Напоминание

Методическая разработка


Авторы: Прошкина Ольга Игоревна, Окладникова Анна Евгеньевна
Должность: Педагог дополнительного образования, ученица 9-го класса
Учебное заведение: МБОУ "Раздольненская СЩ им В.Н. Ролдугина"
Населённый пункт: п. Раздольный, Елизовский район, Камчатский край
Наименование материала: Игровые методы обучения актерскому мастерству в школьном театре
Тема: Методическая разработка
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ «Раздольненская СШ им В.Н. Ролдугина»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ

В ШКОЛЬНОМ ТЕАТРЕ

ПДО Прошкина Ольга Игоревна

Ученица 9-го класса Окладникова Анна

Актерское мастерство – это искусство художественного чтения –

творческое воплощение литературного произведения в звучащем слове.

Для детей огромное значение имеет всестороннее развитие. Все родители

стремятся максимально обеспечить своего ребенка самым лучшим, что

только может быть. К сожалению, не во всех случаях это воспринимается

должным образом со стороны детей, ведь современное изобилие самых

разнообразных устройств, начиная от компьютеров и заканчивая любыми

игрушками, способны оказать негативное влияние, вызывающее нежелание

получать образование, читать книги и сконцентрировать свое внимание на

одном деле. Постоянные внешние раздражители провоцируют развитие

эмоциональной нестабильности детей. Поэтому для многих очень тяжело

дается контроль над своими реакциями. Особенно трудный период

приходится на школу. Попадая в большой коллектив, ребенок понятия не

имеет как нужно себя вести, поэтому стесняется, робеет, становится

зажатым, ему трудно достичь уважения со стороны коллектива.

Ни одна секция или кружок не занимаются обучением взаимодействия с

окружающими в достаточных объемах. При правильном построении занятий,

театральная студия способна принести очень много пользы ребенку.

Занимаясь актерским мастерством можно раскрыть свой истинный

потенциал. Пребывая в процессе игры, дети познают свой внутренний мир,

учатся правильно понимать переживания любого человека и управлять

своими эмоциями, контролируют свои реакции.

Театральная

студия концентрирует свои занятия сразу по нескольким направлениям, во

время которых ребенок раскрепощается, устраняются психологические и

физические зажимы, развиваются навыки общения и манеры поведения на

публике. Чтобы решить поставленные задачи, используется большое

количество специальных упражнений. При этом, занимаясь, ребенок

начинает полностью меняться, и его личность начинает приобретать

правильные черты. Вместе с этим он становится дисциплинированным,

энергичным, способным сконцентрировать свое внимание на поставленной

задаче. Речь становится складной, исчезают комплексы. В результате ребенок

становится уверенным в себе, способным отстоять свое мнение. Данные

качества влияют на изменение психофизики и языка тела. Больше это не

стеснительный и зажатый школьник. Ему не страшно выступить перед

большой аудиторией и уверенно преподнести себя в различных коллективах.

Следует отметить, что актерское мастерство очень легко дается детям. Для

ребенка характерно то, что он с удовольствием познает для себя что-то новое

и увлекательное.

Данная методическая разработка содержит сборник практических заданий

и упражнений, по актерскому мастерству, способствующих развитию не

только творческих способностей детей, но и помогает им утвердиться как

самостоятельной личности, раскрепоститься, чувствовать себя уверенным

в общении. Каждый педагог выбирает упражнения, представленные в этом

пособии по своему усмотрению. Игровые упражнения нужно менять чаще,

чтобы у детей не пропал интерес к ним. При выборе упражнений, нужно

также учитывать поставленную задачу на конкретное занятие.

Основными задачами при выполнении рекомендуемых упражнений могут

являться:

Обучающие

- научить познавать свой внутренний мир, правильно понимать переживания

любого человека и управлять своими эмоциями, контролировать свои

эмоции.

Развивающие

- развитие многоплоскостного внимания и памяти, а также стремления к

саморазвитию;

- снятие внутренних зажимов;

Воспитательные

- совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства

причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к

творчеству каждого занимающегося в группе,

- воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и

ответственного отношения к работе;

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Приветствие (1-2 минуты)

Учащиеся встают в творческий полукруг, расправляют плечи, руки спокойно

опущены вдоль туловища. Педагог стоит лицом к учащимся. Дружные

аплодисменты – приветствуем друг друга, затем аплодируем каждый сам

себе – подбадриваем себя, аплодируем своему соседу слева, аплодируем

соседу справа, и вновь – дружными аплодисментами приветствуем всех

присутствующих в классе

Разогрев – настройка инструмента (2 – 3 минуты).

