Автор: Борисенко Анна Алексндровна
Должность: Студент
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым "Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование системы знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Формирование системы знаний о труде взрослых у детей старшего
дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Борисенко А.А.
Борисенко Анна Александрова – студент.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования Республики Крым "Крымский инженерно-педагогический
университет имени Февзи Якубова"
Аннотация: в статье анализируется подход к трудовому воспитанию детей
дошкольного возраста, а также подход к правильному формированию
системы знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
Подход, который закладывает основу успешной трудовой деятельности
детей.
Ключевые слова: дошкольник, труд, трудовое воспитание, формирование,
развитие, труд взрослых, метод, принцип, навык.
Отношения человека к труду закладывается с самого раннего детства, по
этому воспитателю необходимо правильно сформировать знаний и умения у
ребенка, чтоб заложить основу успешной трудовой деятельности детей в
дальнейшем. Активно занимаясь с окружающей средой, дошкольники
наиболее склонны к формированию трудовых навыков, способствующих к
наилучшему усвоению и формированию трудовых навыков. Исходя из этого
можно сделать вывод, что трудовое воспитание является одной из основных
составляющих компонентов воспитания детей дошкольного возраста.
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у
подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения
практически участвовать в построении коммунистического общества,
процесс формирования коммунистического отношения к труду. Трудовое
воспитание направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта,
включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное
отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие
личности.
Основные задачи формирования трудовых навыков:
развитие трудовых способностей;
обогащение представлений об окружающей среде и устройстве жизни (в
ходе посильного участия в трудовой деятельности);
формирование потребности работать в коллективе и готовности к
коллективному труду;
умственное развитие, в том числе развитие восприятия информации,
представлений о происходящем, понимания значения действий, осознание
значения
и
способов
использования
орудий
труда,
приобретение
способностей планировать трудовой процесс и предвидеть результаты
труда;
нравственное и личностное развитие (приобретение уважения к труду
других людей, стремления помогать им; развитие самостоятельности,
активности; формирование коллективизма, взаимопомощи, готовности к
общественно-полезной деятельности, умения завершить начатое;
развитие речи (обогащение словарного запаса, совершенствование
коммуникативных навыков);
физическое развитие (развитие усидчивости, координации движений,
мелкой моторики и т.д.);
эстетическое развитие (приобретение желания и способности выполнять
работу не только правильно и быстро, но и красиво).
У детей старшего дошкольного возраста особое внимание надо обращать на
то, чтобы трудовыми навыками ребенок пользовался осознанно (понимал
необходимость чистить зубы, пользоваться носовым платком, полоскать рот
после еды и пр.). Дети уже самостоятельно одеваются, раздеваются, следят за
чистотой одежды, порядком в своем шкафчике и комнате в целом. Детей
приучают бережно относиться к своим вещам, чистить и просушивать
одежду и обувь. В детях воспитывают чуткость, доброту, отзывчивость,
умение приходить на помощь младшим и старшим членам семьи.
Со старшей группы расширяется содержание хозяйственно-бытового труда
детей. Особое внимание уделяется формированию навыков организации
коллективной семейной трудовой деятельности. Детей приучают
выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое
для ее проведения, быть аккуратными во время работы, не мешать работать
другим членам семьи, помогать им, не бросать дело, не закончив его, не
стесняться просить помощи. Наряду с участием в коллективной деятельности
дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности,
так и по характеру.
Формировать у детей систему знаний о труде взрослых можно при любой
трудовой деятельности:
Совместная деятельность
Как бы ни была важна роль трудового поведения воспитателя, возможности
применения его собственного примера в младшей группе очень ограничены.
Ребята трех лет требуют значительного ухода, постоянного надзора и
внимания. В своей работе они еще мало самостоятельны, вследствие этого
воспитателю приходится немало энергии тратить на создание бытовых
процессов и игры. Воспитателю младшей группы необходимо больше всего
применять пример рабочего поведения других специалистов детского сада, в
частности няни. Это близкий малышам человек, заботу которого они каждый
день чувствуют. Ее работа в значительной части регулярно проходит у детей
на виду. Эта деятельность понятна и наглядна и по характеру поступков, и по
несомненно ощутимым последствиям, она содержит большое количество
элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (к примеру, навыкам
соблюдения порядка и чистоты). Потому и образ няни может стремительно
найти отголосок и закрепление в поведении детей. К тому же в повседневный
труд няни сравнительно легко включить ребят, поручая им простые
поручения. Прямое участие в трудовой деятельности, коллективная
деятельность детей и взрослого делает пример няни особенно
результативным.
