Автор: Шипунова Римма Раисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №20 "Золушка"
Населённый пункт: город Нефтеюганск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Зрительно-моторная координация дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»
Тема:
Проект «Зрительно-моторная координация – важный компонент
готовности к школе».
Разработала:
Учитель-логопед Шипунова Р.Р
город Нефтеюганск
2021г.
Тип проекта: практико-ориентированный, информационный, открытый
По срокам реализации: долгосрочный
По целевой установке: коррекционно-развивающий, формирующий
Участники проекта:
Учитель-логопед
Воспитанники – логопаты
Педагоги групп
Родители (законные представители) воспитанников
Основные направления работы:
Консультативно-диагностическая деятельность
Коррекционно-развивающая деятельность
Профилактическая деятельность
Сроки реализации: сентябрь 2021г. - май 2023 г.
Концепция проекта:
Аналитическое обоснование
Важной задачей любого образовательного учреждения является
разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная
адаптация в обществе. В настоящее время особую актуальность приобрела
проблема готовности к школе. Одним из важных компонентов готовности к
школе является развитие зрительно-моторной координации (Л.А.Ясюкова,
М.Н.Ильина,
И.Е.Светлова).
Недостатки
развития
зрительно-моторной
координации могут привести к проблемам обучения в школе. Зрительно-
моторная координация – согласованность работы зрительного анализатора и
мелкой
моторики
руки
(умение
воспроизвести
рисунок-образец).
Воспроизведение образца требует оперативной координации зрительного
анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоятельном
рисовании.
Особые затруднения испытывают дети – логопаты, у которых
согласованная работа анализаторов зрительного и мышечно-двигательного
зачастую
не
сформирована.
Слабая зрительно-моторная координация бывает причиной нелепых
ошибок, которые ребенок допускает при списывании с доски, из учебника
или из прописей.
Актуальность проекта:
Не так много внимания уделяется в дошкольных учреждениях развитию
зрительно-моторной координации детей, поэтому важно систематизировать
эту деятельность и тогда станет возможным качественное улучшение
зрительно-моторной
координации.
Успешное
выполнение
работ
по
визуальным
образцам
возможно
только
при
наличии
координации
зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей
руки. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с
рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих
видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребенку приходится
выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем
зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее
двигательно-графический
аналог.
Если ребенок много и с удовольствием строит и конструирует по
чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с
образцами, срисовывает изображение различных предметов или целые
картины,
то
у
него
постепенно
совершенствуется
зрительно-моторная
координация,
формируется
умение
точно
воспроизводить
графические
образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится
двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между
затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами
коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют,
но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и
руки
может
быть
очень
слабой.
Ребёнок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать
много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать
иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно
никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может
выясниться, что ребёнок при всём старании оказывается не в состоянии
воспроизвести буквы, изображённые в прописях. При списывании или
срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень
далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не
замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как
можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое… Такие дети
допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу.
Для них характерны такие ошибки, как пропуск, перестановка, замена,
написание лишних букв, слогов, цифр, знаков, перескакивание со строчки на
строчку, «зеркальное» письмо… Ребёнок, к сожалению, пишет неграмотно, и
именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в
дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно.
Развитие навыков зрительно-моторной координации важно еще и потому, что
вся
дальнейшая
жизнь
ребенка
потребует
использования
точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не
только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество
разнообразных как бытовых, так и учебных действий.
Цель проекта: создание условий для успешного развития зрительно-
моторной координации детей.
Целевая группа: дети - логопаты старшей и подготовительной группы.
Задачи проекта:
1.Разработать этапы работы над проектом.
2. Изучить проблему развития зрительно-моторной координации у детей
дошкольного возраста, исследовать взаимосвязь между уровнем развития
зрительно-моторных функций и готовностью к обучению в школе.
3. Создать и апробировать систему коррекционно-развивающей работы по
развитию зрительно-моторной координации в старшей и подготовительной
группе детского сада.