У каждого человека, работающего в любой сфере деятельности, есть свой

инструмент. Так, например, у плотника – молоток, гвозди; у маляра – кисть,

валик; у пианиста – пианино, а у актера – единственный инструмент,

которым он должен владеть в совершенстве – это его тело! Для того чтобы

начать работать со своим инструментом, его надо разогреть. Для этого

похлопаем себя по рукам, ногам, туловищу, чтобы придать тонус мышцам.

Затем хорошенько разотрем те же части тела, затем бережно погладим, чтобы

успокоить. А теперь тоже самое проделаем с соседом слева: похлопаем,

разотрем, погладим; затем – с соседом справа. Теперь инструмент актера

готов к выполнению тренинга.

Послушай-расскажи (8-9 минут)

Учащиеся закрывают глаза и мысленно сосредоточиваются на своем теле,

что происходит в нем. Через минуту упражнение останавливается хлопком. В

течение одной минуты воспитанники должны прислушаться к себе. Затем

начинается обсуждение, кто и что услышал (или может быть, почувствовал).

После, предлагается послушать что происходит в комнате, затем за её

пределами и завершается упражнение прослушиванием того что происходит

на улице (за пределами здания).

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

«Цветная память» (4 – 5 минут)

Для следующего упражнения педагогу понадобится 5 карточек разных

цветов. В начале условимся: какой цвет что будет обозначать. Начать можно

с простых физических действий. Например:

Красный – прыгать,

Желтый – топать,

Синий – хлопать,

Зеленый – приседать,

Фиолетовый – ползти.

Затем ребятам дается задание непрерывно, хаотично двигаться по классу, не

взаимодействуя друг с другом, как только поднимается карточка того или

иного цвета – выполнять ранее обговоренное задание, при этом продолжая

двигаться.

Сначала педагог поднимает по одной карточке, меняя их, затем можно и

усложнить, поднимая одновременно несколько карточек. В итоге можно

показать все 5 карточек.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Повтори за мной (2-3 мин.)

Дети сидят или стоят. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все,

что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно

слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой

палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

Запомни движения (2-3 мин.)

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят

очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

Угадай (3-4 мин.)

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается

повторить это задание 1 – 2 раза. Затем дети должны повторить эти действия

в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы

ведущим.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Исчезнувший предмет

На стол ставится несколько небольших предметов. Ребятам предлагается

запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий

прячет 1 игрушку и предлагает участникам игры отгадать, какую игрушку

спрятали.

«За покупками»

Запоминайте в течение необходимого вам времени список покупок. Затем,

не глядя на него, скажите, какой из представленных внизу списков —

правильный. Обратите внимание на то, что очередность могла измениться.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

Тень (1-2 мин.)

Из группы детей выбираются двое. Остальные – зрители . Один ребёнок –

путник , а другой – его тень. Путник идёт, выполняя различные движения, а

тень старается точно их повторить.

Запомни порядок! (3-5 мин.)

4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водя-

щий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем сто-

ит. Затем водящим становится другой.

Художник.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого

будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

«___________, ты у нас художник изучи внимательно всех присутствующих

ребят и опиши того, кого ты хочешь нарисовать».

Зеркало

«В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у

него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие

обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она

погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все

обезьянки топнули ногой… Что ни делала обезьянка, все остальные в

точности повторяли ее движения.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Шахматы

Игра развивает логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Пол расчерчен в клетку. Размер игрового поля 5м. х 3м. Размер клетки 0,5 м.

х 0,5 м. Дети становятся в клетку в шахматном поридке. Ведущий называет

ход шахматной фигуры. Дети выполняют ход.

Пешка – один шаг вперёд;

Ладья – два шага, - вперёд, назад, влево, вправо;

Слон – два шага по диагонали в любую сторону от исходной точки;

Конь – буквой «Г», два шага + один шаг в любую сторону от исходной

точки;

Игрокам необходимо избегать столкновения и выхода за пределы игрового

поля.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Крокодил.

Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство, событие. Простая, но

веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление,

учит быстро принимать решения.

Правила игры «Крокодил».

1. При показе слов игрок должен использовать только движения, жесты и

мимику.

2. Показывающему слова запрещается говорить и произносить какие-либо

звуки.

3. Можно отвечать на вопросы, но только посредством пантомимы.

4. Не разрешается показывать слова по буквам.

5. Нельзя проговаривать слова губами.

6. Загаданное словосочетание можно показывать отдельными словами.

Снег, палка, облако, стул, собака, свеча, дед мороз, глобус, ноутбук,

пальма, звезда, радуга, учитель.

Дюймовочка, великан, Снежная королева, Чичиков, Наташа Ростова,

Колобок, Василий Теркин, и др.

С помощью игры «Крокодил» можно показывать пословицы.

Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную

пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на

сцене.

Покажи пословицу:

1.

За одного битого двух небитых дают.

2.

Одна голова хорошо, а две лучше.

3.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

4.

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

5.

Тише едешь – дальше будешь.

6.

Глаза боятся, а руки делают.

7.

Сытый голодному не товарищ.

8.

Слезами горю не поможешь.

9.

Яйца курицу не учат.

10.

Как вы лодку назовёте – так она и поплывёт.

Моя история

Детям очень нравится такая игра. Предлагается придумать свою историю для

уже известного литературного персонажа: биографию – имя, фамилию, год

рождения, основные моменты жизни, его род деятельности и хобби. Такая

игра может стать отличным вариантом времяпровождения и в школе, и дома.

Тайна картины

Участникам предлагаются варианты картин без изображения людей и

придумать к картине свою фантазийную историю. Это может быть сказка,

комедия трагедия, легенда. Все выдуманные истории анализируются.

Буриме.

Эту литературную игру, известную еще с XVII века, можно считать еще

одним увлекательным упражнением для развития творческого воображения.

Смысл игры – в сочинении стихов на заданные рифмы.

Рифмы:

Кресло-тесто

Творог-пирог

доска-тоска

урок-звонок

Дождь - летал

Вождь – перестал

наряды – награды

чай – отвечай

Нинка – картинка

уши -груши

рот – бутерброд

глаза –чудеса

Не менее результативным приемом развития актерского мастерства

является Театр-экспромт. Этот метод не только развивает внимание, память,

воображение, но и учит взаимодействовать в коллективе, вовлекает в

групповую работу. Способствует организации единого творческого

коллектива, где успех зависит от каждого в отдельности и одновременно от

коллектива в целом

Экспромт – это значит мгновенно, быстро сделать, показать что-то.

ВАРИАНТЫ ТЕКСТОВ ДЛЯ ТЕАТРА-ЭКСПРОМТА

«ЛЕТНИЙ ЛУГ»

Радуга яркая проснулась!

Позевала, потянулась:

Тянет разные лучи!

Озорные огоньки!

Бабочки просыпаются,

Росою умываются!

Крылышками машут

Под радугою пляшут

Зайцы прыгают в воде,

Брызги падают везде!

Мышка по полю бежит,

И усами шевелит!

Зайцы радугу увидев

Прискакать решили к ней

Все ушами замахали

И от радости обняли!

Тут откуда не возьмись,

Слон и эльф с небес свалились

Розового цвета,как счастье на планете!

Розовый слоник с эльфом вместе решили спеть

Для радуги песню (от улыбки)

Бабочки порхают крылья расправляют,

Зайцам с радугой цветной поцелуйчик шлют большой!

Зайчихи бабочкам в ответ

Посылают свой привет!

Радуга качается от счастья улыбается!

Мышка с поля прибежала зайцев, бабочек и радугу она вдруг увидала,

И от радости такой писк мышиный звонким звуком зазвенел во всей округе…

Стали вместе все дружить

И вокруг цветной радуги хоровод водить!!!

