Напоминание

Проект "Мой родной город"


Автор: Карпенко Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 30
Населённый пункт: Красноярский край г. Зеленогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Мой родной город"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Мой родной город»

для детей I подготовительной группы

«Родина для человека – самое дорогое

и священное, без чего человек

перестаёт быть личностью»

В. А. Сухомлинский

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине –

месту, где человек родился.

Пояснительная записка.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей

составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать

патриотов своего города, надо его знать. Патриотизм – это любовь и привязанность

к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо,

беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в

дошкольном возрасте. Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого.

С любви к своему городу. Понятие «любовь к Родине» воспитывается примером

близких людей, окружения. Поэтому проект поможет осознать значимость и

важность семейного участия в процессе создания условий для становления основ

патриотического сознания. Проект подразумевает единение детей и взрослых,

поэтому полноправными участниками станут и родители.

Вид

проекта

:

групповой

Тип

проекта

:

творческий, познавательный, информационно-исследовательский,

краткосрочный.

Участники

проекта

:

дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 04.07. 2022г – 18.07. 2022г .

Гипотеза: Замыслом проекта является приобщение ребёнка к культуре своего

народа, пополнение знаний о родном городе, воспитание уважения к его традициям

и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путём

изучения культурного наследия. Проживая в городе Зеленогорск, дети мало знают

об истории возникновения города, почему именно так называется. Не следует

ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе

реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике,

достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город,

начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои

впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и

задачи проекта выполнены.

Актуальность темы.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и

длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному

краю, родной стране играет огромную роль в становлении личности. Воспитывать

патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической

задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или без

нравственным. То какие нравственные качества разовьются у ребёнка зависит,

прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того как они его

воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у

каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его

личными переживаниями.

И наша задача помочь узнать, чем красив и богат наш город, который носит

такое гордое имя. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край,

необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать чувство

восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, его

истории, культуре, природе.

Цель:

- воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через приобщение

его к истории родного города, знакомство с его прошлым и настоящим.

Задачи:

-формировать у дошкольников общее представление об истории родного города;

умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т. д.);

-воспитывать чувства гордости и патриотизма;

-воспитывать бережное отношение к природе родного города;

-пробуждать интерес к историческим, культурным, национальным,

географическим, экологическим особенностям и своеобразию родного города;

-формировать представление об обществе, о семье (её составе, родственных

отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и

др.);

-расширять представления о природном и животном мире.

В построение педагогического процесса по ознакомлению дошкольников

с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического порядка

описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям:

прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию

ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в

ребёнке полноправного партнёра.

Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для

самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с

учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и

познавательной сферы и др.

Принцип интеграции реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской

центральной библиотекой, музеем города. Содержание материала определяется с

учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-

культурными особенностями.

Связь с другими областями.

Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми

образовательными областями основной образовательной программы дошкольного

образовательного учреждения («Познавательное развитие», «Речевое

развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

- в совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов

(прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную

активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников).

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры,

рассматривание картинок, иллюстраций).

- в процессе взаимодействия с семьями (создание альбомов, составление

маршрутов выходного дня, рисунки детей, выполненные совместно с родителями).

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит

эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький

исследователь и стремится к активной деятельности и педагог должен

способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская

деятельность, тем успешнее идет его развитие. Интеграция различных видов

деятельности, а также включение методов познавательной активности -

обеспечивают повышение интереса.

Формы работы по реализации основных задач программы:

совместная деятельность; целевые прогулки по городу; экскурсии с различной

тематикой о городе; праздники, развлечения; тематические выставки; встречи с

участниками исторических событий, людьми искусства; работа в мини-музее

группы детского сада.

Методы и приемы:

диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей; сюжетно-ролевые игры,

дидактические, подвижные игры; проблемные ситуации; проектирование;

конкурсы, викторины; экспериментирование; коллективно-творческие дела;

наблюдения; целевые прогулки и экскурсии; рассматривание картин, иллюстраций.

