Автор: Воронежцева Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №72
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Диалог"
Раздел: начальное образование
П-13.3а-б. Карточки со словами: «диалог», «основные условия ведения диалога».
П-13.4а-б. Цель
и план урока.
П—13.5. Тексты для инсценировки диалогов.
П—13.6. Рабочая карта открытия (по количеству групп).
3. Нашейки к уроку 13 «Учусь вести диалог».
4. SmtLWH к уроку 13 «Учусь вести диалог» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия»)..
5. Презентация к уроку 13: слайды 1 — 14 (на диске).
6. Видео к уроку 13 (на диске).
7. Дополнительный материал к уроку: материалы для занятий клуба «Почемучка» (на диске).
8. Маркеры (по количеству групп).
Ход урока:
/. Мотивация к учебной деятельности.
Начнем урок с видеофрагмента из мультфильма « Вовка в тридевятом царстве» Слайд
О чем мечтает школьник Вовка?(Он мечтает о сказочной жизни, ведь в сказках делается все по «щучьему
велению»
Какие качества мешают Вовке учиться? (Лень, слабая воля, отсутствие терпения,
активности)
Какие
личностные
качества
помогают
вам
учиться?
(Трудолюбие,
целеустремленность,
вера
в
себя,
терпение…)(Слайд)
На уроке мы не только закаляем волю и воспитываем характер ,но и узнаем много нового и интересного.
— Сегодня у нас урок открытия нового знания. Посмотрите на шаги, которые проходит ученик на уроке
открытия
нового
знания.(Слайд3)
Шаги — «фиксирую затруднение»
и
«определяю причину
затруднения»
закрыты.
— Назовите
пропущенные
шаги
Смайлика.
(Фиксация
затруднения
и
определение
причины
затруднения
.)
— Сегодня во время урока мы потренируемся правильно их фиксировать и выполнять.
Слайд 3, анимация 1.
— Для того чтобы узнать, какое новое знание на уроке вы будете сегодня открывать, я вам предлагаю
отгадать
кроссворд.
Слайду 4.
—
Посмотрите на кроссворд. Ключевое слово расположено по вертикали. Чтобы его отгадать, нужно записать
слова по горизонтали. Вы уже можете отгадать первые два слова, которые как раз и обозначают пропущенные
шаги
Смайлика.
«затруднение» и «причи
на» или использует
Слайд 4, анимация 1—2.
—
Для того чтобы отгадать следующие два слова по горизонтали, определите, в какой роли на
ходится
ученик,
если его цель — правильно передать свою мысль. (В роли
автора.)
Слайд 4, анимация 3.
—
В какой роли находится ученик, если его цель — правильно понять автора. (В роли
понимающего. )
Слайд 4, анимация 4.
—
Добавьте недостающую букву в колонку по вертикали и прочтите слово, которое позволит вам узнать, о чём
мы будем говорить сегодня на уроке.
—
Назовите получившееся слово. (Диалог.)
Слайд 4, анимация 5.
—
Итак, вы сегодня будете открывать новое о диалоге. Как действует ученик, когда открывает новые знания?
(Учащиеся называют два этапа учебной деятельности) Слайд
—
Верно, желаю вам успехов в вашей работе. Вы умеете работать, как настоящие ученики, и поэтому у вас все
получится.
Слайд 5.
—
А помогут вам сделать открытие, то есть разобраться с возникающими вопросами, наши смайлики —
Шустрик и Болтушка.
Открыть
Слайд 5,
анимация /
—
Пожелайте друг другу удачи.
Ученики берутся за руки и говорят слова: «Мы вместе, значит, у нас всё получится! Удачи!»
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Актуализация знаний о диалоге.
С какого шага начнем урок открытия нового знания? (С повторения необходимого
—
Сначала давайте вспомним, какое определение диалога вы знаете? (Диалог — это разговор двух лиц.
—
Где вы можете уточнить определение диалога? (В словаре.)
В словаре Ожегова дается такое определение. (
Слайд 6).
—
Подумайте, какие эталоны вам надо повторить, если вы будете узнавать что-то новое о диа
логе?
(Учащиеся
могут назвать эталоны «Правила работы в паре», «Я — автор. Я — понимаю
щий», «Секреты успешного
выступления»,
«Секрет
понимания»...)
—
Молодцы. Я, как организатор вашей деятельности, предлагаю оставить только эталоны «Правила
работы в паре» и «Я — автор. Я — понимающий».
2)
Актуализация знаний о правилах работы в паре
.
—
Первое задание: в задании № 1 учебного пособия допишите те правила работы в паре, которые вы
будете
применять
при
ведении
диалога.
Проверьте.
Слайд 7.
3)
Актуализация знаний о правилах автора и о правилах понимающего.
—
Вы определили, что в диалоге участвуют два человека. Какие роли они будут выполнять? (Роль
автора и роль понимающего.)
—
Мы и сегодня, и на прошлых уроках говорили об авторе и понимающем. Открыть эталон
Учитель
вывешивает Д—11.4, эталон «Я — автор. Я — понимающий».
