Напоминание

Рабочая программа по географии 5-9 классы


Автор: Татьяна Евгеньевна Козичева
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52" г. Курска
Населённый пункт: Город Курск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по географии 5-9 классы
Раздел: среднее образование





Назад




1. Содержание предмета география

5 класс (первый год обучения)

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (1 час)

География — наука о планете Земля

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как

география изучает объекты, процессы и явления.

Географические методы изучения

объектов и явлений. Древо географических наук.

Организация фенологических наблюдений в природе:

планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.

Развитие географических знаний о Земле (4 часа).

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о

мире.

Выдающиеся

географические

открытия.

Современный

этап

научных

географических исследований.

Контрольная работа № 1 « Развитие географических знаний о Земле».

Планета Земля (5 часов).

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы.

Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное

распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости.

Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Контрольная работа № 2 «Земля – планета Солнечной системы».

План и карта (11 часов).

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений

на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы

изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности.

Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане.

Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана

местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана

местности.

Географическая карта — особый источник информации.

Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и

измерение

расстояний

по

карте.

Чтение

карты,

определение

местоположения

географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные

и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический

метод.

Практическая работа 1

«Ориентирование на местности при помощи компаса.

Определение азимута».

Практическая работа 2 «Определение масштаба карт. Топографический диктант».

Практическая работа 3«Определение относительной высоты точек и форм рельефа на

местности».

Практическая работа 4« Определение географических координат».

Контрольная работа №3 « План и карта».

Человек на Земле (3 часа).

Как люди заселяли Землю. Расы и народы.

Практическая работа 5 «Многообразие стран мира».

Литосфера – твердая оболочка Земли (9 часов).

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его

изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной

коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и

взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия

жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение

безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.

Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил

Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.

Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек

и

литосфера.

Опасные

природные

явления,

их

предупреждение.

Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие

хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные

формы рельефа.

Практическая работа 6

«Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов

размещения землетрясений и вулканов».

Практическая работа 7 «Описание по карте гор и равнин по плану. Описание рельефа

своей местности».

Выполнение проекта и контрольной работы №4 « Скульптурный портрет планеты

Земля».

Резерв – 2 часа.

6 класс (второй год обучения)

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (1 час).

География, как наука. Методы географических исследований.

Гидросфера — водная оболочка Земли (11 ч)

Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы.

Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских

глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для

определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских

течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли.

Минеральные

и

органические

ресурсы

Океана,

их

значение

и

хозяйственное

использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана,

меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и

режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения

географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади

водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для

человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.

Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей

горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные

ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на

хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с

ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и

опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними,

правила обеспечения личной безопасности.

Практическая работа №1

«Установление связи гидросферы с другими оболочками

Земли. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках

(газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников. Работа в

контурных картах».

Практическая работа № 2 «Описание реки и озера по плану. Обозначение на контурной

карте крупнейших рек и озер мира».

Контрольная работа №1. Обобщение по теме «Гидросфера».

Атмосфера - воздушная оболочка Земли (11 часов).

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на

Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле.

Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение

температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их

виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние

атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой.

Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс;

условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические

приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с

помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы

ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение

практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с

высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климати-

ческие пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и

правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.

Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в

экстремальных климатических условиях.

Практическая работа № 3 «Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря

погоды. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний

термометра. Построение и анализ розы ветров».

Практическая работа № 4 «Характеристика климата своей местности; его влияние на

жизнь и хозяйственную деятельность людей. Анализ погоды на ближайшие два-три дня».

Контрольная работа № 2. Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

Биосфера – живая оболочка Земли (4 ч)

Биосфера

Земли.

Разнообразие

растительного

и

животного

мира

Земли.

Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы

биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к

среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и

высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу.

Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и

животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и

неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы

(условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его

повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении

почв.

Контрольная работа № 3. Обобщение по теме « Биосфера – живая оболочка Земли».

Географическая оболочка (6 ч)

Географическая

оболочка

Земли.

Строение,

свойства

и

закономерности

географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные

комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупней-

ший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

Природные

зоны

Земли.

