Автор: Шафикова Алла Петровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Г(О)БУ "Центр СемьЯ"
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Как избавиться от комплексов
Раздел: дополнительное образование
Как избавиться от «комплексов»
Ко мне за консультацией обратилась мама ученика 5-го класса Олега. Ее
беспокоили жалобы учителей и администрации школы на сына, который «не
может отвечать у доски перед всем классом, малейшая неприятность приводит к
стрессу». Сама мама видит в этом проблему, хотя мальчик хорошо учится, к его
поведению в школе никаких претензий нет.
Сбор информации выявил следующую картину. В семье конфликтов нет.
Олег воспитывается в неполной семье, его воспитанием занимается мама, у них
теплые, дружеские отношения. С одноклассниками у Олега так же хорошие
отношения, однако близкого друга у него нет, ребенок не проявляет инициативы в
установлении
дружеских
отношений
со
сверстниками.
Ребенок
любит
конструировать из лего. У него это хорошо получается, Олег принимал участие в
школьной олимпиаде по конструированию где занял первое место. Ребята в
классе его уважают.
Тем
не
менее,
учителей
беспокоит
будущее
мальчика,
его
неподготовленность к жизни, незащищенность перед невзгодами. Устные ответы
у
доски
представляют
для
ребенка
испытание,
он
теряется,
на
глаза
наворачиваются слезы, однако с письменными заданиями он справляется на
отлично.
По словам Олега, его трудности в общении связаны с тем, что, ребенок
боится показаться не достаточно знающим материал, получить плохую отметку
тем самым расстроить маму. Все с вое свободное время он проводит в окружении
мамы, они вмести гуляют, делают уроки, отдыхают. Олег не посещает секции,
внешкольные мероприятия, ссылаясь на то, что ему там возможно будет не
интересно, мама поддерживает сына. Социальный опыт ребенка очень скромен.
На следующую встречу мной были подготовлены рекомендации не только
для самого Олега, но и для его окружения: родителя (мамы), учителей. Это
необходимо для комплексной проработки мотивационной сферы ребенка.
Классному руководителю:
1.
Не акцентировать внимание мальчика
и его одноклассников на
«странности» Олега, обращаться с ним деликатно и доброжелательно,
при необходимости проводить контроль знаний в письменной форме.
2.
Стараться обращать его внимание на светлые стороны жизни,
доброжелательные, теплые отношения между людьми, воспитывать у
него оптимизм и уверенность в своих силах.
Маме:
1.
Обратить внимание на ограниченные социальные контакты сына,
объяснить значение общения для развития его личности. Подчеркнуть
роль индивидуальности мамы в формировании личности сына. Для
благополучия Олега ей самой нужно измениться и внести новшества в
распределение обязанностей в семье, разнообразить досуг.
2.
Стараться избегать жалоб на жизнь при сыне, реже самой предаваться
грустным мыслям и не обсуждать их с сыном.
3.
Поощрять новый социальный опыт Олега: участие в школьных
мероприятиях,
посещение
гостей.
По
возможности
расширять
собственный круг общения.
4.
Помочь мальчику войти в коллектив сверстников.
5.
Развивать в сыне самостоятельность: больше давать поручений по дому.
Олегу:
1.
Записаться в кружок по интересам, например «Робототехники».
2.
Правильно оценивать себя, осознавать свои сильные стороны и стараться
использовать их в установлении дружеских связей с ребятами.
3.
Дать себе «право на ошибку» меньше переживать из-за неприятных
ситуаций, связанных с общением и стараться сделать из них правильные
выводы.
Социальный педагог А.П. Шафикова