Напоминание

"Спортивные игры"


Автор: Белов Евгений Петрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Черный Ключ
Населённый пункт: м.р. Клявлинский, Самарской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Спортивные игры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной

школы №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский

Самарской области

Принята на заседании

педагогического совета

от «___» ______________ 20______ г.

Протокол № _____________

Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ №2 им. В.

Маскина

____________________Харымова

Л.Н. «______»

_________________20_____ г.

Дополнительная общеобразовательная программа

физкультурно – спортивной направленности

«Спортивные игры»

Возраст обучающихся: 8-17 лет

Срок реализации программы 1 год

Разработчик:

Белов Евгений Петрович

учитель физической культуры

2020 г.

Оглавление

1.

Титульный лист. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1 стр.

2.

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-8стр.

3.

Учебно- тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8-17 стр.

4.

Содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18-26 стр.

5.

Методическое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . 26-32 стр.

6.

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32-33 стр.

7.

Календарно- тематическое планирование . . . . .33-36стр.

Пояснительная записка.

1.1 Общие положения.

Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и

молодёжи в стране - одна из важнейших проблем, вызывающих пристальное

внимание правительства РФ, педагогов дополнительного образования и

родителей занимающихся. В связи с этим является актуальной программа

дополнительного образования детей, направленная на организацию их

двигательной активности не только в режиме учебного дня, но и вне его, т.е.

после уроков.

Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том,

что по форме организации образовательного процесса она является

модульной. Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на

решение своих собственных целей и задач.

Программа состоит из 4 автономных модулей: «Спортивные игры»,

«Тяжелая атлетика», «Настольный теннис», « Легкая атлетика».

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы спортивно- оздоровительной направленности по способствует не

только процессу воспитания личности , но также решению задачи

профессиональной ориентации учащихся. В связи с чем определяются цель и

задачи программы. В ходе таких занятий реализуются ценности здорового

образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях

спортивно-оздоровительной деятельностью.

Актуальность

программы состоит в том, что занятия проводятся

преимущественно

на

улице,

на

свежем

воздухе-волшебное

средство

закаливания. Движение на воздухе – лучший способ укрепления сердечно –

сосудистой системы, усиления обмена веществ.

Разнообразные физические упражнения из арсенала подготовки юных

спортивных игроков, легкоатлетов, тяжелоатлетов, несут в себе большие

возможности для формирования жизненно важных двигательных качеств,

дающих всесторонне физическое развитие, вырабатывающих способность

к активной жизненной позиции, самореализации в последующей профильной

ориентации.

Педагогическая целесообразность данной программы отражена не

только в ее возможности гармоничного физического развития, но и развития

эмоционально-волевой

сферы

ребенка:

выработки

воли

и

характера,

воспитании чувства коллективизма. Систематические занятия детей в

группах с использованием средств физической культуры значительно

повышают их возможности в саморегуляции.

Направленность программы:

физкультурно-оздоровительная (укрепление физического здоровья детей

через внедрение в повседневный быт физкультуры и спорта, освоение

упражнений для развития двигательной активности, совершенствование

навыков спортивных игр, гимнастики и тяжелой атлетической подготовки).

1.2 Целевое назначение программы:

разносторонняя физическая подготовленность личности, ведущей

здоровый образ жизни, через создание условий для сохранения и укрепления

его

здоровья

средствами

физической

культуры

и

спортивных

игр,

гимнастики и комплексов упражнений на развитие физических качеств.

1.3 Для

достижения

поставленной

цели

данная

дополнительная

образовательная программа решает следующие группы задач:

а) учебные:

дать воспитанникам знания о взаимосвязи здоровья и физического

развития

человека,

об

истории

зарождения

физического

воспитания, о правилах безопасности на занятиях физической

культурой

познакомить

воспитанников

с

комплексом

упражнений

для

развития физических качеств

изучить

правила

спортивных

и

подвижных

игр,

изучить

правильную технику упражнения легкой атлетики и тяжелой

атлетики, выполнения упражнения на гимнастических снарядах

б) развивающие:

совершенствование быстроты двигательной реакции

развитие координации и точности движения

развитие силы и ловкости

развитие выносливости

укрепление мышц плечевого пояса, стоп, туловища

развитие гибкости, подвижности в суставах

общефизическое развитие

развитие навыков бесконфликтного общения (во время спортивных

игр)

в) воспитательные:

формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни

воспитание

морально-волевых

качеств

личности,

чувства

коллективизма и товарищества

внедрение физической культуры и спорта в повседневный быт

1.4 Отличительные особенности данной программы

За основу взята Комплексная программа физического воспитания

учащихся 1-11 классов авторов: доктора педагогических наук В.И. Ляха и

кандидата педагогических наук А.А. Зданевича (М. «Просвещение» 2018

г.)

В отличие от вышеупомянутой программы, эта программа основана на

повторении

материала

по

всем

разделам

учебной

программы

и

упражнениям

по

развитию

двигательных

способностей.

Данная

программа ориентирована в основном на совершенствование навыков

подвижных и спортивных игр, эстафет. В итоге у учащихся укрепляется

здоровье, повышается общая физическая подготовленность. Каждое

занятие представляет собой комплекс разнообразных упражнений и игр,

что развивает интерес к занятиям. Кроме того, учащиеся, занимающиеся

по данной программе, научатся вести дневник наблюдений за физическим

развитием и физической подготовленностью, планировать режим дня и

разрабатывать

комплексы

общеразвивающих

упражнений

для

самостоятельных ежедневных занятий, тестировать своё физическое

развитие и физическую подготовленность, а так же осваивать приёмы

снятия утомляемости, что применимо как в учебном процессе, так и вне

его.

