Напоминание

Анализ проблем изучения русского языка, возникающих при переходе в 5 класс учащихся начальной школы.


Автор: Нерсесян Ася Левановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 20
Населённый пункт: город Сочи
Наименование материала: статья
Тема: Анализ проблем изучения русского языка, возникающих при переходе в 5 класс учащихся начальной школы.
Раздел: среднее образование





Назад




Анализ проблем изучения русского языка,

возникающих при переходе в 5 класс учащихся начальной школы.

(из опыта работы учителя русского языка и литературы МОБУ

СОШ № 20 Краснодарского края, г. Сочи).

С целью изучения проблем, возникающих при переходе учащихся в 5

классы были проанализированы программы, учебники 2-4 классов

начальной школы, 5-х классов средней школы, проведены беседы с

учителями начальных классов. В результате проведенной работы сделаны

следующие выводы:

- в пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети

переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель –

учителя-предметники», уроки, как правило, проводятся в разных кабинетах.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие

как важный шаг в своей жизни. Резкое изменение условий обучения,

разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к

школьнику разными учителями – все это является довольно серьезным

испытанием для психики школьника.

Именно поэтому в адаптационный период нужна помощь как учителя-

предметника, так и учителя начальных классов, педагога-психолога. Над

решением каких проблем нужно поработать, чтобы помочь обучающимся:

- несогласованность программ и учебников начальной школы и

среднего звена;

- необходимость определения и согласования основных тем русского языка,

которые будут изучаться в 5-х классах;

- несогласованность норм и критериев оценки знаний, умений и навыков,

учащихся по русскому языку на разных этапах обучения;

- не соблюдение единых требований, орфографического режима;

-неумение использовать

приобретенные знания в практической

деятельности.

К сожалению, отдельные из названных условий не соблюдаются в

полной мере. Это относится, в частности, к «стыковке» программ, а в

особенности учебников для начальной и основной школ. На практике

получается так, что дети на разных этапах обучения (в начальной и основной

школах) занимаются по разным авторским программам и учебникам.

Это приводит к многократным, часто неэффективным повторам одного

и того же материала или к «выпадению» каких-либо сведений из курса

русского языка. Поэтому учителю средней школы приходится «стыковать»

материал учебников, тщательно отбирать уже известные и новые для

учащихся сведения.

Вот почему крайне важно, чтобы учителя начальной школы знали

программу, а также учебники, по которым будут потом заниматься их

ученики, чтобы учителя начальной школы — для более успешного

использования на практике изучения какого-либо материала — знали курс

русского языка, а учителя среднего школы знали программу начальной

школы.

Большинство материала учебников для 5 класса расположено

концентрически по отношению к материалам учебников для начальной

школы. Многие разделы знакомы учащимся по начальной школе ( это

основные понятия фонетики, падежи, склонение существительных и

прилагательных, спряжение глаголов, правописание –тся и – ться в глаголах,

транскрипция букв е,у,ю,я , в выделении окончания глаголов в

неопределенной форме и многое другое).

Вместе с этим объём, конечно, расширяется. Но формулировки одного

и того же правила звучат по-разному в учебниках начальной и средней

школы, есть некоторая «несогласованность» в изложении ряда тем. Кроме

того большинство сведений из начальной школы остаются практически

невостребованными.

При составлении планирования нужно это учитывать и знать, как

будут продолжены в основной школе те разделы, темы, основные

направления работы, которые начаты в младших классах.

Основные проблемы возникали в связи с незнанием как раз требований

программы для начальной школы, объёма знаний, с которыми выпускники

пришли в среднее звено.

Поэтому требования, которые предусмотрены программой средней

школы к оценке знаний, умений и навыков учащихся, для учителей

начальной школы кажутся завышенными. Этим они и объясняют, что

успеваемость детей стремительно падает и усугубляется и без того сложное

положение детей, которые испытывали большие трудности, связанные с их

адаптацией к новым требованиям и условиям обучения на более высокой

ступени.

Нам надо еще раз проанализировать учебники, по которым учатся в

начальной школе и среднем звене, внимательно просмотреть все темы,

изучение которых продолжается в среднем звене, обсудить нормы и

критерии оценки знаний учащихся, выработать единые требования к

орфографическому режиму.

Решить эти проблемы помогут:

- взаимопосещение уроков 4-5 классов: учителя начальной школы

ознакомятся с методикой проведения уроков учителями среднего звена, а

учителя русского языка лучше узнают детей и покажут методику

проведения уроков в среднем звене. Но из-за перегрузки учителей этот

вопрос, к сожалению, нам не удается пока решить.

- составление полугодовых и годовых контрольных работ в 4 классах

желательно вместе с учителями 5 классов.

- выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё

дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и

которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.

- рассмотрение на совместных заседаниях методических объединений

учителей русского языка и начальных классов таких тем как: «Соблюдение

единых требований орфографического режима», «Создание условий для

формирования положительной мотивации обучающихся», «Соблюдение в

соответствии с СаНПиН объема домашних заданий, проведение

физкультминуток

- усиление работы учителей 4-5 классов по формированию устойчивых

знаний у учащихся, учет результатов входного контроля и пути ликвидации

пробелов в знаниях учащихся, систематическая работа по повышению

уровня каллиграфии,

- активное использование разноуровневой дифференциации. Использование

разнообразных форм и методов на уроках,

- использование рациональных приёмов повторения изученного материала.

- активное использование в своей работе ИКТ и метод проектов, побуждение

учащихся к активной творческой деятельности.

В результате изучения курса русского языка при получении начального

общего образования учащиеся 4 класса должны:

- называть изученные части речи;

- обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;

- кратко характеризовать виды предложений по цели высказывания и

интонации;

- применять орфографические правила на месте изученных в начальных

классах орфограмм;

- обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте

непроверяемых орфограмм;

- правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;

- списывать и писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст объемом до

80 слов с изученными правилами правописания

- выполнять необходимые действия при орфографической проверке напи

санного, аккуратно исправлять замеченные ошибки;

- пересказывать произведения по плану создавать небольшой устный текст

на заданную тему.

Успешное выполнение вышеуказанных рекомендаций учителями

начальной и средней школы поможет учащимся адаптироваться к новым

условиям обучения.

Особую тревожность вызывают классы начальной школы, в которых

с 1 по 4 класс менялись учителя: увольнение по семейным обстоятельствам,

уход в декретный отпуск и другое. Если в классах, где работал один учитель,

складывается определенная система в изучении курса русского языка, то в

вышеуказанных классах каждый учитель ведет уроки по-своему, учащиеся не

могут ориентироваться в полученных знаниях. Конечно, этим учащимся

очень трудно в 5-х классах.

Мы выделили объективные и субъективные причины снижения

успеваемости в 5-х классах в адаптационный период. Учителям русского

языка и учителям начальной школы предстоит поработать, чтобы не

испытывали трудностей, связанных с адаптацией 5-классников к новым

требованиям и условиям обучения на более высокой ступени.



В раздел образования