Автор: Карпенко Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 30
Населённый пункт: Красноярский край г. Зеленогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Мой родной город"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Мой родной город»
для детей I подготовительной группы
«Родина для человека – самое дорогое
и священное, без чего человек
перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине –
месту, где человек родился.
Пояснительная записка.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей
составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать
патриотов своего города, надо его знать. Патриотизм – это любовь и привязанность
к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо,
беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в
дошкольном возрасте. Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого.
С любви к своему городу. Понятие «любовь к Родине» воспитывается примером
близких людей, окружения. Поэтому проект поможет осознать значимость и
важность семейного участия в процессе создания условий для становления основ
патриотического сознания. Проект подразумевает единение детей и взрослых,
поэтому полноправными участниками станут и родители.
Вид
проекта
:
групповой
Тип
проекта
:
творческий, познавательный, информационно-исследовательский,
краткосрочный.
Участники
проекта
:
дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 04.07. 2022г – 18.07. 2022г .
Гипотеза: Замыслом проекта является приобщение ребёнка к культуре своего
народа, пополнение знаний о родном городе, воспитание уважения к его традициям
и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путём
изучения культурного наследия. Проживая в городе Зеленогорск, дети мало знают
об истории возникновения города, почему именно так называется. Не следует
ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе
реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике,
достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город,
начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои
впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и
задачи проекта выполнены.
Актуальность темы.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному
краю, родной стране играет огромную роль в становлении личности. Воспитывать
патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической
задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или без
нравственным. То какие нравственные качества разовьются у ребёнка зависит,
прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того как они его
воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у
каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его
личными переживаниями.
И наша задача помочь узнать, чем красив и богат наш город, который носит
такое гордое имя. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край,
необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать чувство
восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, его
истории, культуре, природе.
Цель:
- воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через приобщение
его к истории родного города, знакомство с его прошлым и настоящим.
Задачи:
-формировать у дошкольников общее представление об истории родного города;
умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т. д.);
-воспитывать чувства гордости и патриотизма;
-воспитывать бережное отношение к природе родного города;
-пробуждать интерес к историческим, культурным, национальным,
географическим, экологическим особенностям и своеобразию родного города;
-формировать представление об обществе, о семье (её составе, родственных
отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и
др.);
-расширять представления о природном и животном мире.
В построение педагогического процесса по ознакомлению дошкольников
с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического порядка
описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям:
прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию
ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в
ребёнке полноправного партнёра.
Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для
самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с
учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и
познавательной сферы и др.
Принцип интеграции реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской
центральной библиотекой, музеем города. Содержание материала определяется с
учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-
культурными особенностями.
Связь с другими областями.
Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми
образовательными областями основной образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения («Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
- в совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
(прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную
активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников).
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры,
рассматривание картинок, иллюстраций).
- в процессе взаимодействия с семьями (создание альбомов, составление
маршрутов выходного дня, рисунки детей, выполненные совместно с родителями).
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит
эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький
исследователь и стремится к активной деятельности и педагог должен
способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская
деятельность, тем успешнее идет его развитие. Интеграция различных видов
деятельности, а также включение методов познавательной активности -
обеспечивают повышение интереса.
Формы работы по реализации основных задач программы:
совместная деятельность; целевые прогулки по городу; экскурсии с различной
тематикой о городе; праздники, развлечения; тематические выставки; встречи с
участниками исторических событий, людьми искусства; работа в мини-музее
группы детского сада.
Методы и приемы:
диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей; сюжетно-ролевые игры,
дидактические, подвижные игры; проблемные ситуации; проектирование;
конкурсы, викторины; экспериментирование; коллективно-творческие дела;
наблюдения; целевые прогулки и экскурсии; рассматривание картин, иллюстраций.
