Автор: Щукина Елена Николаевна
Должность: воспитатель детского дома
Учебное заведение: ГКУ "Чистореченский детский дом"
Населённый пункт: Г.Андреаполь, Тверская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФесси
Раздел: дополнительное образование
ГКУ «Чистореченский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей»
Какие бывают профессии
Разработал воспитатель: Щукина Е.Н.
2017г.
«Какие бывают профессии»
Аннотация
В данной методической разработке классного часа показано формирование
социальной и познавательной деятельности, что является благоприятной для
подросткового возраста.
В подростковом возрасте закладываются основы
формирования представлений о многообразии мира профессий и начинается
подготовка к выбору будущей профессии, а социальная деятельность
позволяет организовать обучение так, чтобы подросток смог самостоятельно
подумать над ее выбором. Поэтому необходимо обязательно наличие во
внеклассной работе мероприятий по профессионально–трудовой
ориентировке.
Цель:
создание условий для формирования у учащихся представлений о мире
профессий.
Задачи:
Создать условия для интеллектуального, нравственного и
эмоционального самовыражения личности учащихся;
Создать условия для осознания учащимися ценности и важности
профессий;
Формировать представления о профессиях;
Познакомить с многообразием мира профессий;
Воспитывать уважительное отношение к людям труда и трудовой
деятельности.
Ход мероприятия
« Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само
вас отыщет». К.Д. Ушинский
Ведущий
Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот
документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные
заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой
выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из
чего: в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить о том,
как правильно сделать этот выбор
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые
разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:
1. Человек – природа; этот тип объединяет профессии, представители
которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы.
2. Человек – техника; люди этого типа работают с техническими
устройствами
3. Человек – человек; обладатель профессии данного типа тесно связан с
другими людьми, воздействует на них
4. Человек - знаковая система; знаковая система – люди этой профессии
должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий
кругозор
5. Человек - художественный образ; людей этого типа профессии
отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта
Сейчас вы будете работать в группах.
Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров
профессий определенного типа.
(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек - техника» и
т.д.)
Примерные ответы детей:
Человек – природа. Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод,
селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п
Человек – техника. Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик,
машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.д.
Человек – человек Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра,
воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и т.п.
. Человек - знаковая система Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист.
Математик, программист, нотариус и т.п.
Человек - художественный образ; Художник, актер, режиссер, артист,
дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина,
фотограф и т.п.
Ведущий
В любом предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот
предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг
себя, и вам все станет ясно.
Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких
предметов:
школьная доска (первая группа);
школьный учебник (вторая группа);
школьный обед (третья группа);
фарфоровая чашка (четвертая группа);
школьная форма (пятая группа).
(В течение 5 минут дети обсуждают ответы.)
Ведущий
Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор,
слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.)
О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)
Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы
и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в
помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя,
врача, строителя, сантехника и т. п.).
Можно сказать, что любая вещь, которая нас окружает - это результат труда
многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся школьной доской,
учебниками, чашками, едим обеды эти профессии будут нужны.
Ведущий
Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в. В те
времена известный русский историк и государственный деятель В.Н.
Татищев предложил такое распределение профессий:
нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);
тщетные науки (алхимия, астрология);
вредительские науки (колдовство).
Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным
и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие к вредительским и
тщетным? (Дети отвечают.)
«Самый лучший выбор»
Ведущий
Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно
перебрать все, чтобы найти одну - единственную. Профессиональное
самоопределение - от слов «предел» - граница. Значит, нужно как-то
ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы
очерчены формулой «хочу – могу - надо».
Как правильно выбрать профессию? Во-первых, будущая работа должна быть
в радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой
работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда
(«надо»).
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей
{показывает на рисунок № 1).
В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные,
конкретные, позитивные.
В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.
А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда
именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает
вариант выбора.
На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть
небольшая область пересечения. На третьем - они практически
накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.
Ведущий
Найти себя – значит понять свое призвание, назначение, определить свои
интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро,
допустим, в день окончания школы?
Действительно, поиски себя это длительный процесс. И он может
продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать
выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с
максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье.
Ведущий
Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с
геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры-
треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10
элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка
не имеет значения. Время выполнения – 1 минута.
- Теперь подсчитаем количество треугольник (дети выполняют задание)
- А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели.
Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди, имеющие хорошие
организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность
к индивидуальной работе.
Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко
переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует
всё новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает
богатым воображением.
Ведущий
Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может
быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать
развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе
жизненного пути.
Ведущий
Закончить наше мероприятии я хотела бы словами В. Маяковского
Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
все работы хороши,
выбирай на вкус!
Список использованных источников:
1.
Н. И. Ерёменко - Классные часы. 5 класс. Выпуск 2. Волгоград: ИТД
2.«Корифей».- 96 с.
3.О. А. Черных.- Внеклассные мероприятия. М.: ВАКО,2011.-272с.-
(Мозаика детского отдыха).
4.Ресурсы интернета