Автор: Хамзина Лилия Насиховна
Должность: инструктор по труду (целевой контингент - дети-инвалиды от 1-х до 18 лет)
Учебное заведение: ГАУСО "РЦДПОВ "Солнечный"
Населённый пункт: г. Казань, Приволжский район
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра"
Раздел: дополнительное образование
Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях
реабилитационного центра
Все дети уникальны в своем непосредственном характере, поведении,
представлении о мире. Они требуют не только внимания к себе, но и
понимания, личного подхода.
Дети с ограниченными возможностями нуждаются в поддержке
взрослого, его внимании и любви. В нашей стране работают многочисленные
реабилитационные центры. Их посещают многие дети с проблемами со
здоровьем. Группа детей с ограниченными возможностями разнообразна, в
нее входят дети с различными отклонениями в развитии, проявление которых
может быть различным.
У каждого ребенка свои потребности и свои особенности. А также
возможности
индивидуального
развития.
Таким
образом,
детям
с
нарушениями опорно - двигательного аппарата необходим щадящий режим.
Им противопоказаны длительные физические нагрузки, они быстро устают.
В социальной адаптации часто возникают трудности. Для них характерны
неудобства в движении, отсутствие концентрации внимания.
Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии (умственной
отсталостью) менее востребованы в образовании. Им требуется значительное
время на восприятие материала, что затрудняет выделение основной части
для установления внутренних связей между частями. Для умственно
отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени,
что мешает им ориентироваться на окружающих. Значительно позже таких
детей начинают различать по цвету, причем особую сложность представляют
для них различия в оттенках цвета.
Нарушение слуха у детей приводит к снижению уровня сенсорного
развития. Развитие восприятия предметов и формирование всего образа
предметов идет медленно. У глухонемых детей преобладают способности к
мышлению. Память таких детей характеризуется кратковременностью, что
связано с общим недоразвитием речи и малым словарным запасом.
Некоторые слабослышащие и глухие дети имеют комплексные нарушения,
при этом снижение слуха приводит к нарушениям зрения, интеллекта,
опорно-двигательного аппарата и др.
Детей с нарушениями речи отличает неустойчивость внимания и
памяти,
особенно
недоразвитость
речевых
навыков,
недостаточность
регулирующей
функции
речи,
низкий
уровень
контроля
над
своей
деятельностью,
нарушение
познавательной
деятельности,
низкая
работоспособность.
Самая принципиальная и важная задача, решаемая реабилитационными
центрами при работе с детьми - инвалидами, - обеспечение возможности их
максимальной и полноценной социальной интеграции. Среди них особую
роль играет психологическая реабилитация детей-инвалидов, оказание
психологической помощи семьям.
Основной целью психологического сопровождения данной категории
детей
является
выявление
у
детей
познавательных
способностей,
преодоление трудностей эмоционального развития, установление контактов
со сверстниками, взрослыми.
Для профессиональной деятельности в работе с детьми-инвалидами, по
мнению Малофеева Н.:
1.закономерности
психического
развития
человека,
возрастные
особенности развития человека в разные периоды его жизни.
2.особенности
темперамента,
характера,
психики,
анатомо-
физиологического развития человека.
3.закономерности развития групп и коллективов, возможные причины
конфликтов, состав благоприятного психологического микроклимата в
коллективе.
4.быть в курсе современных методик обследования и тестирования
детей и взрослых, современных достижений в области детской социальной и
других разделов психологии.
Работа по оказанию психологической помощи детям с ограниченными
возможностями в реабилитационных центрах ведется поэтапно.
1 этап. Обзор: уход за детьми в условиях детского сада, свободная
деятельность взрослых и детей; беседы с педагогами и родителями о
увлечениях и предпочтениях ребенка (помощь в преодолении трудностей
адаптации);
2-й этап. Психологическая диагностика: определение» проблемных "и"
успешных " зон развития (углубленное диагностическое обследование);
выбор методик, определение методов и приемов работы. Диагностика в
реабилитационном
центре
проводится
в
двух
формах-групповой
и
индивидуальной.
Кроме
того,
беседа
проводится
и
со
взрослыми,
воспитывающими
этих
детей.
По
результатам
диагностического
обследования
детей
планируется
коррекционно-развивающая
(индивидуальная) работа с ними.
Этап 3. Создание индивидуальных карт для детей с ограниченными
возможностями.
Этап
4.
Составление
и
проведение
коррекционно-развивающей
работы : составление индивидуального
маршрута с
ориентацией
на
ближайшую зону развития, подбор индивидуальных заданий; связь с
родителями и педагогами; домашняя работа; коррекция задач и методов
работы с ребенком. Виды коррекционной работы осуществляются через
индивидуальные коррекционные занятия, которые включают в себя:
• Словесные игры;
• Пальчиковые игры;
* Дидактические игры;
• Игровые ситуации;
* Сказкотерапия;
* Игры развития психических процессов;
* Упражнения на развитие психосенсорной сферы и эмоционального
общения.
5 этап. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и
родителями: повышение психологических знаний родителей и педагогов
через
индивидуальные,
групповые
консультации,
выступления
на
родительских собраниях, педсоветах. Путем организации круглых столов, с
помощью информации в родительских уголках и на общем стенде.
Этап 6. Контроль: итоговая диагностика;
Роль психологической реабилитации в условиях центра зависит от ряда
условий.
- Во-первых, у детей-инвалидов в результате различных заболеваний
наблюдаются различные нарушения и психологические отклонения.
Во-вторых, психологическая атмосфера в семьях, воспитывающих
детей-инвалидов,
зачастую
оказывается
неблагополучной,
психолого-
педагогической неграмотной, что приводит к тому, что дети развиваются
психологически, объективно не зависимо от течения болезни, либо к
усилению имеющихся у них психологических нарушений.
-
В-третьих,
эффективность
психологической
реабилитации
предполагает наличие положительного эффекта по отношению к другим
реабилитационным мероприятиям, что наиболее ярко проявляется в области
восстановительного лечения, общего и профессионального образования.
Таким образом, работа специалистов реабилитационных центров для
детей с ограниченными возможностями тесно связана с семьей ребенка,
поддержкой родителей и просвещением. Только совместными усилиями
можно
помочь
детям-инвалидам
развиваться
в
обществе,
получать
образование и социализироваться.