Комплекс методического обеспечения образовательного процесса:

дидактические и наглядные пособия; современные средства

ТСО (компьютеры, проектор); методическая, краеведческая, художественная

литература; репродукции и иллюстрации картин художников;

фотоальбомы «Родной город Зеленогорск», «Знаменитые люди», «Памятные

места и достопримечательности», и т. д.

Художественная литература на тему: «Зеленогорские поэты»; электронные

презентации в соответствии с тематическим планированием; аудиозаписи;

карта; символика России, города Зеленогорск; буклеты, наборы открыток;

Необходимые условия для реализации

проекта

:

заинтересованность родителей и детей; методические разработки.

Предполагаемые результаты:

Дети: имеют представления об истории родного города; могут рассказать о

достопримечательностях своей малой родины; заботятся о природных и

культурных ценностях города; уважают традиции города.

Воспитатели: разработаны конспекты занятий, практический материал по всем

видам детской деятельности.

Родители: повышен интерес к работе ДОУ, активно участвуют в конкурсах,

выставках, осуществляют помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Предварительная работа:

Формулирование целей и задач. Изучение методической литературы.

Составление перспективного плана. Создание развивающей среды.

Подбор игр и оборудования.Создание условий для изобразительной и

продуктивной деятельности.

Этапы проекта:

I этап

подготовительный

(04.07-06.07

):

изучение методической литературы; создание развивающей среды; подбор

игр и оборудования; создание условий для изобразительной и продуктивной

деятельности

II этап основной (07.07 – 12.07):

система реализации целей и задач проекта: тематический план;

перспективное планирование; сотрудничество с родителями; игры;

экскурсии; праздники; встречи с интересными людьми; выставки;

составление схем, карт, макетов, рассматривание картин, книг и открыток

о родном городе.

Экскурсия по территории д. сада « Природа наш второй дом» (развивать

любознательность, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к

природе).

Наблюдение в природе.

Чтение художественной литературы.

Рисование и аппликация на осеннюю тематику.

Закрепление знаний детей о Зеленогорске, его символах. Учить находить на карте

Красноярского края территорию нашего города. Беседа «Город, в которой мы

живём». Рассматривание на карте территории Зеленогорска и сравнение с другими

городами края. Лепка флага Зеленогорска. Прослушивание песен о городе.

Рассматривание фотографий.

Д. и. «Узнай флаг и герб»

Реки города. (сформировать понятие «река»). Сформировать знания детей о

главной реке города, откуда берёт своё начало. Рассказ воспитателя.

Рассматривание картинок и фотографий. Работа по карте.

Чтение художественной литературы.

Мой город родной. Исторические корни нашего города.

Познакомить с историй возникновения города, его местоположением. Рассказ

воспитателя об истории возникновения города. Рассматривание фотографий

Экскурсия в музей. Знакомство с работой музея, с экспозициями.

Улицы родного города. Названия улиц. Уточнить знания о том, как

в городе увековечена память о тех, кто его прославил (название

улиц) Беседа: «Улица, на которой я живу».Рассказ воспитателя о названиях улиц.

Рисование « Моя семья» (расширять знания детей о своей семье, учить

рассказывать о своих родственниках. Воспитывать любовь и уважение к самым

близким людям. Профессии моих родителей )

Беседы на тему "Где мы отдыхали " (рассматривание фотографий).

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Природа родного города. Расширить и уточнить представления детей о климате

города, области. Рассматривание картинок, фотографий нашего края.

Чтение художественной и познавательной литературы.

Экскурсии и наблюдение в природе за состоянием погоды, за растительным миром.

Посещение библиотеки (продолжать знакомить детей с библиотекой).

Архитектура нашего города ( знакомство с понятием архитектурные

памятники города. Воспитывать уважение и интерес к труду людей

строительных профессий. Рассказ воспитателя о том, кто такие архитекторы).

Конструирование из бумаги. «Дом на моей улице».

Беседа «Школы искусств нашего города – «Музыкальная», «Художественная».

Культурное наследие нашего города. Народные промыслы.

