Автор: Нерсесян Ася Левановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 20
Населённый пункт: город Сочи
Наименование материала: статья
Тема: Анализ проблем изучения русского языка, возникающих при переходе в 5 класс учащихся начальной школы.
Раздел: среднее образование
Анализ проблем изучения русского языка,
возникающих при переходе в 5 класс учащихся начальной школы.
(из опыта работы учителя русского языка и литературы МОБУ
СОШ № 20 Краснодарского края, г. Сочи).
С целью изучения проблем, возникающих при переходе учащихся в 5
классы были проанализированы программы, учебники 2-4 классов
начальной школы, 5-х классов средней школы, проведены беседы с
учителями начальных классов. В результате проведенной работы сделаны
следующие выводы:
- в пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети
переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель –
учителя-предметники», уроки, как правило, проводятся в разных кабинетах.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие
как важный шаг в своей жизни. Резкое изменение условий обучения,
разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к
школьнику разными учителями – все это является довольно серьезным
испытанием для психики школьника.
Именно поэтому в адаптационный период нужна помощь как учителя-
предметника, так и учителя начальных классов, педагога-психолога. Над
решением каких проблем нужно поработать, чтобы помочь обучающимся:
- несогласованность программ и учебников начальной школы и
среднего звена;
- необходимость определения и согласования основных тем русского языка,
которые будут изучаться в 5-х классах;
- несогласованность норм и критериев оценки знаний, умений и навыков,
учащихся по русскому языку на разных этапах обучения;
- не соблюдение единых требований, орфографического режима;
-неумение использовать
приобретенные знания в практической
деятельности.
К сожалению, отдельные из названных условий не соблюдаются в
полной мере. Это относится, в частности, к «стыковке» программ, а в
особенности учебников для начальной и основной школ. На практике
получается так, что дети на разных этапах обучения (в начальной и основной
школах) занимаются по разным авторским программам и учебникам.
Это приводит к многократным, часто неэффективным повторам одного
и того же материала или к «выпадению» каких-либо сведений из курса
русского языка. Поэтому учителю средней школы приходится «стыковать»
материал учебников, тщательно отбирать уже известные и новые для
учащихся сведения.
Вот почему крайне важно, чтобы учителя начальной школы знали
программу, а также учебники, по которым будут потом заниматься их
ученики, чтобы учителя начальной школы — для более успешного
использования на практике изучения какого-либо материала — знали курс
русского языка, а учителя среднего школы знали программу начальной
школы.
Большинство материала учебников для 5 класса расположено
концентрически по отношению к материалам учебников для начальной
школы. Многие разделы знакомы учащимся по начальной школе ( это
основные понятия фонетики, падежи, склонение существительных и
прилагательных, спряжение глаголов, правописание –тся и – ться в глаголах,
транскрипция букв е,у,ю,я , в выделении окончания глаголов в
неопределенной форме и многое другое).
Вместе с этим объём, конечно, расширяется. Но формулировки одного
и того же правила звучат по-разному в учебниках начальной и средней
школы, есть некоторая «несогласованность» в изложении ряда тем. Кроме
того большинство сведений из начальной школы остаются практически
невостребованными.
При составлении планирования нужно это учитывать и знать, как
будут продолжены в основной школе те разделы, темы, основные
направления работы, которые начаты в младших классах.
Основные проблемы возникали в связи с незнанием как раз требований
программы для начальной школы, объёма знаний, с которыми выпускники
пришли в среднее звено.
Поэтому требования, которые предусмотрены программой средней
школы к оценке знаний, умений и навыков учащихся, для учителей
начальной школы кажутся завышенными. Этим они и объясняют, что
успеваемость детей стремительно падает и усугубляется и без того сложное
положение детей, которые испытывали большие трудности, связанные с их
адаптацией к новым требованиям и условиям обучения на более высокой
ступени.
Нам надо еще раз проанализировать учебники, по которым учатся в
начальной школе и среднем звене, внимательно просмотреть все темы,
изучение которых продолжается в среднем звене, обсудить нормы и
критерии оценки знаний учащихся, выработать единые требования к
орфографическому режиму.
Решить эти проблемы помогут:
- взаимопосещение уроков 4-5 классов: учителя начальной школы
ознакомятся с методикой проведения уроков учителями среднего звена, а
учителя русского языка лучше узнают детей и покажут методику
проведения уроков в среднем звене. Но из-за перегрузки учителей этот
вопрос, к сожалению, нам не удается пока решить.
- составление полугодовых и годовых контрольных работ в 4 классах
желательно вместе с учителями 5 классов.
- выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё
дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и
которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.
- рассмотрение на совместных заседаниях методических объединений
учителей русского языка и начальных классов таких тем как: «Соблюдение
единых требований орфографического режима», «Создание условий для
формирования положительной мотивации обучающихся», «Соблюдение в
соответствии с СаНПиН объема домашних заданий, проведение
физкультминуток
- усиление работы учителей 4-5 классов по формированию устойчивых
знаний у учащихся, учет результатов входного контроля и пути ликвидации
пробелов в знаниях учащихся, систематическая работа по повышению
уровня каллиграфии,
- активное использование разноуровневой дифференциации. Использование
разнообразных форм и методов на уроках,
- использование рациональных приёмов повторения изученного материала.
- активное использование в своей работе ИКТ и метод проектов, побуждение
учащихся к активной творческой деятельности.
В результате изучения курса русского языка при получении начального
общего образования учащиеся 4 класса должны:
- называть изученные части речи;
- обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;
- кратко характеризовать виды предложений по цели высказывания и
интонации;
- применять орфографические правила на месте изученных в начальных
классах орфограмм;
- обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте
непроверяемых орфограмм;
- правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;
- списывать и писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст объемом до
80 слов с изученными правилами правописания
- выполнять необходимые действия при орфографической проверке напи
санного, аккуратно исправлять замеченные ошибки;
- пересказывать произведения по плану создавать небольшой устный текст
на заданную тему.
Успешное выполнение вышеуказанных рекомендаций учителями
начальной и средней школы поможет учащимся адаптироваться к новым
условиям обучения.
Особую тревожность вызывают классы начальной школы, в которых
с 1 по 4 класс менялись учителя: увольнение по семейным обстоятельствам,
уход в декретный отпуск и другое. Если в классах, где работал один учитель,
складывается определенная система в изучении курса русского языка, то в
вышеуказанных классах каждый учитель ведет уроки по-своему, учащиеся не
могут ориентироваться в полученных знаниях. Конечно, этим учащимся
очень трудно в 5-х классах.
Мы выделили объективные и субъективные причины снижения
успеваемости в 5-х классах в адаптационный период. Учителям русского
языка и учителям начальной школы предстоит поработать, чтобы не
испытывали трудностей, связанных с адаптацией 5-классников к новым
требованиям и условиям обучения на более высокой ступени.