Особенности

взаимодействия

компонентов

природы

и

хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая

оболочка как окружающая человека среда.

Практическая работа № 5 «Подготовка сообщения на тему «Приспособленность

людей

к

жизни

в

различных

природных

зонах».

Моделирование

возможных

преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения

качества жизни населения. Нанесение на контурную карту природных зон мира».

Контрольная работа № 4.

Обобщение по теме « Географическая оболочка».

Резерв – 2 часа.

7 класс (третий год обучения)

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 ч)

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и

океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний.

Многообразие источников географической информации.«Открытие» Земли. Основные

этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем

мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете.

Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об

устройстве

поверхности

Земли.

Современные

географические

исследования:

Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из

космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы,

обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием

карты.

Практическая работа. 1.Обучение простейшим приемам работы с источниками

географической

информации

(картами,

дневниками

путешествий,

справочниками,

словарями и др.

Практическая работа. 2.Определение по картам и глобусу расстояний между точками в

градусах и километрах.

Земля – уникальная планета (10 ч)

Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.

Литосфера и рельеф Земли: Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы.

Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры. Рельеф

земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные

катастрофы, происходящие в литосфере.

Практическая работа.3. Определение по карте направлений передвижения литосферных

плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе

теории тектоники плит).

Атмосфера

и

климаты

Земли:

Гипотезы

происхождения

атмосферы.

Пояса

освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного

давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей

циркуляции атмосферы (А.И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические

пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Гидросфера. Мировой океан: Мировой океан – главная часть гидросферы. Гипотезы

происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные

массы. Система поверхностных течений в океане. Льды. Взаимодействие океана с

атмосферой и сушей. Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники

на Земле, многообразие озер); подземные воды.

Практическая работа. 4.

Выделение на карте побережий и шельфа как особых

территориально - аквальных природных комплексов.

Географическая оболочка: Строение и свойства географической оболочки. Круговорот

веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона.

Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. 5.Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

Земля – планета людей: Численность населения. Размещение населения по материкам,

климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от

океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы.

Основные религии. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их

группировка по различным признакам.

Практическая работа. 6. Обозначение на контурно карте ареалов высокой плотности

населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

Материки и океаны (53 ч)

Океаны:

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение.

Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды

хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Практическая работа. 7.

Изображение на к/к шельфовых зон океанов и видов

хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных,

рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).

Африка : Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря

и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин;

горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов.

Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата

материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их

зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители

растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Практические работы.

8. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с

севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического

положения материка.

9. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных

ископаемых.

10. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе

сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата

этого района, составленным по плану.

11. Определение причин разнообразия природных зон материка.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие

расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с

историей

заселения

и

природными

условиями.

Колониальное

прошлое

Африки.

Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная

Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка

(Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие

черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу

региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в

регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда,

пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных

богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные.

Изменение природы материка под влиянием человека.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран.

Практическая работа. 12. Описание природы, населения и хозяйственной жизни одной

из африканских стран.

Австралия и Океания: Австралия. ГП, размеры, очертания и омывающие континент

моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды,

растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости

от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком и современные

ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

Население

Австралии.

Особенности

духовной

и

материальной

культуры

аборигенов и англоавстралийцев. Австралия – страна, занимающая весь континент. Виды

хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной,

Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практические работы. 13. Сравнение географического положения Австралии и

Африки. 14. Обоснование причин современного распространения коренного населения

Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности

населения крупных регионов материка.

Океания.

ГП. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности

природы в зависимости от происхождения островов и их ГП. Заселение Океании

человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Южная Америка: ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны.

История

открытия

и

исследования

материка.

Особенности

природы:

строение

поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от

строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и

факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной

зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного

мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы

человеком.

Заповедники

Южной

Америки.

Стихийные

природные

явления

на

континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности

населения.

Практические работы. 15. Определение черт сходства и различий в ГП Африки и

Южной Америки. 16. Обозначение на к/карте крупных форм рельефа Южной Америки.

17. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население.

Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента.

Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями.

Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной

Америки на крупные регионы – Восточную часть и Андскую область.

Путешествие

по

крупным

странам

каждого

из

регионов.