Познакомить с историей возникновения народных промыслов. Просмотр

фотографий. Рассказ воспитателя «Занятия местных жителей», «Изделия

народных умельцев».

Особенности хозяйственной деятельности и быта родного города.

Познакомить с особенностями хозяйственной деятельности людей родного города

и района. Дать представления о предприятиях города. Беседа с детьми о

предприятиях города, о том, где работают их родители.

Рассказ воспитателя о том, чем занимались жители города раньше, какие

предприятия существовали в городе.

Беседа с детьми о том, какие памятники архитектуры в своём городе они знают.

Рассказ воспитателя.

Люди, прославившие наш город (сформировать знания о людях, живших в

нашем городе). Рассказ воспитателя о людях, живших в нашем городе.

Чтение познавательной литературы.

Животный мир Расширить и уточнить представления детей о животных нашего

края. Беседа «Кто живёт в наших лесах». Чтение художественной и

познавательной литературы Рисование на тему: «Животные нашего края».

Растительный мир нашей местности Расширить и уточнить представления детей о

растениях нашего города. Игра «Я знаю это растение». Викторина «Во саду ли,

в огороде» Редкие растения нашего района. Серьезный разговор «Осторожно!

Ядовитые растения!»

Рассматривания иллюстраций «Памятники героев ВОВ» (воспитывать уважение

к людям, защищавшим страну во время ВОВ)

III этап заключительный (13.07 – 18.07)

оформление альбома о городе; проведение открытого обобщающего

мероприятия «Моя малая родина»; большая выставка детских работ;

обобщающая викторина.

Итоговая викторина «Что узнал о своём городе» (закрепить и систематизировать

знания детей о родном городе). Отгадывание загадок.

Д. и. «Назови улицу».

Беседа с детьми о тех местах, где они побывали на экскурсиях.

Рассматривание фотографий.

Создание альбома «Зеленогорск вчера и сегодня»

Придумывание рассказов тему: «Из окна, из окна наша улица видна».

Знакомство с пословицами:

«Человек без Родины, — что соловей без песни»,

«Одна у человека мать, — одна у него и Родина»,

«За морем теплее, — а на Родине светлее»,

«На чужой сторонушке — рад своей воронушке»

Чтение художественной литературы:

Рассматривание иллюстраций, буклетов, фотографий о городе, картин художников,

просмотр видеоролика «Экскурсия по Зеленогорску». Чтение книг о родном городе,

стихов, рассказов.«Герб» - аппликация;

Игра - викторина «Знатоки города».

*********************************************

Консультация «Формирование начал патриотических чувств».

Консультация «Выходной с детьми».

Консультация «С чего начинается Родина?»

Презентации «Моя семья – мой дом родной».

Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?»

Книжка - самоделка по ознакомлению с родным городом

Беседы: «Мой адрес», «Улица, на которой находится наш детский сад».

Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по городу», «Какой наш город», «Кто

что делает», « Идём в детский сад», «Семья», «Мы – строители», «Почта»,

«Библиотека», «Мы – экскурсоводы», «Наша улица», «Больница».

Художественное – эстетическое развитие. Выставка рисунков

«Мой любимый город Зеленогорск».

Речевое развитие. Составление творческих рассказов «За что я люблю свой город».

В ходе реализации проекта «Мой любимый город» были достигнуты результаты:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его

достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической

значимости, символике города; возникновение стойкого интереса к прошлому,

настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости,

любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Перспективы проекта: в дальнейшем планируем продолжить работу по знакомству

с городом и его окрестностями.

Список используемой литературы:

1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е.

Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью, -М. 2003.

3. Козлова С. А., «Я – человек». Программа приобщения ребенка к социальному

миру. - М. 2012.

4.«Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского

сада» Т. С. Комарова. Москва 2012 г.

5. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2010г.

6. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М. : ТЦ Сфера,

2005.

7. Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л. А. Кондрыкинской. -2007.

8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. -М.

2007.

9. Круглова Т. А., Ерохина Е. Л. Государственные символы России. - М, 2002.

10. Лосева А. Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от

А до Я,2003,№ 3.



В раздел образования