4. Определить результативность совместной работы воспитателей, родителей
и учителя-логопеда, направленной на развитие зрительно-моторной
координации.
5. Транслировать полученный опыт.
Апробация проекта: гипотезой исследования является предположение
о том, что системная работа с детьми – логопатами позволит улучшить и
совершенствовать показатели зрительно-моторной координации, если:
– использовать комплекс разносторонних приёмов и методов развития
зрительно-моторной координации;
– сделать работу по совершенствованию зрительно-моторной координации
регулярной, включив её в коррекционно-развивающий процесс.
Проблема проекта: у 85% детей- логопатов старшей группы слабо
развита зрительно-моторная координация.
Ожидаемый результат:
Компоненты психологической готовности у детей подготовительной группы
развиты:
- Дети умеют выполнять рисунки почти идентично образцу или абсолютно
идентично образцу;
- Дети умеют правильно держать ручку.
- Информационно-познавательное просвещение родителей и педагогов дает
большой плюс в подготовке детей к школе.
Программа проекта:
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Деятельность по созданию проекта, разработка этапов проектирования,
подготовка необходимой документации, анализ литературы, постановка цели
и задач, определение направлений, объектов и методов исследования,
предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор
материалов.
2 этап. Внедренческий
Диагностическое обследование детей.
Проведение игр упражнений с детьми во время режимных моментов, во время
развивающих занятий, 1 раз в неделю.
Рекомендации родителям, по организации и проведению игр и упражнений с
детьми в домашних условиях.
Проведение индивидуальных, групповых консультаций для педагогов по
развитию зрительно-моторной координации детей в группе детского сада.
3 этап. Результативный
Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания,
подведение итогов;
Распространение на ППО педагогам.
План действий по реализации проекта
сроки
Целевая
аудитория
Содержание
Методический
продукт
Сентябрь
2021г.-
май
2022г.
Воспитанники
Логопаты
(старшая группа)
Оценка уровня развития
зрительно-моторной
координации
Использование заданий
в тетрадях.
Использование
глазодвигательной
гимнастики
во
время
коррекционно
-
развивающих занятий
Анализ
результатов
тестирования
Альбомы
с
заданиями
«Дорисуй вторую
половинку»,
«Нарисуй
по
образцу»,
Карточки
«Продолжи
узор
по клеточкам» и
др.
Картотека
глазодвигательной
гимнастики.
Октябрь
2021г.-
Май
2022г.
Родители
воспитанников-
логопатов
Оформление наглядной
информации
«Зрительно-моторная
координация,
что
это
такое?»,
«Подготовка
руки к письму»
-Практикум
«Играем
дома
–
развиваем
зрительно-моторную
координацию».
Индивидуальные
консультации
с
родителями
по
Наглядная
информация
Конспект
практикума
вопросам
развития
зрительно-моторной
координации.
Ноябрь
2022г.
Педагоги старших
и
подготовительных
групп
Тематический
практикум «Различные
способы
развития
зрительно-моторной
координации».
Индивидуальные
консультации
(проведение игр в ходе
режимных
моментов,
во время НОД)
Конспект
практикума
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы
в старшей группе
Цель работы:
1.Развивать зрительно-моторную координацию, тактильную
чувствительность и мелкую моторику.
2.Развивать зрительно-двигательную функцию глаз.
3.Чувство локализации в пространстве.
4.Стереоскопическое зрение, различительно-цветовую функцию глаз.