Особенности

географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии,

Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной

культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные

растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.

Практическая работа. 18. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и

наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор месс для создания

охраняемых территорий.

Полярные области Земли: Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике

и Антарктике.Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие

природы

ледяного

континента.

Современные

исследования

материка.Северный

Ледовитый океан. ГП. Основные этапы исследования природы океана. Особенности

природы, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны

природы океана.

Практическая работа. 19. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов

практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных

областях человеческой деятельности.

Северная Америка : ГП, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие

и исследование материка. Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его

формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие

факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды;

особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундр,

тайги,

смешанных

и

широколиственных

лесов,

степей.

Уникальные

природные

ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в

результате хозяйственной деятельности.

Практическая

работа.

20.

Сравнение

климата

отдельных

частей

материка,

расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни

и хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение

населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование

политической карты, страны Северной Америки.

Краткая характеристика стан Англосаксонской Америки (Канада и США) и

Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.

Практическая работа. 21. Характеристика стран Северной Америки.

Евразия: ГП, его размеры и очертания. Океаны и моря у бегов континента, их влияние на

природу

величайшего

массива

суши.

Отечественные

имена

на

карте

Евразии.

Особенности

природы:

этапы

формирования

рельефа;

горы,

нагорья,

равнины,

размещения

полезных

ископаемых;

климатообразующие

факторы,

разнообразие

климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по

территории материка в зависимости от рельефа и климата. Проявление на материке

широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение

природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты.

Крупнейшие заповедники.

Практические работы. 22. Сравнение климата Евразии с климатом Северной

Америки;

определение

типов

климата

Евразии

по

климатограммам,

оценивание

климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. 23. Сравнение

природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт

сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. Народы

и страны. Евразия (наряду с Африкой) – родина человека; расселение его по континенту.

Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность

размещения:

исторические

и

природные

причины,

обусловливающие

ее.

Этапы

формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и

природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий

между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная

одежда, пища, традиции, обряды, обычаи). Ценности духовной культуры. Основные виды

хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих

акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и

домашние

животные. Крупные города, их географическое положение. Зарубежная

Европа.

Северная

Европа.

Характеристика

одной

из

стран.

Западная

Европа.

Великобритания, Франция, Германия. Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия,

Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны

Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия. Южная Европа. Италия. Испания. Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия Центральная Азия. Страны региона (Саудовская

Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан. Центральная Азия.

Монголия, Казахстан и др. страны. Восточная Азия. Китай. Япония. Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия

Практические работы. 24. Составление «каталога» стан Европы и Азии, группировка их

по различным признакам. 25. Составление по картам и другим источникам описания

одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

Географическая оболочка – наш дом ( 2ч)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития

географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли.

Почва как особое природное образование. Взаимодействие природы и общества. Значение

природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия

жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах

под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного

сотрудничества в использовании природы и ее охране. Современная география. Роль

географии в рациональном использовании природы.

Резерв - 2 часа.

8 класс (четвертый год обучения)

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1ч).

Что изучает физическая география России?

Пространство России (6 ч)

Географическое положение.

Государственная территория России.

Территориальные воды. Государственная граница России. Морские и сухопутные

границы,

воздушное

пространство,

континентальный

шельф

и

исключительная

экономическая зона Российской Федерации. Географическое положение России. Виды

географического положения. Страны — соседи России. Ближнее и дальнее зарубежье.

Моря, омывающие территорию России.

Время на территории России. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон

России. Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйственной жизни людей.

История формирования и освоения территории России. История освоения и заселения

территории современной России в XI—XVI вв. Расширение территории России в XVI—

XIX вв. Русские первопроходцы. Изменения внешних границ России в ХХ в.

Воссоединение Крыма с Россией.

Административно-территориальное устройство России. Районирование территории .

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и

разнообразие. Основные виды субъектов Российской Федерации. Федеральные округа.

Практические

работы:

1.Характеристика

географического

положения

России.

Сравнение ГП России с другими странами. 2. Определение поясного времени для разных

пунктов России.

Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы (8 ч).

Основные этапы формирования земной коры на территории России.

