Авторы: Тычкова Ольга Ивановна, Ольга Ивановна Тычкова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ-СОШ №1 г.Маркс Саратовская обл.
Населённый пункт: САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, МАРКСОВСКИЙ РАЙОН, МАРКС
Наименование материала: открытый урок по литературе 11 класс
Тема: Урок внеклассного чтения Повесть В.Распутина "Пожар" (Вопросы смысла жизни, роли и места человека среди людей)
Раздел: полное образование
Урок
внеклассного
чтения
по
повести
В
.
Распутина
«
Пожар
»
(
Вопросы
о
смысле
жизни
,
роли
и
месте
человека
среди
людей
)
Цели
:
1.
Расширить
представление
учащихся
о
творчестве
В
.
Распутина
.
2.
Содействовать
идейно
-
нравственному
,
эстетическому
воспитанию
учащихся
:
воспитывать
мыслящего
и
чувствующего
,
идейно
и
нравственно
зрелого
человека
.
3.
Способствовать
формированию
личностного
отношения
к
художественному
произведению
,
активизировать
поисковую
деятельность
учащихся
;
заставить
их
задуматься
над
вопросом
,
а
так
ли
мы
живём
,
как
следует
жить
Человеку
,
обратившись
к
повести
В
.
Распутина
«
Пожар
».
Ход
урока
.
1.
Слово
учителя
:
Время
требует
правды
и
правды
немедленной
.
Поэтому
так
публицистичны
последние
работы
В
.
Белова
«
Раздумья
на
Родине
»,
В
.
Астафьева
«
Печальный
детектив
»,
В
.
Быкова
«
Знак
беды
»,
В
.
Распутина
«
Пожар
».
О
жизни
и
творчестве
этого
писателя
нам
расскажет
…
Презентация
учащихся
о
жизни
и
творчестве
В
.
Распутина
.
2. «
Горит
село
,
горит
родное
…»
Эти
слова
из
народной
песни
взял
писатель
эпиграфом
к
своему
произведению
.
Пожары
издавна
были
на
Руси
привычным
делом
.
Дома
стояли
деревянные
,
иногда
выгорало
по
полдеревни
,
а
то
и
вся
деревня
.
И
сейчас
пожары
случаются
часто
.
Но
у
Распутина
пожар
–
это
повод
к
размышлению
о
наболевшем
.
3.
Беседа
.
Каков
сюжет
и
композиция
повести
?
Сюжет
прост
.
В
посёлке
Сосновка
на
берегу
Ангары
в
одну
ночь
дотла
сгорели
продовольственный
и
промтоварный
склады
.
Эта
повесть
и
том
,
как
гибли
в
огне
,
растаскивались
,
а
то
и
просто
затаптывались
в
грязь
многие
и
многие
ценности
,
о
которых
жители
посёлка
до
пожара
и
не
знали
,
—
а
ведь
именно
для
них
,
для
удовлетворения
их
нужд
и
были
сооружены
эти
«
»
орсовские
склады
,
заботой
о
лесозаготовителях
оправдывало
местное
начальство
их
существование
в
Сосновке
,
упорно
сопротивляясь
переводу
базы
в
райцентр
.
И
о
том
,
как
погибли
–
не
в
огне
,
около
огня
–
два
совсем
разных
человека
:
добровольный
рачитель
народного
добра
,
парализованный
с
детства
старик
дядя
Миша
Хампо
,
и
«
лёгкий
человек
»
с
женским
именем
Соня
,
мародёр
не
только
на
пожаре
,
но
по
внутренней
убеждённости
,
—
кажется
,
сама
смерть
соединила
их
в
страшном
объятии
…
Вопрос
о
смысле
жизни
,
о
роли
и
месте
человека
среди
людей
звучит
на
протяжении
всей
повести
,
и
встал
он
перед
её
главным
героем
,
Иваном
Петровичем
Егоровым
,
задолго
до
этой
ночи
.
2.
Чем
запоминается
село
,
в
котором
происходят
события
?
(
Подчитывают
,
сколько
погибло
местного
населения
за
войну
и
сколько
по
«
пьянке
»
за
последние
4
года
)
3.
Почему
«
архаровцы
»
возненавидели
Ивана
Петровича
?
Чем
и
как
живёт
он
?
Что
для
него
важнее
всего
?
4.
Как
вы
относитесь
к
словам
А
.
Бронникова
: «
Я
работаю
и
живу
честно
,
не
ворую
,
не
ловчу
-
и
хватит
»?
Прав
ли
он
?
Так
ли
надо
жить
?
Что
означают
слова
«
беспорядок
внутри
себя
»?
5.
Кого
сейчас
,
по
-
вашему
,
считают
хорошим
человеком
?
Того
,
кто
никуда
не
лезет
,
и
если
честен
,
то
только
для
себя
?
Или
…
6.
Чем
заканчивается
повесть
?
7.
Где
,
по
-
вашему
,
источник
зла
?
(
В
примирении
его
со
злом
,
в
равнодушии
,
душевной
успокоенности
)
8.
Только
ли
о
пожаре
,
повлекшем
за
собой
убийство
,
рассказал
автор
?
Есть
ли
в
названииэтого
произведения
метафора
?
Объясните
.
(
Критики
назвали
повесть
притчей
.
Пожар
,
горят
склады
.
Но
смятение
,
пожар
и
в
душах
героев
.)
9.
Очём
,
о
каких
проблемах
задумываешься
,
прочитав
повесть
?.
Заключение
Обнажённая
и
требовательная
правда
сходит
со
страниц
публицистической
повести
Распутина
.
Проблема
совести
,
долга
,
памяти
,
правды
в
литературном
произведении
.
Повесть
Распутина
проникнута
болью
,
тревогой
о
судьбе
нации
,
нашей
родной
земли
.
Писатель
убеждён
в
том
,
что
литература
(
по
долгу
и
совести
)
несёт
ответственность
за
всё
,
что
происходит
с
народом
.
И
мы
с
вами
тоже
за
всё
в
ответе
.
Домашнее
задание
:
к
следующему
уроку
внеклассного
чтения
прочесть
повесть
В
.
Астафьева
«
Печальный
детектив
».