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программ рассчитана на детей в возрасте от 8 до 15 лет. Группа

состоит из 15 человек.

1.6 Срок реализации программы и режим занятий

Программа рассчитана на 1год. Занятия проводятся по 3,5 часа в

неделю, т.е. 126 часов. Место занятий – спортзал, спорткомплекс и

спортивная площадка школы.

1.7 Форма и методы работы

В организации учебно-воспитательного процесса по реализации

программы используются разнообразные формы работы:

беседы (по содержанию программы и воспитательные)

лекции

комплексные занятия по физической подготовке

занятия в форме подвижных и спортивных игр, эстафет,

зачёты по технике

тестирование

Методы обучения

словесные (беседы, лекции, работа с учебной литературой)

наглядные (показ упражнений, элементов игры, просмотр спортивных

передач,

посещение

спортивных

соревнований

на

спортивных

сооружениях города)

практические (командные игры, соревнования по отдельным видам

спорта, ведение дневника самоконтроля)

стимулирование и мотивация деятельности (поощрение, порицание,

пример и др.)

1.8 Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу обучения учащиеся должны иметь компетентности, состоящие

из следующих умений и навыков:

Воспитанники должны знать:

правила безопасности на занятиях по ОФП;

технику

выполнения

упражнений

по

развитию

двигательной

активности, правила подвижных и спортивных игр,

технику

выполнения упражнений на гимнастических снарядах и т.д.;

сведения о здоровье и физическом развитии человека;

историю зарождения физического воспитания;

профилактику ожирения, приёмы снятия утомления, повышения

физической и умственной работоспособности.

Воспитанники должны уметь (выполнять):

комплексы упражнений на развитие физических качеств и малых форм

занятий физической культурой, правильно и самостоятельно их

составлять;

контролировать правильность выполнения физических упражнений и

самостоятельно тестировать физические качества;

планировать режим дня и разрабатывать комплексы физических

упражнений для самостоятельных занятий;

контролировать

величину нагрузки

по

показателям

физического

развития и частоты сердечных сокращений, тестировать собственное

физическое развитие и физическую подготовленность;

вести индивидуальный дневник наблюдения за физическим развитием

и физической подготовленностью;

изучать крепость телосложения;

определять причины болевых ощущений.

Воспитанники

должны

обладать

следующими

способностями

(навыками) по физической подготовке:

правильно проходить полосу препятствий и эстафету;

правильно

выполнять

гимнастические

и

тяжёлой

атлетические

упражнения;

уметь играть, соблюдая правила, в баскетбол, футбол, волейбол,

настольный теннис, пионербол и подвижные игры, как то: «Охотники

и утки», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Запрещённое движение» и

др.;

судить и организовывать игры.

1.9 Формы подведения итогов реализации программы

Процесс обучения детей по данной программе позволяет им

продемонстрировать свои знания, умения и навыки в следующих формах: на

контрольных занятиях - зачётах и тестировании физических качеств

воспитанников, на спортивных соревнованиях на уровне школы, района,

города, на спортивных праздниках.

Учебный план ДОП

п/п

Наименование

модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Спортигры

(Баскетбол, мини

футбол, волейбол)

51

3

48

2

Настольный теннис

28

2

26

3

Легкая атлетика

22

2

20

4

Тяжелая атлетика

25

1

24

ИТОГО

126

8

118

1.

Модуль «Спортивные игры»

Реализация этого модуля направлена на развитие и совершенствование

физических качеств, приобретения простейших

навыков техники и

тактики в игровых видов спорта таких как мини - футбол, баскетбол,

волейбол. Модель разработан с учетом личностно - ориентированного

подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность

свободно выбрать конкретный объем работы, наиболее интересный и

приемлемый для него.

Цель модуля: создать условия для развития двигательной активности

обучающихся, путем вовлечение их к регулярным занятиям физической

культурой посредством организованных занятий спортивными играми.

Задачи модуля:

1.Укрепление здоровья;

2.Улучшение физического развития;

3.Приобретение разносторонней физической подготовленности;

4.Привитие

стойкого

интереса

к

занятиям

спортом,

а

также

коллективизма и взаимовыручки.

Учебно – тематический план модуля « Спортивные игры».

п/п

Наименование тем

Количество

часов

Формы

аттестации /

контроля

все

го

Тео

рия

прак

тика

1

Техника безопасности на занятиях по

спортивным играм (мини- футболу)

Различные передачи мяча;-

ногой,

головой, туловищем. Отбор мяча.

Учебная игра в мини- футбол (4+1)(5+1)

Техника игры вратаря, нападающего,

защитника.

Упражнения для развития силы мышц

рук, ног, туловища и шеи:

выполняются на месте, стоя, сидя, лежа

17

1

16

Беседа,

тестирование.

Наблюдение

и в движении индивидуально или с

партнером,

без

предмета

и

с

различными

предметами

(гантелями,

штангой,

набивными

мячами,

скакалками) К ним также относятся

упражнения в прыжках в длину с места

тройные,

пятерные,

десятерные,

прыжки в высоту.

Упражнения для развития ловкости:

одновременные

разнохарактерные

движения конечностями и туловищем;

упражнения

с

мячами,

скакалками;

спортивные игры и сложные эстафеты;

тройной прыжок, метания.

Упражнения для развития быстроты:

подвижные

и

спортивные

игры,

эстафеты,

акробатические

и

гимнастические

прыжки,

легкоатлетические виды:бег на короткие

дистанции (старты, ускорения и рывки),

прыжки с разбега в длину и высоту и

различные

метания,

спринтерская

тренировка на велосипеде.

