
личности как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха,
стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Происходит это
именно с привития навыков самообслуживания.
В 3–4 года ребенок должен овладеть такими необходимыми умениями
и навыками такими как:
− самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в
определенной последовательности;
− самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает
игрушки на место, раскладывает столовые приборы) [2, с. 98].
В образовательной программе дошкольного образования «Детство»
авторов Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, самообслуживание
предполагает:
− развитие самостоятельности в самообслуживании;
− освоение трудовых процессов, обеспечивающих ребенку
возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о своей одежде и
обуви (почистить, высушить после прогулки);
− формирование представления о роли самообслуживания в заботе о
здоровье: важность чистоты кожи, полоскания рта после еды [1, с. 86].
Важным значением в организации самообслуживания является
соблюдение в жизни дошкольников твёрдо установленного режима. Чёткий,
размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек,
которую нужно воспитывать с самого раннего возраста. В условиях
дошкольной образовательной организации навыки самообслуживания у
детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами [4,
с. 97].
При формировании навыков самообслуживания необходимо
использовать следующие методические приемы:
− показ выполнения последовательности каждого элементарного
действия;
− многократное повторение детьми одних и тех же действий в
определенной последовательности;
− подробные словесные комментарии взрослого, сопровождающие
действия детей, общее напоминание последовательности действий;
− объективная оценка результатов трудовой деятельности.
Так же большое значение по формированию навыков
самообслуживания детей раннего дошкольного возраста играют потешки.
Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс
легким и приятным, читаются потешки: «Ладушки, ладушки, с мылом моем
лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!», «Знаем, знаем, да, да,
да! Где тут прячется вода! Выходи водица, мы пришли умыться! Лейся на
ладошку по-нем-нож-ку! Нет, не понемножку – посмелей, будем умываться
веселей!».
При формировании навыков самообслуживания наиболее важным
является вызвать интерес у ребенка-дошкольника к предмету. Так во время
умывания предлагаем детям новое мыло в красивой обертке,
разворачиваем его, рассматриваем и говорим: «Какое гладкое мыло, как
приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте
попробуем!»
Для закрепления эффективно использовать алгоритм процесса одевания
и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания,
которые вывешены в приёмной). Одновременно малыши повторяют и
запоминают названия частей одежды. Детям этот приём очень нравится.
Повышает интерес к процессу одевания на прогулку чтение потешек: «А
баиньки, баиньки, купим Ване (имя ребенка) валенки, наденем на ножки,
пустим по дорожке, будет Ванечка ходить, новы валенки носить», «Даша
варежку надела: Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой
домишко не пропал. Даша варежку сняла: Поглядите-ка, нашла, ищешь,
ищешь и найдёшь! Здравствуй, пальчик, как живёшь?».
Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста,
напоминать им о необходимости пользоваться носовым платком.
Рассказывать малышам о том, как огорчатся туфельки, если у них смяты
задники, или не застёгнуты ремешки [3, c. 15].
Раскроем содержание некоторых дидактических игр, направленных на
формирование навыков самообслуживания детей раннего дошкольного
возраста.
«Кукла идет на прогулку». Цель: формирование у ребенка
представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
«Кукла заболела». Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
В обучении детей раннего возраста навыкам самообслуживания,
необходимо сохранить их стремление к самостоятельности, которое является
главнейшим фактором его трудолюбия. Положительная оценка даже
небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает
уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми,
робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение
положительного примера: «Посмотрите, как Наташа быстро и правильно
сапожки надела!»
В заключение отметим, что формирование навыков
самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.
Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и
навыки. От того насколько грамотно воспитатель будет направлять развитие
самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности.
Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по
самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского
общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети
впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои
обязанности по отношению к ним.
Литература и примечания:
[1] Бабаева, Т.И. Детство: примерная образовательная программа
дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева //
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с.
[2] Буре, Р.С. Дошкольник и труд. / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2011.
– 136 с.
[3] Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду / Т.С. Комарова. – М.:
Мозаика-Синтез, 2005. – 48 с.
[4] Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева – М.:
Просвещение. 2000. – 124 с. ©