Напоминание

Использование проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе


Автор: Вера Александровна Моркан
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ-СОШ № 181 г. Екатеринбурга
Населённый пункт: ЕКАТЕРИНБУРГ
Наименование материала: статья
Тема: Использование проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя

общеобразовательная школа № 181 г. Екатеринбурга

Творческий отчёт учителя по самообразованию:

«

Использование

проектной технологии в урочной и внеурочной

деятельности в начальной школе

»

Подготовила:

учитель начальных классов

МАОУ-СОШ № 181 г. Екатеринбурга

Моркан В.А.

Екатеринбург, 2022

Использование

проектной технологии в урочной и внеурочной

деятельности в начальной школе

Вместе учиться не только легче и интереснее,

но и значительно эффективнее.

Е.С. Полат

Использование проектной деятельности продиктована требованиями

современной жизни, социальным заказом государства в системе образования

для формирования разносторонне развитого, творческого, умеющего

мобильно мыслить, планировать, а также прогнозировать и анализировать

результаты своей деятельности гражданина. В современном обществе

существует потребность в таких людях, которые могли бы адаптироваться в

меняющихся условиях труда, в экономическом пространстве, способных к

самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. В связи с этим уже в

начальной школе большое внимание уделяется методу проектов.

Метод проектной деятельности – это система обучения, при которой

учащийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного

планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических

заданий – проектов. Понятие проект в образовательном процессе – это

комплекс действий специально организованных учителем и самостоятельно

выполняемых учащимися в процессе обучения, завершающихся созданием

творческого продукта.

Проектная деятельность широко используется сегодня как на уроках,

так и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе за счет

рационального сочетания теоретических знаний и их практического

применения для решения конкретных целей, задач, которые встают перед

учеником в процессе обучения.

Однако, по мнению А.Б. Воронцова, разработчика ФГОС второго

поколения, полноценная проектная деятельность не соответствует

возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы

работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого

необходимой почвы, неэффективно и, как правило, вредно. Поэтому в

начальной школе проектная деятельность имеет специфические особенности.

Главной особенностью проектного метода в начальной школе – это

метод, идущий от интересов и потребностей самого ребёнка, при этом

стимулирует детскую самостоятельную деятельность, с помощью которой

реализуется принцип сотрудничества ребёнка и взрослого, позволяющий

сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Таким

образом, идя от проекта к проекту, можно легко фиксировать личностный

рост ребёнка, например в дневнике проектов. При организации и разработке

проектов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

На начальном этапе внедрения проектной деятельности в

образовательный процесс в начале первого класса существуют

методологическая и методическая проблемы. Методологическая проблема –

это слабая осознанность действий ребёнком, которые он осуществляет.

Ребёнок, как правило, в этом возрасте не осознаёт ни цели, ни средств, ни

потребностей, ни мотивов, ни установок, ни ценностей. Он просто проявляет

активность, которую в ходе проектной деятельности учителю следует

«преобразовать» в деятельность. Методическая проблема проекта для

учителя, организующего проект, - это проблема разработки конкретной

методики, т.е. проблема выбора системы ценностных принципов (например,

принципы гуманизации, гуманитаризации, здоровьесберижения, принцип

максимальной самостоятельности, принцип самоанализа и самооценки,

диалога, взаимоуважения, доверия, сотрудничества, сотворчества,

терпимости, доброжелательности, взаимного интереса, искренности и т.д.),

которые следует положить в основу применения последовательности

выбранных методов.

Поэтому педагогическая цель организации проекта – создать условия и

помочь детям осознать, что такое проектная деятельность. Педагогическая

задача метапредметного проекта – целенаправленно формировать

универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные,

коммуникативные), создать для этого соответствующие условия; - помочь

детям осознать, какие свойства у объекта бывают, как можно использовать

свойства объекта и как отразить их на бумаге, чтобы сохранить добытые

знания, научить детей работать с информацией и представлять результаты

поиска и обработки информации на носители в виде интеллект- карты. В

процессе работы знакомить учащихся с проектной терминологией.