Выполнение

Контрольных

нормативов.

наблюдение

2

3

Спортигры « Баскетбол»

Техника безопасности на занятиях по

баскетболу. Ведения мяча по прямой,

змейкой, спиной вперед.

Передача мяча от груди, от пола, в

прыжке, в движении.

Зонная защита, Обводка защитника.

Двойной шаг.

Учебная игра в «Стритбол»

Упражнения для развития быстроты:

подвижные

и

спортивные

игры,

эстафеты,

акробатические

и

гимнастические

прыжки,

легкоатлетические

виды

бега

на

короткие дистанции (старты, ускорения

и рывки), прыжки с разбега в длину и

высоту

и

различные

метания,

спринтерская тренировка на велосипеде.

Спортигры «Волейбол»

Верхние передачи мяча в волейболе,

Нижний

прием

мяча,

стойка

волейболиста.

Учебно-тренировочная игра в волейбол.

Подача мяча (нижняя прямая подача,

17

17

1

1

16

16

Наблюдение

Сдача норм

ГТО

соревнование

Наблюдение

Тестирование

Демонстрация

техники

Нижняя боковая подача)

Верхняя прямая подача.

Атакующий удар.

Упражнения на гибкость:

одновременные и поочередные маховые

движения руками вверх, вниз - назад,

вращение руками в локтевых и

плечевых суставах, вращения кистями;

одновременные и поочередные маховые

движения ногами лежа, сидя и стоя

вперед, назад и в стороны. Поочередные

и одновременные сгибания ног лежа,

сидя и стоя. Глубокие выпады вперед,

назад, в стороны. Наклоны вперед,

назад, в стороны и вращения туловища.

Прыжки вверх, прогибаясь, с маховыми

движениями рук вверх - назад и ног

назад

Итого:

51

3

48

2.

Модуль «Настольный теннис»

Реализация

этого

модуля

направлена

на

развитие

и

совершенствование

физических

качеств,

приобретения

простейших

навыков игры в настольный теннис с последующим совершенствованием

технических элементов тенниса.

Модель разработан с учетом личностно- ориентированного подхода и

составлен так , чтобы каждый ребенок имел возможность свободно

выбрать конкретный объем работы, наиболее интересный и приемлемый

для него.

Цель модуля:

создать условия для развития двигательной активности

обучающихся, путем вовлечение их к регулярным занятиям физической

культурой посредством организованных занятий в группах дополнительного

образования по настольному теннису.

Задачи модуля:

1.Укрепление здоровья;

2.Улучшение физического развития;

3.Приобретение разносторонней физической подготовленности;

4.Привитие стойкого интереса к занятиям спортом;

Учебно – тематический план модуля « Настольный теннис»

п/п

Наименование тем

Количество

часов

Формы

аттестации /

контроля

все

го

Тео

рия

прак

тика

1

Тема «Основные сведения о технике

игры,

о

её

значении

для

роста

спортивного мастерства».

Теория:

Средства

и

методы

технической

подготовки. Классификация и анализ

техники изучаемых приёмов игры.

1

2

Беседа,

тестирование.

наблюдение

2

Тема: Техники передвижения

- многократное повторение хватки

ракетки и основной стойки игрока;

- упражнения с ракеткой и мячом:

броски правой (левой) рукой о пол,

партнеру, о стену с ловлей мяча правой

и

левой

руками

сверху

и

снизу,

перебрасывание мяча с одной руки на

другую, подбрасывание мяча вверх с

ловлей двумя, одной рукой;

3

3

Выполнение

контрольных

нормативов,

анкетирование

наблюдение

3

Тема: Техника защиты.

- удары справа и слева ракеткой по мячу

у

тренировочной

стенки,

уприставленной

к

столу

половинке

стола

или

тренировочной

стенке

серийные (на точность безошибочных

попаданий) удары, одиночные удары;

- удар на столе по мячам, удобно

выбрасываемым

(отбиваемым)

тренером, партнером, тренажером;

- Сочетание ударов справа и слева

у

тренировочной

стенки,

у

приставленной к столу половинке стола

или тренировочной стенке, по мячам,

удобно выбрасываемым (отбиваемым)

тренером, партнером, тренажером;

3

3

Наблюдение,

соревнование,

тестирование.

4

Тема: Игра в нападении.

- повторение ударного движения на

разных скоростях (сначала - медленно,

затем – ускоренное) без мяча, с мячом у

стенки;

-

игра

на

столе

с

тренером

(партнером) одним видом удара (только

6

6

Наблюдение

Сдача норм

ГТО

справа или только

слева), а

затем

сочетание ударов справа и слева;

- сводная игра ударами на столе.

5

Тема: Техники подачи.

-

имитация

ударов

накатом,

подрезкой у зеркала без ракетки, с

ракеткой,

на

простейших

тренировочных тренажерах;

- имитация передвижений влево –

вправо – вперед - назад с выполнением

ударных

действий

одиночные

передвижения

и

удары,

серийные

передвижения и удары;

3

3

Тестирование,

опрос.

Соревнование.

6

Тема: Техника нападения.

-

имитация

передвижений

в

игровой

стойке

со

сменой

зон

(передвижения влево – вправо, вперед –

назад, по «треугольнику» - вперед –

вправо – назад, вперед – влево - назад);

6

5

Наблюдение,

сдача

контрольных

тестов.

7

Тема: Участие в соревнованиях.

Теория:

Участие

в

соревнованиях-

необходимое

условие

проверки

и

совершенствования

моральных,

волевых качеств, повышения уровня

спортивного мастерства.

6

6

Двухсторонняя

игра,

соревнование,

Итого:

28

2

26

3.

