Автор: Вера Александровна Моркан
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ-СОШ № 181 г. Екатеринбурга
Населённый пункт: ЕКАТЕРИНБУРГ
Наименование материала: статья
Тема: Использование проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя
общеобразовательная школа № 181 г. Екатеринбурга
Творческий отчёт учителя по самообразованию:
«
Использование
проектной технологии в урочной и внеурочной
деятельности в начальной школе
»
Подготовила:
учитель начальных классов
МАОУ-СОШ № 181 г. Екатеринбурга
Моркан В.А.
Екатеринбург, 2022
Использование
проектной технологии в урочной и внеурочной
деятельности в начальной школе
Вместе учиться не только легче и интереснее,
но и значительно эффективнее.
Е.С. Полат
Использование проектной деятельности продиктована требованиями
современной жизни, социальным заказом государства в системе образования
для формирования разносторонне развитого, творческого, умеющего
мобильно мыслить, планировать, а также прогнозировать и анализировать
результаты своей деятельности гражданина. В современном обществе
существует потребность в таких людях, которые могли бы адаптироваться в
меняющихся условиях труда, в экономическом пространстве, способных к
самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. В связи с этим уже в
начальной школе большое внимание уделяется методу проектов.
Метод проектной деятельности – это система обучения, при которой
учащийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного
планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических
заданий – проектов. Понятие проект в образовательном процессе – это
комплекс действий специально организованных учителем и самостоятельно
выполняемых учащимися в процессе обучения, завершающихся созданием
творческого продукта.
Проектная деятельность широко используется сегодня как на уроках,
так и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе за счет
рационального сочетания теоретических знаний и их практического
применения для решения конкретных целей, задач, которые встают перед
учеником в процессе обучения.
Однако, по мнению А.Б. Воронцова, разработчика ФГОС второго
поколения, полноценная проектная деятельность не соответствует
возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы
работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого
необходимой почвы, неэффективно и, как правило, вредно. Поэтому в
начальной школе проектная деятельность имеет специфические особенности.
Главной особенностью проектного метода в начальной школе – это
метод, идущий от интересов и потребностей самого ребёнка, при этом
стимулирует детскую самостоятельную деятельность, с помощью которой
реализуется принцип сотрудничества ребёнка и взрослого, позволяющий
сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Таким
образом, идя от проекта к проекту, можно легко фиксировать личностный
рост ребёнка, например в дневнике проектов. При организации и разработке
проектов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
На начальном этапе внедрения проектной деятельности в
образовательный процесс в начале первого класса существуют
методологическая и методическая проблемы. Методологическая проблема –
это слабая осознанность действий ребёнком, которые он осуществляет.
Ребёнок, как правило, в этом возрасте не осознаёт ни цели, ни средств, ни
потребностей, ни мотивов, ни установок, ни ценностей. Он просто проявляет
активность, которую в ходе проектной деятельности учителю следует
«преобразовать» в деятельность. Методическая проблема проекта для
учителя, организующего проект, - это проблема разработки конкретной
методики, т.е. проблема выбора системы ценностных принципов (например,
принципы гуманизации, гуманитаризации, здоровьесберижения, принцип
максимальной самостоятельности, принцип самоанализа и самооценки,
диалога, взаимоуважения, доверия, сотрудничества, сотворчества,
терпимости, доброжелательности, взаимного интереса, искренности и т.д.),
которые следует положить в основу применения последовательности
выбранных методов.
Поэтому педагогическая цель организации проекта – создать условия и
помочь детям осознать, что такое проектная деятельность. Педагогическая
задача метапредметного проекта – целенаправленно формировать
универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные,
коммуникативные), создать для этого соответствующие условия; - помочь
детям осознать, какие свойства у объекта бывают, как можно использовать
свойства объекта и как отразить их на бумаге, чтобы сохранить добытые
знания, научить детей работать с информацией и представлять результаты
поиска и обработки информации на носители в виде интеллект- карты. В
процессе работы знакомить учащихся с проектной терминологией.
