Автор: Могильникова Татьяна Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "МБДОУ Д/с №44
Населённый пункт: Нижегородская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Осень"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Осень».(Старшая группа)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь через введение существительных, прилагательных
и глаголов;
- закрепить названия осенних месяцев;
- закрепить знания о приметах осени;
- упражнять детей в образовании мн. числа И.п; в образовании слов при
помощи уменьшительно-ласкательных суф., в образовании относительных
прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать грамматическую и синтаксическую стороны речи;
- развивать связную речь и координацию речи с движением;
- развивать мелкую моторику рук и плавность речевого выдоха;
- закреплять умение строить диалог, развивать общие речевые навыки;
- развивать внимание, память, мышление, воображение;
Воспитательные:
- воспитание активности, инициативности, самостоятельности, интереса к
занятию;
Оборудование: бумажные листочки, рисунки с осенним сюжетом Н.В.
Нищева, иллюстрация к рассказу «Признаки осени».
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Мини – приветствие, мини – разминка: (сопровождают движениями)
- Раз – нагнуться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
И друг другу улыбнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть (садятся на стульчики)
2. Беседа об осени.
- Отгадайте загадку.
Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но всё же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
- Какое это время года?
- Осень.
- Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об
осени?
- Осень, какая? (Разноцветная, золотая, капризная, пестрая, яркая,
золотистая.)
- Назовите осенние месяцы.
3. Беседа о приметах осени.
(Иллюстрации «Осень» рис 1, 2, 3, 4 Н.В. Нищева)
- Как много мы сказали красивых слов об осени. А какие приметы у осени?
Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.
Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад.
Исчезли насекомые.
Собираются в стаи и улетают на юг птицы.
Звери делают запасы на зиму. Некоторые звери готовятся к зиме.
Дни стали короче, а ночи длиннее.
С полей и из садов убирают урожай.
Люди стали теплее одеваться
Дети пошли в школу.
4. Игра «Договори словечко». (Образование качественных прил.)
1) - Небо осенью какое? (Хмурое, серое, унылое…)
- Солнце осенью какое? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное,
серое, темное).
- Ветер осенью какой?
- Дождь осенью какой?
- Листья осенью какие?
- Трава осенью какая?
5. Игра «Договори словечко». (Использование в речи глаголов)
2) – Осенью листья что делают? (Краснеют, желтеют, опадают, шуршат,
вянут…)
- Осенью дождь что делает?
- Осенью солнце что делает?
- Осенью трава что делает?
- Осенью птицы что делают?
- Осенью звери что делают?
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения
Ветер листики считал: ладонями.
Вот дубовый, вот кленовый, Загибают по одному пальчику
Вот рябиновый резной, на обеих руках.
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.
6.Упражнение «Ветерок»
- Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам,
немного отодвиньте его от лица. Сейчас у нас ветерок совсем не дует.
Листочки не шевелятся.
А сейчас сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек
слабой струей воздуха. Ветерок немножко разгулялся. А сейчас ветер подул
сильно-сильно.
— Молодцы. Садитесь на места.
7. Образование относительных прилагательных. Игра «С чьей ветки
детки».
Лист с березы – березовый,
Лист с рябины – рябиновый,
Лист с дуба – дубовый.
Лист с осины – осиновый .
Лист с клёна- кленовый
8. Упражнение «Назови ласково». (Образование сущ. с помощью
уменьшительно-ласкательных суф.)
Дождь-дождик, дождичек
Лужа-лужица
Ветер-ветерок
Туча-тучка
Сад-садик
Солнце-солнышко
Дерево-деревце
Лист-листок, листик, листочек
Зонт-зонтик
Облако-облачко
Птица-птичка
9.Упражнение «Один-много» (Мн. ч. сущ в И. п.)
Дождь-дожди
Лужа-лужи
Гриб-грибы
Туча-тучи
Облако-облака
Птица-птицы
Ветка-ветки
Цветок-цветы
Лист-листья
Зонт-зонты
10.Рассказ «Признаки осени» (Е. Куцина, Н. Созонова)
Осень приходит после лета. Солнце светит редко, на небе тёмные тучи.
Часто идет холодный дождь. Листья желтые, красные, коричневые
опадают с деревьев на землю. Золотой ковёр из листьев шуршит под
ногами. Птицы улетают в тёплые края. Люди надевают куртки, плащи,
сапоги, потому что на улице прохладно и сыро.
-Какое время года приходит после лета?
-Как светит солнце?
-Какие тучи на небе?
-Какие осадки осенью?
-Листья какого цвета опадают на землю?
-Откуда падают листья?
-Куда улетают птицы?
-Как одеваются люди? Почему?
Итог занятия.