Следовательно, прежде чем перейти к проектной деятельности, в том

виде как мы ее знаем, в начале первого класса проводится предварительная

работа, которая включает в себя ряд определенных творческих заданий

основанных на переходе от игровой деятельности дошкольника к учебной

деятельности первоклассника. Так как дети должны понимать, что они

делают, зачем и как, понимать, что такое проектная деятельность, отличать

её от других видов своей деятельности (учебной, игровой и пр.) и научиться

управлять ею. Это осознание произойдет не сразу, постепенно, если в ходе

работы разговаривать с детьми о проектах, об их видах и особенностях

проектной работы. Ребёнок должен быть готов к продолжительной и по

возможности самостоятельной работе. Двигаясь по принципу от простого к

сложному, используя в совокупности образовательные технологии:

исследовательскую, поисковую, проблемного обучения, ориентируясь на

самостоятельную творческую деятельность учащихся, которую они

выполняют в течение определённого отрезка времени, можно научить

учащихся реализовывать свой творческий потенциал, проводить

самостоятельные исследования, принимать самостоятельные решения,

использовать различные источники информации, доводить начатое дело до

конца, работать в команде и отвечать за результаты совместной

деятельности.

В образовательных программах учебных предметов начальной школы

содержатся темы уроков проектной деятельности, это как правило мини-

проекты, которые укладываются в один урок или менее. Наибольшую

эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир,

изобразительное искусство, технология. Для исследовательских и творческих

проектов очень хорошо использовать литературное чтение, русский язык,

математику. Краткосрочные (4-6 уроков), недельные, годичные проекты

целесообразнее организовывать во внеурочной деятельности. Для этого в

процессе работы над проектами проводятся экскурсии, прогулки-

наблюдения, социальные акции, опросы, интервьюирование учащимися

отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Существует ряд рекомендаций по организации проектной деятельности

в начальной школе, которые применяются на практике:

- формирование умений и навыков самостоятельной проектной деятельности

целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в

рамках традиционных занятий (в первом классе основное внимание нужно

уделить развитию умений и навыков проектирования и исследовательской

деятельности, привить интерес к познавательной деятельности, расширять

детский кругозор);

- начинать реализовывать практические проекты с первого класса на уроках

трудового обучения, где повышается вероятность творческого развития

учащихся, где естественным образом происходит соединение теории и

практики, что делает теорию более интересной и более реальной, развивает

активность учащихся, приводящей к самостоятельности, укрепляет чувство

социальной ответственности;

- со второго класса наряду с практическими проектами целесообразно

использовать учебные, творческие, информационные с элементами

исследования, к третьему, четвертому классу переходить к групповым, а

затем к долгосрочным индивидуальным проектам;

- для работы над проектом класс можно разбить на несколько групп по 5-6

человек, каждая группа работает над одним «проблемным вопросом»;

- особое внимание надо уделять завершающему этапу проектной

деятельности – презентация (защита) проекта.

Презентация проекта является завершающим этапом его выполнения,

на котором учащиеся рассказывают о проделанной работе в форме выставки

готовых изделий, которые они создали, в виде небольшого выступления,

доклада и презентации в электронном виде. Очень важно, чтобы дети

чувствовали потребность, пользу в изготовленных ими изделиях, в

открытиях, которые они совершили в результате работы.

Оценка выполненных проектов является важным вопросом, она должна

носить стимулирующий характер, например, можно отметить ребят

дипломами, грамотами, памятными подарками. Но не следует превращать

презентацию в соревнование проектов с присуждением мест, лучше

использовать различные номинации.

Таким образом, успешность и результативность проектной

деятельности в начальной школе напрямую зависит от её организации. На

сегодняшний день не существует строгих правил по реализации проектной

деятельности, все они носят рекомендованный характер. Так как метод

проектов предполагает креативный подход к выполнению любого проекта,

способствует развитию творческого мышления и воображения, раскрывает

пространство для мысли как ученика, так и учителя.

Используемая литература:

1. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1-4 классов/ Р.И.

Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ. 2011 год.

2. Проекты в начальной школе. Методическое пособие. 1-4 классы.

Н.В. Матвеева, Г.И. Долгова. – М.: Издательство «Просвещение/БИНОМ».

2018 г.

3. Начальная школа. Всё для учителя! № 11 (47) ноябрь 2015.



В раздел образования