Экспромт по мотивам народной сказки «РЕПКА»

Действующие лица: Ученик –«А я чё? Я ничё…», Лень –матушка – «Ба-а-

лдёж» Директор школы – «Что здесь происходит?», Классный руководитель-

«Они у меня хорошие» Маманя – «Куда только школа смотрит?», Папаня

–«Ремня получит!», Одноклассники- «Хорош дурака валять»

Актёры при упоминании их роли произносят свои фразы

Жил да был Ученик… И так себе он спокойно поживал, но обуяла Ученика…

Лень-матушка… Первым забеспокоился Директор школы… А Ученик ему…

Всё потому, что нашептывала ему на ушко Лень-матушка… Директор

школы… вызвал Классного руководителя… пошел к Ученику… Да только

тому по-прежнему шепчет Лень-матушка… Тогда Классный руководитель…

вызвал Маманю…Пошли Маманя… и Классный руководитель… к

Директору… и Сказал Директор… Классный руководитель… а Маманя… И

ответил на это Ученик… Потому что шептала ему на ушко Лень-матушка…

Отправилась Маманя… за Папаней… Пришли Папаня…, Маманя….

Классный руководитель…и Директор… к Ученику… А Ученик им … А

Лень-матушка ему… И рванул Папаня… за Одноклассниками…, потому как

любое дело в коллективе лучше решаемо. Прибежали Одноклассники… И

хотела бы сказать им Лень-матушка…, да только сначала сказал Директор…

Потом добавил Классный руководитель…Выступила Маманя… Громко

крикнул Папаня… После чего в спор вступили Одноклассники… На что

Ученик ответил…

«ЛЕТОМ» (музыкальное сопровождение «Звуки леса. Лето» )

Бабочки, Девочка, Сачок, Мальчик, Монетка.

Наступило лето.

На полянке весело летают БАБОЧКИ.

Прибегает ДЕВОЧКА с САЧКОМ в руках и пытается поймать БАБОЧЕК.

Но БАБОЧКИ проворно разлетаются в разные стороны.

Мимо идет МАЛЬЧИК.

Он о чем-то задумался и не заметил, как врезался в ДЕРЕВО.

МАЛЬЧИК потирает ушибленный лоб и плачет.

ДЕВОЧКА протягивает МОНЕТКУ, МАЛЬЧИК благодарит и прикладывает

МОНЕТКУ ко лбу.

ДЕТИ берутся за руки и вприпрыжку уходят из леса...

«СНЕГОВИК». (музыкальное сопровождение «Звуки зимнего леса)

Снег, Деревья, Снеговик, Ветер, Эхо, Солнце, Ворона, Поляна, Птичка, Нос,

Морковка, Зайчик, Вода,

…Пошел Снег. И в дремучем лесу среди могучих Деревьев поселился

Снеговик.

Он дружил с Вороной, играл с Ветерком и Эхом. Но Снеговик никогда не

видел Солнца. Ворона ему рассказывала, какое Солнце доброе и ласковое.

Снеговик очень хотел поздороваться с Солнышком. И вот Снеговик решил

идти к открытой Поляне, чтобы увидеть Солнце. Снеговик пробирался к

Поляне между деревьями. Деревья мешали ему своими ветками, а Снег

скрипел под ногами. Снеговик вышел на Поляну и увидел Солнце.

Солнце протянуло к нему свои лучики, Снеговик зажмурился от

удовольствия. А Солнышко всё больше обнимало Снеговика своими лучами

и ласково его грело. Птички пели в лесу. Эхо разносило по ветру их красивое

пение, а Ветерок носился между деревьями и щекотал всех. Снеговик был так

счастлив. Вдруг Ворона громко каркнула и Эхо разнесло карканье по всему

лесу.

Тут Снеговик почувствовал, что с его Носа капает Вода и Нос медленно тает.

Снеговик расстроился и заплакал.

Тут на полянку выскочил Зайчик. Он тоже пришел погреться под лучами

Солнышка .Зайчик увидел Снеговика без Носа и решил ему помочь.

Он вместо Носа подарил ему Морковку. И Снеговик стал таким красивым.

Засиял и заплясал от счастья. Так они танцевали с Зайчиком.

Снег скрипел, Ветерок всех щекотал, Деревья весело покачивали в такт

своими ветками. Птички пели. Ворона каркала. Эхо разносила все звуки по

лесу.

А Солнышко всех обнимало своими ласковыми лучами. И все были

счастливы…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ РЕСУРСОВ

Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды

Михаил Чехов. «Тайны актерского мастерства» 2000.АСТ, Прайм-Еврознак

Большая книга актерского мастерства. 2000.АСТ, Прайм-Еврознак

Актёрский тренинг для детей Феофанова И. Издательство ИТРК 2012г.



В раздел образования