Модуль «Легкая атлетика»

Реализация этого модуля направлена на развитие специальных физических

качеств с последующим приобретением навыков бега на средние дистанции

(1-3 км.), а также воспитание выносливости.

Цель модуля: Создание условий для формирования интереса к регулярным

занятиям

физическими

упражнениями,

развития

стремления

к

сдаче

контрольных нормативов по легкой атлетике и желания выполнять их.

Задачи модуля:

1.Укрепление здоровья;

2.Привитие интереса к занятиям легкой атлетикой.

3.Приобретение разносторонней физической подготовленности на

основе комплексного применения упражнений из различных видов

спорта, подвижных и спортивных игр;

4.Овладение

основами

техники

бега

и

других

физических

упражнений;

5.Воспитание черт спортивного характера

Учебно-тематический план модуля «Лёгкая атлетика».

Наименование тем

Количество

часов

Формы

аттестации /

контроля

все

го

Тео

рия

прак

тика

Легкоатлетические кроссы:

500- 5000 метров в умеренном и в

среднем темпе.

4

4

Беседа,

тестирование.

Наблюдение

Соревнование

по кроссу.

Одновременные разнохарактерные

движения конечностями и туловищем;

упражнения

с

мячами,

скакалками;

спортивные игры и сложные эстафеты;

тройной прыжок, метания малого мяча

на дальность, меткость, на технику

выполнения.

4

4

Выполнение

контрольных

нормативов,

анкетирование

наблюдение

Бег в гору и под гору в среднем темпе с

Повторениями 5х200м; 3х100м, 2х50 м,

1х30м.

Прыжки в длину с разбега, с места.,

Тройной прыжок.

5

5

Наблюдение,

соревнование,

тестирование.

История развития легкоатлетического

спорта. Российские

легкоатлеты на международной арене.

2

2

Старт

и

стартовый

разгон,

бег

по

дистанции до 2 км в соревновательном

темпе.

3

3

Наблюдение

Сдача норм

ГТО

Соревнование по легкой атлетике

На 100 м., 400 м., 800м., 1500 м.

Эстафета 4х 100

4

4

Итого:

22

22

4.

Модуль «Тяжелая атлетика»

Реализация этого модуля направлена на развитие специальных

физических качеств с последующим приобретением навыков при занятии в

тренажерном зале, развитие силовых качеств , формирование у детей

тактико- технических знаний , профессионально-прикладных навыков и

создание условий для социального , культурного и профессионального

самоопределения,

спортивной

самореализации

личности

ребенка

в

окружающем мире.

Цель модуля. Создание условий для формирования интереса к регулярным

занятиям в тренажерном зале, совершенствование технических элементов и

применение их в соревнованиях по атлетизму.

Задачи модуля:

1.Привитие интереса к занятиям тяжелой атлетикой;

2.Приобретение

разносторонней

физической

подготовленности

на

основе комплексного применения упражнений ;

3.Овладение основами техники подъемов, рывков и других

физических

упражнений;

4.Воспитание черт спортивного характера

Учебно-тематический план модуля «Тяжелая атлетика».

Наименование тем

Количество

часов

Формы

аттестации /

контроля

все

го

Тео

рия

прак

тика

Развитие тяжёлой атлетики в России

Техника

безопасности

и

предупреждение

травматизма

Инвентарь

и

оборудование

тяжелоатлетического зала

7

1

6

Беседа,

тестирование.

Наблюдение

Краткие

сведения

о

строении

и

функциях

организма

человека.

Влияние физических упражнений с

отягощениями

на

организм

занимающихся. гигиена, закаливание

и режим спортсмена. основы техники

6

6

анкетирование

наблюдение

выполнения

тяжелоатлетических

упражнений

места

занятий,

оборудование, инвентарь

Общая

и

специальная

физическая

подготовка.

методика

обучения

тяжелоатлетов.

планирование

спортивной

тренировки.

фазовый

состав рывка и толчка. физкультура и

спорт в России.

4

4

Наблюдение,

соревнование,

Врачебный контроль, самоконтроль,

оказание

первой

помощи,

основы

спортивного

массажа.

методика

тренировок тяжелоатлетов.

краткие

сведения о физиологических основах

спортивной тренировки.

4

4

Наблюдение

Сдача норм

ГТО

Единая российская спортивная

классификация, ее разрядные нормы и

требования к тяжелой атлетике (3ч

4

4

Выполнения

разрядных

требований

Итого:

25

1

24

Содержание программы «ОФП»

«Теоретическая подготовка»

1.1. Тема: Физическая культура и спорт в России. Состояние и

развитие настольного тенниса в России. Теория: Понятие «физическая

культура». Физическая культура как составная часть общей культуры.

Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического

развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи. История

развития настольного тенниса в мире и нашей стране. Достижения

теннисистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и

в мире.

1.2. Тема: Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.

Влияние физических упражнений на организм спортсмена.

Теория:

Мотивация

к

регулярным

занятиям

спортом.

Спортивно-эстетическое

воспитание.

Воспитание

чувства

ответственности

перед

коллективом.

Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам.

1.3. Тема: Гигиенические требования к занимающимся спортом.

Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте. Теория: Понятия

о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде и

обуви. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятия о

рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования

к питанию обучающихся. Значение витаминов и минеральных солей, их

нормы. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Режим дня

спортсмена. Значение сна, утренней гигиенической гимнастики для юного

спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков.

Профилактика вредных привычек. Простудные заболевания спортсменов.

Причины

и

профилактика.

Закаливание

организма

спортсмена.

