Автор: Мещерякова Елена Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия "127"
Населённый пункт: город Снежинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Метод математической оценки
Раздел: полное образование
МЕТОД МАЖОРАНТ (метод математической оценки)
Успешное
изучение
математики
невозможно
без
умения
решать
разнообразные уравнения и неравенства. А если учесть, что на экзамене в
одиннадцатом классе они занимают одно из важных мест, то очень важно
научить
учащихся
решать нестандартные задачи и задачи повышенной
сложности.
Способов решения довольно много: один из них – это метод мажорант,
суть которого в комплексном применении знаний и умений по теме «Решение
рациональных, иррациональных, тригонометрических и логарифмических
уравнений и неравенств». Например, этим методом можно решать уравнения и
неравенства, в левой и правой части которого находятся разнородные функции;
уравнения или системы уравнений, в которых количество переменных
превышает количество уравнений; задачи с параметрами. Этот метод можно
встретить под другими названиями, такими, как: «метод математической
оценки», «свойство ограниченности функции», «метод mini-max», задачи
«встреча на краю», «функционально-графический метод», «метод сравнения
множеств значений».
Метод
мажорант
–
метод
выявления
ограниченности
функции.
Мажорирование – нахождение точек ограничения функции.
В словаре дано, что «Мажоранта и миноранта (франц. majorante и
minorante, от majorer — объявлять большим и minorer — объявлять меньшим)
(матем.), две функции, значения первой из которых не меньше, а второй не
больше
соответствующих
значений
данной
функции
(для
всех
рассматриваемых значений независимого переменного).
Суть метода мажорант, заключается в том, что одна часть уравнения (или
неравенства) ограничена сверху неким числом М, а другая часть уравнения
(или неравенства) ограничена снизу этим же числом М. Число М называется
мажорантой.
Существует несколько способов определения мажоранты.
I способ: связан с нахождением области значений заданных функций.
Рассмотрим мажоранты для известных элементарных функций:
1. f(x)= sin x, E(f)=[-1; 1], М = –1, М.= 1
2. f(x)= cos x , E(f)=[-1; 1], М = –1, М.= 1
3. f(x)= ах
2
+ bx + с, E(f)=[ув ;
) , при а≥0 или E(f)= (-
;ув], при а≤0
М = ув, М = (4ас–
b
2
)
.
4а
4. f(x)= |x| , E(f)=[0;
), М=0
5. f(x)=
, E(f)=[0;
), М=0
6. f(x)=х
, E(f)=[0;
), М=0
II способ: связан с применением опорных базовых неравенств.
1) Неравенство для среднего арифметического и среднего геометрического
, при а≥0, b≥0 равенство достигается при a=b .
2) Оценка однородного тригонометрического многочлена
3) Оценка двух взаимообратных чисел:
а)
, а> 0 равенство достигается при а = 1
б)
, а< 0 равенство достигается при а = ─1
III
способ:
нахождения
мажоранты
связан
с
нахождением
производной.
Пример. Найдем мажоранту функции
Ее областью
определения является промежуток [2; 4]. С помощью производной нетрудно
найти максимум функции, которая
дифференцируема для любого x из
интервала (2; 4).
g(3) = 2. Имеем
Таким образом, для того, чтобы найти мажоранту нужно выполнить одно
или несколько действий:
а) найти D(f) функции;
б) найти E(f) функции;
в) исследовать функцию на экстремум;
г) если функция определена на отрезке, найти наибольшее и
наименьшее значения;
д) применить известные опорные неравенства.
Как начинать решать такие задачи?
1.
Привести уравнение или неравенство к виду
2.
Сделать оценку обеих частей.
3.
Пусть существует такое число М, из области определения такое
что
4.
Решить систему уравнений
(
)
.
(
)
,
g x
М
f
x
М
Умение оценивать левую и правую части, входящих в уравнения и
неравенства, которое позволяет успешно решать нестандартные задачи и задачи
повышенной сложности, необходимо развивать постепенно.
Например:
В 5 классе.
При решении задач, примеров (где это возможно) можно
ориентировать детей на оценку результата: «Сколько примерно
получится?» или «Оцените результат». То есть нужно учить
«прикидывать» результат и приучать к слову «оцените».
В 6 классе.
При изучении темы «Модуль числа» важно, чтобы ученики
знали и понимали, что модуль – это расстояние (ключевое слово в
определении), поэтому 0 ≤ │x│ < +∞. Для осознания этого можно
предлагать, например, такие задания.
1.
Сравните с нулем 2. При каком a верно
а) │x│ а) −│ a│≤ 0
б) │x│+│y│ б) │a│≥ 1
в) − │y│ в) │ a│+2 < 0
г) │y│× │x│ и т.д. г) │−a│> 0 и т.д.
(
)
(
)
f
x
g x
(
)
(
)
и
g x
М
f
x
М
В 7 классе.
1.При изучении темы «Формулы сокращенного умножения»
особое внимание надо обратить на формулы квадрата суммы и
квадрата разности выражений. Ученики должны уметь их
“собирать”.
2. В темах «Линейная функция» и «Квадратичная функция»
важны такие задания как, например, « Какие значения принимает
переменная y(x), если переменная x(y) принимает значения от 3 до
7?».
Первоначально задания такого типа учим решать с помощью
графиков, но постепенно подводим их к аналитическому решению
через понятие возрастающей, убывающей функций.
В 8 классе.
Выделение полного квадрата, свойства неравенств.
В 9-11 классах.
Область значения, определения, возрастание, убывание
изучаемых функций.
Т.о., вырабатывая полезную привычку оценки, прикидки результата, к 11
классу
учащиеся
и
при
решении
сложных
задач
становятся
более
внимательными к условию задачи, критически относятся к конечному
результату, что безусловно влияет на конечный результат.