Авторы: Меринова Елена Николаевна, Михеева Юлия Владимировна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ-"Детский сад №44"
Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское,Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Раздел: дошкольное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Меринова Елена Николаевна
Михеева Юлия Владимировна
Воспитатели МБДОУ «Детский сад № 44»
Г.Усолье-Сибирское
Взаимоотношения педагогов детского сада и родителей на современном
этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды
родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать
их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают
советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в
том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр
мультфильмов
и
прогулка.
Взаимодействие
воспитателей
с
семьями
воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности
ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при
согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам
воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше
узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие
тесной
связи
и
взаимодействие
детского
сада
и
семьи
обеспечивают
благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ
полноценной, гармоничной личности.
Цель нашей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций
семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Задачи:
1. Установить с родителями партнёрские отношения по взаимодействию.
2. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях.
Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с
семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и
воспитатели
могут
обеспечить
ребёнку
двойную
защиту,
эмоциональный
комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут
развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и
обеспечат подготовку к школе.
Особое
внимание
уделяем
просвещению
родителей
о
Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования, основной
образовательной программе ДОО. Для этого на сайте ДОУ разработан раздел
«Образовательные
стандарты»,
где
размещен
ФГОС
ДО,
методические
рекомендации к нему, в разделе «Образование» - Основная образовательная
программа ДОУ.
Опираясь на данные позиции, мы используем различные формы включения
родителей в жизнь детского сада.
Для этого:
- информируем родителей обо всем, что происходит или будет происходить в
группе и в детском саду на официальном сайте ДОУ. Также у каждой группы есть
своя страничка в социальной сети.
- приглашаем к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и
принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов
и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.
- призываем к
участию
родителей в методических мероприятиях:
изготовление игрового материала.
Все больше убеждаемся, что только общими усилиями семьи и детского сада
можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строем на основе
сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помним о том, что ребёнок –
уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми. Для эффективного
взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.
Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и
родителей является изучение семьи через анкетирование, опрос родителей с
целью определения их социального статуса. Выявить запросы родителей, их
проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогают не
только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор ими тем для
обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы,
предложенных
воспитателем.
С
учётом
их
пожеланий
и
предложений
осуществляем планирование работы с семьёй.
Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они
стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью
используются разнообразные формы работы с ними. Эффективными формами
сотрудничества с родителями стали родительские собрания, где были раскрыты
возрастные особенности развития детей, способы развития некоммуникативных
качеств. В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребёнка в наших
руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому
образу жизни, организации спортивного досуга, спортивного кружка в детском
саду. Были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома.
Анкетирование родителей «Знаете ли,
вы своего
ребёнка?»,
«Какие вы
родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка» позволило
получить информацию о тех проблемах. С которыми родители сталкиваются в
повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего
ребёнка.
Интересной
формой
налаживания
доверительных
отношений
и
взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества,
фото - конкурсы на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние
фантазии», «Зимние фантазии», «Этот загадочный Космос», стало стимулом
развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной
деятельности детей и родителей
Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является
приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада;
организации праздников и развлечений: «8 Марта», «Папа, мама, я» и т.д.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители
получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки –
передвижки. Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило
пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.
Результативность:
Взаимодействие родителей стало необходимым условием всестороннего
развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и
возможности. Многие из родителей осознали важность сотрудничества с
педагогами. Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что
многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и
навыков.
Постоянный
контакт
с
семьёй
позволил
пробудить
чувство
расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности
интересов.
Мы убеждены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и
детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его
жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к
окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Литература
1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. -
2. Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 2009. - 96
3. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. -
4. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения
с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями //
6.Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
7. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. -
М.: "Просвещение", 2011. - 190 с.
Опубликовано: 14.04.2019