Напоминание

"Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра"


Автор: Хамзина Лилия Насиховна
Должность: инструктор по труду (целевой контингент - дети-инвалиды от 1-х до 18 лет)
Учебное заведение: ГАУСО "РЦДПОВ "Солнечный"
Населённый пункт: г. Казань, Приволжский район
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях

реабилитационного центра

Все дети уникальны в своем непосредственном характере, поведении,

представлении о мире. Они требуют не только внимания к себе, но и

понимания, личного подхода.

Дети с ограниченными возможностями нуждаются в поддержке

взрослого, его внимании и любви. В нашей стране работают многочисленные

реабилитационные центры. Их посещают многие дети с проблемами со

здоровьем. Группа детей с ограниченными возможностями разнообразна, в

нее входят дети с различными отклонениями в развитии, проявление которых

может быть различным.

У каждого ребенка свои потребности и свои особенности. А также

возможности

индивидуального

развития.

Таким

образом,

детям

с

нарушениями опорно - двигательного аппарата необходим щадящий режим.

Им противопоказаны длительные физические нагрузки, они быстро устают.

В социальной адаптации часто возникают трудности. Для них характерны

неудобства в движении, отсутствие концентрации внимания.

Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии (умственной

отсталостью) менее востребованы в образовании. Им требуется значительное

время на восприятие материала, что затрудняет выделение основной части

для установления внутренних связей между частями. Для умственно

отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени,

что мешает им ориентироваться на окружающих. Значительно позже таких

детей начинают различать по цвету, причем особую сложность представляют

для них различия в оттенках цвета.

Нарушение слуха у детей приводит к снижению уровня сенсорного

развития. Развитие восприятия предметов и формирование всего образа

предметов идет медленно. У глухонемых детей преобладают способности к

мышлению. Память таких детей характеризуется кратковременностью, что

связано с общим недоразвитием речи и малым словарным запасом.

Некоторые слабослышащие и глухие дети имеют комплексные нарушения,

при этом снижение слуха приводит к нарушениям зрения, интеллекта,

опорно-двигательного аппарата и др.

Детей с нарушениями речи отличает неустойчивость внимания и

памяти,

особенно

недоразвитость

речевых

навыков,

недостаточность

регулирующей

функции

речи,

низкий

уровень

контроля

над

своей

деятельностью,

нарушение

познавательной

деятельности,

низкая

работоспособность.

Самая принципиальная и важная задача, решаемая реабилитационными

центрами при работе с детьми - инвалидами, - обеспечение возможности их

максимальной и полноценной социальной интеграции. Среди них особую

роль играет психологическая реабилитация детей-инвалидов, оказание

психологической помощи семьям.

Основной целью психологического сопровождения данной категории

детей

является

выявление

у

детей

познавательных

способностей,

преодоление трудностей эмоционального развития, установление контактов

со сверстниками, взрослыми.

Для профессиональной деятельности в работе с детьми-инвалидами, по

мнению Малофеева Н.:

1.закономерности

психического

развития

человека,

возрастные

особенности развития человека в разные периоды его жизни.

2.особенности

темперамента,

характера,

психики,

анатомо-

физиологического развития человека.

3.закономерности развития групп и коллективов, возможные причины

конфликтов, состав благоприятного психологического микроклимата в

коллективе.

4.быть в курсе современных методик обследования и тестирования

детей и взрослых, современных достижений в области детской социальной и

других разделов психологии.

Работа по оказанию психологической помощи детям с ограниченными

возможностями в реабилитационных центрах ведется поэтапно.

1 этап. Обзор: уход за детьми в условиях детского сада, свободная

деятельность взрослых и детей; беседы с педагогами и родителями о

увлечениях и предпочтениях ребенка (помощь в преодолении трудностей

адаптации);

2-й этап. Психологическая диагностика: определение» проблемных "и"

успешных " зон развития (углубленное диагностическое обследование);

выбор методик, определение методов и приемов работы. Диагностика в

реабилитационном

центре

проводится

в

двух

формах-групповой

и

индивидуальной.

Кроме

того,

беседа

проводится

и

со

взрослыми,

воспитывающими

этих

детей.

По

результатам

диагностического

обследования

детей

планируется

коррекционно-развивающая

(индивидуальная) работа с ними.

Этап 3. Создание индивидуальных карт для детей с ограниченными

возможностями.

Этап

4.

Составление

и

проведение

коррекционно-развивающей

работы : составление индивидуального

маршрута с

ориентацией

на

ближайшую зону развития, подбор индивидуальных заданий; связь с

родителями и педагогами; домашняя работа; коррекция задач и методов

работы с ребенком. Виды коррекционной работы осуществляются через

индивидуальные коррекционные занятия, которые включают в себя:

• Словесные игры;

• Пальчиковые игры;

* Дидактические игры;

• Игровые ситуации;

* Сказкотерапия;

* Игры развития психических процессов;

* Упражнения на развитие психосенсорной сферы и эмоционального

общения.

5 этап. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и

родителями: повышение психологических знаний родителей и педагогов

через

индивидуальные,

групповые

консультации,

выступления

на

родительских собраниях, педсоветах. Путем организации круглых столов, с

помощью информации в родительских уголках и на общем стенде.

Этап 6. Контроль: итоговая диагностика;

Роль психологической реабилитации в условиях центра зависит от ряда

условий.

- Во-первых, у детей-инвалидов в результате различных заболеваний

наблюдаются различные нарушения и психологические отклонения.

Во-вторых, психологическая атмосфера в семьях, воспитывающих

детей-инвалидов,

зачастую

оказывается

неблагополучной,

психолого-

педагогической неграмотной, что приводит к тому, что дети развиваются

психологически, объективно не зависимо от течения болезни, либо к

усилению имеющихся у них психологических нарушений.

-

В-третьих,

эффективность

психологической

реабилитации

предполагает наличие положительного эффекта по отношению к другим

реабилитационным мероприятиям, что наиболее ярко проявляется в области

восстановительного лечения, общего и профессионального образования.

Таким образом, работа специалистов реабилитационных центров для

детей с ограниченными возможностями тесно связана с семьей ребенка,

поддержкой родителей и просвещением. Только совместными усилиями

можно

помочь

детям-инвалидам

развиваться

в

обществе,

получать

образование и социализироваться.



В раздел образования