Напоминание

"Диалог"


Автор: Воронежцева Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №72
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Диалог"
Раздел: начальное образование





Назад




П-13.3а-б. Карточки со словами: «диалог», «основные условия ведения диалога».

П-13.4а-б. Цель

и план урока.

П—13.5. Тексты для инсценировки диалогов.

П—13.6. Рабочая карта открытия (по количеству групп).

3. Нашейки к уроку 13 «Учусь вести диалог».

4. SmtLWH к уроку 13 «Учусь вести диалог» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия»)..

5. Презентация к уроку 13: слайды 1 — 14 (на диске).

6. Видео к уроку 13 (на диске).

7. Дополнительный материал к уроку: материалы для занятий клуба «Почемучка» (на диске).

8. Маркеры (по количеству групп).

Ход урока:

/. Мотивация к учебной деятельности.

Начнем урок с видеофрагмента из мультфильма « Вовка в тридевятом царстве» Слайд

О чем мечтает школьник Вовка?(Он мечтает о сказочной жизни, ведь в сказках делается все по «щучьему

велению»

Какие качества мешают Вовке учиться? (Лень, слабая воля, отсутствие терпения,

активности)

Какие

личностные

качества

помогают

вам

учиться?

(Трудолюбие,

целеустремленность,

вера

в

себя,

терпение…)(Слайд)

На уроке мы не только закаляем волю и воспитываем характер ,но и узнаем много нового и интересного.

Сегодня у нас урок открытия нового знания. Посмотрите на шаги, которые проходит ученик на уроке

открытия

нового

знания.(Слайд3)

Шаги — «фиксирую затруднение»

и

«определяю причину

затруднения»

закрыты.

Назовите

пропущенные

шаги

Смайлика.

(Фиксация

затруднения

и

определение

причины

затруднения

.)

Сегодня во время урока мы потренируемся правильно их фиксировать и выполнять.

Слайд 3, анимация 1.

Для того чтобы узнать, какое новое знание на уроке вы будете сегодня открывать, я вам предлагаю

отгадать

кроссворд.

Слайду 4.

Посмотрите на кроссворд. Ключевое слово расположено по вертикали. Чтобы его отгадать, нужно записать

слова по горизонтали. Вы уже можете отгадать первые два слова, которые как раз и обозначают пропущенные

шаги

Смайлика.

«затруднение» и «причи

на» или использует

Слайд 4, анимация 1—2.

Для того чтобы отгадать следующие два слова по горизонтали, определите, в какой роли на

ходится

ученик,

если его цель — правильно передать свою мысль. (В роли

автора.)

Слайд 4, анимация 3.

В какой роли находится ученик, если его цель — правильно понять автора. (В роли

понимающего. )

Слайд 4, анимация 4.

Добавьте недостающую букву в колонку по вертикали и прочтите слово, которое позволит вам узнать, о чём

мы будем говорить сегодня на уроке.

Назовите получившееся слово. (Диалог.)

Слайд 4, анимация 5.

Итак, вы сегодня будете открывать новое о диалоге. Как действует ученик, когда открывает новые знания?

(Учащиеся называют два этапа учебной деятельности) Слайд

Верно, желаю вам успехов в вашей работе. Вы умеете работать, как настоящие ученики, и поэтому у вас все

получится.

Слайд 5.

А помогут вам сделать открытие, то есть разобраться с возникающими вопросами, наши смайлики —

Шустрик и Болтушка.

Открыть

Слайд 5,

анимация /

Пожелайте друг другу удачи.

Ученики берутся за руки и говорят слова: «Мы вместе, значит, у нас всё получится! Удачи!»

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Актуализация знаний о диалоге.

С какого шага начнем урок открытия нового знания? (С повторения необходимого

Сначала давайте вспомним, какое определение диалога вы знаете? (Диалог — это разговор двух лиц.

Где вы можете уточнить определение диалога? (В словаре.)

В словаре Ожегова дается такое определение. (

Слайд 6).

Подумайте, какие эталоны вам надо повторить, если вы будете узнавать что-то новое о диа

логе?

(Учащиеся

могут назвать эталоны «Правила работы в паре», «Я — автор. Я — понимаю

щий», «Секреты успешного

выступления»,

«Секрет

понимания»...)

Молодцы. Я, как организатор вашей деятельности, предлагаю оставить только эталоны «Правила

работы в паре» и «Я — автор. Я — понимающий».

2)

Актуализация знаний о правилах работы в паре

.

Первое задание: в задании № 1 учебного пособия допишите те правила работы в паре, которые вы

будете

применять

при

ведении

диалога.

Проверьте.

Слайд 7.

3)

Актуализация знаний о правилах автора и о правилах понимающего.

Вы определили, что в диалоге участвуют два человека. Какие роли они будут выполнять? (Роль

автора и роль понимающего.)

