Автор: Федотова Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ООШ с. Плеханы Саратовской области Балаковского района
Населённый пункт: Балаково село Плеханы Саратовская область
Наименование материала: Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром
Тема: "Свойства воздуха"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Плеханы»
Балаковского района Саратовской области
Открытое занятие по ознакомлению с
окружающим миром в старшей группе
«Свойства воздуха»
Воспитатель: Федотова О.В
Май 2022год
2
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим
миром в старшей группе на тему: «Свойства воздуха»
Воспитатель: Федотова О.В.
Тема: «Свойства воздуха»
Цель: знакомство детей посредством экспериментальной деятельности со
свойствами воздуха
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности,
внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению
аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять
её самостоятельно.
Оборудование: пластмассовые стаканчики, трубочки, вода, бумага, апельсин,
воздушные шары.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого
поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг
другу улыбнись».
Воспитатель: Ребята, сейчас я хочу проверить вашу внимательность. Скажите
мне, пожалуйста, что находится вокруг нас?
Дети: Вокруг нас находится стол, игрушки, книги и т.д.
Воспитатель: А что лежит перед вами?
Дети: Бумага.
Воспитатель: Сейчас возьмем лист бумаги и помашем перед собой. Что вы
почувствовали?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: А как у нас получился ветерок?
Дети: Это двигается воздух.
Воспитатель: А где находится воздух?
Дети: Вокруг нас.
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы видите воздух вокруг нас?
3
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети
проходят к столу 1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас
ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький,
давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы
закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё
место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет
тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это
сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет.
Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет
цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный,
бесцветный.
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? А давайте проверим?!
Проведем небольшой опыт: закройте глаза и принюхайтесь (перед детьми проносят
тарелку с разрезанным апельсином). А теперь откройте глаза. Дети открывают
глаза.
Воспитатель: Ребята, что сейчас вы почувствовали?
Дети: запах апельсина
Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсин дает такой аромат.
Дети: Это запах от апельсина.
Воспитатель: А как вы поняли, что пахнет апельсином?
Дети: Запах дошел до нас.
Воспитатель: Значит запах передается по воздуху. Пока в группе не было
апельсина, у воздуха был запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит запах передается по воздуху и мы их чувствуем.
4
Физкультминутка «Ветерок»
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы
Выше веселей вот так
Переходим все на шаг
Вот и кончилась игра
Заниматься нам пора.
Воспитатель: Мы узнали , что воздух не имеет цвета и запаха. А как вы думаете,
есть ли воздух внутри нас? Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта.
Опыт 2: Перед вами стоят стаканчики с водой, возьмите трубочки и подуйте через
нее в воду. Что же происходит?
Дети: В стакане появились пузырьки.
Воспитатель: А откуда берутся пузырьки? Мы выдыхаем воздух в трубочку и он
выходит пузырьками. Значит внутри нас есть воздух. А как вы думаете, человек
может жить без воздуха?
Дети: Нет.
Воспитатель: Человеку нужно дышать. А давайте попробуем, наберите побольше
воздуха и не дышите. Что вы почувствовали? Что человеку необходим воздух и не
только человеку, но и животным, растениям, птицы рыбы. Они не могут прожить
без воздуха.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый сюрприз я обнаружила в нашей группе
сегодня утром. Что это?
Дети: Воздушный шар.
Воспитатель: А что у него внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А давайте проверим, воздух легкий или тяжелый? Для этого давайте
надуем шарик, т.е. заполним шарик воздухом, который у нас внутри.
Завяжем, и что с шариком случится, он летает. Это означает, что воздух легкий.
Заключительная часть: Сегодня вы много интересного узнали о воздухе.
В результате наших опытов и экспериментов мы обнаружили:- что воздух
прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.
Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы:
воздух необходим всему живому)