Основные тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса

горообразования. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа и особенно-

сти их распространения на территории России. Зависимость между тектоническим

строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по

территории страны. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование

рельефа.

Современные

процессы,

формирующие

рельеф.

Области

современного

горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения.

Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России.

Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа.

Особенности рельефа своего края.

Практические работы:3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа

и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных

территорий.

Климат и климатические ресурсы (8 ч).

Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения

на климат России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России

подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы воздушных масс и их циркуляция

на территории России. Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по

территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов

России, их характеристики. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические

циклоны и регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Изменение

климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на

жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения

на территории России и их возможные следствия. Способы адаптации человека к

разнообразным климатическим условиям на территории страны. Агроклиматические

ресурсы.

Опасные и

неблагоприятные

метеорологические

явления.

Наблюдаемые

климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Особенности

климата своего края.

Практические работы:

4. Определение по картам закономерностей распределения

солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения

средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Оценка

основных

климатических

показателей

одного

из

регионов

страны

для

характеристики условий жизни и деятельности населения.

Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч).

Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России.

Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории

России. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озёра, их

происхождение.

Болота.

Подземные

воды.

Ледники.

Многолетняя

мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязне-

ния. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными

ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона

и своей местности.

Практические работы:5. Составление характеристики одной из рек с использованием

тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного

использования. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России,

составление прогноза их использования. Объяснение

закономерностей размещения

разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории

страны.

Почва и почвенные ресурсы (2 ч ).

Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные

типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение

почв различных природных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по

сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их

загрязнением.

Практические работы:6.Выявление условий почвообразования основных типов почв,

оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 ч ).

Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его

определяющие. Особенности растительного и животного мира различных природно-

хозяйственных зон России.

Природные комплексы России (4 ч).

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их

компонентов. Высотная поясность в горах на территории России.

Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические

проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-

хозяйственных зон на территории России. Особо охраняемые природные территории

России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и

животные, занесённые в Красную книгу России.

Практические работы:7. Выявление зависимости между компонентами природы на

примере одной из природных зон. Сравнительная характеристика двух природных зон

России.

Крупные природные районы России(22 ч).

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской

равнины.

Природные

ресурсы

Русской

равнины

и

проблемы

рационального

использования. Кавказ. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие

природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.

Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно - Сибирской равнины и проблемы их

освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь.

Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Пояс гор

Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток: край контрастов.

Природные комплексы Дальнего Востока.

Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока.

Практические работы:8. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов

России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека

(на примере Урала). Сравнительная характеристика регионов Сибири. 9. Составление

карты природных уникумов России.

Человек и природа (6 ч).

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное

воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного

природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего

обитания – задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая

ситуация в России.

Практические работы:10.Характеристика экологического состояния одного из регионов

России.

Повторение и обобщение изученного материала (3 часа).

Резерв (2 часа).

9 класс (пятый год обучения)

(68 часов, 2 час в неделю)

Общий обзор России (4ч)

Что мы будем изучать? Российская Федерация. Государственная территория России.

Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние.

Практическая работа № 1 .

Характеристика географии экономического положения

России.

Население России (5 ч).

Население России.

Численность и воспроизводство населения. Демографическая

ситуация. Национальный и языковой состав населения России. Расселение населения.

Сельское население России. Народы России. Культура, религия и быт. Урбанизация в

России. Города России. Рынок труда и занятость населения.

Практическая работа №2 Изучение анализа статистических и графических материалов,

характеризующих численность, движение населения, тенденции его изменения.

Хозяйство России (2ч)

Хозяйство России. Структура экономики. Цикличность развития

экономики.Особенности развития хозяйства России. Проблемы современного хозяйства

России.Социально-экономические реформы, структурные особенности экономики России.

Практическая работа №3 Описание одной из отраслей по типовому плану. Изучение

местного предприятия.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география ( 24 ч).

Научный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Топливная

промышленность(нефтяная,

газовая).Угольная

промышленность.

Электроэнергетика.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая

промышленность. Лесная промышленность. Машиностроительный комплекс. Значение,

размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения.

География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. АПК. Земледелие и

животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность.

Инфраструктурный комплекс.

Транспорт.

Автомобильный, авиационный, морской,

речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания.

