Автор: Сигова Анастасия Васильевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Крымского-инженерно педагогического университета
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: Роль детской литературы в развитии интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА К
ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сигова Анастасия Васильевна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический
университет имени Февзи Якубова»
Аннотация: в статье раскрыта важность процесса воспитания и
развития интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Приобретая знания
общения с природой:
обогащается духовный мир
ребенка, делается мягче, добрее, расширяется кругозор.
Тhe article reveals the importance of the process of education and
development of interest in nature in older preschool children. Acquiring
knowledge of communication with nature enriches the spiritual world of the child,
becomes softer, kinder, broadens horizons.
Ключевые слова: природа, воспитание, дети старшего дошкольного
возраста.
Key words: education, education of children of senior preschool age.
Начиная с раннего возраста, мы знакомим детей с окружающим их
миром. Постепенно у детей формируются представления о живой и неживой
природе,
природоведческие
понятия,
они
осознают
зависимости,
происходящие в природе. На протяжении всего раннего и дошкольного
возраста педагог старается воспитать у ребят гуманное, бережное и
заботливое отношение к природе, вызвать чувство любви к живому и
неживому миру природы. В решении таких непростых задач помогает
художественное слово и природоведческая литература.
Цель статьи: раскрыть роль художественной литературы в развитии
интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Природоведческая
литература
носит
познавательный
характер
и
способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает
богатый
материал
для
воспитания
познавательного
интереса,
наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые
вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. При
знакомстве ребят с художественными произведениями природоведческого
характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных
детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений,
полученных в процессе наблюдений и труда в природе.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни
ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период
непрерывного совершенствования физических и психических возможностей,
начало становления личности. [14]
Достижением первых семи лет является становление самосознания:
ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в
кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем
предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период
закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых
ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое
значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в
природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.
Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все
доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее
развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях,
методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М.
Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время
большим
подспорьем
для
практиков
дошкольного
воспитания
были
методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д.
Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.
Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и
методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как
основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и
расширения
достоверных
сведений
о
природе
(З.Д.
Сизенко,
С.А.
Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и
др.). [19]
Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с
природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы
на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых -
исследование Э.И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с
птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного
восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями
дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и
обобщенные представления, способствуют развитию речи.
В
начале
1970-х
годов
начали
проводиться
педагогические
исследования,
которые
в
дальнейшем
вошли
в
ядро
теоретико-
экспериментального
обоснования
методики экологического воспитания
дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными
Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д.Б.
Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:
1)
усложнения
содержания
обучения
-
привнесения
в
него
теоретических
знаний,
отражающих
закономерности
окружающей
действительности;
2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы
эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая
должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались
А.В.
Запорожец,
Н.Н.
Поддъяков,
Л.А.
Венгер
(НИИ
дошкольного
воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети
дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний,
отражающую закономерности той или другой области действительности,
если
эта
система
будет
доступна
наглядно-образному
мышлению,
преобладающему в этом возрасте. [24]
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и
систематизации
природоведческих
знаний,
отражающих
ведущие
закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и
др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях,
посвященных
живой
природе,
в
качестве
ведущей
была
выбрана
закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно
зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти
работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с
природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития
двух
значимых
с
точки
зрения
экологии
процессов:
углубления
экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление
человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило
становление нового образовательного пространства - системы непрерывного
экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары,
создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для
различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая
Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном
которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно
на
этапе
дошкольного
детства
ребенок
получает
эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных
формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического
мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической
культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые,
воспитывающие
ребенка,
сами
обладают
экологической
культурой:
понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,
показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают
наладить взаимоотношения с ним.
.
Список литературы:
1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: Программа и руководство по
культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного
возраста. - М, 2012.
2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное
воспитание. - 2011, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.
3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию
детей // Ребенок в детском саду. - 2012. - N 5. - с. 80-82.
4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания
старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.
5. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? //
Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - с. 38-46.
6. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из
средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2012.