Предупреждение инфекционных заболеваний, источники инфекций и пути

их распространения. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом;

оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях, приёмы

искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика

спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к

тренировочным занятиям и соревнованиям.

Модуль 1. Легкоатлетические упражнения.

Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений,

занимают одно из главных мест в физическом воспитании. Применяя эти

упражнения, педагог решает две задачи. Во-первых, он содействует

освоению основ рациональной техники движении. Во-вторых, обогащает

двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты

упражнений и условия их проведения. В результате учащиеся приобретают

основы умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину

и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и

метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в

различных условиях.

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и

метаниях начинается систематическое обучение спринтерскому бегу, бегу на

средние и длинные дистанции, прыжкам в длину и в высоту с разбега,

метаниям.

Данный

материал

содействует

дальнейшему

развитию

и

совершенствованию прежде всего кондиционных (скоростных, скоростно-

силовых, гибкости и выносливости) и координационных способностей (к

реакциям, дифференцированию временных, пространственных и силовых

параметров движений, ориентированию в пространстве, чувству ритма).

Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям является

освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с

выпуском

снаряда.

После

стабильного

выполнения

разучиваемых

двигательных

действий

следует

разнообразить

условия

выполнения,

дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов,

способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для

обеспечения прикладности и дальнейшего развития координационных и

кондиционных способностей.

Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как

для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и

кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие на умения

или способности определяется только методической направленностью.

Легкоатлетические

упражнения

рекомендуется

проводить

преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны

доставлять детям радость и удовольствие. Систематическое проведение этих

упражнений

позволяет

овладеть

учащимися

простейшими

формами

соревнований и правилами, а грамотная объективная оценка их достижений

является стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Все это в

совокупности

содействует

формированию

морально-волевых

качеств

личности

ребенка,

таких,

как

дисциплинированность,

уверенность,

выдержка,

честность,

чувство

товарищества

и

коллективизма.

Модуль 2. Спортивные игры

По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным

и универсальным средством развития ребенка.

Специально

подобранные

игровые

упражнения,

выполняемые

индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом

создают

неограниченные

возможности

для

развития

прежде

всего

координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и

перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и

оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений,

способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации)

и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а

также всевозможных сочетаний этих групп способностей.

Одновременно

материал

по

спортивным

играм

оказывает

многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося

(восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание

нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения

правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласование

индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и

соперников.

В учебных группах необходимо стремиться учить детей согласовывать

индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия

(с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения

подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч

капитану»)

и

специальных,

постепенно

усложняющихся

игровых

упражнений (форм).

Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия

для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике

индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, имеющим

существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой

заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно

включая

их

в

ход

осуществления

разнообразных

видов

игровой

деятельности.

Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще

применять метод круговой тренировки, включая на станциях упражнения с

мячом,

направленные

на

развитие

конкретных

координационных

и

кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования

потребностей, интересов и эмоций учащихся. В этой связи обучение

игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными

играми.

Модуль 3: «Тяжелая атлетика».

На теоретических занятиях занимающиеся тяжелой атлетикой

овладевают знаниями по истории вида спорта, способами наблюдения и

другими

необходимыми

профессиональными

навыками,

осваивают

методические основы планирования, методов обучения, анализа критериев и

параметров тренировочных нагрузок.

Занятия подразделяются на учебные, учебно-тренировочные,

контрольные и модельные, рекреационные, а соревнования - на основные,

отборочные и контрольные. На учебных занятиях изучают различные

элементы техники и тактической борьбы, исправляют ошибки, закрепляют

знакомые двигательные действия, знакомятся с новыми упражнениями. В

тренировочных

занятиях

многократно

повторяют

хорошо

освоенные

элементы техники тяжелоатлетических упражнений, совершенствуют их в

условиях различного объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Учебно-тренировочные занятия представляют собой тип занятий,

объединяющий учебные и тренировочные занятия. В них осваивают новый

учебный

материал

и

закрепляют

пройденный.

Контрольные

занятия

проводятся с конкретной задачей проверки оценки уровня подготовленности

тяжелоатлетов

по

разделам

подготовки

технической,

тактической,

физической и морально-волевой.

Модельные

занятия

предусматривают

соответствие

содержания

занятий с программой предстоящих соревнований, их регламентом и

контингентом

участников.

Занятия

по

воспитанию

физических

и

психических качеств состоят из занятий по тяжелой атлетике и другим видам

спорта. Из тяжелой атлетики используются тренировочные и контрольные

занятия, из других видов - круговая тренировка, тренировочные и другие

типы занятий.

Модуль 4. Настольный теннис

- многократное повторение хватки ракетки и основной стойки игрока;

- упражнения с ракеткой и мячом: броски правой (левой) рукой о пол,

партнеру, о стену с ловлей мяча правой и левой руками сверху и снизу,

перебрасывание мяча с одной руки на другую, подбрасывание мяча вверх с

ловлей двумя, одной рукой;

- различные виды жонглирования мячом, подвешенным «на удочке»,

подброс

мяча

правой,

левой

сторонами

ракетки,

двумя

сторонами

поочередно, удары о стенку правой, левой сторонами ракетки, двумя

сторонами поочередно;

- различные виды жонглирования мячом: удары по мячу правой, левой

сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно, удары по мячу на разную

высоту (выше и ниже уровня глаз) с последующей ловлей мяча ракеткой без

отскока от нее правой и левой стороной ракетки, удары по мячу поочередно

ребром ракетки и ее игровой поверхностью;