Комплекс методического обеспечения образовательного процесса:
дидактические и наглядные пособия; современные средства
ТСО (компьютеры, проектор); методическая, краеведческая, художественная
литература; репродукции и иллюстрации картин художников;
фотоальбомы «Родной город Зеленогорск», «Знаменитые люди», «Памятные
места и достопримечательности», и т. д.
Художественная литература на тему: «Зеленогорские поэты»; электронные
презентации в соответствии с тематическим планированием; аудиозаписи;
карта; символика России, города Зеленогорск; буклеты, наборы открыток;
Необходимые условия для реализации
проекта
:
заинтересованность родителей и детей; методические разработки.
Предполагаемые результаты:
Дети: имеют представления об истории родного города; могут рассказать о
достопримечательностях своей малой родины; заботятся о природных и
культурных ценностях города; уважают традиции города.
Воспитатели: разработаны конспекты занятий, практический материал по всем
видам детской деятельности.
Родители: повышен интерес к работе ДОУ, активно участвуют в конкурсах,
выставках, осуществляют помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Предварительная работа:
Формулирование целей и задач. Изучение методической литературы.
Составление перспективного плана. Создание развивающей среды.
Подбор игр и оборудования.Создание условий для изобразительной и
продуктивной деятельности.
Этапы проекта:
I этап
подготовительный
(04.07-06.07
):
изучение методической литературы; создание развивающей среды; подбор
игр и оборудования; создание условий для изобразительной и продуктивной
деятельности
II этап основной (07.07 – 12.07):
система реализации целей и задач проекта: тематический план;
перспективное планирование; сотрудничество с родителями; игры;
экскурсии; праздники; встречи с интересными людьми; выставки;
составление схем, карт, макетов, рассматривание картин, книг и открыток
о родном городе.
Экскурсия по территории д. сада « Природа наш второй дом» (развивать
любознательность, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к
природе).
Наблюдение в природе.
Чтение художественной литературы.
Рисование и аппликация на осеннюю тематику.
Закрепление знаний детей о Зеленогорске, его символах. Учить находить на карте
Красноярского края территорию нашего города. Беседа «Город, в которой мы
живём». Рассматривание на карте территории Зеленогорска и сравнение с другими
городами края. Лепка флага Зеленогорска. Прослушивание песен о городе.
Рассматривание фотографий.
Д. и. «Узнай флаг и герб»
Реки города. (сформировать понятие «река»). Сформировать знания детей о
главной реке города, откуда берёт своё начало. Рассказ воспитателя.
Рассматривание картинок и фотографий. Работа по карте.
Чтение художественной литературы.
Мой город родной. Исторические корни нашего города.
Познакомить с историй возникновения города, его местоположением. Рассказ
воспитателя об истории возникновения города. Рассматривание фотографий
Экскурсия в музей. Знакомство с работой музея, с экспозициями.
Улицы родного города. Названия улиц. Уточнить знания о том, как
в городе увековечена память о тех, кто его прославил (название
улиц) Беседа: «Улица, на которой я живу».Рассказ воспитателя о названиях улиц.
Рисование « Моя семья» (расширять знания детей о своей семье, учить
рассказывать о своих родственниках. Воспитывать любовь и уважение к самым
близким людям. Профессии моих родителей )
Беседы на тему "Где мы отдыхали " (рассматривание фотографий).
Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
Природа родного города. Расширить и уточнить представления детей о климате
города, области. Рассматривание картинок, фотографий нашего края.
Чтение художественной и познавательной литературы.
Экскурсии и наблюдение в природе за состоянием погоды, за растительным миром.
Посещение библиотеки (продолжать знакомить детей с библиотекой).
Архитектура нашего города ( знакомство с понятием архитектурные
памятники города. Воспитывать уважение и интерес к труду людей
строительных профессий. Рассказ воспитателя о том, кто такие архитекторы).
Конструирование из бумаги. «Дом на моей улице».
Беседа «Школы искусств нашего города – «Музыкальная», «Художественная».
Культурное наследие нашего города. Народные промыслы.