Октябрь
I.Индивидуальная работа с детьми
1.Д/и «Обведи бабочек»
2.Д/и «Составь узор из мозаики»
3.Игровое упражнение «Удочка»
4.Игровое упражнение «Плетение ковриков»
III.Работа в тетрадях
1.Обведение рисунка через кальку
2.Работа с трафаретами
Ноябрь
I.Индивидуальная работа
1. «Собери радугу»
2. «Сундучок с камнями»
3. «Составь узор из мозаики»
4. «Собери мячи»
II.Работа в тетрадях
1.Обведение рисунка через кальку
2.Работа с трафаретами
Декабрь
I.Индивидуальная работа с детьми
1.Д/и с мозаикой
2.Игровое упражнение «Наматывание клубочков»
3.Д/игра «Собери только круглые предметы»
4.Д/игра «Составь целое»
5.Дидактическая подушка
II.Работа в тетрадях
1.Рисование по клеткам
2.Работа с трафаретами
Январь
.Индивидуальная работа с детьми
1.Игровое упражнение «Плетение ковриков»
2.Игры с мозаикой
3.Лепка из пластилина
4.Д/игра «Проведи кораблик»
5.Д/игра «Лабиринт»
II.Работа в тетрадях
1.Обведение предметов через кальку
Февраль
I.Индивидуальная работа
Д/игры «Кто, где живёт»
Д/игра «Колобок»
Д/игра «Укрась бабочку»
Коррекционное упражнение «Плетение ковриков»
III.Работа в тетрадях
Обведение через кальку мелких предметов.
Март
I.Индивидуальная работа
1.Работа с крупными деталями из конструктора
2.Лепка фигур крупных животных
3.Плетение ковриков из полос цветной бумаги (ширина 0,5см)
4.Д/игра «Укрась жучка, матрёшку»
II.Работа в тетрадях
1.С помощью трафарета нарисуй часы, шар, чайник и др.
2.Обведение текста через кальку
Апрель
I.Индивидуальная работа с детьми
1.Д/игра «Укрась варежку», «Укрась коврик»
2.Д/игра «Геометрическое лото»
3.Д/игра «Сундучок с камнями»
4.Д/игра «Петушок с радугой»
5.Д/игра «Угостим петушка горошком»
III.Работа в тетрадях
1.Обведение текстов через кальку
2.Мелких и крупных предметов
Май
I.Индивидуальная работа с детьми
1.«Назови цвет бабочек»
2. «Цветные палочки»
3. «Укрась чайник»
4. «Девочка с шарами»
5. «Погаси иллюминаторы на корабле»
III. Работа в тетрадях
1.Обведения клеток, составление узора по клеткам
Перспективное планирование коррекционно-развивающей деятельности
в подготовительной группе
Цель коррекционной работы:
1. Развивать зрительно-моторную координацию, тактильную
чувствительность и мелкую моторику.
2.Способствовать предметно-практических действий.
3.Развивать зрительно-двигательную функцию глаз, чувство локализации в
пространстве.
4.Стереоскопическое зрение, различительно-цветовую функцию глаз.
Октябрь
I.Использование дидактических и коррекционных игр на
занятиях
II.Индивидуальная работа с детьми
1.Д/и «Подбери пару»
2.Д/и «Наложи одно изображение на другое»
3.Д/и «Соедини два изображения в одно»
4.Игры с пирамидками: «Собери башенку», «Собери
пирамидку».
III.Работа на прогулке
1.Посмотреть на дальнее дерево, затем перевести взгляд на
ближнее.
2. «Составь узор из жёлтых листьев»
3.Посмотри туда, откуда доносится звон колокольчика»
IV. Работа в тетрадях
Использовать трафарет. Обводить и закрашивать простые и
крупные предметы в одном направлении (овощи и фрукты).
Ноябрь
I.Индивидуальная работа с детьми
1.Игровое упражнение «Нанизывание бус»
2.Выкладывание из мозаики узора
3.Рассматривание иллюстраций, предметных картинок.
4.Дидактическая игра «Найди такой же предмет» (по форме,
цвету, размеру)
5.Дидактическая игра «Найди различия в предметах»
II.Работа на прогулке
1.Игровое упражнение «Попади в кольцо»
2.Игровое упражнение «Сколько раз я подкинула мяч»
3.Игры с игрушками-вкладышами «Собери корзинку»
III.Работа в тетрадях
Использовать трафарет. Обводить и закрашивать простые
крупные предметы (листья деревьев, грибы) в одном
направлении.