—
Предлагаю поработать в паре. Поочерёдно называйте друг другу правила автора и понимающего.
—
Поднимите руку, кому приходилось быть в роли автора и применять данные правила?
—
Поднимите руку, кому приходилось быть в роли понимающего и применять данные правила?
—
Обобщите, что вы повторили. (Что такое диалог, правила работы в паре, цели и правила автора и
понимающего.) (Слайд 8, анимация 1—5)
4)
Мотивация
к
пробному
действию
Какое задание я вам сейчас предложу?( Задание на пробное действие)
—
С какой целью я предложу вам пробное действие? (Чтобы мы смогли понять, что мы не знаем.)
—
Умение правильно и убедительно говорить, вести диалог с собеседником ценилось во все времена.
Недаром древние мыслители возвели умение вести диалог в ранг науки и искусства. Сегодня, когда
успех того или иного дела напрямую связан с общением с множеством людей, эта способность стала
необходима каждому человеку. Как вы думаете, а ученику необходимо умение вести диалог? Приведите
примеры, когда вам приходилось вести диалог или вступать в диалог. (При работе в парах, при
обсуждении
вопросов
с
товарищем,
с
родителями.)
—
Чтобы
диалог
состоялся,
важно
соблюдать основные условия ведения диалога.
Учитель
открывает Слайд 9
\
ОСНОВНЫЕ
УСЛОВИЯ
ВЕДЕНИЯ
ДИАЛОГА
ч________________________________________
5)
Задание на пробное действие
.
—
Попробуйте
назвать основные условия ведения диалога. Выполните задание № 2 учебного пособия.
Что
, на ваш взгляд, должно быть выполнено, чтобы диалог состоялся
?
Ученикам предлагается записать условия диалога в эталон на с. 43 учебника.
—
Поднимите руку, у кого нет результата. В чём ваше затруднение? (Я пока не могу назвать основные
условия
ведения
диалога.)
—
Поднимите руку, кто выполнил задание? Можете ли вы обосновать свой результат? Не за
бывайте,
обосновать — это значит предъявить эталон. (Нет.)
—
Зафиксируйте своё затруднение. (Я пока не могу обосновать, что верно назвал основные условия
ведения
диалога.)
—
У вас возникло затруднение. Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением? (Надо
остановиться и подумать.)
—
Над чем будете думать? (Над причиной затруднения.)
3.Выявление места и причины затруднения.
Вспомните, какое задание вы выполняли?(Назвать основные условия ведения диалога)
В чем причина затруднения.? (Я не знаю основные условия, которые надо выполнять, чтобы диалог
состоялся.)
4
Построение проекта выхода из затруднения.
—
Исходя из причины затруднения, поставьте перед собой цель и зафиксируйте её. (Узнать основные
условия ведения диалога.)
Согласованная цель фиксируется на доске
(77— 13.4а).
—
Сформулируйте тему нашего урока. (Диалог; условия ведения диалога; учусь вести диалог...)
Согласованную тему урока учитель записывает на доске.
—
Какими средствами вы можете воспользоваться для того, чтобы узнать основные условия ведения
диалога? (Мы можем воспользоваться знаниями эталонов, которые повторили, энци
клопедией,
учебником,
Интернетом...)
—
Молодцы, вы предложили разные средства для достижения цели. Я предлагаю вам посмо
треть
сюжеты, в которых беседуют ученики. Ваша задача будет посмотреть и сказать, ка
кие условия точно
нарушили ученики. То есть открытие вы будете делать методом «наоборот». В науке этот метод
называется «от противоположного.» Если это условие наруше
но, диалог не состоялся, значит, для
успешного ведения диалога оно должно быть.
.
(
Слайд 10
).
—
Я открыла вам первый шаг плана. Как выдумаете, какие шаги будут следующие? (Надо про
-
анализировать предложенные сюжеты, выбрать основные условия ведения диалога, затем за
-
фиксировать эти условия, то есть составить эталон.)
Открыть полный план (Слайд 10, анимация 1—3).
ПЛАН:
1.
Посмотреть.
2.
Проанализировать.
—
Что будете делать потом? (Затем мы проанализируем диалоги и выберем условия ведения
диалога.)
—
Какой следующий шаг? (Сделаем вывод и зафиксируем условия, которые надо выполнять,
чтобы диалог состоялся.)
—
Итак, у вас есть план, по которому вы будете действовать, и рабочая карта, в которой вы
будете отвечать на вопросы и фиксировать результаты своей работы. Работать вы будете в груп
-
пах. . Действуйте смелее. Я желаю вам удачи.
5.
Реализация построенного проекта.
Помогать мне будут наши ученики
Смотрим 1 сюжет
Проанализируйте
Смотрим 2 сюжет
Проанализируйте
Смотрим 3 сюжет
(
Слайд 11 или
Д—13.1).
—
Какие условия ведения диалога вы смогли вывести? (Нужна единая тема, смена ролей и вза
-
имопонимание.)