Практическая работа №4 Выделение на картах главных топливных баз, перспективных

районов добычи газа, нефти, угля и определение основных грузопотоков топлива.

Практическая работа №5 Изучение факторов, влияющих на размещение черной и

цветной металлургии.

Практическая работа №6 Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей

химической промышленности (химико-лесного комплекса).

Практическая работа №7. Изучение зональной специализации на основе различных

источников информации.

Практическая работа №8. Характеристика сферы услуг своего микрорайона.

Районы России (29 ч)

Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и

ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение,

природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и

хозяйство

Центрального

района.

Экономика

Центральной

России.

Москва

административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной

России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская

область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера.

Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа.

Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население

Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и

проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний

Восток.

Практическая работа №9б.

Составление типового плана экономико- географической характеристики территории.

Оценка экономико-географического (геополитического) положения Центральной России

или Центрального района.

Практическая работа №10( по выбору учителя).

Оценка экономико-географического (геополитического) положения региона, изменение

его после распада СССР. Выявление и анализ условий для развития рекреационного

хозяйства на Северном Кавказе. Изучение особенностей размещения народов, выделение

национальных автономий, объяснение культурно-этнической мозаики региона.

Практическая работа №11.

Сравнительная характеристика западного и Восточного макрорегионов.

Россия и страны нового зарубежья (2ч)

Страны нового зарубежья СНГ. Белоруссия. Страны Балтии. Европейский Юго-запад.

Закавказье. Азиатский Юго-восток.

Резерв- 2 часа.

2. Планируемые результаты изучения предмета география

Личностные результаты освоения курса основного общего образования отражают:

1)

сформированность

готовности

обучающихся

руководствоваться

системой

позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её

основе

и

в

процессе

реализации

основных

направлений

воспитательной

деятельности.

2) сформированность осознания российской гражданской идентичности в поликультурном

и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,

населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов

России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному

вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и

объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов,

проживающих в родной стране; уважении ек символам России, своего края.

3) сформированность осознания российской гражданской идентичности (патриотизма,

уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,

чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей

гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других

людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного

сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;

представление

о

социальных

нормах

и

правилах

межличностных

отношений

в

поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной

совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к

участию в гуманитарнойдеятельности («экологический патруль», волонтёрство).

4)

сформированность

ориентации на моральные ценности и нормы в ситуациях

нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также

поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом

осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные

проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые

в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для

окружающей среды.

5) сформированность восприимчивости к разным традициям своего и других народов,

понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе

и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и

стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

6)сформированность

ориентации в деятельности на современную систему научных

представлений географических наук об основных закономерностях развития природы

и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение

читательской культурой как средством познания мира для применения различных

источников географической информации при решении познавательных и практико-

ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности

в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление

совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

7) сформированность осознания ценности жизни; ответственное отношение к своему

здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение

гигиенических

правил,

сбалансированный

режим

занятий

и

отдыха,

регулярная

физическая

активность);

соблюдение

правил

безопасности

в

природе;

навыков

безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым

ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том

числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность

навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого

человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила

здорового,

безопасного

и

экологически

целесообразного

образа

жизни; бережно

относиться к природе и окружающей среде.

8) сформированность установки на активное участие в решении практических задач (в

рамках семьи, школы, города края) технологической и социальной направленности,

способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода

деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в

том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на

протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие

необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной

траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов

и потребностей.

9) сформированность ориентации на применение географических знаний для решения

задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных по-

следствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических

проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред

окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях

взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в

практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты освоения курса основного общего образования отражают:

1)

овладение универсальными познавательными действиями:

— умение выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов,

процессов и явлений;

— умение устанавливать существенный признак классификации географических

объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

— умение выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных

наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

—умение выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для

решения поставленной задачи;

—умение выявлять причинно-следственные связи при изучении географических

объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и

индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о

взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

—умение самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи

(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом

самостоятельно выделенных критериев).