- упражнения с ракеткой и мячом в движении – шагом, бегом, бегом с

жонглированием разными сторонами ракетки и двумя сторонами ракетки

поочередно, то же с поворотами, изменением направления бега, шагом, бегом

с мячом, лежащим на поверхности игровой плоскости ракетки;

- удары справа и слева ракеткой по мячу у тренировочной стенки,

уприставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке –

серийные (на точность безошибочных попаданий) удары, одиночные удары;

- удар на столе по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым)

тренером, партнером, тренажером;

- Сочетание ударов справа и слева у тренировочной стенки, у

приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке, по

мячам,

удобно

выбрасываемым

(отбиваемым)

тренером,

партнером,

тренажером;

После освоения элементарных упражнений с мячом и ракеткой

рекомендуется переход к изучению техники простейших ударов: разучивание

и имитация исходных для ударов основных позиций – положение ног,

разворот туловища, форма замаха, положение руки по отношению к

туловищу, положение ракетки, кисти, предплечья, плеча;

- многократное повторение ударного движения на разных скоростях

(сначала - медленно, затем – ускоренное) без мяча, с мячом у стенки;

- игра на столе с тренером (партнером) одним видом удара (только

справа или только слева), а затем сочетание ударов справа и слева;

- сводная игра ударами на столе.

После освоения занимающимися игры на столе ударами из различных

точек применяются следующие упражнения:

- упражнения с придачей мячу вращения: удары по мячу левой и правой

стороной ракетки после его отскока от пола, удары по мячу левой и правой

стороной ракетки без отскока от пол, удары по мячу левой и правой стороной

ракетки у тренировочной стенки, удары по мячу левой и правой стороной

ракетки на половинке стола, приставленной к стене, удары по мячу левой и

правой стороной ракетки при игре с тренером (партнером), тренажером;

- имитация ударов накатом, подрезкой у зеркала без ракетки, с ракеткой,

на простейших тренировочных тренажерах;

- имитация передвижений влево – вправо – вперед - назад с

выполнением ударных действий – одиночные передвижения и удары,

серийные передвижения и удары;

-

имитация

передвижений

в

игровой

стойке

со

сменой

зон

(передвижения влево – вправо, вперед – назад, по «треугольнику» - вперед –

вправо – назад, вперед – влево - назад);

- имитация на столе с тренером (партнером, тренажером-роботом) по

направлениям на большее количество попаданий в серии – игра одним

(двумя) ударом из одной тоски в одном, двух, трех направлениях; игра одним

видом удара из двух, трех точек в одном (в разных) направлениях;

- выполнение подач разными ударами;

- игра накатом – различные варианты по длине полета мяча, по

направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева;

- игра срезкой и подрезкой – различные варианты по длине полета мяча,

по направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева;

- игра на счет разученными ударами;

- игра со всего стола с коротких и длинных мячей;

- групповые игры: «Круговая», «Дворник», «Один против всех»,

«Круговая – с тренером» и другие.

4. Методическое обеспечение образовательной программы

4.1 Кадровое

Педагог имеет высшее образование

4.2 Материально-техническое оснащение

спортивный зал;

спортплощадка школы и территория вокруг школьного здания (для

проведения эстафет, легкоатлетических и тяжёлой атлетических

видов);

поляна в лесном массиве;

спортивный инвентарь: баскетбольные мячи - 15, футбольные мячи

- 5, волейбольные мячи - 15, канат - 1, маты - 15, конь - 1, грифы 2,

блины весом 10,10 кг – 1-, гантели 1-8 кг, скакалки - 20

спортивная форма для выступления на соревнованиях - 15 шт.

4.3 Дидактическое обеспечение программы

учебная и популярная литература по темам «ОФП», «Подвижные

игры», «Спортивные игры с мячом», «Здоровье и физическое развитие

человека», «Профилактика вредных привычек»

учебные нормативы по физической подготовке

правила техники безопасности на занятиях по общей физической

подготовке

комплексы

упражнений

на

развитие

двигательной

активности,

физических качеств, по профилактике ожирения.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной

образовательной программы основного общего образования Федерального

государственного образовательного стандарта рабочая программа направлена

на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов по

физической культуре.

Личностные результаты

воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

любви и уважению к Отечеству;

знание истории физической культуры своего народа;

усвоение традиционных ценностей многонационального российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению;

формирование

целостного

мировоззрения,

осознанного

и

уважительного отношения к другому человеку;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора;

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками.

Личностные результаты освоения программного материала проявляются в

следующих областях культуры:

В области познавательной культуры:

владение знаниями об индивидуальных особенностях физического

развития

и

физической

подготовленности,

о

соответствии

их

возрастно-половым нормам;

владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья;

владение

знаниями

по

организации

и

проведению

занятий,

в

соответствии

с

задачами

улучшения

физического

развития

и

физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения

в процессе занятий физическими упражнениями;

способность принимать активное участие в организации и проведении

совместных

физкультурно-оздоровительных

и

спортивных

мероприятиях;

овладение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить

выходы из спорных ситуаций

В области трудовой культуры:

умение планировать режим дня;

умение проводить туристические пешие походы, готовить снаряжение

и благоустраивать места стоянок;

соблюдать правила безопасности;

умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование

В области эстетической культуры:

умение длительно сохранять правильную осанку;

формирование потребности иметь хорошее телосложение;

формирование культуры движения, умение передвигаться легко,

красиво, непринуждённо

В области коммуникативной культуры:

владение умением осуществлять поиск информации по вопросам

современных

оздоровительных

систем,

а

также

обобщать,

анализировать и применять полученные знания в самостоятельных

занятиях физическими упражнениями и спортом;