Следовательно, прежде чем перейти к проектной деятельности, в том
виде как мы ее знаем, в начале первого класса проводится предварительная
работа, которая включает в себя ряд определенных творческих заданий
основанных на переходе от игровой деятельности дошкольника к учебной
деятельности первоклассника. Так как дети должны понимать, что они
делают, зачем и как, понимать, что такое проектная деятельность, отличать
её от других видов своей деятельности (учебной, игровой и пр.) и научиться
управлять ею. Это осознание произойдет не сразу, постепенно, если в ходе
работы разговаривать с детьми о проектах, об их видах и особенностях
проектной работы. Ребёнок должен быть готов к продолжительной и по
возможности самостоятельной работе. Двигаясь по принципу от простого к
сложному, используя в совокупности образовательные технологии:
исследовательскую, поисковую, проблемного обучения, ориентируясь на
самостоятельную творческую деятельность учащихся, которую они
выполняют в течение определённого отрезка времени, можно научить
учащихся реализовывать свой творческий потенциал, проводить
самостоятельные исследования, принимать самостоятельные решения,
использовать различные источники информации, доводить начатое дело до
конца, работать в команде и отвечать за результаты совместной
деятельности.
В образовательных программах учебных предметов начальной школы
содержатся темы уроков проектной деятельности, это как правило мини-
проекты, которые укладываются в один урок или менее. Наибольшую
эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир,
изобразительное искусство, технология. Для исследовательских и творческих
проектов очень хорошо использовать литературное чтение, русский язык,
математику. Краткосрочные (4-6 уроков), недельные, годичные проекты
целесообразнее организовывать во внеурочной деятельности. Для этого в
процессе работы над проектами проводятся экскурсии, прогулки-
наблюдения, социальные акции, опросы, интервьюирование учащимися
отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Существует ряд рекомендаций по организации проектной деятельности
в начальной школе, которые применяются на практике:
- формирование умений и навыков самостоятельной проектной деятельности
целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в
рамках традиционных занятий (в первом классе основное внимание нужно
уделить развитию умений и навыков проектирования и исследовательской
деятельности, привить интерес к познавательной деятельности, расширять
детский кругозор);
- начинать реализовывать практические проекты с первого класса на уроках
трудового обучения, где повышается вероятность творческого развития
учащихся, где естественным образом происходит соединение теории и
практики, что делает теорию более интересной и более реальной, развивает
активность учащихся, приводящей к самостоятельности, укрепляет чувство
социальной ответственности;
- со второго класса наряду с практическими проектами целесообразно
использовать учебные, творческие, информационные с элементами
исследования, к третьему, четвертому классу переходить к групповым, а
затем к долгосрочным индивидуальным проектам;
- для работы над проектом класс можно разбить на несколько групп по 5-6
человек, каждая группа работает над одним «проблемным вопросом»;
- особое внимание надо уделять завершающему этапу проектной
деятельности – презентация (защита) проекта.
Презентация проекта является завершающим этапом его выполнения,
на котором учащиеся рассказывают о проделанной работе в форме выставки
готовых изделий, которые они создали, в виде небольшого выступления,
доклада и презентации в электронном виде. Очень важно, чтобы дети
чувствовали потребность, пользу в изготовленных ими изделиях, в
открытиях, которые они совершили в результате работы.
Оценка выполненных проектов является важным вопросом, она должна
носить стимулирующий характер, например, можно отметить ребят
дипломами, грамотами, памятными подарками. Но не следует превращать
презентацию в соревнование проектов с присуждением мест, лучше
использовать различные номинации.
Таким образом, успешность и результативность проектной
деятельности в начальной школе напрямую зависит от её организации. На
сегодняшний день не существует строгих правил по реализации проектной
деятельности, все они носят рекомендованный характер. Так как метод
проектов предполагает креативный подход к выполнению любого проекта,
способствует развитию творческого мышления и воображения, раскрывает
пространство для мысли как ученика, так и учителя.
Используемая литература:
1. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1-4 классов/ Р.И.
Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ. 2011 год.
2. Проекты в начальной школе. Методическое пособие. 1-4 классы.
Н.В. Матвеева, Г.И. Долгова. – М.: Издательство «Просвещение/БИНОМ».
2018 г.
3. Начальная школа. Всё для учителя! № 11 (47) ноябрь 2015.