— умение использовать географические вопросы как исследовательский инструмент

познания;

— умение формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между

реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать

искомое и данное;

— умение формировать гипотезу об истинности собственных суждений

и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам

различных вопросов и проблем;

—умение проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на

краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических

объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими

объектами, процессами и явлениями;

— умение оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического

исследования;

— умение самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам

проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных

результатов и выводов;

— умение прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов,

процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а

также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей

среды.

2) овладение навыками работы с информацией:

— умение применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

информации или данных из источников географической информации с учётом

предложенной учебной задачи и заданных критериев;

—умение выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию

различных видов и форм представления;

—умение находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту

же идею, в различных источниках географической информации;

— умение самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической

информации;

—умение оценивать надёжность географической информации по критериям,

предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

— умение систематизировать географическую информацию в разных формах.

3)овладение регулятивными действиями:

умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать

алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);

умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-

познавательных задач;

умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности

(степень

освоения

способа

действия)

по

заданным

и/или

самостоятельно

определенным критериям;

умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,

измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной

учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;

овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться,

распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу)

в соответствии с правилами речевого этикета;

умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело,

характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной

работе, самостоятельно разрешать конфликты;

умение

осуществлять

взаимоконтроль

и

коррекцию

процесса

совместной

деятельности;

умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные

непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или

содержания диалога.

4) овладение коммуникативными и универсальными учебными действиями:

владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения

различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и

интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею,

мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную

информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в

тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания

текста;

владение умениями участия в учебном диалоге — следить за соблюдением

процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг

друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;

умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание

коммуникации; учитывать особенности аудитории;

соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации

общения

использовать

средства

речевой

выразительности

для

выделения

смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального

характера;

умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в

форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру

в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по

географии являются:

Первый год обучения:

—приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых

различными ветвями географической науки;

— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

— выбирать источники географической информации (картографические, текстовые,

видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории

географических открытий и важнейших географических исследований современности;

— интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических

исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,

позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие

знаний о Земле;

— определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,

географические координаты по географическим картам;

— использовать условные обозначения планов местности и географических карт для

получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-

ориентированных задач;

— применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,

«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб»,

«условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных

задач;

— различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и

«меридиан»;

— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

— объяснять причины смены дня и ночи и времён года; устанавливать эмпирические

зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности,

между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе

анализа данных наблюдений;

— описывать внутреннее строение Земли;

— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;

— различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;

— различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую

земную кору;

— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные

формы рельефа Земли;

— различать горы и равнины;

— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

— называть причины землетрясений и вулканических извержений;

— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,

«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или)

практико-ориентированных задач;

— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения

познавательных задач;

— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов

рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и

биологического видов выветривания;

— классифицировать острова по происхождению;

— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их

предупреждения;

— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на

примере своей местности, России и мира;

— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых

невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих

литосферу;

— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия

полезных ископаемых в своей местности;

— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в

различной форме (табличной, графической, географического описания).

Второй год обучения:

— Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов,

глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и

(или) практико-ориентированных задач;

— находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о

природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-

ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;

— приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их

предупреждения;

— сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на

разных этапах географического изучения Земли;

— различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;

— применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы»

для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

— классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота,

ледники) по заданным признакам; различать питание и режим рек; сравнивать реки по

заданным признакам; различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские

воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом

на территории речного бассейна;

— приводить примеры районов распространения многолетней

мерзлоты;

— называть причины образования цунами, приливов и отливов;

— описывать состав, строение атмосферы;

— определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных

осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов;

амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных

компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и

практических задач;

— объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов,

муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для

отдельных территорий; различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие

факторы;

— устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения

солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе

данных эмпирических наблюдений;

— сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над

уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при

различных углах падения солнечных лучей;

— различать виды атмосферных осадков;

— различать понятия «бризы» и «муссоны»;

— различать понятия «погода» и «климат»;

— различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои

атмосферы»;

— применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки»,

«воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

— выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических

изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-

ориентированных задач;

— проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и

направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр,

барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и

(или) графической форме;

— называть границы биосферы;

— приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных

природных зонах;

— различать растительный и животный мир разных территорий Земли;

— объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;

— сравнивать особенности растительного и животного мира

в различных природных зонах;

— применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-

территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и

(или) практико-ориентированных задач;

— сравнивать плодородие почв в различных природных зонах; приводить примеры

изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере

территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических

проблем.

