Автор: Ямбушева Валентина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад №14"
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Проект
Тема: "Русская березка"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Русская березка»
Выполнила воспитатель: Ямбушева В.Е.
ВИД ПРОЕКТА:Познавательно – исследовательский.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: Краткосрочный 06.06.22г – 17.06.22г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:Дети средней, педагог группы, родители, муз.руководитель
ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ:Повысить у детей знания о березе, усвоить нормы правильного
обращения с ней, узнать о пользе дерева для здоровья и использования древесины в
промышленных целях.Привлечь родителей к участию проекта.
Береза белая, ветвистая,
Всегда веселая, всегда лучистая,
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Актуальность:
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из
наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это
«счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи.
В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе –
крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского
человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и
отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре,
литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Поэтому в наше
время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше
занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень
важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее,
уважать, вызвать желание общаться с ней. Учитывая интерес детей и то, что береза
распространена в нашем крае, я решила выбрать проект о березе, с целью углубления
естественнонаучных знаний детей о березе
Проблема:
Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее
оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Воспитание бережного отношения к природе, способность чувствовать ее красоту.
Воспитание любви к родному краю, Родине.
Использование исследовательских методов.
Познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с березой.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Сформировать представления у детей о березе, как живом растении, и символе страны.
Расширить знания детей о берёзе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в
быту
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать
новые знания.
Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к березе.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Использовать в жизни полученные знания о березе.
Развитие патриотических чувств у детей.
Умение организовывать творческие, народные игры.
Чтение наизусть отрывки из стихотворений русских писателей: А. Прокофьева, С.
Есенина, В. Степанова.
Выставка детских работ: «Белая береза под моим окном…»
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ:
Наблюдения.
Беседы.
Занятие.
Чтение художественной литературы.
Разучивание песни, стихотворений, пословиц, поговорок.
Просмотр видеоинформации.
Прослушивание аудиозаписей.
Дидактические, подвижные игры.
Практическая деятельность детей, детей – родителей, детей – воспитателей.
Механизм отслеживания результатов:
Анализ детской деятельности (рассказы, рисунки)
Наблюдение за деятельностью детей.
Беседы с родителями.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
· сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или
нет?», «Какие деревья растут на территории детского сада?».
· разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни
человека?»
· подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые
игры, потешки, подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекс
пальчиковой гимнастики «Берёзка».
Основной этап:
Вид детской деятельности
Познавательно-исследовательская
· дидактические игры: «С какой ветки детка», «Что лишнее?», «Когда это бывает?»
«Что с начала, что потом?»
· чтение художественной литературы - пересказ сказки «Как коза избушку
построила»;
· заучивание стихотворений А. Прокофьева «Люблю березу русскую», С Есенина
«Береза белая»;
· загадывание загадок.
Коммуникативная - рассматривание репродукций картин:
· рассматривание иллюстраций «Береза в разные времена года»
· беседа «С кем ты дружишь, березка?»
Музыкально-художественная
· пение русских народных песен «Во поле береза стояла», «Ой да у дороженьки»;
· народные хороводы «Хоровод на лугу», «Береза белоствольная».
Продуктивная
· рисование: «Русская береза»;
· аппликация «Красавица –береза»
· аппликация «Русский лес»
Двигательная подвижные игры:
· «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков?»
Заключительный этап:
• Обработка результатов по реализации проекта;
• Развлечение «Праздник русской березки»
Используемые технологии, методы:
Игровые, проблемного обучения, метод проектов.
Заключение:
Реализация данного проекта способствовала приобретению нового опыта поисково-
исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники
рассматривали березу за окном, узнали о её роли, как лекарственного сырья; изучали
лечебное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к
выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому
что она красива и целебна.
Список литературы:
1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» - сфера 2006
2.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников
дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения,
сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод.
Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. -
2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
5.Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол,
декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
6.Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб: «Паритет»
2007г.
7.Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских
народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.
8. CD – диск «Виртуозы мировой классической музыки» Часть 1. Изготовитель ООО
«Stereo life» Россия, г. Москва.
9. CD – диск «77 лучших песен для детей». Детское музыкальное издательство «ТВИК»
(оформление) 2007 г.