Напоминание

Обучение грамоте дошкольников


Автор: Позднякова Наталья Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: Г. Новокузнецк
Наименование материала: Современные технологии по обучению грамоте
Тема: Обучение грамоте дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обучение грамоте дошкольников

В современной дошкольной психологии определены условия успешного

учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих

мотивов

учения,

а

также

произвольно

управляемого

поведения,

обеспечивающего

реализацию

этих

мотивов.

Недоразвитие

целенаправленной

деятельности

связано

с

нарушением

развития

эмоционально-волевой сферы. В связи с этим в период дошкольного

воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению,

выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной

готовности к обучению.

Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:

* Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

*Научить детей чтению и письму.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится

осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов.

Осознание

языковой

действительности

имеет

большое

значение

для

умственного

становления

личности

в

целом,

обеспечивает

высокую

эффективность

речевого

развития

и

успешность

последующего

систематического

изучения курса родного языка.

Осознание речевой

действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава

речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными

системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается

повышенный интерес детей 4-5 лет к звуковой стороне языка. Пятый год

жизни

ребенка

является

периодом

наиболее

высокой

“языковой

одаренности”,

особой

восприимчивостью

к

звуковой

стороне

речи.

Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – процесс

воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели.

Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со

звуками родного языка.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка

запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.

Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры

разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при

помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное

произнесение

гласных,

сонорных

или

шипящих

звуков,

громкое,

подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях

утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок,

произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова

при проведении звукового анализа заменяется фишками – заместителями

букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук,

слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости –

мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки

по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания

и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.

Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами

соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют

специфику обучения дошкольников.

Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать

слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.

По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают,

что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько

гласных

звуков.

Большое

внимание

уделяется

упражнениям

на

преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При

этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для

звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со

стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы,

читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл

прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять

количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.

Первоначальное обучение грамоте предусматривает:

Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать,

сравнивать, обобщать. В то же время, само обучение грамоте носит

развивающий

характер,

способствует

развитию

активной

мыслительной деятельности.

Уточнение

и

обогащение

словарного

запаса

с

уточнением

представления об окружающем мире.

Развитие

связной

речи.

Формирование

и

совершенствование

целенаправленных и связных высказываний, точное употребление

слов,

грамматическая

правильность

построения

предложения,

внятность, выразительность.

Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых

для учебной работы.

Совершенствование чувственного опыта в области родного языка

(развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).

Формирование слогового чтения и навыков письма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

развитие умения вслушиваться в слово;

выделять звуки;

различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

последовательно выделять звуки;

устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и

предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать,

сравнивать и обобщать явления языка.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых

приемов

дает

возможность

в

течение

30

минут

поддерживать

работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро

истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и

быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой

анализ

и

синтез,

особенности

лексико-грамматического

строя

речи,

активизируется самостоятельность мышления.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный

подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия

реализуется

основной

принцип

образования

принцип

соблюдении

триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Схема занятия включает:

Оргмомент

с

элементами

релаксации,

психогимнастики

и

психофизическими упражнениями.

Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения.

На

каждом

занятии

ведется

работа

над

усвоением

лексико-

грамматического строя речи.

Физминутки несут речевую нагрузку.

Задания на словотворчество детей.

Задания на коррекцию психических функций.

Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает

возможность добиться положительного результата в работе с детьми.

Материал

легче

усваивается

в

рамках

сюжета

сказки,

путешествия,

приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают

понятие

“звук”,

“слог”,

“слово”,

“предложение”,

“предлог”,

“буква”,

закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках,

участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.



В раздел образования