Декабрь
I.Индивидуальная работа с детьми
1.Д/игра «Найди различия в рисунках
2.Д/игра «Найди одинаковые предметы» (по цвету, размеру)
3.Игровое упражнение «Составь из частей целое»
4.Игры с матрёшками
5.Название шаров по цвету, размеру
II.Работа на прогулке
1.Игровое упражнение «Что от тебя ближе, что дальше»
2.Игровое упражнение «Проследи взглядом за вертушкой,
за мячом»
3.Прослеживание взглядом по деревьям, домам от самого
низкого до самого высокого.
III.Работа в тетрадях
Использовать трафарет. Обводить и закрашивать простые,
крупные предметы в одном направлении (домашние
животные, дикие животные)
Январь
I.Индивидуальная работа с детьми
1.Игровое упражнение «Наряди куклу в бусы»
2.Игровое упражнение «Шнуровка на ботинках, сапожках
кукол»
3.Дидактическая игра «Разрезное лото»
4.Собери пирамидку по цвету, размеру
5.Игровое упражнение «Где зажегся фонарик»
II.Работа на прогулке
1.Найди высокий, низкий предмет; широкий, узкий
2. «Прокати снежок в ворота»
III.Работа в тетрадях
Использовать трафарет. Обводить и закрашивать простые
крупные предметы в одном направлении (насекомые,
игрушки).
Февраль
I.Использование дидактических коррекционных игр и
упражнений на всех видах занятий.
II.Индивидуальная работа с детьми
1.Д/игра «Попади шариком в ворота»
2.Д/игра «Каждую игрушку в свою коробку»
3.Игровое упражнение «Цветные флажки»
4.Игровое упражнение «Чашки с блюдцами»
5.Игровое упражнение «Укрась бабочку (матрёшку, жучка)»
6.Игровое упражнение «Цветные палочки»
III.Работа на прогулке
1.Игровое упражнение «Проследи движениями флажка,
султанчика, ленты»
2.Игровое упражнение «Составь узор из цветных льдинок»
3.Игровое упражнение «Попади в кольцо»
IV.Работа в тетрадях
Использовать трафарет. Обводить и закрашивать простые
крупные предметы в одном направлении (геометрические
фигуры, транспорт)
Март
I.Индивидуальная работа с детьми
1.Игровое упражнение «Выложи такую же картинку»
2.Игровое упражнение «Нанизывание на каждый шнурок
шарик соответствующего цвета»
3.Д/игра «Подбери пару»
4.Д/игра «Красивая клумба»
5.Игровое упражнение «Раскрась изображение»
6.Игра с мозаикой (ромбовидная, круглая, квадратная,
треугольная)
7.Игра «Волчки»
II.Работа на прогулке
1.Игровое упражнение «Проследи по следу»
2.Игровое упражнение «Проследи за летящим снежком»
3.Игровое упражнение «Где звенит колокольчик»
III.Работа в тетрадях
С помощью трафарета обводить предмет цветным
карандашом. Простым карандашом ставить точки по углам
клеток.
Апрель
I.Индивидуальная работа с детьми
1.Д/игра «Лото»
2.Игровое упражнение «Набрось кольцо»
3.Д/игра «Укрась чайник»
4.Д/игра «Найди и покажи названную полоску»
5.Д/игра «Помоги Оле»
6.Игровое упражнение «Плетение ковриков из полос
цветной бумаги»
7.Игровое упражнение «Что перепутал художник»
II.Работа на прогулке
1.Игровое упражнение «Набрось кольцо»
2.Переводить взгляд с дальнего предмета на ближний
3.Находить глазами предметы круглой, квадратной формы
III.Работа в тетрадях
С помощью трафарета обводить предмет цветным
карандашом. Простым карандашом ставить точки по углам
клеток.