Познакомить с историей возникновения народных промыслов. Просмотр
фотографий. Рассказ воспитателя «Занятия местных жителей», «Изделия
народных умельцев».
Особенности хозяйственной деятельности и быта родного города.
Познакомить с особенностями хозяйственной деятельности людей родного города
и района. Дать представления о предприятиях города. Беседа с детьми о
предприятиях города, о том, где работают их родители.
Рассказ воспитателя о том, чем занимались жители города раньше, какие
предприятия существовали в городе.
Беседа с детьми о том, какие памятники архитектуры в своём городе они знают.
Рассказ воспитателя.
Люди, прославившие наш город (сформировать знания о людях, живших в
нашем городе). Рассказ воспитателя о людях, живших в нашем городе.
Чтение познавательной литературы.
Животный мир Расширить и уточнить представления детей о животных нашего
края. Беседа «Кто живёт в наших лесах». Чтение художественной и
познавательной литературы Рисование на тему: «Животные нашего края».
Растительный мир нашей местности Расширить и уточнить представления детей о
растениях нашего города. Игра «Я знаю это растение». Викторина «Во саду ли,
в огороде» Редкие растения нашего района. Серьезный разговор «Осторожно!
Ядовитые растения!»
Рассматривания иллюстраций «Памятники героев ВОВ» (воспитывать уважение
к людям, защищавшим страну во время ВОВ)
III этап заключительный (13.07 – 18.07)
оформление альбома о городе; проведение открытого обобщающего
мероприятия «Моя малая родина»; большая выставка детских работ;
обобщающая викторина.
Итоговая викторина «Что узнал о своём городе» (закрепить и систематизировать
знания детей о родном городе). Отгадывание загадок.
Д. и. «Назови улицу».
Беседа с детьми о тех местах, где они побывали на экскурсиях.
Рассматривание фотографий.
Создание альбома «Зеленогорск вчера и сегодня»
Придумывание рассказов тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
Знакомство с пословицами:
«Человек без Родины, — что соловей без песни»,
«Одна у человека мать, — одна у него и Родина»,
«За морем теплее, — а на Родине светлее»,
«На чужой сторонушке — рад своей воронушке»
Чтение художественной литературы:
Рассматривание иллюстраций, буклетов, фотографий о городе, картин художников,
просмотр видеоролика «Экскурсия по Зеленогорску». Чтение книг о родном городе,
стихов, рассказов.«Герб» - аппликация;
Игра - викторина «Знатоки города».
*********************************************
Консультация «Формирование начал патриотических чувств».
Консультация «Выходной с детьми».
Консультация «С чего начинается Родина?»
Презентации «Моя семья – мой дом родной».
Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?»
Книжка - самоделка по ознакомлению с родным городом
Беседы: «Мой адрес», «Улица, на которой находится наш детский сад».
Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по городу», «Какой наш город», «Кто
что делает», « Идём в детский сад», «Семья», «Мы – строители», «Почта»,
«Библиотека», «Мы – экскурсоводы», «Наша улица», «Больница».
Художественное – эстетическое развитие. Выставка рисунков
«Мой любимый город Зеленогорск».
Речевое развитие. Составление творческих рассказов «За что я люблю свой город».
В ходе реализации проекта «Мой любимый город» были достигнуты результаты:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его
достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической
значимости, символике города; возникновение стойкого интереса к прошлому,
настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости,
любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Перспективы проекта: в дальнейшем планируем продолжить работу по знакомству
с городом и его окрестностями.
Список используемой литературы:
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью, -М. 2003.
3. Козлова С. А., «Я – человек». Программа приобщения ребенка к социальному
миру. - М. 2012.
4.«Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского
сада» Т. С. Комарова. Москва 2012 г.
5. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2010г.
6. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М. : ТЦ Сфера,
2005.
7. Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л. А. Кондрыкинской. -2007.
8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. -М.
2007.
9. Круглова Т. А., Ерохина Е. Л. Государственные символы России. - М, 2002.
10. Лосева А. Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от
А до Я,2003,№ 3.