Напоминание

"Особенности подбора репертуара в вокально-хоровой работе с подростками и молодежью на начальном этапе"


Автор: Павлова Елена Юрьевна
Должность: Руководитель клубного формирования
Учебное заведение: СПб ГБУ Подростково-молодежный центр "МИР"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности подбора репертуара в вокально-хоровой работе с подростками и молодежью на начальном этапе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




СПБ ГБУ Подростково-молодежный центр «МИР»

Методическая разработка по теме:

Особенности подбора репертуара

в вокально-хоровой работе

с подростками и молодежью

на начальном этапе

Составитель:

Павлова Елена Юрьевна

Руководитель клубного формирования

Санкт-Петербург

2022

Деятельность учреждений по делам молодежи предполагает занятия с

подростками и молодежью в возрасте от 14 до 35 лет. Так как начальный

период занятий пением приходится не на раннее детство, а на значительно

более старший возраст, в начальном этапе есть значительные особенности.

Начальный этап – это период формирования первоначальных навыков,

развитие которых будет происходить во время всех дальнейших занятий,

период формирования основы будущего хора.

Задачами в вокально-хоровой работе на начальном этапе являются:

Формирование ансамбля хора, унисон

Работа над правильным интонированием

Работа над различными нюансами

Работа над дикцией и артикуляцией

Работа над развитием дыхания, выработка «цепного»

дыхания

Работа над звукообразованием

Развитие чувства метроритма

Работа над пониманием дирижерского жеста и т.д.

Нужно отметить, что выделение отдельных задач довольно условно,

так как в практической работе перед руководителем стоит цель –

сформировать у воспитанников навыки грамотного пения и привить вкус и

любовь к хоровому пению. Выполнение задач помогает достижению этой

цели, и выполнять эти задачи необходимо в постоянной взаимосвязи,

подчиненной красоте хорового звучания.

Вокально-хоровая работа в коллективе ведется на музыкальном

материале различных упражнений, инструктивных песен, попевок и т.п. Но

основная подготовка проходит на материале музыкальных произведений,

которые

выучиваются,

прорабатываются

и

готовятся

к

публичному

исполнению. Огромное значение в становлении коллектива имеет грамотный

подбор репертуара, на котором воспитываются начинающие хористы. В

выборе репертуара необходимо руководствоваться следующими критериями:

Художественная ценность произведения

Певческая доступность для начинающих

Смысловое соответствие возрасту хористов

Полезность для выработки определенных вокально-хоровых

навыков

И вот в этом у руководителя возникают проблемы. Начинать

подготовку хористов нужно с одноголосной музыки, выстраивать унисон,

работать над интонацией, звуковедением, дыханием. Музыка должна быть в

медленном темпе, в очень ограниченном диапазоне, с поступенным

движением мелодии. Через небольшой период времени можно приступить к

освоению

простейшего

двухголосия.

Огромное

количество

музыки,

отвечающей всем этим задачам, написано для детей младшего школьного

возраста. Смысловое наполнение этих произведений слишком детское, что

неприемлемо для подростков и молодежи. В этом вопросе руководителю

нужно проявить гибкость. С одной стороны можно включать в работу

простые детские песне в качестве инструктивного материала, своего рода

«прописей». С другой стороны необходимо находить несложную музыку

серьезного содержания. Это могут быть произведения о природе, музыке,

дружбе, произведения духовного содержания, шуточные народные песни и

т.п. Воспитание певческой культуры начинающих хористов возможно только

при использовании в репертуаре произведений русской и зарубежной

классики. Наследие таких композиторов, как Ц. Кюи, А. Лядов, А. Аренский,

В. Калинников, М. Ипполитов-Иванов, А. Гречанинов включает множество

произведений, простых по музыкальному материалу и доступных по

содержанию не только маленьким детям, но и певцам любого возраста. В

этих небольших песнях удивительно логично выстроен музыкальный

материал, мелодия строится в основном поступенно, что очень удобно для

начинающих. С другой стороны, в этих произведениях композиторы ставят

перед певцами множество различных исполнительских задач. Стремление

осмыслить

произведение,

наполнить

его

образным

художественным

содержанием помогает хористам преодолеть певческие трудности.

В зарубежной музыке также можно найти интересные произведения

для начинающих. Для подростков и молодежи не представляет сложности

пение на иностранных языках. Это могут быть несложные произведения В.

Моцарта, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Й. Брамса, Э. Грига, Ф. Мендельсона и др.

Очень важно для формирования исполнительской культуры включать в

репертуар несложные произведения И.-С. Баха (арии и песни). Исполнение

музыки И.-С. Баха имеет особую стилевую специфику, встречаются трудные

для интонирования фрагменты. Но практика показывает, что начинающие

успешно справляются с исполнением таких произведений, как «Осень»,

«Вечерняя песня» и исполняют их на достаточно высоком качественном

уровне.

Следует отметить, что на протяжении столетий хоровое пение было

неразрывно связано с церковной службой. В традиции католической и

лютеранской хоровой музыки можно найти много интересных образцов

несложных по

музыкальному материалу,

но имеющих

значительную

художественную ценность.

Если хористам нравится исполняемая песня, если они поют с

удовольствием, то они могут преодолеть значительные певческие трудности.

Нужно предлагать воспитанникам не только тот музыкальный материал, с

которым они легко справляются, но и немного более сложный, так как

преодоление трудностей в процессе работы (но не трудностей, являющихся

непреодолимыми) способствует лучшему и более быстрому развитию

певческих навыков.

Самая главная задача руководителя хора на начальном этапе подбирать

произведения, которые не только нравятся воспитанникам, но и хорошо

получаются. Это не только дает начинающим хористам веру в себя, но и

побуждает стремиться к самосовершенствованию, к развитию, к раскрытию в

себе новых творческих возможностей.



В раздел образования