Май
I.Индивидуальная работа с детьми
1.Игровое упражнение «Зоркий глаз»
2.Д/игра «Кто назовёт животных»
3.Д/игра «Составь целое (матрёшка, котик, петушок)»
4.Д/игра «Клоуны и зонтик»
5.Игровое упражнение «Найди два одинаковых предмета»
6.Д/игра «Разложи цветные косточки в коробочки»
II.Работа на прогулке
1.Игровое упражнение «Проследи за самолётиком»
2.Посмотри вдали, вблизи на предмет
3.Что ты видишь зелёного, красного цвета
III.Работа в тетрадях
С помощью трафарета обводить предмет цветным
карандашом. Простым карандашом ставить точки по углам
клеток.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики для использования
в повседневной или индивидуальной работе с детьми.
• Упражнения на развитие статической координации движений.
«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим,
большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.
«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик»
(поворот ключа) разъединить.
• Упражнения на развитие динамической координации движений.
«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики
пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.
«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем
левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).
«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их
(сначала на правой руке, затем на левой).
• Упражнения на ритмическую организацию движений,
переключаемость.
«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой
рукой, затем обеими руками вместе.
«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение
движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но
разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по
столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
• Упражнения на развитие координированных графических движений.
«Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на
другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо
проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не
простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки,
карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится,
ему можно предложить и более сложные варианты дорог.
• Упражнения с предметами:
составление контуров предметов из палочек сначала более крупных
размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного
цвета с соблюдением очередности цветов;
вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку
с иголкой — мелких бусин, бисера;
сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено,
гречка…)
застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;
стирание ластиком нарисованных предметов;
кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
надевание и снимание колечка (массаж пальца);
втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу
и обратно;
нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном
горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;
сжимание и разжимание эспандера;
катание мячей-ежиков (с шипами).
Шнуровка-флексика «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание
материалов различными видами швов.
Игры и упражнения для развития зрительно – моторной координации
для использования в повседневной или индивидуальной работе с
детьми.
-Игра «Бусы». Здесь требуется нанизать бусы на тонкую нитку. Работа
очень кропотливая, но хорошо развивающая. Не стоит выбирать мелкие
бусины, ведь это приведет к ухудшению зрения у ребенка.
-Игра «Сортировка семян». В огромную чашу высыпите зерна разных
растений и с ребенком вместе рассортируйте зерна с помощью пинцета.
Ребенок будет познавать растения, а вы будете ему в этом помогать. Работа с
пинцетом приведет к развитию моторики рук.
-Игрушки «Конструкторы». Эти игрушки лучше всех развивают фантазию
ребенка. Построив дворец, ребенок будет чувствовать себя архитектором.
Такие игрушки очень полезны в возрасте от трех до пяти лет. Развитие
фантазии поспособствуют конструкторы из дерева, пластмассы или железа.
Есть специальные конструкторы, из которых можно создать машины,
вертолеты или что-то тому подобное.
-Игра «Наматывание ниток». Прежде, чем начать играть в эту игру,
следует рассказать чуду, кто такой паук, и как он ловит букашек в свою
паутину. Для игры следует подготовить моток ниток и маленькие мягкие
игрушки. Задача ребенка заключается в наматывании ниток на мягкие
игрушки. Затем он должен размотать их и замотать нитки в моток снова. Так,
как нитки будут похожи на паутину, рассказать о пауке ребенку следует
заранее.
-Игра «Мозаика». Родители заранее готовят тоненькие полоски
разноцветной бумаги. Ребенку нужно разорвать бумагу руками и начать
склеивать их клеем в разные фигуры. Это хорошо сработает на фантазии
ребенка.
-Игра «Болты и гайки». Для игры потребуются болты и гайки разных
размеров крупной величины. Задача ребенка состоит в прикручивании
болтов к гайкам одинаковых размеров.
-Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный
квадрат», «Вьетнамская игра» и т. п.
-Развивающие игры: «Сложи узор».
Список использованной литературы:
1. Меттус Е. В. Система работы по проблемам будущих первоклассников. –
Волгоград., 2007.
2. Бахурина Е. С. Комплексная методика развития детей 6-7 лет.
3. Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф, Базарного в
образовательных учреждениях. Выпуск 1. // Сборник – Барнаул: «Лес плюс»,
2009. – 108с.
Приложение к проекту