Автор: Макушкина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №40 "Снегурочка"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Проектно-исследовательская деятельность
Тема: «Хлеб всему голова» (дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет с ТНР).
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Снегурочка»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Хлеб всему голова»
(
дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет с ТНР).
Воспитатель: Макушкина И.Н.
Актуальность проекта:
Актуальность этой темы состоит в том, что у детей нет понимания ценностного отношения, к
труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным
продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети не ценят хлеб, как
главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить
много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с
детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого
понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное,
бережное отношение к результату его деятельности.
Цель проекта:
создать условия для формирования у детей представлений о хлебе, как одном из величайших
богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол.
Задачи:
Образовательные. Формирование представлений о выращивании хлеба; расширить знания
у детей о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека; обратить
внимание на содержание труда людей.
Коррекционно - развивающие. Развивать способность детей давать эстетические оценки и
высказывать суждения; развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь,
коммуникативные навыки общения. Воспитательные. Воспитывать у детей бережное отношение,
уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Вид проекта: краткосрочный, информационный.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Прогнозируемый результат:
- дети знают о том, как хлеб попадает на стол; кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести
его; - знакомы с профессиями людей, участвующих в процессе изготовления хлебобулочных
изделий; - бережно относятся к хлебу; понимают взаимосвязь «человек-природа».
Итоговое мероприятие:
- показ сказки «Колобок румяный бок».
Продукт проект:
- лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.
1. Подготовительный этап:
- формулирование проблемы; - определение актуальности, цели и задач; - подбор методической и
художественной литературы;
2.Основной этап:
- организация предметно-развивающей среды, -подбор иллюстраций по проекту «Хлеб всему
голова» - рассматривание иллюстраций по теме;
- сюжетно-ролевые и дидактические игры; - изобразительная деятельность - индивидуальная
работа с детьми, - подвижные игры, - чтение художественной литературы, - беседы.
3.Заключительный этап:
- обобщение результатов работы;
- инсценировка русской народной сказки «Колосок»; - оформление выставки хлебных изделий из
соленого теста; - приглашение родителей на выставку.
Работа с семьей. - Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.-
Консультация: «Берегите хлеб». - Изготовление хлебобулочных изделий дома вместе с детьми. -
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Формы работы с детьми. - Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для
сюжетно-ролевых игр.- Задачи: Закрепление знаний творческим продуктом.
Предварительная работа: - Подбор иллюстрированного материала по теме; - Подбор литературы
по теме.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту.
Образовательные области.
Познавательное развитие. Цели: - Формировать у детей первоначальные представления о
процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека.
- Расширить знания детей о хлебе (черный — ржаной, белый—пшеничный).
- Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
- Познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий.
Беседа «Как на наш стол хлеб пришел», «Какой бывает хлеб».
Просмотр мультфильмов: «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки
Ганса Христиана Андерсена; «Колобок» русская народная сказка;
Презентация «От зернышка до булочки»
Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи,
пшеницы, ячменя, овса).
Опытно –экспериментальная деятельность: превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Социально-коммуникативное развитие. Цели:
- Воспитывать интерес к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей,
участвующих в производстве хлеба.
- Воспитывать бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям - Развивать чувство
коллективизма.
- Закреплять полученные знания через игровую деятельность. Рассматривание сюжетных
картин «Как выращивали хлеб наши предки». Сюжетно- ролевая игра: «Магазин
булочная»,«Ярмарка».
Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
Дидактические игры: «Назови профессию»; «Что, где растет»; «Что из какой муки
испекли?», «От зерна до каравая»; «Что сначала, что потом».Просмотр
мультфильмов: «Колосок», «Колобок», «Пирожок»…
Речевое развитие. Цели:
- Углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной
тему хлеба.
- Приучать детей участвовать в общей беседе, слушать собеседника, не перебивая.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Развивать речевое дыхание.
Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе. Заучивание стихотворения «Из чего печётся хлеб?»
Чтение Г. Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
Проговаривание скороговорок о хлебе.
Отгадывание загадок о хлебе.
Художественно-эстетическое развитие
Цели: Закрепление знаний творческим продуктом. «Рисование» - «Колосок»
«Лепка» - «Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, тортики, печенье».
«Аппликация» - «Колосок» (из салфеток и ленточек). «Конструирование»: «Машина хлеб зерно».
Тематическая выставка в книжном уголке, альбомы:
«Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб выращивают в наше время»,
«Хлебобулочные изделия», «Какой бывает хлеб»
Пальчиковый театр по мотивам украинской народной сказки «Колосок».
Самостоятельная деятельность - настольные игры, рассматривание наглядно – дидактических
пособий, раскрашивание раскрасок, лепка хлебобулочных изделий.
Сказки, стихи, рассказы, иллюстрации, энциклопедии.
Наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал.
Материалы для продуктивной деятельности: образцы, схемы для рисования, лепки, аппликации;
краски, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага.
Настольные игры, логические задания.
Картотеки: «Загадки, стихи, пословицы и поговорки о хлебе», пальчиковая, дыхательная,
зрительная гимнастики».