Напоминание

Урок внеклассного чтения Повесть В.Распутина "Пожар" (Вопросы смысла жизни, роли и места человека среди людей)


Авторы: Тычкова Ольга Ивановна, Ольга Ивановна Тычкова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ-СОШ №1 г.Маркс Саратовская обл.
Населённый пункт: САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, МАРКСОВСКИЙ РАЙОН, МАРКС
Наименование материала: открытый урок по литературе 11 класс
Тема: Урок внеклассного чтения Повесть В.Распутина "Пожар" (Вопросы смысла жизни, роли и места человека среди людей)
Раздел: полное образование





Назад




Урок

внеклассного

чтения

по

повести

В

.

Распутина

«

Пожар

»

(

Вопросы

о

смысле

жизни

,

роли

и

месте

человека

среди

людей

)

Цели

:

1.

Расширить

представление

учащихся

о

творчестве

В

.

Распутина

.

2.

Содействовать

идейно

-

нравственному

,

эстетическому

воспитанию

учащихся

:

воспитывать

мыслящего

и

чувствующего

,

идейно

и

нравственно

зрелого

человека

.

3.

Способствовать

формированию

личностного

отношения

к

художественному

произведению

,

активизировать

поисковую

деятельность

учащихся

;

заставить

их

задуматься

над

вопросом

,

а

так

ли

мы

живём

,

как

следует

жить

Человеку

,

обратившись

к

повести

В

.

Распутина

«

Пожар

».

Ход

урока

.

1.

Слово

учителя

:

Время

требует

правды

и

правды

немедленной

.

Поэтому

так

публицистичны

последние

работы

В

.

Белова

«

Раздумья

на

Родине

»,

В

.

Астафьева

«

Печальный

детектив

»,

В

.

Быкова

«

Знак

беды

»,

В

.

Распутина

«

Пожар

».

О

жизни

и

творчестве

этого

писателя

нам

расскажет

Презентация

учащихся

о

жизни

и

творчестве

В

.

Распутина

.

2. «

Горит

село

,

горит

родное

…»

Эти

слова

из

народной

песни

взял

писатель

эпиграфом

к

своему

произведению

.

Пожары

издавна

были

на

Руси

привычным

делом

.

Дома

стояли

деревянные

,

иногда

выгорало

по

полдеревни

,

а

то

и

вся

деревня

.

И

сейчас

пожары

случаются

часто

.

Но

у

Распутина

пожар

это

повод

к

размышлению

о

наболевшем

.

3.

Беседа

.

Каков

сюжет

и

композиция

повести

?

Сюжет

прост

.

В

посёлке

Сосновка

на

берегу

Ангары

в

одну

ночь

дотла

сгорели

продовольственный

и

промтоварный

склады

.

Эта

повесть

и

том

,

как

гибли

в

огне

,

растаскивались

,

а

то

и

просто

затаптывались

в

грязь

многие

и

многие

ценности

,

о

которых

жители

посёлка

до

пожара

и

не

знали

,

а

ведь

именно

для

них

,

для

удовлетворения

их

нужд

и

были

сооружены

эти

«

»

орсовские

склады

,

заботой

о

лесозаготовителях

оправдывало

местное

начальство

их

существование

в

Сосновке

,

упорно

сопротивляясь

переводу

базы

в

райцентр

.

И

о

том

,

как

погибли

не

в

огне

,

около

огня

два

совсем

разных

человека

:

добровольный

рачитель

народного

добра

,

парализованный

с

детства

старик

дядя

Миша

Хампо

,

и

«

лёгкий

человек

»

с

женским

именем

Соня

,

мародёр

не

только

на

пожаре

,

но

по

внутренней

убеждённости

,

кажется

,

сама

смерть

соединила

их

в

страшном

объятии

Вопрос

о

смысле

жизни

,

о

роли

и

месте

человека

среди

людей

звучит

на

протяжении

всей

повести

,

и

встал

он

перед

её

главным

героем

,

Иваном

Петровичем

Егоровым

,

задолго

до

этой

ночи

.

2.

Чем

запоминается

село

,

в

котором

происходят

события

?

(

Подчитывают

,

сколько

погибло

местного

населения

за

войну

и

сколько

по

«

пьянке

»

за

последние

4

года

)

3.

Почему

«

архаровцы

»

возненавидели

Ивана

Петровича

?

Чем

и

как

живёт

он

?

Что

для

него

важнее

всего

?

4.

Как

вы

относитесь

к

словам

А

.

Бронникова

: «

Я

работаю

и

живу

честно

,

не

ворую

,

не

ловчу

-

и

хватит

»?

Прав

ли

он

?

Так

ли

надо

жить

?

Что

означают

слова

«

беспорядок

внутри

себя

»?

5.

Кого

сейчас

,

по

-

вашему

,

считают

хорошим

человеком

?

Того

,

кто

никуда

не

лезет

,

и

если

честен

,

то

только

для

себя

?

Или

6.

Чем

заканчивается

повесть

?

7.

Где

,

по

-

вашему

,

источник

зла

?

(

В

примирении

его

со

злом

,

в

равнодушии

,

душевной

успокоенности

)

8.

Только

ли

о

пожаре

,

повлекшем

за

собой

убийство

,

рассказал

автор

?

Есть

ли

в

названииэтого

произведения

метафора

?

Объясните

.

(

Критики

назвали

повесть

притчей

.

Пожар

,

горят

склады

.

Но

смятение

,

пожар

и

в

душах

героев

.)

9.

Очём

,

о

каких

проблемах

задумываешься

,

прочитав

повесть

?.

Заключение

Обнажённая

и

требовательная

правда

сходит

со

страниц

публицистической

повести

Распутина

.

Проблема

совести

,

долга

,

памяти

,

правды

в

литературном

произведении

.

Повесть

Распутина

проникнута

болью

,

тревогой

о

судьбе

нации

,

нашей

родной

земли

.

Писатель

убеждён

в

том

,

что

литература

(

по

долгу

и

совести

)

несёт

ответственность

за

всё

,

что

происходит

с

народом

.

И

мы

с

вами

тоже

за

всё

в

ответе

.

Домашнее

задание

:

к

следующему

уроку

внеклассного

чтения

прочесть

повесть

В

.

Астафьева

«

Печальный

детектив

».



В раздел образования