владение умением формировать цель и задачи индивидуальных и

совместных

с

другими

детьми

физкультурно-оздоровительной

деятельности, излагать их содержание;

уметь оценивать ситуацию и оперативно принимать решение

В области физической культуры:

Владение умениями:

в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью

пробегать 60 м из положения низкого старта, в равномерном темпе

бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки), после быстрого

разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину, с 9-13 шагов разбега

прыжок в высоту способом «перешагивание», проплывать 50 метров;

метание на дальность и меткость;

в

гимнастических

и

акробатических

упражнениях:

выполнять

комбинацию из четырёх элементов, опорные прыжки через козла в

длину и ширину, комбинацию движений с одним из предметов,

кувырки вперёд и назад, в стойку на голове и руках, мост;

в

тяжёлой

атлетике

осуществлять

подводящие

упражнения

по

овладению приёмами техники;

в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым

правилам);

демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень физических

способностей;

владеть

способами

физкультурно-оздоровительной

деятельности,

самостоятельно

выполнять

упражнения

на

развитие

быстроты,

координации, выносливости, силы, гибкости, соблюдать правила

самоконтроля

и

техники

безопасности

во

время

выполнения

упражнений;

владеть

способами

спортивной

деятельности:

участвовать

в

соревнованиях по одному из видов спорта;

владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями,

соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности,

гигиену

занятий

и

личную

гигиену,

проявлять

активности,

самостоятельность, выдержку и самообладание.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить

и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности;

уметь самостоятельно планировать пути достижения целей;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом,

осуществлять контроль своей деятельности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности её решения;

овладение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятие

решения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

умение работать индивидуально и в группах, формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии

с задачей коммуникации;

Метапредметные результаты проявляются в различных областях

культуры:

В области познавательной культуры:

овладение сведениями о роли и значении физической культуры в

формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и

мышления, физических, психических и нравственных качеств;

понимание здоровья как одного из важнейших условий развития

и саморегуляции человека;

понятие физической культуры как средства организации и

активного ведения здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

бережное отношение к собственному здоровью и здоровью

окружающих;

проявление

уважительного

отношения

к

окружающим,

терпимости, толерантности при совместной деятельности;

ответственное отношение к порученному делу.

В области трудовой культуры:

добросовестное выполнение учебных заданий;

приобретение умений планировать, контролировать и оценивать

учебную деятельность;

закрепление

умения

поддержания

оптимального

уровня

работоспособности

в

процессе

учебной

деятельности

посредством

активного использования занятий физическими упражнениями.

В области эстетической культуры:

знание факторов, потенциально опасных для здоровья, и их

опасных последствий;

понимание культуры движения человека;

восприятие спортивного соревнования как культурно-массового

зрелищного мероприятия.

В области коммуникативной культуры:

владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и

открытой форме;

владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и

результаты совместной деятельности;

владение умением логически грамотно излагать, аргументировать

и обосновывать собственную точку зрения.

В области физической культуры:

владение способами организации и проведения разнообразных

форм

занятий

физическими

упражнениями,

их

планирования

и

наполнения содержанием;

владение

умениями

двигательных

действий

и

физических

упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической

культуры;

владение

способами

наблюдения

за

показателями

индивидуального здоровья, физического развития, величиной физических

нагрузок.

Предметные результаты

В основной школе в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом основного общего образования результаты

изучения курса «Физическая культура» должны отражать:

понимание

роли

и

значения

физической

культуры

в

формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый

образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

овладение системой знаний о физическом совершенствовании

человека,

освоение

умений

отбирать

физические

упражнения

и

регулировать

физические

нагрузки

для

самостоятельных

и

систематических занятий с различной функциональной направленностью;

приобретение

опыта

организации

самостоятельных

систематических занятий физической культурой с соблюдением техники

безопасности и профилактики травматизма;

расширение опыта организации и мониторинга физического

развития и физической подготовленности, формирование умений вести

наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1.

Оцев В.В. Программы для внешкольных учреждений. - М.:

Просвещение, 2019 г.

2.

В. И. ЛяхА. А. Зданевич – учебник.

3.

Уроки физкультуры 1-9 класс. М. Просвещение 2017г.

4.

Твой Олимпийский учебник. М. «Советский спорт» 2020г

1.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Модуль

Наименование тем

Кол-

часов

Дата

Пров.

1-2

Л/а

Инструктаж по ТБ ( Легкая атлетика, ), Развитие

2

выносливости. Кроссовая подготовка.

Легкоатлетические

3-4

Упражнения. Ускорение 30 метров по 3 серий.

2

5-6

Знакомство с группой ОФП. Входное

тестирование: подтягивание, бег 500 м, пресс за 30

сек, прыжок с места.

2

7-8

Развитие общей выносливости (ходьба с лыжными

палками по пересечённой местности).

Тестирование: бег 30 м, скакалка за 1 мин,

отжимание.

2

9-10

Развитие выносливости, гибкости, координации.

Ходьба в чередовании с бегом по пересечённой

местности, ОРУ в кругу, СФП с использованием

скамей, подтягивание лесенкой.

2

11-12

Игровая тренировка: русская лапта, ручной мяч,

футбол и др.

2

13

Развитие выносливости, шаговая имитация, кросс

до 3 км.

1

14

Кроссовая подготовка. Бег в умеренном темпе 1-3

км.

1

15-16

Кросс + шаговая имитация. ОРУ с гимнастической

палкой, прыжковая выносливость. ОФП с камнями

на лыжной трассе

2

17-18

Теори

я

История развития легкоатлетического спорта.

Российские

легкоатлеты на международной арене.