Третий год обучения:

—описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных

географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

— называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность)

географической оболочки;

— распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой

отражение таких свойств географической оболочки, как зональность, ритмичность и

целостность;

— определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и

интерпретации информации об особенностях их природы;

— различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;

— приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;

— описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних

вод и органического мира;

— выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пре- делах отдельных

территорий с использованием различных источников географической информации;

— называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с

учётом характера взаимодействия и типа земной коры;

— устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением

литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;

— классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;

— объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных

ветров;

— применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры»,

«климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практико-ориентированных

задач; описывать климат территории по климатограмме;

— объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности

территории;

— формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы

в результате деятельности человека с использованием разных источников географической

информации;

— различать океанические течения;

— сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на разных

широтах с использованием различных источников географической информации;

— объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира

Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных

источников географической информации;

— характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком

на основе анализа различных

источников географической информации для решения учебных и практико-

ориентированных задач;

— различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;

— сравнивать плотность населения различных территорий;

— применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практико-

ориентированных задач;

— различать городские и сельские поселения;

— приводить примеры крупнейших городов мира;

— приводить примеры мировых и национальных религий;

— проводить языковую классификацию народов;

— различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных

территориях;

— определять страны по их существенным признакам;

— сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры,

особенности адаптации человека к разным природным условиям регионов и отдельных

стран;

— объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;

— использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и

практико-ориентированных задач;

— выбирать источники географической информации (картографические, статистические,

текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для

изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий;

— представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического

описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-

ориентированных задач;

— интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения

и его хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в одном

или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-

ориентированных задач;

— приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных

территорий;

— распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая,

энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на локальном и

региональном уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их

преодолению.

Четвёртый год обучения:

— характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории

России;

— находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад

российских учёных и путешественников в освоение страны;

— характеризовать географическое положение России с использованием информации из

различных источников;

— различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы

России;

— приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их

на географической карте;

— оценивать влияние географического положения регионов России на особенности

природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

— использовать знания о государственной территории и исключительной экономической

зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для

решения практико-ориентированных задач;

— оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных

регионов страны;

проводить

классификацию

природных

ресурсов;

распознавать

типы

природопользования;

— находить, извлекать и использовать информацию из различных источников

географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и

фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и

практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных

тектонических структур, слагающих территорию;

— находить, извлекать и использовать информацию из различных источников

географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и

фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и

практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения

гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на

территории страны;

— сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

— объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

— использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных

территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных

территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

— называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы

страны, отдельных регионов и своей местности;

— объяснять распространение по территории страны областей современного

горообразования, землетрясений и вулканизма;

— применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан»,

«дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

— применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха»,

«воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

— различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффииент увлажнения»;

использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

— описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды; использовать

понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей

погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;

— проводить классификацию типов климата и почв России;

— распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;

— показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа,

крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра, границы

климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны;

Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;

— приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае

природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

— приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

— приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края,

животных и растений, занесённых в Красную книгу России;

— выбирать источники географической информации (картографические, статистические,

текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для

изучения особенностей населения России;

— приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на

территории страны;

— сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми

показателями и показателями других стран;

— различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику

численности населения России, её отдельных регионов и своего края;

— проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным

основаниям;

— использовать знания о естественном и механическом движении населения,

половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и

сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-

ориентированных задач в контексте реальной жизни;

— применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения»,

«миграционный прирост населения», «общий прирост населения», «плотность

населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация»,«городская

агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная структура населения»,

«средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы»,

«трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица»,«рынок труда», «качество

населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

— представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание)

географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-

ориентированных задач.

