Автор: Павлова Елена Юрьевна
Должность: Руководитель клубного формирования
Учебное заведение: СПб ГБУ Подростково-молодежный центр "МИР"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности подбора репертуара в вокально-хоровой работе с подростками и молодежью на начальном этапе"
Раздел: дополнительное образование
СПБ ГБУ Подростково-молодежный центр «МИР»
Методическая разработка по теме:
Особенности подбора репертуара
в вокально-хоровой работе
с подростками и молодежью
на начальном этапе
Составитель:
Павлова Елена Юрьевна
Руководитель клубного формирования
Санкт-Петербург
2022
Деятельность учреждений по делам молодежи предполагает занятия с
подростками и молодежью в возрасте от 14 до 35 лет. Так как начальный
период занятий пением приходится не на раннее детство, а на значительно
более старший возраст, в начальном этапе есть значительные особенности.
Начальный этап – это период формирования первоначальных навыков,
развитие которых будет происходить во время всех дальнейших занятий,
период формирования основы будущего хора.
Задачами в вокально-хоровой работе на начальном этапе являются:
Формирование ансамбля хора, унисон
Работа над правильным интонированием
Работа над различными нюансами
Работа над дикцией и артикуляцией
Работа над развитием дыхания, выработка «цепного»
дыхания
Работа над звукообразованием
Развитие чувства метроритма
Работа над пониманием дирижерского жеста и т.д.
Нужно отметить, что выделение отдельных задач довольно условно,
так как в практической работе перед руководителем стоит цель –
сформировать у воспитанников навыки грамотного пения и привить вкус и
любовь к хоровому пению. Выполнение задач помогает достижению этой
цели, и выполнять эти задачи необходимо в постоянной взаимосвязи,
подчиненной красоте хорового звучания.
Вокально-хоровая работа в коллективе ведется на музыкальном
материале различных упражнений, инструктивных песен, попевок и т.п. Но
основная подготовка проходит на материале музыкальных произведений,
которые
выучиваются,
прорабатываются
и
готовятся
к
публичному
исполнению. Огромное значение в становлении коллектива имеет грамотный
подбор репертуара, на котором воспитываются начинающие хористы. В
выборе репертуара необходимо руководствоваться следующими критериями:
Художественная ценность произведения
Певческая доступность для начинающих
Смысловое соответствие возрасту хористов
Полезность для выработки определенных вокально-хоровых
навыков
И вот в этом у руководителя возникают проблемы. Начинать
подготовку хористов нужно с одноголосной музыки, выстраивать унисон,
работать над интонацией, звуковедением, дыханием. Музыка должна быть в
медленном темпе, в очень ограниченном диапазоне, с поступенным
движением мелодии. Через небольшой период времени можно приступить к
освоению
простейшего
двухголосия.
Огромное
количество
музыки,
отвечающей всем этим задачам, написано для детей младшего школьного
возраста. Смысловое наполнение этих произведений слишком детское, что
неприемлемо для подростков и молодежи. В этом вопросе руководителю
нужно проявить гибкость. С одной стороны можно включать в работу
простые детские песне в качестве инструктивного материала, своего рода
«прописей». С другой стороны необходимо находить несложную музыку
серьезного содержания. Это могут быть произведения о природе, музыке,
дружбе, произведения духовного содержания, шуточные народные песни и
т.п. Воспитание певческой культуры начинающих хористов возможно только
при использовании в репертуаре произведений русской и зарубежной
классики. Наследие таких композиторов, как Ц. Кюи, А. Лядов, А. Аренский,
В. Калинников, М. Ипполитов-Иванов, А. Гречанинов включает множество
произведений, простых по музыкальному материалу и доступных по
содержанию не только маленьким детям, но и певцам любого возраста. В
этих небольших песнях удивительно логично выстроен музыкальный
материал, мелодия строится в основном поступенно, что очень удобно для
начинающих. С другой стороны, в этих произведениях композиторы ставят
перед певцами множество различных исполнительских задач. Стремление
осмыслить
произведение,
наполнить
его
образным
художественным
содержанием помогает хористам преодолеть певческие трудности.
В зарубежной музыке также можно найти интересные произведения
для начинающих. Для подростков и молодежи не представляет сложности
пение на иностранных языках. Это могут быть несложные произведения В.
Моцарта, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Й. Брамса, Э. Грига, Ф. Мендельсона и др.
Очень важно для формирования исполнительской культуры включать в
репертуар несложные произведения И.-С. Баха (арии и песни). Исполнение
музыки И.-С. Баха имеет особую стилевую специфику, встречаются трудные
для интонирования фрагменты. Но практика показывает, что начинающие
успешно справляются с исполнением таких произведений, как «Осень»,
«Вечерняя песня» и исполняют их на достаточно высоком качественном
уровне.
Следует отметить, что на протяжении столетий хоровое пение было
неразрывно связано с церковной службой. В традиции католической и
лютеранской хоровой музыки можно найти много интересных образцов
несложных по
музыкальному материалу,
но имеющих
значительную
художественную ценность.
Если хористам нравится исполняемая песня, если они поют с
удовольствием, то они могут преодолеть значительные певческие трудности.
Нужно предлагать воспитанникам не только тот музыкальный материал, с
которым они легко справляются, но и немного более сложный, так как
преодоление трудностей в процессе работы (но не трудностей, являющихся
непреодолимыми) способствует лучшему и более быстрому развитию
певческих навыков.
Самая главная задача руководителя хора на начальном этапе подбирать
произведения, которые не только нравятся воспитанникам, но и хорошо
получаются. Это не только дает начинающим хористам веру в себя, но и
побуждает стремиться к самосовершенствованию, к развитию, к раскрытию в
себе новых творческих возможностей.