Автор: Терехова Татьяна Мефодьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с "Незабудка"
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических и подвижных игр"
Раздел: дошкольное образование
Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста
посредством дидактических и подвижных игр
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
(Н.Луконин.)
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры
личности. В этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды,
формируются
основы
нравственно-экологических
позиций
личности.
При
формировании экологических знаний у детей мы выделяем подвижные и
дидактические экологические игры, как форму образования и воспитания
экологической культуры, основанной на развёртывании игровой деятельности
детей, стимулирующей высокий уровень мотивации интереса к природе. Это
игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через
различные
элементы
занимательного
и
одновременно
познавательного
материала, с которым взаимодействуют дети.
Работа
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
посредством
дидактических и подвижных игр строится с учетом интересов и потребностей
детей,
пожеланий
родителей,
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей, с учетом принципа интеграции образовательных областей, с
применением метода проектов.
При
проведении дидактических игр
опираюсь
на
принципы:
системности,
развивающего обучения, доступности, принципа опоры на ведущую деятельность
детей. В своей работе с дошкольниками использую – предметные, настольно-
печатные и словесные дидактические игры.
Предметные
игры.
Это
игры,
где
используются
различные
предметы
природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Данные игры используем для
уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов
природы. («Угадай что в мешочке», «Кто, чем питается», «Аптека Айболита» и т.
д.) Игры с предметами мы используем во всех возрастных группах, как в
коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в
зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Словесные игры - не требуют никакого наглядного материала. Их содержанием
являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о
мире
природы.
Примером
словесных
игр
могут
быть
ответы
на
различные вопросы: «Кто
летает,
кто
бегает,
а
кто
прыгает?», «Когда
это
бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» «Что я за
зверь?», «Нужно не нужно» и пр. Эти игры не требует специальных условий,
организуются как в помещении, так и на прогулке.
Настольно – печатные игры: лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое
лото», «Природа живая – неживая», «Ягоды и фрукты, «Как вести себя в лесу»,
«Явления природы» , «Где чей домик» и пр.). Такие игры систематизируют знания
детей о растениях, животных, явлениях природы. Настольно-печатные игры
используем в работе с небольшой подгруппой детей и при организации
индивидуальной коррекционной работы.
Использую в работе по данному направлению дидактические тематические папки
– лепбуки. Это интерактивные папки с кармашками, дверками, окошками,
подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать,
складывать
по
своему
усмотрению.
Лепбуки
вариативны.
Особенностью дидактических игр экологического содержания является то, что
они не дают детям готового решения поведения в мире, а постепенно подводят
их к собственным выводам и заключениям. Игры вариативны, постепенно
усложняются от группы к группе. Если младшей группе знакомство с дикими и
домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови,
кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней
группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и
маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются с
такими играми, как: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животных
загадки», «Сортируем мусор» и другие. Старшие дети разгадывают кроссворды,
решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными
и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин.
При подборе экологических игр обращаю внимание, чтобы
- игры была подобраны с учетом развития детей и тех задач экологического
образования, которые решаются в конкретном возрасте;
-
игры
давали
ребенку
возможность
применять
в
своей
практике
имеющиеся экологические знания и стимулировали к усвоению новых;
- игровые действия должны производиться согласно правилам и нормам
поведения в природе;
- игра должна решать, как задачи экологического образования, так и общие
задачи воспитания и развития ребенка;
- чтобы прослеживалась внутренняя связь каждой игры с предыдущими и
последующими играми для прогнозирования нового этапа в развитии детей.
Для
повышения
эффективности экологического
воспитания использую
разнообразные формы и методы работы. Один из методов –подвижные игры
природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам
животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети
закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению
интереса к природе.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно
использовать подвижные игры типа: «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по
кругу»; подвижные подражательные игры: «Лягушки», «Бездомный
заяц»,
«Змейка» и др. Это игры типа «Наседка с цыплятами», п «С какого дерева лист?»,
«Солнышко и дождик», «Волки и овцы», «Бабочки и цветы», «Садовник» и т. д.
Так же, при формировании экологических знаний, используем в работе с детьми
мультимедийные дидактические пособия.
Экологическое содержание мы можем найти во многих играх. Организуя игры,
взрослые должны понимать, что дети будут активны и получат удовольствие в
случае, если игры будут основаны на знакомых ему сведениях. В этом случае
будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать
багаж имеющихся знаний. Но самое главное, что именно через игровую
деятельность происходит формирование и закрепление экологических знаний
детей.