Пятый год обучения:

— Выбирать источники географической информации (картографические, статистические,

текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для

изучения особенностей хозяйства России;

— представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического

описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или)

практико-ориентированных задач;

— находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую,

функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практико-

ориентированных задач;

— выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может

быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной

задачи;

— применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства»,

«отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы

размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор

экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность

производства», «природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс»,

«рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания»,

«агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный

комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или)

практико-ориентированных задач;

— характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического

положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства;

роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития

отраслей хозяйства и регионов России;

— различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и зону Севера

России;

— классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-

экономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из

дополнительных источников;

— находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных

источников географической информации (картографические, статистические, текстовые,

видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных

и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей

хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития

энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);

— различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России

(состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия

размещения производства, современные формы размещения производства);

— различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и

индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и её

регионов;

— различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;

— различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и

пассажирооборот;

— показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей

промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей

сельского хозяйства;

— использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения

различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности

отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения

отдельных предприятий; оценивать условия отдельных территорий для размещения

предприятий и различных производств;

— использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных

территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных

территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни:

оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической

безопасности;

— критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их

природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты,

необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства,

предприятия и национальной экономики;

— оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на

особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

— объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных

регионов страны;

— сравнивать географическое положение, географические особенности природно-

ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России;

— формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на

окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и

структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;

— приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

и описывать их местоположение на географической карте;

— характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.

3. Тематическое планирование

5 класс (35 ч)

№ п/п

Наименование разделов, тем

программы

Количество

часов

Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы

1

Введение

1

Учи.ру

2

Развитие географических знаний о

Земле.

4

Учи.ру

3

Планета Земля.

5

Учи.ру

4

План и карта.

11

Учи.ру

5

Человек на Земле.

3

Учи.ру

6

Литосфера – твердая оболочка Земли.

9

Учи.ру

7

Резерв

2

Итого

35

6 класс (35 ч)

Наименование разделов и тем

программы

Кол-во

часов

Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы

1

Введение.

1

Учи.ру

2

Гидросфера — водная оболочка

Земли.

11

Учи.ру

3

Атмосфера - воздушная оболочка

Земли.

11

Учи.ру

4

Биосфера – живая оболочка Земли.

4

Учи.ру

6

Географическая оболочка.

6

Учи.ру

7

Резерв

2

Итого:

35

7 класс (70 ч)

Наименование разделов и тем

программы

Кол-во

часов

Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы

1

Введение.

3

Учи.ру

2

Земля – уникальная планета.

10

Учи.ру

3

Океаны и материки.

53

Учи.ру

4

Географическая оболочка – наш дом.

2

Учи.ру

5

Резерв

2

Итого

70

8 класс (70 ч)

Наименование разделов и тем

программы

Кол-во

часов

Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы

1

Введение

1

Инфоурок, РЭШ

2

Пространство России

6

Инфоурок, РЭШ

3

Геологическое строение, рельеф и

минеральные ресурсы.

8

Инфоурок, РЭШ

4

Климат и климатические ресурсы.

8

Инфоурок, РЭШ

5

Внутренние воды и водные ресурсы.

6

Инфоурок, РЭШ

6

Почва и почвенные ресурсы.

2

Инфоурок, РЭШ

7

Растительный и животный мир России

2

Инфоурок, РЭШ

8

Природные комплексы России

4

Инфоурок, РЭШ

9

Крупные природные районы России.

22

Инфоурок, РЭШ

10

Человек и природа.

6

Инфоурок, РЭШ

11

Повторение и обобщение изученного

материала

3

12

Резерв

2

Итого:

70

9 класс (68 ч)

Наименование разделов и тем

программы

Кол-во

часов

Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы

1

Общий обзор России

4

Инфоурок, РЭШ

2

Население Российской Федерации.

5

Инфоурок, РЭШ

3

Хозяйство России

2

Инфоурок, РЭШ

4

Важнейшие межотраслевые комплексы

России и их география

24

Инфоурок, РЭШ

5

Районы России

29

Инфоурок, РЭШ

6

Россия и страны нового зарубежья

2

Инфоурок, РЭШ

7

Резерв

2

Итого:

68



В раздел образования