2

19-20

Длительный бег по пересечённой местности,

развитие координации, ОФП с собственным весом.

2

21

Шаговая имитация, ОРУ в парах,

резиновый амортизатор, развитие скоростно-

силовых качеств.

1

22

Силовая подготовка. Подтягивание на перекладине

различными способами, жимы штанги; лёжа, сидя,

стоя. Футбол.

1

23-24

теория

Гигиенические требования к занимающимся

спортом. Профилактика заболеваемости и

травматизма в спорте.

2

25-26

Настоль

ный

теннис

Многократное повторение хватки ракетки и

основной стойки игрока;

2

27-28

Развитие специальной выносливости, скоростно-

силовой подготовки (резиновый амортизатор,

полоса препятствий).

2

29-30

Развитие выносливости, гибкости, координации.

2

Ходьба в чередовании с бегом по пересечённой

местности, ОРУ в кругу, СФП с использованием

скамей, подтягивание лесенкой.

31-32

упражнения с ракеткой и мячом: броски правой

(левой) рукой о пол,

2

33-34

удары справа и слева ракеткой по мячу у

тренировочной стенки,

2

35-36

многократное повторение ударного движения на

разных скоростях (сначала - медленно, затем –

ускоренное) без мяча, с мячом у стенки;

2

37-38

- игра на столе с тренером (партнером) одним

видом удара (только справа или только слева), а

затем сочетание ударов справа и слева;

2

39-40

имитация ударов накатом, подрезкой у зеркала без

ракетки, с ракеткой, на простейших тренировочных

тренажерах;

2

41-42

выполнение подач разными ударами;

2

43-44

игра накатом – различные варианты по длине

полета мяча, по направлениям полета мяча,

сочетание накатов справа и слева;

2

45-46

игра срезкой и подрезкой – различные варианты по

длине полета мяча, по направлениям полета мяча,

сочетание накатов справа и слева;

2

47-48

игра на счет разученными ударами;

- игра со всего стола с коротких и длинных мячей;

2

49-50

игра на счет разученными ударами;

- игра со всего стола с коротких и длинных мячей.

2

51-52

- групповые игры: «Круговая», «Дворник», «Один

против всех», «Круговая – с тренером» и другие

2

53-55

Спорт-

игры

«Баске-

тбол»

Теория.Стойка игрока. Передвижение

приставными шагами.

Ведение мяча по прямой, змейкой.

3

56-57

Учебная игра 4х4, игра в «Стритбол». Подвижные

игры.

2

58-59

Передача мяча в парах от груди, от пола.

2

60-61

Встречная эстафета. Тактика игры в мини-

баскетбол.

2

62-63

Зонная защита. Прессинг. Быстрый прорыв 2х1,

2х2.

2

64-65

Штрафной бросок. Шестиметровый бросок

2

66-67

Выбивание мяча. Игра «Борьба за мяч».

2

68-69

Двухшаговой бросок в кольцо после ведения.

Ловля мяча от шита.

2

70

Тяжёла

я

атлетик

Физическая культура и спорт в России.

Состояние

и развитие тяжелой атлетики в России и за

рубежом.

1

а.

Теория

71-72

Тяжёла

я

атлетик

а.

Рывок классический.

2

73-74

Рывок с полу подседом.

2

75-76

Рывок с разножкой с висом.

2

77-78

Нaгpузка с полу подседом, плинтом.

2

79-80

Толчок классический.

2

81-82

Толчок со стоек.

2

83-84

Приседание со штангой на плечах.

2

85-86

Жим лежа, сидя.

2

87-88

Толчок со стоек из-за головы.

2

89-90

Тяга становая со штангой. Наклоны.

2

91-94

Соревнование.

4

95-96

Спорт.

Игры

Волей-

Бол.

Стойка и передвижения волейболиста

2

97-98

Верхние передачи мяча в волейболе.

2

99-

100

Нижняя передача мяча.

2

101-

102

Учебно- тренировочная игра 6х6.

2

103-

104

Соревнование на первенство района по волейболу.

2

105-

106

Верхняя прямая подача.

2

107-

108

Нижняя прямая подача

2

109-

110

Атакующий удар. Техника «Либеро»

2

111

теория

Правила проведения и организация соревнований

по

спортивным играм (волейбол)

1

112-

113

Спорт.

Игры

«Мини-

футбол

Кроссовая подготовка. Подвижные игры. Игра в

мини – футбол.

2

114

Правила проведения и организация соревнований

по

спортивным играм (мини-футбол)

1

115-

116

Кроссовая подготовка. Подвижные игры.

Спортигры

«Волейбол, баскетбол, мини- футбол»

2

117-

118

Упражнения для овладения техникой вратаря.

Подвижные игры «Белые медведи», «метко в

цель», « охотники и утки». Скоростно- силовая

подготовка. Бег на короткие дистанции 60*3

повторения.

2

119-

120

Упражнения для овладения техникой

нападающего. Подвижные игры «Белые медведи»,

«метко в цель», « охотники и утки». Скоростно-

силовая подготовка. Бег на короткие дистанции

2

60*3 повторения.

121-

122

Соревнования по легкой атлетике. Бег на 100, 400,

800,

1500, Эстафета 4х100 м., Прыжки в длину с

разбега.

2

123-

124

Сдача контрольных нормативов. Бег 1000 м.,

прыжки в длину с места, подтягивание, метание,

челночный бег 3х10 м.,

2

125

Кроссовая подготовка 1000-2000 м..

1

126

Подвижные игры на улице. Легкоатлетические

упражнения ( беговые, прыжковые, метание.)

1

Итого:

126

час.



В раздел образования