Напоминание

"Развитие речи детей в первые годы жизни"


Автор: Могильникова Татьяна Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "МБДОУ Д/с №44
Населённый пункт: Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей в первые годы жизни"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мы все помним первые слова наших детей. Они еще не точны в

произношении и очень просты, а порой смешны и нелепы. Но насколько они

важны. Ведь по мере овладения речью формируется способность общаться,

высказывать свои мысли, что ведет к развитию психики ребенка, его

мышления, познавательных процессов.

Процесс развития речи имеет свои этапы и особенности. Например, на

первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание,

усваиваются первые слова.На втором году-понимание, а потом подражание

и связная речь. Для нас важен период третьего года, когда идет становление

активного высказывания, то есть способность выражать свои мысли, на

основе понимания, обогащения словаря, развития грамматических категорий.

Что значит понимание-это знание значений слов, событий, их качественная

сторона и причинно-следственные связи.

Почему же важен именно третий год жизни в развитии связной речи, в

умении выражать свои мысли. Эта особенность заключается в резком

накоплении словаря. Если к 1,5 годам ребенок использует в активной речи

примерно 100 слов. К 2 годам это 300 слов. Период от двух до трех лет

характеризуется быстрым увеличением словарного запаса до 1000 и более

слов.

Это объясняется тем, что деятельность детей становится сложнее и

разнообразнее. Они знакомятся с различными свойствами предметов,

устанавливают простейшие связи между ними, обобщают по сходным

признакам.

В этот период у ребенка формируется понимание речи уже без наглядного

сопровождения. Вспомним, что на втором году дети учатся понимать

названия предметов, явлений, действий, названия признаков с основой на

наглядный образ. Это и картинки и игрушки и муляжи, и сами предметы и

демонстрация действий.

А на третьем году жизни у детей развивается способность наблюдать,

узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомиться с

трудовыми действиями. В результате чего и развивается смысловая сторона

речи, функция общения.

Помочь ребёнку в этот период должны мы взрослые. Именно взрослые –

хранители опыта, знаний, умений, культуры. Мы должны прислушиваться к

ребёнку и вовремя уделять ему внимание: рассказывать сказки, рассказы,

читать стихотворения, беседовать и обсуждать события или явления, вместе

выполнять работу, проговаривая что делаете и для чего, отвечать на вопросы.

Именно этот возраст является периодом «Почемучки»: как, зачем, когда,

почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном

развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает. Именно

так развивается функция понимания речи.

Как отмечают некоторые исследователи, если ребенок во второй половине

третьего года жизни задал вопрос "почему?", он безоговорочно умен, так как

это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и

их взаимосвязи. "Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему

темнеет на улице?" и т. д.

Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, -

глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, -

поверхностен и он будет.

Дети все время продолжают встречаться с новыми, незнакомыми предметами

и действиями. Начинают знакомиться с некоторыми явлениями и событиями.

Расширению кругозора и развитию речи ребенка в этом возрасте в

большой степени способствует разнообразие явлений окружающей жизни,

которые он наблюдает. Жизнь дома, улицы, природы так разнообразна, что

может дать очень много для обогащения содержания речи маленького

ребенка. Все с чем сталкивается ребёнок, взрослый называет словами. Но для

углубленного понимания простого называния ребёнку недостаточно.

Поэтому надо давать подробное объяснение, раскрывать назначение

предметов, сравнивать. Гуляя с ребенком, обратите его внимание и

поговорите с ним о том, что солнышко ярко светит, что снег тает,

остановитесь с ним и посмотрите, как красят дом.

Увидели птицу расскажите, что у неё крылышки, клюв острый, на лапках

коготки. Когда она ходит, коготки стучат. Птичка ходит редко. Чаще она

прыгает. Много летает. Когда летает, крылышки расправляет. Птичке дают

хлебные крошки. Она их клюет.

А на следующий день можно спросить у ребенка: какой у птички клюв? Что

на лапках? Что птичка клюёт?

С ребенком 2—3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не

находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или

даже некоторое время тому назад. Это упражняет не только его речь, но и

память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного

сопровождения. Хорошо поговорить с ребенком, и о том, что он видел 1—2

месяца тому назад, что было на празднике в детском саду, на елке; можно

зимой вспомнить о том, где отдыхали летом.

Очень полезно детям рассматривание картинок и рассказывание по ним или

по книжке-картинке . Объясняя изображение или рассказывая по поводу

нарисованного, взрослые должны давать ребенку образцы правильной речи.

Картинки надо подбирать, для рассматривания, с понятным ребёнку

сюжетом.

С большим удовольствием дети слушают рассказы из их жизни, о других

детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым и

понятным. Не нужно перегружать его лишними описаниями и

рассуждениями. Чтобы приучить ребенка внимательно слушать, надо создать

благоприятную обстановку: в комнате должно быть тихо и никто ничем не

должен его отвлекать.

Важно не только читать ребенку, но и вместе с ним воспроизводить короткие

рассказы, сказки, стихотворения. Доступны и интересны им такие народные

русские сказки, как «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Колобок»,

«Три медведя» и т. п.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не

только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью является

постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых

ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это

часто раздражает взрослых и они даже пытаются остановить этот речевой

поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно

тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.

Наше внимание к ребенку, активное общение с ним, помогут успешному

становлению связной речи-способности общаться и выражать свои мысли.



В раздел образования