Мы и сегодня, и на прошлых уроках говорили об авторе и понимающем. Открыть эталон

Учитель

вывешивает Д—11.4, эталон «Я — автор. Я — понимающий».

Предлагаю поработать в паре. Поочерёдно называйте друг другу правила автора и понимающего.

Поднимите руку, кому приходилось быть в роли автора и применять данные правила?

Поднимите руку, кому приходилось быть в роли понимающего и применять данные правила?

Обобщите, что вы повторили. (Что такое диалог, правила работы в паре, цели и правила автора и

понимающего.) (Слайд 8, анимация 1—5)

4)

Мотивация

к

пробному

действию

Какое задание я вам сейчас предложу?( Задание на пробное действие)

С какой целью я предложу вам пробное действие? (Чтобы мы смогли понять, что мы не знаем.)

Умение правильно и убедительно говорить, вести диалог с собеседником ценилось во все времена.

Недаром древние мыслители возвели умение вести диалог в ранг науки и искусства. Сегодня, когда

успех того или иного дела напрямую связан с общением с множеством людей, эта способность стала

необходима каждому человеку. Как вы думаете, а ученику необходимо умение вести диалог? Приведите

примеры, когда вам приходилось вести диалог или вступать в диалог. (При работе в парах, при

обсуждении

вопросов

с

товарищем,

с

родителями.)

Чтобы

диалог

состоялся,

важно

соблюдать основные условия ведения диалога.

Учитель

открывает Слайд 9

\

ОСНОВНЫЕ

УСЛОВИЯ

ВЕДЕНИЯ

ДИАЛОГА

ч________________________________________

5)

Задание на пробное действие

.

Попробуйте

назвать основные условия ведения диалога. Выполните задание № 2 учебного пособия.

Что

, на ваш взгляд, должно быть выполнено, чтобы диалог состоялся

?

Ученикам предлагается записать условия диалога в эталон на с. 43 учебника.

Поднимите руку, у кого нет результата. В чём ваше затруднение? (Я пока не могу назвать основные

условия

ведения

диалога.)

Поднимите руку, кто выполнил задание? Можете ли вы обосновать свой результат? Не за

бывайте,

обосновать — это значит предъявить эталон. (Нет.)

Зафиксируйте своё затруднение. (Я пока не могу обосновать, что верно назвал основные условия

ведения

диалога.)

У вас возникло затруднение. Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением? (Надо

остановиться и подумать.)

Над чем будете думать? (Над причиной затруднения.)

3.Выявление места и причины затруднения.

Вспомните, какое задание вы выполняли?(Назвать основные условия ведения диалога)

В чем причина затруднения.? (Я не знаю основные условия, которые надо выполнять, чтобы диалог

состоялся.)

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Исходя из причины затруднения, поставьте перед собой цель и зафиксируйте её. (Узнать основные

условия ведения диалога.)

Согласованная цель фиксируется на доске

(77— 13.4а).

Сформулируйте тему нашего урока. (Диалог; условия ведения диалога; учусь вести диалог...)

Согласованную тему урока учитель записывает на доске.

Какими средствами вы можете воспользоваться для того, чтобы узнать основные условия ведения

диалога? (Мы можем воспользоваться знаниями эталонов, которые повторили, энци

клопедией,

учебником,

Интернетом...)

Молодцы, вы предложили разные средства для достижения цели. Я предлагаю вам посмо

треть

сюжеты, в которых беседуют ученики. Ваша задача будет посмотреть и сказать, ка

кие условия точно

нарушили ученики. То есть открытие вы будете делать методом «наоборот». В науке этот метод

называется «от противоположного.» Если это условие наруше

но, диалог не состоялся, значит, для

успешного ведения диалога оно должно быть.

.

(

Слайд 10

).

Я открыла вам первый шаг плана. Как выдумаете, какие шаги будут следующие? (Надо про

-

анализировать предложенные сюжеты, выбрать основные условия ведения диалога, затем за

-

фиксировать эти условия, то есть составить эталон.)

Открыть полный план (Слайд 10, анимация 1—3).

ПЛАН:

1.

Посмотреть.

2.

Проанализировать.

Что будете делать потом? (Затем мы проанализируем диалоги и выберем условия ведения

диалога.)

Какой следующий шаг? (Сделаем вывод и зафиксируем условия, которые надо выполнять,

чтобы диалог состоялся.)

Итак, у вас есть план, по которому вы будете действовать, и рабочая карта, в которой вы

будете отвечать на вопросы и фиксировать результаты своей работы. Работать вы будете в груп

-

пах. . Действуйте смелее. Я желаю вам удачи.

5.

Реализация построенного проекта.

Помогать мне будут наши ученики

Смотрим 1 сюжет

Проанализируйте

Смотрим 2 сюжет

Проанализируйте

Смотрим 3 сюжет

(

Слайд 11 или

Д—13.1).

Какие условия ведения диалога вы смогли вывести? (Нужна единая тема, смена ролей и вза

-

имопонимание.)