Уход за растениями. Воспитатель приносит большие растения, моет высоко
расположенные листья и загрязненные подоконники; дети приносят
небольшие растения, протирают расположенные в низу ветки, протирают
подоконники (старшая и средняя группы). Починка игрушек. Воспитатель
сшивает уголки картонных коробок, ребята оклеивают их бумагой. При
починке кукольных принадлежностей ребята пришивают завязки, пуговицы.
Подготовка к рисованию, к работе с клеем. Взрослый чинит карандаши,
разводит краски, делает клей, разливают в чашечки клей, дети режут бумагу.
Уборка участка. Дворник убирает площадку, дети возят снег. Няня моет
веранду, скамьи, дети увозят и подгребают сучья, сухие листья.
У детей значительнее возрастает заинтересованность к наблюдаемому труду
взрослых, если они могут принять в нем хотя бы незначительное участие.
Игра
У детей раннего возраста основной формой деятельности является игра. Игра
– исторический вид деятельности детей, который представляет собой
повторении действий взрослых и взаимоотношений между ними. Игры, и в
основном сюжетно-ролевые, незаменимы в образовании дошкольников.
Такая деятельность вносит фактор творчества в поведение ребят. Труд
максимально сплочен с игрой. В процессе игры ребята воспроизводят
деятельность взрослых. Одним из существенных форм игры, где ребята
знакомятся с работой взрослых, является сюжетно – ролевая игра.
В ходе ежедневной работы воспитателя с детьми они постепенно приучаются
самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, надевать одежду и
обувь, приводить в порядок содержимое тумбочек, шкафов, полочек с
одеждой и игрушками. В форме бесед и в игровой форме дошкольникам
прививается здоровый образ жизни, потребность в чистоте и правильном
уходе за телом. Детей важно задействовать в процессе регулярных и
генеральных уборок в группе. Нужно позволять детям участвовать в
разработке плана уборки и распределении задач, стимулируя выполнение
элементарных трудовых заданий (убрать игрушки, привести в порядок
книжные полки, помыть рабочий материал, протереть полочки и т.п.). При
благоприятных погодных условиях детей необходимо задействовать в уходе
за растениями, клумбами; они с удовольствием будут рыхлить почву,
поливать растения, а также собирать природные материалы для занятий по
ручному труду. Во время прогулок детей учат посильными способами
поддерживать порядок на улице, где они могут убирать мусор, подметать
песок вокруг песочниц, расчищать лавочки от снега и т.д. Стоит учитывать,
что
наилучшие
результаты
в
процессе
группового
обучения
труду
достигаются при распределении обязанностей с учётом индивидуальных
особенностей
каждого
ребёнка
и
взаимоотношений
между
детьми.
Объединение в процессе совместного труда разных по характеру детей, к
примеру, нерешительных с активными, способствует хорошим результатам.
Детей необходимо знакомить с работой воспитательного учреждения,
профессиями, задействованными в его функционировании. Можно проводить
экскурсии на кухню, в медицинский кабинет, прачечную; организовывать
сюжетно-ролевые
игры
на тему
различных профессиональных видов
деятельности, к примеру, играть в больницу, стройку, магазин, салон
красоты. Своевременное и правильное приучение детей к труду играет
важнейшую роль в их жизни. Грамотный подход к трудовому воспитанию
детей дошкольного возраста закладывает основу их успешной трудовой
деятельности во взрослой жизни и способствует их полноценному развитию.
Список литературы
1. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания //
Учеб.- метод. пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 141 с.
2. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми
3-7
лет:
Методическое
пособие.
М.:
Мозаика-Синтез,
2007.
135
с.
(Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
3. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для
педагогов дошк. учреждений // Програм.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2003.
143 с.
4. Маркова Т.А. Трудолюбие у дошкольников. М., 1991.