Автор: Силяева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №36
Населённый пункт: город Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: Формирование трудовых навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Раздел: дошкольное образование
Формирование трудовых навыков у старших дошкольников в процессе
ознакомления с окружающим миром.
Трудовое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с
окружающим миром в наше время является актуальной темой. В последнее
время особое внимание уделяется проблеме формирования трудовых
навыков у детей, как одному из средств не только их социализации, но и
приобщения их к человеческой культуре. Общество нуждается в творческих,
думающих и трудолюбивых кадрах. Трудовое воспитание молодежи является
важной целью нашего общества. Главной задачей воспитания является -
формирование активной, целеустремленной личности, способной к
самовыражению, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном
деле самосовершенствованию. Труд имеет немаловажное значение для
формирования личности ребенка.
Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок
впервые испытывает нужду в самостоятельной деятельности, демонстрируя
свою идею и проявляя себя субъектом своих интересов и желаний.
Воспитание этой потребности- одна из главных целей трудового воспитания
дошкольников. Педагогическая практика показывает, что привлечение
ребенка дошкольного возраста к труду является одним из узловых условий
всестороннего развития у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость,
терпение, дисциплинированность, исполнительность, бережливость и другие.
Трудолюбие и способность к трудовой деятельности воспитывается с
раннего детства. Формировать в ребенке желание и умение трудиться нужно
еще с дошкольного возраста, так как трудовая деятельность является важным
средством развития личности. Трудовое воспитание оказывает основное
воздействие и на умственное развитие дошкольника. Оно позволяет
формировать такие качества, как наблюдательность, сообразительность,
сосредоточенность, тренирует внимание, память, активизирует восприятие.
Трудовые умения и навыки, сформированные в детстве, не разрушаются, а
совершенствуются в дальнейшем, превращаясь в более сложные виды труда.
Трудовое воспитание развивает мышление - ребенку приходится постоянно
сравнивать предметы и явления, с которыми он встречается в трудовой
деятельности. Планируя известную последовательность действий в
выполнении поручения, дошкольник приобретает умение планировать
деятельность. В процессе трудового воспитания взрослые дают детям
полезные знания о материалах, предметах и орудиях труда, их использовании
и назначении. Овладение навыками трудовой деятельности является одним
из основных условий воспитания у детей желания и умения работать. Как бы
ребенок не был заинтересован целью труда – не обладая трудовыми
навыками, он никогда не достигнет желаемого результата. Сформированные
трудовые навыки служат основой для воспитания у детей серьезного
отношения к труду, привычки к трудовому усилию, включаться в работу по
собственному желанию, успешно её завершать, правильно определять
позицию в окружающем мире.