—
У вас получился эталон «Учусь вести диалог», который вы будете использовать не только на
уроках, но и вне школы — при общении с родителями, со сверстниками, с взрослыми. Преодо
-
лели вы затруднение? (Да.)
—
Дома вы можете подумать и дописать, при желании, своё условие ведения диалога в пустой
прямоугольник под эталоном (
Слайд 11, анимация 1)
Физкультминутка.
6.
Первичное закрепление во внешней речи.
Мы открыли новый эталон
—
Какой следующий шаг ученика на уроке? (Будем учиться применять новое знание.)
—
Поможет нам в этом
задание № 4 учебного пособия. Какое задание надо выполнить? (Про
-
анализировать тексты ситуаций из
задания №3 и выяснить, какие условия ведения диалога вы
-
полнены.)
—
П
Прочитайте ситуацию №1 и назовите условия, которые выполняются.(В этом тексте выполняется условие
смена ролей, поэтому в таблице ставим знак плюс напротив этого условия , а общей темы и
взаимопонимания не было, поэтому ставим в таблице напротив этих условий знак «минус» Слайд 12
анимация 1-3)Если участники разговора не выполнили два основных условия, можно сказать, что диалог
состоялся?
(Нет.)
С текстами № 2 и 3 учащиеся работают в парах, затем проверка осуществляется фронтально или по образцу
Слайда 12,
анимация 4—9.
—
Какое условие выполнено во второй ситуации? (Соблюдалась единая тема.)
—
Верно, с натяжкой можно сказать, что это условие выполнено, ведь второму участнику не удалось сказать
ни слова... Можно ли считать, что в этой ситуации есть взаимопонимание, сме
на ролей? (Нет.)
—
В третьей ситуации единая тема была? (Да.)
—
А смена ролей? (Да.)
—
Чего же не хватило собеседникам? (Взаимопонимания, уважения друг к другу.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
—
Как вы можете проверить, что запомнили основные условия ведения диалога? (Выполнить
самостоятельную
работу.)
—
Найдите в учебном пособии
задание № 5. Какое задание надо выполнить? (Прочитать сти
хотворение,
записать, какие условия ведения диалога выполнены, и сделать вывод, состоялся диалог или нет.)
Учащиеся
самостоятельно
выполняют
задание №5 в учебном пособии и проверяют свою работу по
Слайду
13,
анимация 1—4
Проверьте свою работу.
—
У кого есть ошибки?
—
Почему они появились? Исправьте их.
—
Кто всё выполнил верно?
— Оцените свою работу (Слайд 13, анимация 5—6).
—
Молодцы! Идём дальше.
8.Включение в систему знаний.
—
Только ли на уроках вы будете использовать данный эталон? (Нет, знание основных условий ведения
диалога нам пригодится на внешкольных занятиях, в жизни, когда надо обсудить какой-либо вопрос.)
Выполним задание №6
—
Побывав на страницах разных сказок, Вовка понял, что необходимо всему учиться, делать работу самому.
—
Смотрим еще один фрагмент из мультфильма .(Слайд)
7.
Рефлексия деятельности на уроке.
—
Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
—
Какую цель вы сегодня ставили на уроке? (Узнать условия, которые надо выполнять, чтобы диалог
состоялся.)
—
Вы узнали эти условия? (Да, у нас есть эталон «Учусь вести диалог».)
—
Назовите условия, которые должен выполнять каждый участник диалога. (Учащиеся назы
-
вают условия успешного ведения диалога.)
—
Что может произойти, если вы не будете соблюдать эти условия? (Диалог не состоится.)
—
Что вам поможет соблюдать эти условия? (Эталоны, которые мы открывати на предыдущих
уроках: «Я — автор, я — понимающий», «Правила работы в паре», «Терпение» и др.)
—
Кто может воспользоваться эталоном «Учусь вести диалог»? (Я, ученики, родители,
каждый
человек.)
—
Расскажите о сегодняшнем уроке своим родителям, покажите эталон, выберите
вместе тему и потренируйтесь вести диалог. А завтра поделитесь своим опытом, как вы
учились вести диа
лог с родителями.
—
Пришло время для оценки результатов своей работы с помощью «Лесенки успеха»
Оцените свою работу.
Слайд 14, анимация 1-4.
Возможные критерии для оценивания:
1 ступенька — запомнил тему урока, с самостоятельной работой не справился.
2ступенька — запомнил тему урока, запомнил эталон, были ошибки в самостоятельной работе.
3
ступенька — запомнил тему, эталон, не было ошибок в самостоятельной работе.
4ступенька — запомнил тему, эталон, могу объяснить другим, ошибок не допустил.
Спасибо вам за честность, активность на уроке.
Урок окончен.
—
Кто хочет объяснить свой выбор? (Ответы детей.)
—
Наш урок заканчивается. Дома, на уроках по другим предметам вы будете учиться выпол
-
нять условия ведения диалога, которые вы сегодня открыли. Спасибо за активную работу на
уроке.