У вас получился эталон «Учусь вести диалог», который вы будете использовать не только на

уроках, но и вне школы — при общении с родителями, со сверстниками, с взрослыми. Преодо

-

лели вы затруднение? (Да.)

Дома вы можете подумать и дописать, при желании, своё условие ведения диалога в пустой

прямоугольник под эталоном (

Слайд 11, анимация 1)

Физкультминутка.

6.

Первичное закрепление во внешней речи.

Мы открыли новый эталон

Какой следующий шаг ученика на уроке? (Будем учиться применять новое знание.)

Поможет нам в этом

задание № 4 учебного пособия. Какое задание надо выполнить? (Про

-

анализировать тексты ситуаций из

задания №3 и выяснить, какие условия ведения диалога вы

-

полнены.)

П

Прочитайте ситуацию №1 и назовите условия, которые выполняются.(В этом тексте выполняется условие

смена ролей, поэтому в таблице ставим знак плюс напротив этого условия , а общей темы и

взаимопонимания не было, поэтому ставим в таблице напротив этих условий знак «минус» Слайд 12

анимация 1-3)Если участники разговора не выполнили два основных условия, можно сказать, что диалог

состоялся?

(Нет.)

С текстами № 2 и 3 учащиеся работают в парах, затем проверка осуществляется фронтально или по образцу

Слайда 12,

анимация 4—9.

Какое условие выполнено во второй ситуации? (Соблюдалась единая тема.)

Верно, с натяжкой можно сказать, что это условие выполнено, ведь второму участнику не удалось сказать

ни слова... Можно ли считать, что в этой ситуации есть взаимопонимание, сме

на ролей? (Нет.)

В третьей ситуации единая тема была? (Да.)

А смена ролей? (Да.)

Чего же не хватило собеседникам? (Взаимопонимания, уважения друг к другу.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Как вы можете проверить, что запомнили основные условия ведения диалога? (Выполнить

самостоятельную

работу.)

Найдите в учебном пособии

задание 5. Какое задание надо выполнить? (Прочитать сти

хотворение,

записать, какие условия ведения диалога выполнены, и сделать вывод, состоялся диалог или нет.)

Учащиеся

самостоятельно

выполняют

задание №5 в учебном пособии и проверяют свою работу по

Слайду

13,

анимация 1—4

Проверьте свою работу.

У кого есть ошибки?

Почему они появились? Исправьте их.

Кто всё выполнил верно?

Оцените свою работу (Слайд 13, анимация 5—6).

Молодцы! Идём дальше.

8.Включение в систему знаний.

Только ли на уроках вы будете использовать данный эталон? (Нет, знание основных условий ведения

диалога нам пригодится на внешкольных занятиях, в жизни, когда надо обсудить какой-либо вопрос.)

Выполним задание №6

Побывав на страницах разных сказок, Вовка понял, что необходимо всему учиться, делать работу самому.

Смотрим еще один фрагмент из мультфильма .(Слайд)

7.

Рефлексия деятельности на уроке.

Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

Какую цель вы сегодня ставили на уроке? (Узнать условия, которые надо выполнять, чтобы диалог

состоялся.)

Вы узнали эти условия? (Да, у нас есть эталон «Учусь вести диалог».)

Назовите условия, которые должен выполнять каждый участник диалога. (Учащиеся назы

-

вают условия успешного ведения диалога.)

Что может произойти, если вы не будете соблюдать эти условия? (Диалог не состоится.)

Что вам поможет соблюдать эти условия? (Эталоны, которые мы открывати на предыдущих

уроках: «Я — автор, я — понимающий», «Правила работы в паре», «Терпение» и др.)

Кто может воспользоваться эталоном «Учусь вести диалог»? (Я, ученики, родители,

каждый

человек.)

Расскажите о сегодняшнем уроке своим родителям, покажите эталон, выберите

вместе тему и потренируйтесь вести диалог. А завтра поделитесь своим опытом, как вы

учились вести диа

лог с родителями.

Пришло время для оценки результатов своей работы с помощью «Лесенки успеха»

Оцените свою работу.

Слайд 14, анимация 1-4.

Возможные критерии для оценивания:

1 ступенька — запомнил тему урока, с самостоятельной работой не справился.

2ступенька — запомнил тему урока, запомнил эталон, были ошибки в самостоятельной работе.

3

ступенька запомнил тему, эталон, не было ошибок в самостоятельной работе.

4ступенька — запомнил тему, эталон, могу объяснить другим, ошибок не допустил.

Спасибо вам за честность, активность на уроке.

Урок окончен.

Кто хочет объяснить свой выбор? (Ответы детей.)

Наш урок заканчивается. Дома, на уроках по другим предметам вы будете учиться выпол

-

нять условия ведения диалога, которые вы сегодня открыли. Спасибо за активную работу на

уроке.



В раздел образования