Напоминание

"Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических и подвижных игр"


Автор: Терехова Татьяна Мефодьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с "Незабудка"
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических и подвижных игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста

посредством дидактических и подвижных игр

Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

(Н.Луконин.)

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры

личности. В этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды,

формируются

основы

нравственно-экологических

позиций

личности.

При

формировании экологических знаний у детей мы выделяем подвижные и

дидактические экологические игры, как форму образования и воспитания

экологической культуры, основанной на развёртывании игровой деятельности

детей, стимулирующей высокий уровень мотивации интереса к природе. Это

игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через

различные

элементы

занимательного

и

одновременно

познавательного

материала, с которым взаимодействуют дети.

Работа

по

экологическому

воспитанию

дошкольников

посредством

дидактических и подвижных игр строится с учетом интересов и потребностей

детей,

пожеланий

родителей,

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей, с учетом принципа интеграции образовательных областей, с

применением метода проектов.

При

проведении дидактических игр

опираюсь

на

принципы:

системности,

развивающего обучения, доступности, принципа опоры на ведущую деятельность

детей. В своей работе с дошкольниками использую – предметные, настольно-

печатные и словесные дидактические игры.

Предметные

игры.

Это

игры,

где

используются

различные

предметы

природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Данные игры используем для

уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов

природы. («Угадай что в мешочке», «Кто, чем питается», «Аптека Айболита» и т.

д.) Игры с предметами мы используем во всех возрастных группах, как в

коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в

зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Словесные игры - не требуют никакого наглядного материала. Их содержанием

являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о

мире

природы.

Примером

словесных

игр

могут

быть

ответы

на

различные вопросы: «Кто

летает,

кто

бегает,

а

кто

прыгает?», «Когда

это

бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» «Что я за

зверь?», «Нужно не нужно» и пр. Эти игры не требует специальных условий,

организуются как в помещении, так и на прогулке.

Настольно – печатные игры: лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое

лото», «Природа живая – неживая», «Ягоды и фрукты, «Как вести себя в лесу»,

«Явления природы» , «Где чей домик» и пр.). Такие игры систематизируют знания

детей о растениях, животных, явлениях природы. Настольно-печатные игры

используем в работе с небольшой подгруппой детей и при организации

индивидуальной коррекционной работы.

Использую в работе по данному направлению дидактические тематические папки

– лепбуки. Это интерактивные папки с кармашками, дверками, окошками,

подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать,

складывать

по

своему

усмотрению.

Лепбуки

вариативны.

Особенностью дидактических игр экологического содержания является то, что

они не дают детям готового решения поведения в мире, а постепенно подводят

их к собственным выводам и заключениям. Игры вариативны, постепенно

усложняются от группы к группе. Если младшей группе знакомство с дикими и

домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови,

кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней

группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и

маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются с

такими играми, как: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животных

загадки», «Сортируем мусор» и другие. Старшие дети разгадывают кроссворды,

решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными

и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин.

При подборе экологических игр обращаю внимание, чтобы

- игры была подобраны с учетом развития детей и тех задач экологического

образования, которые решаются в конкретном возрасте;

-

игры

давали

ребенку

возможность

применять

в

своей

практике

имеющиеся экологические знания и стимулировали к усвоению новых;

- игровые действия должны производиться согласно правилам и нормам

поведения в природе;

- игра должна решать, как задачи экологического образования, так и общие

задачи воспитания и развития ребенка;

- чтобы прослеживалась внутренняя связь каждой игры с предыдущими и

последующими играми для прогнозирования нового этапа в развитии детей.

Для

повышения

эффективности экологического

воспитания использую

разнообразные формы и методы работы. Один из методов –подвижные игры

природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам

животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети

закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению

интереса к природе.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно

использовать подвижные игры типа: «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по

кругу»; подвижные подражательные игры: «Лягушки», «Бездомный

заяц»,

«Змейка» и др. Это игры типа «Наседка с цыплятами», п «С какого дерева лист?»,

«Солнышко и дождик», «Волки и овцы», «Бабочки и цветы», «Садовник» и т. д.

Так же, при формировании экологических знаний, используем в работе с детьми

мультимедийные дидактические пособия.

Экологическое содержание мы можем найти во многих играх. Организуя игры,

взрослые должны понимать, что дети будут активны и получат удовольствие в

случае, если игры будут основаны на знакомых ему сведениях. В этом случае

будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать

багаж имеющихся знаний. Но самое главное, что именно через игровую

деятельность происходит формирование и закрепление экологических знаний

детей.



В раздел образования